Уроки с использованием этнокомпонента
методическая разработка

     О происхождении чувашей  упомянуто в старинных рукописях и книгах, где описываются  путешествия людей в различные страны, известно оно и по раскопкам древних поселений и захоронений, старинным вещам, вышивкам и деревянным поделкам, хранящимся в музеях и сундуках наших прабабушек

Скачать:


Предварительный просмотр:

     О происхождении чувашей  упомянуто в старинных рукописях и книгах, где описываются  путешествия людей в различные страны, известно оно и по раскопкам древних поселений и захоронений, старинным вещам, вышивкам и деревянным поделкам, хранящимся в музеях и сундуках наших прабабушек.

Академик Г.Н.Волков так охарактеризовал народную педагогику:                                                 «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности».

Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым.

   Мы собрали интересные интегрированные задания, которые можно использовать на уроках русского, литературного чтения, математики и окружающего мира.

Русский язык.

1. Прочитайте текст:

Народ, о котором сейчас мы расскажем, имеет богатое историческое прошлое.  Его называют «чуваши», но в древности предков этого народа знали под другими этнонимами.

Самым важным и достоверным источником научных знаний о прошлой жизни наших предков является чувашский язык.

Ученые-этнологи, историки, языковеды, культурологи изучают многочисленные сведения, находки и по деталям восстанавливают, дополняют страницы исторического прошлого этого народа, интересного по своему происхождению, языку, многообразию лиц.

Чувашский язык относится к тюркской семье, в которую входят около 30 языков: турецкий, татарский, башкирский, узбекский и другие. По своим особенностям чувашский язык уникален, сейчас он — единственный живой язык булгарской группы тюркской языковой семьи.

Чувашский отличается от остальных тюркских языков. Так, например, во многих словах чувашскому «р» в других тюркских

языках соответствует «з», а там, где в чувашском произносят «л», в

тюркских — «ш». Чувашский аффикс множественного числа — сем, в других тюркских языках ему соответствует –лар.

Выполни задания:

  1. Найти одушевлённые имена существительные, подчеркни их одной чертой.
  2. Выпиши слова действия.
  3. Выдели незнакомые слова, найди их значения в толковом словаре.

2.  Прочитай текст, выполни задание:

Еще более двух тысяч лет назад у предков чувашей существовала своя письменность. Ученые называют ее рунической.

Около 1,5 тысяч лет назад, когда предки чувашского народа обитали около Черного моря, наряду с рунами стали использовать греческие буквы, так как эта письменность была хорошо известна местному населению.

Более одной тысячи лет назад во времена Волжской Булгарии помимо рунических знаков стали пользоваться арабскими буквами.

Примеры слов на чувашском языке:

 «девушка»— на чувашском —хёр, «девять» — на чувашском — тӑххӑр, «гусь»—на чувашском—хур, .,  «дверь»— на чувашском —алӑк, «серебро» —на чувашском —кёмёл, «зима» — на чувашском — хёл, «яблоки» — на чувашском —улмасем.

Разгадай ребус и скажи, кто создал основу современного варианта письменности.

3. Чем занимались наши предки. Отгадай шифр, раздели слова  на слоги и поставь знак ударения. Объясни значения слов, используя толковый словарь.

ЕИЛЕДЕЛМЕЗ

4.  У булгар и сувар хорошо были развиты самые разные ремесла.  Чем славились ремесла чувашей вы узнаете, отгадав кроссворд.

Особенно славилась керамика. Из приготовленной глины с помощью гончарного круга мастера лепили  самую разную посуду. Украшали  ее, затем обжигали в специальных  печах. Археологи находили и деревянную посуду. По некоторым   ее деталям ученые определили,  что в обиходе народа существовали и токарные станки.

5. У чувашей много богов:  некоторым они поклонялись, от некоторых защищались. Что им помогало в защите? Отгадай координатную шифровку.

6. При изучении темы «Имена собственные и нарицательные» используем географические названия рек, озер, городов Чувашской Республики.

7.  Вставь пропущенные слова.

В чувашской  семье  мужчины  были  заняты  работой  во…,  а  женщины  в ….  Маленькими детьми занимались…,  подросшие  мальчики  помогали …, а  девочки ….  За  домашними  животными  ухаживали …,  но  лошадьми больше  занимались …,  а  коровами ….  Вышивкой  занимались…,  а резьбой  по  дереву ….  Самые  важные  дела  семьи  решали….

Далее возможны следующие варианты работы с текстом:

1) найти и подчеркнуть грамматическую основу предложения;

2) найти сложные предложения;

3) найти слова, в которых букв больше, чем звуков, или наоборот;

4) найти слова, где все согласные звуки мягкие/ твердые;

5) определить падежи существительных, прилагательных;

6) определить спряжения глаголов.

Математика.

Чувашия в числах.

Математическая викторина «Чебоксары в числах».

Вопросы:

  1. Сколько «серебряных уток» на гербе г.Чебоксары? 
  2. В каком году основан г.Чебоксары? 
  3. Назовите 6 музеев г.Чебоксары. 
  4.  В каком году воздвигнут монумент «Мать-Покровительница» на Заливе? 
  5. Назовите 4 театра г.Чебоксары.
  6. На сколько районов разделен г.Чебоксары?  

Окружающий мир.

Задание 1.

                 

  чувашский костюм      татарский костюм   белорусский костюм     русский костюм

   А в Волго-Камье уже очень давно жили племена древних марийцев, мордвы и других народов. Ранее охотники и рыболовы, они теперь разводили скот и уже освоили земледелие. Было у них и металлопроизводство. Интересно, что с самого начала этим занимались только женщины. Они отливали для себя различные украшения и детали орудий труда. Часть коренного населения после прихода болгар ушла, а часть перемешалась с пришедшими.

2.  Женщины выбирали себе очень шумные украшения, отгоняли зло.  Разберем, как назывался головной убор женщин чувашского народа.

Развалины этой крепости до сих пор сохранились около г. Елабуга.

3.        

  В Волжской Болгарии было очень много (по тем временам) городов, деревень и отдельных замков. В таких замках жили богатые владельцы земли и скота. Вокруг них селились в деревнях простые земледельцы. Они жили в полуземлянках, деревянных и глинобитных домах, последние обычно были закругленной формы. Внутри домов были подполья, а рядом с жилищами — большие ямы-зернохранилища. Дома окружались хозяйственными постройками и заборами.         В каком городе есть до сих пор развалины крепости наших предков?

4. Викторина : «Знатоки»

  Какие виды украшений вы знаете? (Ответы: ожерелье, бусы, шулкеме, нагрудное украшение ама, серьги.)

 Что означает данный знак? (Ответ: он встречается в чувашском флаге и гербе - «Древо жизни».)

 Из чего делали украшения? (Ответ: из монет, бисера, ракушек.)

 Какими основными цветами ниток пользовались чувашки при вышивке? (Ответ: красный, чёрный, жёлтый, коричневый, зелёный.)

 Какими видами швов пользовались при вышивке? (Ответ: крестик, гладь,

двусторонний шов, тамбур.)

 Какими видами посуды пользовались чуваши в прошлом? (Глиняными,

деревянными чашками, ложками, кувшинами, ковшами и др.)

 Из чего делали плетёные изделия? (Из лыка, лозы, корней)

 Какой вид обуви носили чуваши? (Лапти, сапоги, валенки.)

 На чём ткали дорожки, покрывала? (На ткацком станке.)

 На каких изделиях и предметах выполнялась резьба по дереву? (Домашняя посуда, мебель, ворота, игрушки.)

 Какие виды музыкальных инструментов вы знаете? (шапар – волынка, гусли, балалайка, бубен, барабан, свистулька и др.)

 Из какого вида ткани чуваши шили одежду?

 Из чего делали валенки? (Из войлока.)

 Перечислите, из каких надворных построек состоял крестьянский чувашский двор? (Дом, амбар, сарай, хлев, баня.)

 Где можно увидеть древние произведения народного творчества чувашей в

настоящее время? (В музеях.)

5. «Удивительный мир растений и животных»

1. На какие группы можно разделить деревья, растущие в Чувашской Республике? (Хвойные, лиственные)

2. Назовите самые ценные леса Чувашии. (Дубравы)

3. В каком районе произрастает «старейшина чувашских дубов»? (В Моргаушском)

4. Что за «дерево» растет на гербе и флаге Чувашии? (Дерево жизни)

5. Какое дерево чуваши сравнивают с матерью? (Липа)

4. Назвать хвойные деревья (Сосна, ель, пихта)

5. Какие животные живут на территории заповедника «Присурский»? (Сурки – байбаки)

6. На флаге и гербе Чувашской республики есть символы, связанные с природой. Какой из символов относится к неживой природе? Символ живой природы относится к животным или растениям?

6.  «История региона и народа, обычаи»

1. Как звали царя (хана), основателя Великой Булгарии. (Кубрат)

2. Какое государство создал Алмуш? (Волжскую Булгарию)

3. Как назывался народ – предок чуваш. (Булгары)

4. В каком веке появился термин чуваш?

5. В каком веке чувашские земли присоединились к Московскому княжеству? (XVI веке)

6. Назовите самые крупные этносы нашей республики. (Чуваши, русские, татары, мордва)

7. На сколько этнических групп делят ученые чувашей? (3. Верховые 9 тури или вирьял, средние (вaта или анат енчи), низовые (анатри))

8. Подчеркни съедобные слова:

  • Caварни,  мaнкун,  хуплу,  тухья
  • Масмак,  хуран кукли,  акатуй,  навруз
  • Cумaр чyк,  caкaр,  пyрт
  • Курка,  кeскe,  шырттан,  мунча

При знакомстве с чувашской вышивкой можно использовать следующую информацию и задания:

Древние мастерицы знали большое количество швов и отлично владели техникой вышивания. На простом домотканом холсте шерстяными и шёлковыми нитками создавали они неповторимые узоры, расшивая ими предметы убранства. Сурбаны и масмаки, женские рубахи и свадебные покрывала, жениховые платки, пояса и халаты – все украшалось вышивкой.

Вышивка жила в каждом доме, с нею был связан повседневный быт, без неё не обходились посиделки. Предметы, украшенные вышивкой, играли важную роль в ритуальных и культовых обрядах, сопровождали на всём жизненном пути человека. В элементах орнамента чувашской вышивки учёные-исследователи обнаружили знаки древней письменности. Изображения бытия в виде Древа жизни и понятия о Земле, небесном своде и светилах предстали здесь в геометрических линиях и пропорциях узорного шитья. В прошлом, при вышивании применялось более 30 швов.

Задания:

На уроках математики:

 - Нарисовать чувашский орнамент, используя геометрические фигуры;

на ИЗО:

-  Украсить нарисованный фартук элементами чувашской вышивки.

На уроках русского языка:

-  написать небольшие сочинения – рассуждения, например, «О чем может рассказать «Древо жизни», «Может ли вышивка передать настроение мастерицы», «Могу ли я предложить новый элемент для чувашской вышивки?».

 Знакомство с чувашскими украшениями:

Украшения из серебра и бисера представляют собой одно из ярких самобытных явлений в истории развития чувашского народного искусства. К ним относятся женские головные уборы: тухья, хушпу, нагрудные украшения ама, шулкеме, тевет, шейные украшения алка, май сыххи, наспинные пус хысе и др. Бисер и раковины в качестве украшения появились у чувашей в очень древние времена. Позднее у чувашей осталась традиция украшать себя ювелирными изделиями из драгоценных металлов. Произошла замена этих украшений монетами. Монеты выбирались разные по размерам и по звучанию. Монеты, пришиваемые к острову, прикреплялись плотно, а свисающие с краёв свободно. Между ними оставлялись промежутки, чтобы во время танцев они издавали мелодичные звуки.

Задание на уроках технологии или во внеурочной деятельности:

- сплести из бисера украшение, используя основы чувашского бисероплетения.

Узорное ткачество – одно из древнейших и широко распространённых видов народного искусства. До второй половины 19 века ткачество

использовалось больше всего при изготовлении поясов, сурпанов, повязок, головных уборов, покрывал, дорожек. Орнамент тканых вещей составляют геометрические и растительные узоры, состоящие из фигур «Древа жизни», «небосвод», светила.

Как одевались чуваши? Верхней одеждой был кафтан (сăхман). Летом в прохладную погоду одевали летний кафтан – шупăр. Шупăр шили из чёрного или белого материала. Под кафтаном чуваши одевали белое. Белый цвет – это чистота, чистые помыслы, светлые мечты.

После изучения перечисленных выше тем,  на уроках технологии, ИЗО, математики (при изучении темы «Конус»)  выполнить  работы.

От  знакомства с народным  творчеством можно перейти к географическим вопросам изучения Чувашской Республики.

     1.  Дата образования Чувашской автономной области. (24 июня 1920 года)

2. Дата образования Чувашской Республики. (13 февраля 1992 г.)

3. Как называется столица чувашской республики? (Чебоксары)

4. В каком году основан город Чебоксары. (1469)

5. Назовите реки Чувашии. (Волга, Сура, Цивиль, Аниш, Кубня, Рыкша, Парат, Сугуты, Була)

6. Самая длинная река, протекающая на территории Чувашии. (Волга)

7. Назовите озёра Чувашиию (Чeрное, Большое Лебединное, Большой Ургуль, Белое, Кюльхири, Светлое)

8. Какое название озера встречается в Чувашии 2 раза? (Кюльхири)

9. Сколько городов в Чувашии? Назовите их. (9. Чебоксары, Новочебоксарск, Канаш, Ядрин, Козловка, Алатырь, Шумерля, Цивильск, Мариинский Посад)

      10. Назовите самый молодой город в Чувашии. (Новочебоксарск)

 11. Сколько районов в Чувашской Республике? (21)

 12. Какие природные зоны существуют в нашей республике? (Лесная, лесостепная, степная)

Литературное чтение:

Пословицы, поговорки и загадки составляют большую часть устно-поэтического творчества, носят преимущественно наставительный или воспитательный характер и, как правило, состоят из одного или двух логически завершенных предложений. В них выражается оценка народом действительности, какая она есть или какой бы ее хотелось видеть.

Виды работ: сочинение и сбор дразнилок, считалок, пословиц, поговорок и др. Выпуск книжек - альбомов с дразнилками, считалками, закличками, приговорками, пословицами, поговорками и загадками «Малые фольклорные жанры». Знакомство с чувашскими сказками как первый опыт знакомства с прошлым, мировосприятием далеких предков, форма передачи опыта поколений. Легенды и былины о национальных богатырях и героях. Чтение сказок и легенд об истории своего края и народа. Сочинение и инсценирование сказок. Изготовление альбома «Мои любимые сказки». Песни. Знакомство с понятием «национальные песни».

 Народные игры и праздники. Показать детям богатство и разнообразие национальных игр, их значение в формировании жизненно важных навыков, совершенствовании физического развития, самовоспитания. Познакомить детей с термином «обряд», дать характеристику календарным и семейным праздникам. Возникновение обычаев, традиций. Указать роль праздников в жизни народа.

«Нет будущего у народа, который забывает своё прошлое», - гласит чувашская народная пословица. Народ Чувашии обладает богатой и уникальной культурой, неспроста Чувашию называют краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок и узоров. Сохраняя народные традиции, чуваши кропотливо оберегают свой фольклор, народные ремёсла. Бережно хранят в Чувашском крае память о своём прошлом. Нельзя считать себя культурным интеллигентным человеком без знания своих корней, древних традиций, родившихся еще в языческие времена, сохранившихся после принятия христианства и дошедших до наших дней. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души, началом, порождающим личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок на Республиканский конкурс "Лучший урок с использованием ИКТ"

На данном уроке идет знакомство с буквосочетаниями ЧА, ЩА.  Дети формируют умение соблюдать изученные нормы орфографии, видеть «опасные» места в словах, изученные орфограммы. Используются р...

«Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 раз» Урок - путешествие (Урок с использованием ИКТ)

«Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 раз» Урок - путешествие (Урок с использованием ИКТ)Цели:  1) Расширить знания учащихся по ранее изученным темам;2) Совершенствовать умение решать задачи п...

Урок математики в 1 классе. Тема урока: «Задачи на сравнение» Урок с использованием технологии развития критического мышления (приём КЛАСТЕР) и индивидуально-дифференцированного подхода.

Кластер («гроздь») – выделение основных смысловых частей текста и схематическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди». Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно р...

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема урока: Необычная Красная Шапочка. (Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Отрывок). Урок с использованием технологии критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.

Метод «Квант» целесообразно использовать при работе с текстом на уроках литературного чтения, с научно-популярным текстом на уроках окружающего мира.Понятие в  физике: квант – наименьшее количест...

Методическая разработка "Использование слоговых таблиц в процессе обучения чтению" (практический материал для урока с использованием ЭОР)

       Обучение чтению  — увлекательный процесс. Освоение этого важного умения в младшем школьном возрасте значительно облегчит усвоение уроков в школе, да и...

Конспект урока по использованию нестандартной формы «урок – сказка».Урок по технологии «Спасение символа года»

Цели:Развитие у детей интереса к лепке Формирование умения лепить предметы из нескольких частей, правильно располагая части, соблюдая пропорции. Развитие умения использовать в работе стеку...