Урок русского языка во 2 классе ( школа 7 вида)
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) на тему

Урок по теме: " Парные звонкие и глухие согласные на конце слов. Закрепление." для учащихся 2 класса школ 7 вида.  Данный материал содержит подробный конспект урока и приложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc976.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         Урок - презентация «Киевская  Русь при Владимире Святославиче».

                                                          Ход урока.

Цель урока: охарактеризовать деятельность князя Владимира, рассмотреть основные направления внешней политики в период его правления

Задачи урока:

  1. Определить основные направления политики князя Владимира, показать значение его деятельности для укрепления государства на Руси.
  2. Выяснить причины возникновения христианства у восточных славян.
  3. Показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси.
  4. Создать условия для развития  картографических навыков, умений работать с текстом учебника и документом, публично выступать, систематизировать материал;
  5. Способствовать воспитанию уважения к  истории и прошлому своего народа, формированию гуманистических и гражданских позиций, пониманию роли личности в истории.
  6. Наглядно увидеть,  как можно использовать программу  Microsoft Office PowerPoint, познакомится с методикой написания реферата.

Оборудование:

компьютер, как средство обучения;

экран;

мультимедиа;

презентация;

карточки с индивидуальными заданиями;

индивидуальный  материал (кроссворд, тесты для индивидуальной работы);

учебник,  карта «Древнерусское государство в IX –XII в.в», контурные карты

индивидуальная карта учащегося.

Этапы урока        

1.Организационный момент.

Организует школьников к началу урока. Осуществляет эмоциональный настрой.

2. Повторение изученного.

А) Исторический диктант. Дать определение словам- терминам: погосты, уроки, полюдье, князь, дань, язычество.

Б) Тест. (каждому ученику выдаётся карточка, на решение теста отводиться 8 минут)

Выберите правильный ответ
1. Степные кочевники, с начала IXв. обосновавшиеся в просторах Причерноморья, - это:
а) булгары; б) печенеги; в) авары; г) хазары.
2.Военные формирования, состоявшие из граждан и создаваемые на добровольных началах
в случае военных действий:
а) дружина; б) легион; в) народное ополчение; г) фаланга.
З.В городских центрах Древнерусского государства все важнейшие вопросы решал(о):
а) князь; б) вече в) вервь; г) старейшина.
4.Князь Олег захватил Киев в:
а) 860 г. б) 882 г. в) 879 г. г)900г.
5. Столицей своих земель князь Олег объявил:
а) Новгород б) Киев в) Чернигов г) Полоцк
6. Укажите верные утверждения:
а) главным занятием восточных славян было скотоводство
б) колонизация Восточно-Европейской равнины проходила, как завоевание земель
в) славяне использовали систему земледелия, которая называется подсечно-огневой
г) у славян было особое сословие - жрецы
д) в Нижнем Поволжье в VII в.находилась Волжская Булгария
е) столицу Византии Константинополь славяне называли Царьград
ж) людей, главным занятием которых является торговля называют купцами
з) новгородским князем после Рюрика стал Аскольд
и) главой Руси был киевский великий князь
к) общая военная опасность от соседних государств и племен способствовала созданию у восточных славян государства.
Выберите правильный ответы
7.Восточные славяне вывозили на продажу:
а) пушнину; б) ткани; в) мед; г) воск; д)булатные мечи; е) вина; ж) золото и серебро.
8. Установите правильное соответствие:
1)Ярило                                            а) повелитель ветра
2)Перун                                            б) бог света и неба
3)Стрибог                                         в) бог солнца
4)Волос(Велес)                                г) бог грома
5)Мокошь (Макошь)                       д) покровитель скотоводства
6)Сварог                                            е) божество плодородия
9. Вставьте вместо пропусков:
Названия восточнославянских племен было связано с местностью, в которой они жили.
Дреговичи от слова «дряга» - болото, трясина, поляне означало «___________ », древляне
-«__________ ».
10.По какому принципу образован ряд:
Охота, рыболовство, бортничество.
Ключи:1-б;2-в;3-б;4-б;5-б;6-в,д,е; 7-а,в,г,д;8=1-в;2-г;3-а;4-д;5-е;6-б;9- жившие в полях, жившие в лесах;10- занятие промыслами.

В) Опрос по карточкам.

      I уровень: Кто и каким образом сделал Киев столицей русского государства? Почему именно Киев, а не Новгород?

С кем подписал Олег  договор 907 г.?

Что такое полюдье, уроки, погосты? Как они возникали?

      II уровень: Какие задачи стояли перед Древнерусским государством в X-XI в.в.?

Каковы были внешнеполитические устремления Руси  в первой половине X в.? Почему так много времени первые князья уделяли  военным походам?

3. Изучение нового материала

План урока (2 слайд).

Задание на урок (3 слайд)

Слово учителя:

                                         1.Князь Владимир и былины.

Собираясь во второй поход в Болгарию, Святослав разделил русскую землю между своими сыновьями (карта): Старший сын Святослава, Ярополк, стал княжить в Киеве, был женат на христианке и, возможно сам принял крещение. Второму сыну, Олегу, досталась Древлянская земля. Младшего сына Святослава, Владимира, в раннем детстве воспитывала его бабушка – христианка, которая и заронила в душу мальчика семена православной веры. Восьмилетний Владимир был отправлен Святославом в Новгород под присмотр дяди Добрыни Любечанина, язычника. 972 г. -  погибает Святослав, и  братья, перессорившись между собой, пошли войной друг на друга. Началась первая усобица на Руси.

Усобицы - войны между князьями за великокняжеский престол.

980 г.- Владимир становится единовластным правителем Руси. (4,5  слайд) -  учащиеся отвечают на вопросы.  

  1. Работа с 6 слайдом. Вы познакомились с некоторыми былинами. Подумайте и ответьте на вопрос: в чём заключался главный подвиг былинных героев?                       

                   2.Оборона Руси от печенегов.

  1. 7 слайд. Одной из важнейших проблем с самого начала  княжения Владимира была проблема укрепления государства, как внутри, так и вовне. Как и многие другие русские князья, много сил Владимир отдавал борьбе с кочевниками. По рекам Суле, Десне и Стругне (карта) были построены укрепления.
  2. 8 слайд. На юге строились крепости с двумя валами, резонаторами, возводились засеки. Если противник появлялся на границах, то при помощи костров на сигнальных башнях за 2 дня до его приближения узнавали в Киеве. Рассмотрите слайд. Опишите устройство и применение оборонительных укреплений.

           3.Попытки религиозной реформы в 80-е г.г. X века.

       Во второй половине Х века на Руси шла борьба между старыми языческими кланами, которые в случае необходимости обращались на север страны, и той частью знати (преимущественно южной, киевской), что давно поняла необходимость реформ, которые могли бы приобщить тогдашнею Русь к наиболее цивилизованным странам Европы. К этому вели и реформы Ольги и, очевидно, Ярополка. Однако, время таких реформ тогда еще не наступило. Поэтому и Владимир, победив брата и утвердившись в Киеве, поначалу должен был следовать тем, кто помог ему утвердиться на великокняжеском престоле – язычникам. Следует добавить также, что на тот момент сам Владимир был убежденным язычником.Однако, христианство на Руси уже начало развиваться само собой, несмотря на политику великого князя. Торговые отношения с Византией облегчали для Руси знакомство с христианством. Купцы и дружинники, ходившие в Царьград стали принимать там христианство и приносить на Русь новую религию. В княжение Игоря в Киеве была уже христианская церковь святого Илии, так как по словам летописца, в Киеве “мнози бо христиане”. В дружине самого Игоря было много христиан. Жена князя, княгиня Ольга, также была христианкой. Таким образом, христианская вера была хорошо знакома киевлянам еще при первых князьях. Собственно говоря, править в полухристианском Киеве и чувствовать там себя уверенно язычник Владимир вряд ли мог.

  1. 9 слайд. В X в. Киевская Русь считалась в Западной Европе «Дикой Страной».     Почему?(ответы учащихся) Язычество по ряду причин не удовлетворяло Владимира. Почему? (ответы учащихся)  Еще в 980 г. он приказал свести всех идолов в капище на берегу Днепра и объявил Перуна главным богом. Но потерпел неудачу.

В 983 году Владимир предпринимает попытку превратить язычество в государственную религию. Создается единый для всей Руси пантеон языческих богов во главе с Перуном. Была установлена иерархия языческих богов, которая соответствовала иерархии земной власти: один верховный правитель (киевский князь) и далее шли уже местные князья. По его приказу на холме у княжеского дворца в Киеве были поставлены идолы главных божеств. Перун выделялся серебряной головой и золотыми усами. Были установлены идолы и в Новгороде, а возможно, и в других городах. Укрепить язычество пантеоном, однако, не удалось. Заставить по-новому верить в старых богов было слишком трудно, а в прежнем своем виде язычество не устраивало княжескую власть и значительную часть киевской элиты, стремившихся укрепить свой авторитет. По-видимому, этим и объясняется отказ Владимира от язычества и поворот к принципиально новой религии. Учащиеся на основе материала учебника § 5 (стр. 37- 39), выделяют основные , записывая их в тетрадь.

  1. 10 слайд. Поэтому Владимир стал искать религию, присматриваясь к соседям. Выслушав их послов он отправил к ним своих людей. Прочитайте отрывок из  летописи. Определите, кто и какую веру предлагал киевскому князю и почему он в итоге выбрал православие? Отрывок из летописи: 
  2. 11 слайд. Сказал Владимир: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними»,— и обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать». Ответы учащихся.

                           4.Крещение Руси.

      В 988 г. по приказу князя киевлян загнали в воды Днепра и византийские священники разом их крестили. В Новгороде Добрыня крестил жителей «Огнем и мечом».Но еще несколько веков жители Руси продолжали одновременно поклоняться и языческим богам.         13-30 слайды по рефератам учениц 11 класса. Учащиеся  могут наглядно видеть,  как можно использовать программу  Microsoft Office PowerPoint, знакомятся с методикой написания реферата.

 4. Рефлексия:

I.  Тест.

Соотнесите определения и понятия:

1. Размер дани князю – а)погост

2. Место сбора дани – б)урок

Кто из русских князей заключил договор с Византией в 945 году?

1). Олег  2). Игорь  3). Ольга  4). Святослав

Принятие христианства на Руси произошло при князе:

1). Владимире   2). Ярославе Мудром  3). Владимире Маномахе  4). Ольге

Соотнесите термины и определения:

1). Раб                                                                                А) Рядович

2). Человек, отрабатывающий долг                                 Б) Закуп

3).Человек, работающий по договору                               В) Холоп

Каково происхождение выражения: “ Путята крестил мечом, а Добрыня - огнём” ?

В древнерусских былинах Владимир выведен под именем «Владимир Красное Солнышко» и описан с большой любовью.  Как вы  думайте почему?

II. Работа с контурной картой.

III. Работа в рабочей тетради.

5. Выставление оценок.

6.Домашнее задание.

Прочитать параграф 9. Ответить на вопросы после параграфа.  Выписать в словарик новые слова. Составить кроссворд из новых слов (по желанию).

                                                 ЛИТЕРАТУРА.  

ДАНИЛОВ А.А. КОСУЛИНА Л.Г. «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVIв.» (учебник для 6 класса)

Методическое пособие по истории России с древнейших времён до конца XVI в.  (поурочные планы по учебнику ДАНИЛОВ А.А. КОСУЛИНА Л.Г. .). – М., 2006 г.

НАЗАРЕНКО М.Н. ИСТОРИЯ РОССИИ. 6 КЛАСС. Поурочные планы по учебнику ДАНИЛОВА  А.А.,  КОСУЛИНОЙ  Л.Г. «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVIв.»/ В 2 ч. Часть I. Волгоград.2003.

www.lesson-history.narod.ru

www.ssu.samara.ru

www.library.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 3 класс(школа России)

На уроке использовалась групповая работа. Урок построен в технологии деятельностного подхода. На этапе закрепления проведено интересное творческое задание....

Урок русского языка 3 класс "Школа 2100" по теме "Знакомство с антонимами"

Урок был проведен в рамках городского семинара учителей начальных классов «Формирование контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся - основа самостоятельности школьников»...

Урок русского языка 3 класс «Школа России»

Тема: Слова с безударной гласной е, проверяемой буквой ё. Цель урока: Ознакомить с особенностями проверки слов с буквой е в корне. Развивать орфографическую зоркость и умения проверять слова...

Урок русского языка. 3 класс."Школа 2100" Тема:Определение глагола, как части речи.

Урок русского языка. 3 класс. «Школа 2100»Тема: Определение глагола как части речи.Цель: формировать грамматическое понятие «глагол»;  лексическое понятие;    обогатить речь учащих...

Урок русского языка. 4 класс. "Школа России" Тема урока "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов".

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по программе "Школа России". Тема урока: "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов единственного числа"...


 

Комментарии

Урок русского языка для учащихся 2 класса специальной коррекционной школы 7 вида по теме :" Парные звонкие и глухие согласные на конце слов. Закрепление."