конспект открытого урока
план-конспект урока русского языка (3 класс) по теме

Ионова Елена Николаевна

конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ « Юркинская ООШ»

Открытый урок по русскому языку

 в 3-ем классе по теме:

"Слова с проверяемыми и непроверяемыми   гласными  в корне слова"

                                                     Учитель: Ионова Е.Н.

10 декабря 2010 год

 

Тема: "Слова с проверяемыми и непроверяемыми   гласными  в корне слова"

 

Цель: совершенствовать орфографические умения написания слов с безударной гласной в корне слова,

           развивать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

дальнейшее формирование умения применять на практике правила правописания безударных гласных.

Закреплять умение находить безударные гласные в корне, распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

Развивать умение строить предложение.

Расширять словарный запас.

Воспитывать аккуратность.

Прививать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Задачи:

А) образовательные

- развивать умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах;

-совершенствовать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов

-расширить знания учащихся о правописании словарных слов.

Б) развивающие

-совершенствовать умения работы в парах;

-совершенствовать умения самостоятельной работы;

- совершенствовать умения самопроверки и взаимопроверки;

-развивать навыки выразительного чтения;

-расширить словарный запас учащихся;

-совершенствовать навыки анализа текста.

В) воспитательные

-воспитывать чувство коллективизма, ответственности друг за друга;

-прививать интерес к предмету.

Г) здоровьесберегающие

-формировать представление о здоровом образе жизни;

-используя физкультпаузы и паузы психологической разгрузки, стимулировать работу учащихся на уроке.

Оборудование:

Рисунок снеговика, снежинки с заданиями, макет новогодней ёлки с игрушками, карточки с заданиями,  веер с гласными

                                               

Ход урока.

1.Оргмомент.

Чтоб сегодня наш урок

Всем прошёл ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Слушать, думать и вникать!

 

Отгадайте загадку:

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней  короче,

Всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт

Мы встречаем Новый год.

(Декабрь)

- Какое сегодня число? Месяц? (10 декабря)

- Что за слово декабря? (словарное)

- Какую безударную гласную мы должны запомнить? (е)

- Какая ещё есть безударная гласная в слове? (а)

- Мы её будем запоминать или проверять? (проверять)

- Подбери проверочное слово. (декабрь, декабрьский)

-  Какую пословицу про декабрь вы знаете?  

 “Декабрь год кончает, зиму начинает”.

- Как вы понимаете её смысл? Объясните.

Напишите число, классная работа.

2.Чистописание.

К нам сегодня на урок спешит необычный гость.

Но сначала отгадаем загадку и узнаем кто это?

Появился во дворе

Он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной

У катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык

Наш приятель ...

(Ответ: Снеговик)

С какого звука начинается слово снеговик?  
Дайте характеристику этому звуку: согласный, парный, глухой, твёрдый.

Какой буквой обозначается?

  На минутке чистописания мы вспомним написание буквы с, вспомним, как правильно соединять ее с другими буквами.

Из какого элемента она состоит? (полуовал)

Пропишем эту букву С с С с С с

С  СА  СД  СБ  СО  СО

От какого слова произошло слово снеговик? Какой корень в этом слове? Подберём  однокоренные слова с этим корнем.

Снег, снежинка, снеговик, снежная, снегурочка, снежки, снегирь, подснежник.

Запишем их.  Разберите по составу. Поставьте ударение. В каких словах ударение падает на гласную в корне? Какие это слова?

Что можно сказать про безударные гласные  в других словах?

Какая орфограммы встретились в этих словах? выделите их.

Какие  правила вы знаете?

 Назовите слово в котором букв больше чем звуков,

                  слово в котором звуков больше чем букв.

3. Какое время года наступило?  (Зима).

Ой, ты, зимушка-зима,

Все дорожки замела,

Все поля снежком покрыла,

Все овражки завалила,

Льдом одела озеро,

Речку заморозила.

Игра: «Ассоциации».

Какие слова   приходят на ум, когда слышим слово «Зима»?

Давайте подберём слова, которые у вас ассоциируются с зимой.

(Холод, мороз, снежинки, вьюга, каток,  метель, стужа, декабрь, снег, лыжи, коньки, санки, валенки,  горка, хоккей).

 

 4. Словарно - орфографическая работа.

В каких словах встретился безударный гласный в корне написание которого проверить нельзя?

Как же написать правильно слово, если его нельзя проверить? (запомнить его написание)

 5. Сегодня тема нашего  урока:"СЛОВА С   ПРОВЕРЯЕМЫМИ  И  НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ"

6. Дифференциация слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.

  Запишите слова под диктовку в два столбика:

    Работа с веером.

Деревья                                     мороз

детвора                                     каток

холод                                        декабрь

скользить                                коньки

кормушка                                валенки

7.Проверка задания.  

- Какие слова являются словарными?

- Какие слова можно проверить?

  8.Зимушка зима   прислала вам свой подарок, отгадайте, что это?

 Загадка.

        Покружились звёздочки

        В воздухе немножко,

        Сели и растаяли

        На моей ладошке. (Снежинки)

На доске  снежинки-буквы О, А, Е, И, Я.

Почему к нам в гости прилетели снежинки с этими гласными буквами?

(Потому что в написании этих гласных букв мы чаще всего допускаем ошибки. Эти гласные бывают безударными).

9.Работа с карточками-снежинками.

 Вставьте в словах пропущенные буквы

Прочитайте предложения по порядку.

Что получилось? (Текст, рассказ, т.к. предложения связаны по смыслу.)

 Озаглавьте текст. (Птицы зимой.)

Напишите и подчеркните главные члены предложения.

   Наступили сильные м_розы.

         Г_лодные птицы быстро склевали корм.

         Птицы з_мой г_лодают.

         Дети устроили для птиц к_рмушки.

         Дев_чки насыпали пш_на.

   Снег зав_лил с_довые д_рожки.

   Взаимопроверка.

  - Общая проверка: Какие буквы вставили?

 -Назовите главные члены предложения.

- Какие слова являются словарными?

- Какие слова можно проверить?

    9.Физминутка. (Музыка).

 

Представьте, что в нашем классе пошёл снег.

Встаньте, улыбнитесь друг другу, воображаемому снегу, протяните руки, ощутите на ладонях пушинки-снежинки, покружитесь.

 Представьте, что из снега, который нападал в нашем классе, мы начали лепить снежки. Давайте, покидаем друг в друга снежки.

 А сейчас вы превратились в снеговиков. Покажите, какие вы красивые, довольные.

10.Игра."Кто больше"

Девочки  находят у нас в классе слова с проверяемой безударной гласной, а

мальчики с непроверяемой безударной гласной.

 (Возможные слова: доска, окно, стекло, цветы, стена, мелки, шкафы, столы,

тетради, портфель, пенал, дежурный ,девочка, карандаш, мебель, пятница, ребята, рисунок, товарищ, ученик )

         11.Мотивация.

-Ребята, какой у вас самый любимый праздник.

-А вы любите наряжать ёлку?

-Сегодня  мы тоже попробуем украсить ёлку к Новому году.

Выполнив задание, мы будем вешать игрушку на ёлку, пока она не будет нарядной по-новогоднему.

А сейчас повесим на нашу ёлочку звезду и приступим к выполнению заданий.

 12. Работа с заданиями на карточках-шарах.

Задание: отгадайте загадку,  назовите какое это слово с проверяемой или непроверяемой гласной.

Дети читают загадку, отгадывают, объясняют и вешают шар на ёлку.

 Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне.

(Мороз)   ( слово с непроверяемой гласной)                                                                

 На деревья, на кусты

С неба падают цветы.

Белые, пушистые,

Только не душистые.

(снежинки).    ( снег- подобрали однокоренное)                                                            

 Мчусь как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки.

Кто несет меня? ... (Коньки)    ( слово с непроверяемой гласной)                                    

   Зимой, в часы веселья

Вишу на яркой ели я.

Стреляю, точно пушка,

Зовут меня ... (Хлопушка)   ( хлоп-подобрали однокоренное)                                  

 В небесах она сверкает,

Нашу елку украшает.

Не померкнет никогда

В новогодний день … (звезда).  ( звёзды- изменили форму слова)                    

 Их треплют, катают,

А зимой таскают.

(Валенки)   ( слово с непроверяемой гласной)  

Что за нелепый человек

Пробрался к нам

В двадцатый век?

Морковкой нос,

В руке метла,

Боится солнца

И тепла?

(Снеговик)    ( снег- подобрали однокоренное)

Если кот решил прилечь,

Где теплее,

Там, где печь,

И хвостом укрыл свой нос

- Ожидает нас ...

(Мороз)  ( слово с непроверяемой гласной)  

«Году конец и начало зиме!» –

Вот так загадку задали мне.

Морозы и вьюга, и снег на дворе,

К нам в гости приходит зима в...

(Декабре.) (слово с непроверяемой гласной)    

                     

 -А теперь вспомните поэтическое правило. Давайте расскажем его хором.

Безударный хитрый гласный.

Слышим мы его прекрасно.

А на письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья.

(На ёлку вывешивается шар)

 

Ребята, посмотрите на ёлку. Справились ли мы с задачей, украсили ёлку?

 -А какими игрушками мы украсили ёлку?

Шарами, звездой.

-Есть ли в этих словах безударная гласная? Проверьте её.

13. Домашнее задание:      

--  К нам прилетела новая гостья. Кто это, ребята? Что вы знаете о сойках? Как вы думаете, чем они питаются? О жизни соек вы узнаете из рассказа «Сойкины дубки». Но вот беда, все слова поменялись местами и чтобы понять, что написано в рассказе, нужно из слов каждой строчки составить предложение.

---  Что вы, ребята, узнали о жизни соек из рассказа?

Я хочу ещё к этому добавить то, что сойка может достать жёлуди только там, где неглубокий снег. А в снежную зиму сойкам труднее найти себе корм. Поэтому мы им должны помочь. Как мы можем помочь птицам зимой? У кого из вас есть кормушки для птиц?

 

  14. Итог урока.

У. Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?

Д.   Учились писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.

У. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне?

Д.Чтобы не ошибиться в правописании слов с  проверяемой безударной гласной  в корне, надо    правило на стр.101.

   Словарные слова надо запомнить.

На доске рисунок с изображением Почемучки и вопросы, на которые дети отвечают.

- Где могут находиться в слове безударные гласные? Приведите примеры

  -Нужно ли проверять безударные гласные в суффиксах, приставках, окончаниях? ---  Почему?

  - Если безударная гласная находится в корне слова, что надо сделать, чтобы подобрать проверочное слово?

    - Что надо сделать перед тем, как подобрать проверочное слово? (Выяснить смысл слова.)

 У. Что особенно понравилось на уроке? Большое спасибо за работу на уроке.

ПРИЛОЖЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...