Алгоритмы по русскому языку 2 - 3 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Чурнусова Лада Александровна

Предварительный просмотр:

                                                  ДЛЯ   ДЕТЕЙ

 

Парные звонкие:     [б],            [в],            [г],           [д],           [з],           [ж]

Парные глухие:        [п],           [ф],            [к],           [т],           [с],           [ш]

!!!!   Орфограмма   «Правописание  парного  согласного  в   корне  слова»    может   встречаться:

  1. На  конце  слова
  2. В  середине  слова

Алгоритм  рассуждения  при   выполнении  упражнения:

1) В  середине  слова   стечение   парных   согласных   звуков.

2) Значит, есть  орфограмма   «Правописание  парного  согласного  в   корне  слова».

3)Подберу  проверочное  слово  так,  чтобы   после  парного  согласного  стояла   бы   гласная  буква:

                                      нет  много   ……......

                                      от  слова....................

                                      ласково.....................

                                      он    каков?...............

4)Перед   гласной  слышу  [ …. ],    значит   пишу:    …….

5)Подчёркиваю  парный   согласный  в   корне   ………....  



Предварительный просмотр:

ДЛЯ   ДЕТЕЙ  

Парные звонкие:     [б],            [в],            [г],           [д],           [з],           [ж]

Парные глухие:        [п],           [ф],            [к],           [т],           [с],           [ш]

1) На  конце  слова   слышу   парный   согласный    [  ….  ].

2) Значит, есть  орфограмма   «Правописание  парного  согласного  в   корне  слова».

3)Проверяю:                 нет  много   ……......

4)Перед   гласной  слышу  [ …. ],    значит   пишу:    …….

5)Подчёркиваю  парный   согласный  в   корне   ………....  



Предварительный просмотр:

АЛГОРИТМ    работы    над    орфограммой    

«Правописание  безударной   гласной   в   корне   слова»             

(а,   я,   о,   е,   и - 5)

Ставлю   ударение…………

Ударный   слог……………….

Значит,    в       ………   слоге      есть      орфограмма      «Правописание  безударной   гласной   в   корне   слова»

Проверяю    ударением :

  1.  Один  -   много   ……………………………………….

  1.  Много  -   один………………………………………….

  1. Назови  ласково………………………………………..

  1.  ………..    от       слова      …………………………….

  1.  Он           какой?    ………………………………………

  1. Он     что    делает?.......................................

  1. Как?...............................................................

  1. Прикажи   другу………………………………………..

Под       ударением      буква………      

Значит,   пишу …………….

Подчёркиваю       безударную      ПРОВЕРЯЕМУЮ    гласную   ……  в      корне……….



Предварительный просмотр:

Алгоритм  работы  над  словами  

1) Ищем  корень.   Спрашиваем  «От  какого  слова   образовано?»

2) Называем   корень.

3)Есть  приставка?

4) Ставим  ударение.

5) Ударение  падает   в  корень?

            нет                                                            да

  есть  орфограмма:

 безударная  гласная

  (а,   я,   о,   е,   и - 5)

6) Есть  парный  согласный?       б –п           в – ф          г – к           д – т           ж – ш              з – с  

в  середине                            на  конце

ПРИСТАВКИ:

О :  о-,  по-,  под-,   подо-,   про-,   от-,   ото-,   об-,    обо-,   во-,   до-,   со-,  воз-,   вос-

А- :  за-,   на-,   над-,   раз-,   рас-

С-.   ПОМНИ!!!     Приставки   з-    не   бывает!!!

В-,   вы-

Пре-,    пред-,   пере-,   без-,   бес-,    не-

И-:   при-,   из-,     ис-



Предварительный просмотр:

Алгоритм  разбора  слова   по   составу:

1.Указать  часть  речи

Имя  существительное                  Имя прилагательное                        Глагол

         называет                                                                           называет                                                        называет

     1)предмет                                                              признак                                              действие    

    2)животное                                                                                КАКОЙ?                            ЧТО ДЕЛАТЬ?

      3)человека                                                                                 КАКАЯ?                            ЧТО ДЕЛАЕТ?

4)явление   природы                                                               КАКОЕ?                              ЧТО ДЕЛАЛ?

  КТО?    ЧТО?                                        КАКИЕ?                           ЧТО СДЕЛАЕТ?

2. Указать окончание    (Часть  слова,  которая  изменяется) 

У   существительного                                     У   прилагательного                                      У    глагола

Для  этого  изменим   форму   слова:                              Для  этого  изменим   форму   слова:                              Для  этого  изменим   форму   слова:                

Есть…………..                                                                             Он…………..                                                                               Я……….…                                                                

Нет…………...                                                                             Она………...                                                                               Мы……….  

Подойду к ...                                                                           Оно…….....                                                                               Ты……..….  

Вижу………….                                                                            Они..……….                                                                              Вы.………..      

Любуюсь……                                                                      ОКОНЧАНИЕ…………                                                                    Он…………

Говорю  о..…                                                                              2 буквы!                                                                                Они….……

ОКОНЧАНИЕ………                                                                                                                                                              ОКОНЧАНИЕ………

3. Указать  основу    (Часть  слова  без  окончания)

4. Указать  корень   (Общая  часть  родственных  слов)

5. Указать  суффикс  (Часть  слова,  которая  стоит  за  корнем  и  служит  для  образования  новых  слов)

 6. Указать  приставку  (Часть  слова,  которая  стоит  перед  корнем  и  служит  для  образования  новых  слов)



Предварительный просмотр:

Согласные     звуки

Непарные  твёрдые: [ж],  [ш],  [ц]                всегда  твёрдые

Непарные  мягкие:   [й’ ], [ч ’], [щ ’]                    всегда  мягкие          

Звонкие  согласные  звуки

       непарные сонорные                                                                                              парные

      [м],  [н],  [л],  [р],  [й’]                                                                              [б],  [в],  [г],  [д],  [з],  [ж]

ПОМНИ !!!   Парный  звонкий   оглушается (заменяется  парным  ему  глухим): 

1) на  конце  слова   ду[п] - дуб                                2) перед   глухим  парным  согласным  про[п] ка  -пробка                                                                      

Глухие  согласные  звуки

              непарные                                                                                                             парные  

        [х],  [ц],  [ч’], [щ’]                                                                                    [п],  [ф],   [к],  [т], [с],  [ш]

ПОМНИ !!!   Перед  парным  звонким  согласным   парный  глухой   заменяется  парным  ему  звонким:  про[з’] ба - просьба                                                                      

Шипящие   согласные   звуки: [ж],   [ш],    [ч’]    [щ’]

ПОМНИ !!!!   Буквы   «Ъ»  и  «Ь»   звуков  не  обозначают !!!!

Гласные

Гласных   букв   10 ( а - я,   о - ё,   у - ю,   ы - и,   э – е ),                 а  звуков   6 [ а,  о,  у,  ы,  и ]

                      Буквы   «А, О, У, Ы, Э»   обозначают    всегда                                1  звук

             

                                                             

                                                                   Буква   «И »  обозначает

                                             2 звука  [й’ и]                                         1 звук       

                                                    после Ь                                     в остальных случаях

                                                 

                                                       Буквы         «Я,   Ё,    Ю,    Е»       обозначают

2 звука  я-[й’ а],   ё-[й’, о],   ю-[й’ у],    е-[й’ э]                                          1 звук 

     

 после  гласной                                            после Ь, Ъ                                                    после согласной

                               в   начале   слове



Предварительный просмотр:

Перенос  слов

В  русском  языке  10  гласных  букв: а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е

В  слове  столько  слогов,  сколько  гласных  букв!

Перенос     только     по     слогам:     ули-ца.  

     

Нельзя  отделять  согласную  от  следующей  за  ней  гласной:    лю – бовь,  люб – овь                па – рад,  пар - ад

Одну   букву    нельзя     переносить    и    оставлять     на    строке: 

о-сень,     до-ждь,    шь-ёт,   ку – ст,    ака - ция.

Букву   Й    нельзя    отрывать  от   предшествующей    гласной:    май-ка,    ма – йка,                       строй-ка,  стро - йка.

     

Ь,Ъ      нельзя     отделять     от   предшествующей    согласной:     вью-га,     пень-ки,     подъ-ём,     ру-чьи,     пла-тье.      

                                         

Если  удвоенные  согласные  стоят  между  гласными  буквами,  то  первая удвоенная согласная  остаётся,   а   вторая     переносится:   ван-на,    жуж – жать,   осен-няя.                                                                                      

Многие  слова  можно  переносить  по-разному. Возможны  варианты  переносов:

Шум – ный,  шу – мный.                                                        Дерз – кий,  дер – зкий,  де-рзкий.

Дет – ский,  детс – кий.                                                          Лов – кий,  ло – вкий.

Скольз – кий,  сколь – зкий.                                                  Бит – ва,  би – тва.

Се – стра,  сест – ра,  сес – тра.



Предварительный просмотр:

             Разделительный  Ъ                                                                                         Разделительный  Ь

 Между приставкой  и  корнем:                                                 1) внутри     корня                             2) на  стыке  корня  и      

                                                                                                                                                                                  окончания                                                                

....согл    Ъ   я                                                                          …….согл   Ь     я                           ………согл       Ь      я                                                                                                                                                                                                                                                                            

                        е                                                                                                    е                                                             е  

                        ё                                                                                                    ё                                                             ё

                        ю                                                                                                   ю                                                            ю    

                                                                                                                              и                                                             и      

                                                                                                             

                                                                                                                                   вьюг а                                                   в ьёт            

                                                                                                                               вьюж ный                                                л ьёт    

                                                                                                                                 вьюн ок                                                  п ьёт

                                                                                                                                   вьюн                                                     ш ьёт                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                                                  б ьёт

                              Корни,  перед  которыми  пишется  Ъ:

-яв-(объявление, предъявить)                                                      -един-(объединить, разъединить)     

-ясн-(объяснить, разъяснить)                                                      -ерош-(взъерошенный)                         

-яр-(разъярённый)                                                                   -ест-(надъест, съест, объест, подъест)

-ян-(изъян)                                                                            -ех-(въехать, съехать, отъехать, подъехать, объехать)

-ят-(объятия)                                                                          -езд-(подъезд, въезд, съезд, отъезд)

-язв-(съязвить)                                                                       -езж-(въезжать, подъезжать, съезжать)

                                                                                            -ед-(съедобный, объедение, въедливый, объедки)

                                                                                           

 -ём-(подъём, съёмка, подъёмный, съём, объём) 

 -ёж-(съёжился)

-юбилей-(предъюбилейный)                                         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1)Ставим ударение. 2)Делим на слоги. 3)Делаем транскрипцию. ГЛ АСНЫЙ СОГЛ АСНЫЙ удар ный безуд арный [ я ], [ ё ], [ ю ], [ е ] 1) тв ёрдый ---------------------------- мяг кий парн ый непарн ый парн ый непарн ый 2) зв онкий ---------------------------------------------------------- глух ой парн ый непарн ый парн ый непарн ый [ Б ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ Р ] [ Й ’ ] [ П ] [ Ч ’ ] [ Щ ’ ] [ Х ] [ Ц ] [ В ] [ Ф ] [ Г ] [ К ] [ Д ] [ Т ] [ Ж ] [ Ш ] [ З ] [ С ] [ Ж ] [ Ш ] [ Ц ] [ Ч’ ] [ Щ’ ] [ Й ’ ]

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...