Весёлые уроки русского языка
материал по русскому языку (2 класс) по теме

Материал для проведения внеклассной работы по русскому языку в начальной школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesyolye__uroki__russkogo__yazyka.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      Весёлые  уроки  русского  языка  ( 2 класс )

Ведущий: Все  знают, что  урок  русского  языка – дело  серьёзное. И  многие  из  вас  огорчаются, увидев  много  ошибок  в  тетради. Очень  важно, изучая  русский  язык, научиться правильно  и  грамотно  писать  слова  и  предложения. Как  известно: слова  состоят  из  звуков, а  звуки  на  письме  обозначаются  значками – буквами. А  что  может  случиться, если  перепутать  буквы  в  словах, вы  узнаете, когда  прослушаете  стихотворение  А.Шабаева  «Грустные  вести».

Пришло  письмишко  мне гляжу, -

Из  лагеря, от  Мишки…

«Здесь  чудный  лук, и  я  лижу», -

Написано  в  письмишке.

«Лук  лижет?! Что  за  чудеса!

Наверно, шутит  плут…»

Читаю  дальше: «Здесь  лиса. Красивый  дивный  прут».

И  что  такое  он  плетёт, не  разберусь, хоть  тресни:

«Когда  отрят  идёт  в  похот, я  запиваю  песни»

«На  днях  в  лису  я  грусть  нашёл  и  очень  был  доволен»…

Нет! Нет! Не  шутит  он. Боюсь:

Мой  друг  серьёзно  болен.

Вернётся – надо  подлечить: заставить  правила  учить.

( выделенные  предложения  написать  на  доске)

Ведущий:  какие  правила  не  знает  мальчик? Помогите  ему  исправить  ошибки.( за  каждую  исправленную  ошибку -  1 балл  команде )

ДАВАЙТЕ  ПОЗНАКОМИМСЯ  с  командами  и  жюри.

1  команда   «ГЛАСНЫЕ», 2  команда  «СОГЛАСНЫЕ», 3  команда   «ЗНАКИ  Ъ и Ь»,

4  команда   «СЛОВО»     ( каждая  команда  о  себе  рассказывает)

Выступление  команд:                                                                                                                                                                          

  1.   Гласные  тянутся  в  песенке  звонкой.

         Могут  заплакать  и  закричать.

         Могут  в  кроватке  баюкать  ребёнка,

         Но  не  желают  свистеть  и  ворчать.

   2 .  А  согласные  согласны  шелестеть, шептать, скрипеть,

         Даже  фыркать  и  шипеть. Но  не  хочется  им  петь.

   1.   Воздух  свободно  идёт  через  рот, нет  препятствий  разных.

          Голос  участвует, голос  зовёт. Звук  получается… ( гласный )

    2.   Воздух  рвёт  преграды, шум  получается.

           Голоса  нет  совсем, но  звук  прорывается.

           Как  называется  звук  такой? Это …  ( согласный  глухой )

     4.   Дружат  гласные  с  согласной, образуют  вместе  слог.

          «МА»  и  «ША» ( запомни: МАША ), к  нам  явились  на  урок.

            Если  слоги  встанут  рядом – получаются  слова.

            «ТЫ»  и  «КВА» , а  вместе – «ТЫКВА»

            «СО»  и  «ВА» - читай  «СОВА».

             Сколько  в  слове  гласных – столько  и  слогов.

             Это  знает  каждый  из  учеников.

        3.  Мягкий  знак  и  твёрдый  знак  разговаривают  так:

              - Сколько  я  пирожных  съем ?

               Мягкий  знак  ответит: «Семь!»

               Мягкий  знак – хитрый  знак. Не  назвать  его  никак.

               Он  не  произносится, но  в  слово  часто  просится.

               Почему  у  дома  УГОЛ  превратился  сразу  в  УГОЛЬ?

               Без  пожара, просто  так. Это  сделал  мягкий  знак.

               Молчаливый  твёрдый  знак  не  произносится  никак.

                Но  нужен  многим  он  словам, его  учить  придётся  нам.

                Хотите, не  хотите – стоит  он  в  алфавите.

1  конкурс.           К  нам  на  праздник  прислали  телеграмму, но  в  ней  перепутаны  слоги. Поменяйте  слоги  местами  и  прочитайте  текст.

РЕБЯ            ДОРО          ЗДРАВ          ГИЕ          ТА          ПО         ЛЯЕМ        ВАС       С       ПРАЗД        КА        РУС

ЯЗЫ             СКОГО         НИКОМ           !

( Дорогие  ребята! Поздравляем  вас  с  праздником  русского  языка.)

2  конкурс.   А) Убери  цветок  и  найди  название  овоща:   ОГРУОМРАЕШЦКА.

                             Б) Найди  деревья :  ТОБПЕРОЁЛЗАЬ.

                             В) Найди  два  фрукта:  ЯБГЛРОУШКАО.

Ведущий: Все  знают, что  уроки  русского  языка – дело  серьёзное. Однако  и  в  такой  серьёзной  дисциплине  есть  повод  для  шуток. В  русском  языке  есть  шутка, основанная  на  комическом  использовании  сходно – звучащих, но  разных  по  значению  слов. Называется  это – каламбуром ( в  переводе  с  французского « игра  слов» ). Игры  со  словами  могут  быть  разными. Вот  известная  многим  игра  со  словом «победа»:

- В  какой  гостинице  вы  жили? ( ПОБЕДА )

- Чего  вы  ждали? ( ОБЕДА )

- Случилось  что? ( БЕДА )

- Пропала  что? ( ЕДА )

- Вы  кричали? (ДА )

- А  что  кричали? ( А…А …А )

Сценка «УДАРЕНИЕ»    ( комната, девочка  Таня  ходит  по  комнате  и  держится  за  голову)

Таня:   Очень  болит  голова, а  так  хочется  пойти  в  школу. Надоело  болеть. Нужно  лекарство  принять.             ( берёт  бутылочку  с  лекарством  и  читает)   «Принимать  3 раза  в  день  по  1 столовой  ложке. После  приёма – пищи. ( Таня  принимает  лекарство  и  начинает  пищать: пи-пи-пи…)

Брат:  Что  случилось, Таня? Почему  ты  пищишь?

Таня:    Я  лекарство  приняла. И  там  написано… ( читает )

Брат:   Таня, ты  неверно  прочитала. Принимать  надо  …  после  приёма  пищи! ( то  есть  после  еды )

Таня:     Ой! И  правда. Учительница  в  школе  нам  говорила, что  от  постановки  ударения  меняется  смысл    слова.

Ведущий: В  русском  языке  таких  слов, похожих  как  две  капли  воды  немало. Слушаем  стихи  и  постараемся  их  закончить.

В  дом  войти  никто  не  мог -  на  двери  висел  … ( замок )

Я  песок  руками  рою. Королевский  … ( замок )  строю.

Из  стенки… ( гвоздики )  торчат, повешу – ка  на  них  плакат.

А  на  день  рождения  Вике  в  подарок  я  несу  … ( гвоздики )

( Белки )  прыгают  по  веткам, принесли  орешки  деткам.

Ты  печенье  испеки: взбей  яичные  … ( белки )

3  конкурс. Загадки  для  зрителей.

А) Грамоты  не  знаю, а  весь  век – пишу. ( перо )

Б) Чёрный  Ивашка – деревянная  рубашка. Где  носом  поведёт, там  заметку  кладёт. (карандаш)

В) Белый  зайчик  прыгает  по  чёрному  полю. ( мел  и  доска )

Г) Не  куст, а  с  листочками. Не  рубашка, а  сшита. Не  человек, а  рассказывает. ( книга )

Д) Пять  чуланов, а  одна  дверь. ( перчатка )

Е)  Новая  посудина, да  вся  в  дырках. ( сито )

Ж) Одну  меня  не  едят, а  без  меня  редко  едят. ( соль )

И)  Висит  сито, не  руками  свито. ( паутина )

К)  В  лесу  родился, а  дома  хозяйничает. ( веник )

Л)  Не  для  рыб, а  сети  расставляет. ( паук )

4  конкурс. Проверим  знание  алфавита.                                                                                                                               ( каждая  команда  получает  карточку  со  словами, которые  нужно  расставить  в  алфавитном  порядке )

УХО,  ЗОНТ,  ЧАСЫ,  КОТ,  ПЕНАЛ,  ГОРОД,  ЕЛЬ, ЯКОРЬ,  СТУЛ,  АЙВА,  ОКНО,  ЩУКА, КОРОВА,  ХЛЕБ,  ЭКРАН

( айва, город, ель, зонт, корова, кот, окно, пенал, стул, ухо, хлеб, часы, щука, экран, якорь )

5  конкурс. Отгадай  знаки  препинания.

1. На  крохотное  ушко  похожа  завитушка,

    Велит  нам  постоять  чуть-чуть

    И  отправляйся  дальше  в  путь.

    Выйдет  на  дорожку – всем  подставит  ножку. ( запятая )

2. Ляжет  палочкой  на  строчку –

    Проходите  по  мосточку. ( тире )

3. Оно  глазастое. Ходит, знаками  хвастая.

    Так  и  хочется  ему  разъяснить  нам  что  к  чему. ( двоеточие )

4. Стоят  три  кумушки  рядком, ведут  беседу, но  тайком.

     Какими – то  далёкими  туманными  намёками. ( многоточие )

5.  Всегда  подслушать  норовят  то, что  другие  говорят. ( кавычки )

6.  Словам  раскрывают  объятья:

     - Ждём  в  гости  вас, милые  братья! ( скобки )

Ведущий: А  вот  известная  всем  фраза. Поставьте, где  надо  запятую.

КАЗНИТЬ  НЕЛЬЗЯ  ПОМИЛОВАТЬ. ( на  доске  написать )

6  конкурс.     Отгадай  имя.               (вписать  в  пустые  клетки  первые   буквы  слов – картинок. Получишь  по  вертикали  имя  мальчика – известного  героя  произведения  Л.Толстого )

Подведение  итогов  конкурсов. Награждение  победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Тренажёр "Весёлая гусеница" (Русский язык, 1-2 класс)

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной страницы, а словарные слова составляют огромный словарь: их надо учить и уч...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

октябрь16 Весёлый урок русского языка

Познавательно-развлекательный урок....

Учебно-методический комплект к уроку русского языка "Весёлые наборщики: запись слов под диктовку, создание и запись с помощью заданных на доске слогов новых слов."

Весёлые наборщики: запись слов под диктовку, создание и запись с помощью заданных на доске слогов новых слов....