Урок обучения грамоте
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Потапова Ольга Ивановна

Обучение грамоте, 1-й класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Буква Я"..doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок года по обучению грамоте. (1 класс)

Потапова Ольга Ивановна, учитель начальных классов 

Тема: «Буквы Я, я - повторение».

Цель: 1. Обобщить знания учащихся о буквах Я, я.

             2. Работать по совершенствованию навыков чтения,

                  развитию устной речи.

             3. Развивать умения сравнивать, наблюдать и делать выводы.

             4. Воспитание доброты, щедрости, умения дружить.

 

Оборудование: 1. Плакаты со словами, буквами, рисунками.

                                2. Индивидуальные листы с напечатанными

                                       текстами.

Ход урока.

I. Организационный момент:

              Мы сюда пришли учиться,

              Не лениться, а трудиться,

              Работаем старательно,

              Слушаем внимательно.

II. Объявление темы урока:

- Жила-была девочка, которую звали – Катя

  Послушаем Катю:

                                   

              Как хорошо уметь читать,

              Не надо к мамам приставать,

              Не надо умолять сестрицу,

              «Ну, прочитай еще страницу!»

              Не надо звать, не надо ждать

              А можно взять и прочитать.

- Мы сегодня на уроке покажем, как мы научились читать, расскажем о буквах, которые мы выучили, покажем, какие мы дружные.

- Сегодня к нам на урок заглянуло солнышко. Оно поможет мне оценивать ваши ответы. Если ответ правильный, то солнце ярко светит и дарит вам свой лучик. Если вы ошиблись, то солнышко спрячется за тучку. Но я думаю, этого не случится.

 

III. Основная работа с учащимися.

1. «Буквы заблудились».

- На перемене мне дежурные передали телеграмму. Кто поможет ее              прочитать?

Ученики 1 «В» класса!

К вам обращаются буквы. Помогите нам, пожалуйста! Некоторые

буквы заблудились и не могут найти дорогу домой.

- Ребята, давайте поможем буквам!

- Все буквы заняли свои домики?

- Конечно, нет нашей необычной буквы Я. Может, она у кого на парте    

  затерялась? Где ее домик?

- А чем эта буква необычна?

  Буква Я обозначает два звука, слияние мягкого [й] и гласного [а].

- А в слове Катя, что показывает буква Я?

  Если в слиянии после мягкого согласного слышится [а], то пишем     

  букву Я. Буква Я обозначает мягкость согласного и звук  [а].

  2. «Лишнее слово».

- Продолжим наблюдать за буквой Я. Прочитайте слово и скажите:  

  Какое слово лишнее? Почему?

  Якорь, ягоды, маяк, Земля.

   

  3. «Разделить на две группы».

- Прочитаем слова, напечатанные на доске.

  Яна, дятел, Витя, стая, Таня, змея.

- Что общего у всех слов?

- На какие две группы можно разделить слова?

  (На группы где Я обозначает 2 звука и на группы, где Я обозначает          

  мягкость согласного.)

- Печатаем по вариантам в столбик.

- Проверяем (кивком головы показываем правильный ответ).

- Солнышко радостное, улыбается, все вы знаете о букве Я.

- Сейчас мы проверим ваши знания о других гласных буквах.

    4. «Занять свои домики».

- Сейчас я раздам карточки с гласными буквами, Слушаем рассказ:

     

              Погода стояла чудесная, ярко светило солнце, все гласные

              вышли погулять. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось      

              за тучи, начался проливной дождь. Буквы увидели домики и    

              устремились к ним.

- Правильно буквы заняли свои домики? Почему?

- Солнышко радуется, раздает свои лучики.

     5. Многозначность слова «язык».

- К нам в гости пришел герой из сказки, а кто это, вы асами догадаетесь!

              Приходи к нему лечиться

              И корова, и волчица,

              Всех излечит, исцелит,

              Добрый доктор Айболит.

- Зачем доктор просит больного открыть рот?

  Язык это орган вкуса.

- Откройте учебник на стр. 120 и прочитайте текст о языке – органе  

  человека.

- Послушайте стихотворение, которое подготовила наша ученица.

  (Стихотворение на немецком языке).

- Вы поняли, о чем стихотворение? Почему?

  Иностранный язык – это язык, на котором говорят люди других стран.  

- Послушайте это же  стихотворение на русском языке.

  Найдем текст о разных языках (иностранных).

- Посмотрите, что я вам принесла! Колокольчик, который 1 сентября  

   звенел для вас первый раз, помните? Молоточек, который ударяется о  

   края колокола, он называется языком.

   Прочитаем о языке в колоколе.

- Ребята, какой праздник приближается у нас? Всеми любимый Новый

   год. Вы, наверное, отмечаете праздник всей семьей и ночью зажигаете

   свечи. Давайте и мы сегодня зажжем свечу. Посмотрим, как горит

   пламя, если я на него подую. Язык пламени дрожит, колышется.

   Прочитаем о языке пламени в азбуке.

- Какое необычное слово язык, почему? Звучание одинаковое,

   произношение разное. Кто помнит, как называются  такие слова?

   Омонимы.

   Приведите примеры других слов – омонимов.

   (Ключ, ручка, коса).

   Молодцы!

- Ребята, каким все называют доктора Айболита?

  (Добрым доктором Айболитом).

  Как все звери в сказке «Айболит» относятся друг к другу?

  Давайте и мы споем песню о дружбе, и выполним упражнения.

     6. Физкультминутка:

         песня «Если с другом вышел в путь».

         

    7. Работа над стихотворением «Яблоко спелое…»(стр. 120).

- Послушайте стихотворение, которое написал Я. Аким.

- О чем стихотворение?

- Найдите слово, которое вам непонятно. (Хрусткое).       

   Найдите слова с буквой Я. (Яблоко, Я).

- Подготовим выразительное чтение стихотворения. (Конкурс чтецов).

- Задания – рассказать стихотворение руками.

- Чему учит нас это стихотворение?

  Конечно, быть добрым, щедрым. Я думаю, у нас в классе все дети

  Обладают такими чертами характера, и мне приятно находиться рядом  

  с такими детьми…

- Среди наших друзей, лесных животных, тоже есть добрые, щедрые,

   хорошие друзья.

    8. Чтение текста «Яблоко».

- Сейчас мы прочитаем рассказ, который напечатан у нас на листочке.

       1. В  лесу росла дикая яблоня. Бежал по лесу заяц и увидел    

           яблоко. Яблоко высоко висит. Смотрит зайчик – на ёлке сидит ворона.

        - Ворона, сорви-ка мне яблоко.

        Ворона сорвала яблоко, но не удержала его. Яблоко упало на ежа.

        - Продолжим рассказ по рисунку.

       2. Медведь подумал и сказал:

   - Разделите это яблоко на равные части.

 

        - Продолжаем.

       3. Медведь спрашивает:

         - Мне то за что?

         - А за то, что ты нас помирил и уму разуму научил!

         - На сколько частей поделил яблоко зайчик? Правильно он сделал?      

            Вы бы так сделали? Каким мы видим медведя?  (Мудрым, умным).

    9. Работа с пословицами.

  Прочитайте только те пословицы, которые соответствуют теме

  «Дружба».

             Человек без друга, что земля без воды.

                     Кто много читает, тот много думает.

                     Друзья познаются в беде.

                     Труд человека кормит, а лень портит.

                     Друга ищи, а найдешь - береги.

    10. Инсценировка «Мальвина и Буратино».

            А теперь сюрприз! Догадайтесь, кто к нам пришел? Я буду называть              

              слова, а вы записывайте только первые буквы слова: барабан,

              улитка, рука, арбуз, телефон, игла, ножницы, окунь.

            - Прочитаем вместе: Б У Р А Т И Н О.

              У Буратино есть очень строгая учительница, кто она? Мальвина.

            - Давайте пригласим их в гости! (Хлопаем).

            Мальвина: Здравствуй, Буратино!

            Буратино: Здравствуй, Мальвина!

            Мальвина: Что ты невеселый сегодня? Может, задания не выполнил?

            Буратино: Плохо я справился с заданием.

            Мальвина: А почему?

            Буратино: (злобно выкрикивает) Потому что не умею себя  

                               сдерживать.

            Мальвина: А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить,

                               когда ты такой сердитый?

            Буратино: Вот еще! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает,

                                плакать не буду.

            Мальвина: Буратино, каким тоном ты разговариваешь?

            Буратино: Что значит - каким тоном?

            Мальвина: Подожди, Буратино, пусть ребята тебе подскажут,

                                действительно ли у тебя обыкновенный тон.

            Дети: (Раздраженный, высокомерный тон).

            Буратино: Буратино: - Не было этого, не было …

            Мальвина: Ну вот, опять ты за свое. А когда ты говорил папе Карло:

                                «Хочу мороженное, хочу мороженное» - разве это было  

                                сказано не капризным, недовольным голосом?

            Буратино: Может быть я иногда и говорю немного громко или

                                капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю

                                всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот

                                вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как

                                хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил

                                у него: «Ну, как посадка прошла?» Он почему – то

                                обиделся и ушел. А что я ему плохого сказал? Или вот  

                                ему учительница двойку за кляксу поставила, а я чтобы

                                его утешить спел: «Клякса – вакса – гуталин, на носу

                                горячий блин!» Что тут было? Он очень рассердился. А я

                                ведь развеселить его хотел.

 

            - Нехорошо он поступил, правда дети?

            Дети: (Смеяться над чужими ошибками нельзя.)

            Мальвина: Я думаю, что ребята правы: ты поступил плохо. Нужно

                                всегда вначале подумать, не обидишь ли ты человека тем,

                                что ему скажешь. Нужно следить за своими словами.

            Буратино: Я разве один так разговариваю? Да я можно сказать, учусь

                                у ребят. Потому что многие из них очень похожи на меня.

                                Да я сам слышал! Из – за мелочей называют друг друга

                                грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу.

                                Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше

                                себя ведет, а просто все станем добрее. Хорошо я

                                придумал, Мальвина?

            Мальвина: Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят

                                «Слово лечит, слово и ранит». Запомните это.

             - Ребята, вы согласны с Мальвиной и Буратино, что всем нужно стать

               добрее?

               У каждого из вас есть маленький лучик – это доброта.

               Добрый человек это тот, который любит людей и помогает им.

       

IV. Итог урока.

     - Ребята, сегодня на уроке отсутствовали… Как вы расскажете  

       ему (им) о том, чем занимались на уроке?

     - Что вам понравилось на уроке?

       Отгадайте загадку:

              Есть у радости подруга

              В виде полукруга,

              На лице она живет

              То куда – то вдруг уйдет,

              То внезапно возвратится

              Пусть тоска ее боится!

                                         (Улыбка)

     Давайте поднимем лучики, как светло стало! Улыбнемся друг  

        другу, еще светлее! Улыбнемся нашим гостям – совсем  

        ослепили своей добротой!

     Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....