Буква Фф
план-конспект урока русского языка (1 класс) по теме

Урок "обучение грамоте" в 1 классе. Знакомство со звуками и буквами Фф. По УМК "Начальная школа XXI века" был такой учебник "Грамота", сейчас "Букварь".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Буква Фф144 КБ

Предварительный просмотр:

Буква Фф и звуки (ф) (ф,)

По учебнику «Грамота»

Цель: познакомить с буквой Фф и звуками (ф) (ф,).

Задачи:

  1. Научить слышать звуки (ф) (ф,) и обозначать их буквой Фф.
  2. Научить читать и записывать слова с буквой Фф.
  3. Продолжить формировать умение составлять задачи и примеры.
  4. Развивать речь, мышление, память.

Ход урока.

  1. Организационный  момент.

* Задание для внимательных. Я прочитаю сказку. Послушайте, какой согласный звук повторяется чаще всех остальных.

Фокусник Федя.

В лесу появилась большая фанерная афиша, на которой было написано:

«Фокусник при помощи волшебного фонарика превращает фикус в фиалку!»

- Фи, - сказал филин Федя, - с волшебным фонариком каждый может. А я без фонарика эти фокусы покажу.

Накрыл Федя фартуком фикус и громко прошептал:

- Фабэс, фабэс, палка, фикус, стань фиалкой!

Потом как сдернет фартук, фикус как грохнется на землю! Горшок вдребезги, фикус – пополам. Вот так факир-недоучка!

II.  Работа со звуками.

* Какой согласный звук повторяется чаще всех остальных? (ответы детей)

Вы сказали разные варианты. Сегодня наша задача выяснить, кто из вас прав.

* Кто главный герой сказки? филин Федя

 Учебник «Грамота» стр.155 фонетический разбор слова филин (один ученик на доске с комментарием).

* С помощью чего фокусник из сказки превращал фикус в фиалку? фонарик

Учебник «Грамота» стр.155 фонетический разбор слова фонарик (один ученик на доске с комментарием).

* Какое слово подходит к схеме: фонарик или фонарь, докажите.

* Сравните первые звуки в словах: чем похожи (отличаются)?

* Кто знает, какой буквой обозначаются эти звуки? ЭФ

Филин, в книжку залетев,

Превратился в букву ЭФ.

* Кто же был прав в начале урока? Какой согласный звук повторялся в сказке чаще всех остальных?

* Замените первые звуки в схемах буквами. Прочитайте слова. Сравните схемы слов.

Игра «Живые звуки»

* Вы будете звуками слова филин. Какой 1 (2,3,4,5) звук? (ребенок берет фишку этого звука и остается у доски). Можно прочитать слово, если звуки стоят кучкой? Встаньте звуки так, как вы стоите в слове. Прочитайте слово (учитель ведет указкой по звукам).

* А сейчас ко мне подойдет 2 (з,5,1,4) звук. Займите свои места в слове. Прочитайте слово. Поставьте свои фишки на место. Прочитайте слово.

Физ.пауза.

Назовите слова со звуком (ф) (ф,):

если слышите звук  (ф) - встают мальчики; (ф,) – встают девочки.

Учебник «Грамота» стр.155.

Чтение слогов. Чтение слов парами (1,2 столбики). * Объяснить, по какому принципу они объединены? Прочитайте слова 3 столбика. Подберите слова к схемам на доске:

Учитель крепит слова, которые называют дети под схемами.

* Какое слово не подошло никуда? Почему? Кто может составить схему к этому слову на доске?

* Прочитайте следующие пары слов, назовите отличия. Назовите слова, в которых буква ЭФ обозначает звук ф (ф,).

Развитие речи.

* Выяснить значение слов: фрак, ферма, фазан, сазан (показать картинки).

Игра «Собери слова».

Учебник «Грамота» стр.155.

* Найдите среди полученных слов такое, в котором букв меньше, чем звуков, докажите (фантазия).

* Чтение стихотворения «Футбол». Прочитайте. Кто показал свое отношение к футболу? Как тетя (мама, сестра, мальчик) относится к футболу? Одинаково надо читать слова каждого персонажа? Почему? Прочитайте стихотворение с нужной интонацией (настроением).

Физ.пауза.

Разыгрывание сценки по стихотворению «Футбол».

III. Работа в тетради стр.41.

* Сравните письменные и печатные буквы. Чем похожи (различны)? Какая особенность у строчных букв? У каких изученных нами букв есть эта особенность? (у,р,д,з)

Какой элемент заглавной письменной буквы ЭФ встречается в других заглавных письменных буквах? (Г,А,Т,П) и т.д.

Из каких элементов состоят печатные буквы? демонстрация написания буквы на доске с проговариванием действий.

Выполнение заданий на 3 ,4, 5 строчках.

Запись предложения печатными буквами:

  1. Прочитать предложение.
  2. Сколько слов в предложении?
  3. Назвать первое, подчеркнуть гласные буквы, разделить на слоги, поставить ударение и т.д.
  4. Записать, пользуясь правилами списывания.

Развитие речи.

Футбол – от английского фут – нога и бол – мяч.

* Что получается?

Физ.пауза.

Игра с мячом.

Учитель бросает мяч, кто поймает, называет слово с буквой Ф(ф), передает другому.

(г.Фергана, р.Фонтанка)

IV. Учебник «Грамота» стр.157

* Рассмотреть, как расположены пуговицы? Сколько пуговиц на рисунке, как сосчитать? (столбиками, строчками)

*Продолжите предложения под рисунком. Как записать это действием? (на доске)

Аналогичная работа со следующей картинкой.

* Составить примеры, используя цифры на шариках, записать на доске.

В конце первой части урока дети рисуют свое настроение:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.

Интегрированный урок обучения грамоте,  письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках  [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...

Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.

Урок  обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного  метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...