Главные вкладки

    урок русского языка в 1 классе по системе Л. Занкова по теме "Родственные слова. Корень", презентация.
    методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

     

    Тип урока: урок открытия новых знаний.

    Методы: словесный,  игровой, наглядный, поисковый, метод свободного выбора и свободной беседы, метод взаимодействия и самоконтроля.

    Приемы: рассуждение

    Формы организации: групповая, коллективная, индивидуальная.

    Технологии: развивающего, здоровьесберегающего, дифференцированного обучения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rodstvennye_slova.doc37.5 КБ
    Office presentation icon rodstvennye_slova.ppt879.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Родственные слова. Корень.

    Цели урока:

    1. через развитие умения рассуждать и делать выводы, рассмотреть понятия “родственные слова” и “корень слова”;
    2. развивать умение самостоятельно добывать знания в процессе работы с однокоренными словами;
    3. воспитывать умение работать в кол-ве: дружно, слаженно, выслушивая мнение другого, умение договариваться.

    Тип урока: урок открытия новых знаний.

    Методы: словесный,  игровой, наглядный, поисковый, метод свободного выбора и свободной беседы, метод взаимодействия и самоконтроля.

    Приемы: рассуждение

    Формы организации: групповая, коллективная, индивидуальная.

    Технологии: развивающего, здоровьесберегающего, дифференцированного обучения

    Ход урока

    1. Организационный момент

    2. Актуализация знаний учащихся.

    Минутка чистописания.

    Ле. , пару. , голо ., ча .  Букву, которую мы будем писать является орфограммой данных слов. Какая это буква? Обоснуйте ответ. Что вы знаете о звуке  [с] ?

    Ссз  Ссзз Ссззз

    Определите порядок написания букв в цепочке и напиши до конца.

    3. Формирование новых знаний  уч-ся

          1. Сообщение темы урока, постановка задач.

    На  уроке русского языка мы будем с вами САМИ ДОБЫВАТЬ знания по русскому языку.

    И работать мы в ней будем сегодня со словом КОРЕНЬ. Как вы думаете какое значение имеет это слово? (корень дерева, корень зуба, корень слова…). Значит это слово какое? (многозначное) (слайд )

    – А как вы думаете, с каким корнем мы будем работать на уроке русского языка?

    – Конечно, с КОРНЕМ СЛОВА.

    Проблемная ситуация

    1. Работа с отрывком из сказки (слайд )

     Жил-был медовый пряник. Он был круглый, блестящий и ароматный, и решил он по белу свету побродить, родственников своих поискать. Ведь он знал, что слова на Земле живут семьями. Долго ли, коротко ли он шел и встретил медную монетку. Она тоже была кругленька и блестящая.
    Медовый пряник улыбнулся монетке и сказал:
    – Привет! Как мы с тобой похожи! Значит, мы родственники!
    – Хоть мы с тобой и похожи, но родственниками не являемся!, – отвечает медная монетка.

     Ребята, как вы думаете, медная монетка и медовый пряник родственники или нет? Докажите.

    (Дети определяют правильно, что эти слова не являются родственниками.)

    2. Подбирают самостоятельно слова, от которых они образованы: медная – медь, медовый – мед.

    3. Объяснение значения “медная” (сделанная из меди) и медовый (сделанный из меда).

    – Сколько получилось групп? (2)
    – В первую группу входят какие слова? А во вторую?
    – Почему слова каждой группы можно назвать родственными? (общее значение)

    4. Выделить общую часть в каждой группе слов. (мед-)

    – Общая часть и в первой, и во второй группе одинаковый. Значит, мы неправильно предположили, что эти слова не родственники?

    (Дети формулируют два условия, при которых слова являются родственными или однокоренными: общая часть(корень) и общее значение.)

    Давайте послушаем продолжение диалога наших героев.

    – Почему мы не родственники?! Ведь у нас есть общая часть- корень!- возмутился пряник.
    – Совершенно верно, если хочешь понять слово, – смотри в корень!

    Бывает так, что внешне слова похожи, а смысл у них совсем разный.
    Так что никакие мы не родственники.
    Мало ли кто на кого похож!!!

    5. Заполнить памятку “Родственные слова” (слайд )

    – Ребята, давайте составим сейчас памятку, с помощью которой вы сможете определить родственные слова перед вами или нет.

    4. Формирование практических умений, навыков уч-ся

    1. Работа по учебнику -  № 144 коллективно
    2. № 145 – самостоятельная работа
    3. Работа в группах

    Корень слова –
    Значимая часть,
    Над словами родственными
    Держит власть.
    Выясни умело линию родства –
    Однокоренные подбери слова.

    – Ребята, как вы думаете, какое задание нас ожидает?
    Составьте и запишите как можно больше слов с корнем того слова, который предложат вашей группе.

    1-я группа. Снег
    2-я группа. Гриб
    3-я группа. Дом
    4-я группа. Сад

    – Обсудите, что у вас получилось в группе. Сумейте доказать, обосновать ваш выбор. Запишите ваши варианты.

    Представитель от группы у доски проверяет и доказывает свой выбор.

    4.Распределить слова на две группы. Выдели корень.

    ГОРА

    горит

    Горка
    Горение
    Горный
    Горелка
    Горняк
    Загорелся
    Гористый

    Сделайте вывод, почему слова с одним и тем же корнем мы разделили на две группы?

    5. Игра «Найди родственников»

    5. Закрепление изученного материала.

          Игра-тест «Четвертый лишний»

    1. Носильщик, носатый, нос, носишко (слайд 19)
    2. Печурка, печатать, печка, печник (слайд 20)
    3. Завесить, обвесить, веселый, довесок (слайд 21)
    4. Лисица, лисьи, лисенок, листик (слайд 22)

    6. Итог урока

    – Какие слова мы называем родственными?
    – Как называется общая часть родственных слов?
    – Как по-другому называются родственные слова?
    – Где нам могут пригодиться знания об однокоренных словах?

    7. Рефлексия

    – Кому было трудно?
    – Кому было интересно?
    – Кто научился выделять корень и
    ни разу не ошибся?
    – За что ты можешь себя похвалить?
    (Помогал товарищу!)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    корень Подземная часть растения… Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба… Основная, значимая часть слова ...

    Слайд 3

    Медная монетка – медь Медовый пряник – мёд

    Слайд 4

    Родственные слова Общая часть ( корень ) Общее значение (однокоренные слова)

    Слайд 5

    Какое слово здесь лишнее? 1. НОСИЛЬЩИК 2. НОСАТЫЙ 3. НОС 4. НОСИШКО

    Слайд 6

    Какое слово здесь лишнее? 1. ПЕЧУРКА 2. ПЕЧАТАТЬ 3 . ПЕЧКА 4. ПЕЧНИК

    Слайд 7

    Какое слово здесь лишнее? 1. лисица 2 . лисьи 3. лисёнок 4. листик

    Слайд 8

    Веселый – радость - веселье радость

    Слайд 9

    Родня ли гусеница гусю? (Шутка) Вы кто такие? Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто ? А я ваша родственница – гусеница. Есть ли в этом тексте родственные слова ?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок русского языка 4 класс по системе Занкова+ презентация

    урок руссокого языка (4 класс по системе Занкова, учебник А.В.Поляковой)...

    Технологическая карта урока русского языка ,2 класс,УМК "Система Занкова Л.В,"

    Урок представлен в форме технологической карты. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. ...

    Урок русского языка 2 класс (Развивающая система Л.В. Занкова)

    Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению предполагают установление взаимосвязи между процессами обучения и использования языка. Язык – универсальное средство общения, речь – функц...

    Коспект урока русского языка 4 класс по системе Л.В. Занкова по теме "Имя прилагательное"+ Презентация"

    «В Царстве Будущего, среди еще не родившихся детей. Люди не подозревают о существовании этой страны, нам же благодаря алмазу все будет явственно видно, и, по всей вероятности,  мы здесь – т...

    Урок русского языка 4 класс по системе Л.В.Занкова. "Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой"

    Урок изучения нового материала - окончания прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой, переход одной части речи в другую - несет в себе воспитательную направленность (бережное отношение ...

    Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100

    Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....

    презентация к уроку русского языка 3 класс по системе Л.В. Занкова. Тема "Словоизменение и словообразование"

    Материал содержит презентацию которая может быть использована на уркох русского языка....