конспект открытого урока
план-конспект урока русского языка (3 класс) по теме
конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ « Юркинская ООШ»
Открытый урок по русскому языку
в 3-ем классе по теме:
"Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне слова"
Учитель: Ионова Е.Н.
10 декабря 2010 год
Тема: "Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне слова"
Цель: совершенствовать орфографические умения написания слов с безударной гласной в корне слова,
развивать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
дальнейшее формирование умения применять на практике правила правописания безударных гласных.
Закреплять умение находить безударные гласные в корне, распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
Развивать умение строить предложение.
Расширять словарный запас.
Воспитывать аккуратность.
Прививать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Задачи:
А) образовательные
- развивать умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах;
-совершенствовать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов
-расширить знания учащихся о правописании словарных слов.
Б) развивающие
-совершенствовать умения работы в парах;
-совершенствовать умения самостоятельной работы;
- совершенствовать умения самопроверки и взаимопроверки;
-развивать навыки выразительного чтения;
-расширить словарный запас учащихся;
-совершенствовать навыки анализа текста.
В) воспитательные
-воспитывать чувство коллективизма, ответственности друг за друга;
-прививать интерес к предмету.
Г) здоровьесберегающие
-формировать представление о здоровом образе жизни;
-используя физкультпаузы и паузы психологической разгрузки, стимулировать работу учащихся на уроке.
Оборудование:
Рисунок снеговика, снежинки с заданиями, макет новогодней ёлки с игрушками, карточки с заданиями, веер с гласными
Ход урока.
1.Оргмомент.
Чтоб сегодня наш урок
Всем прошёл ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Слушать, думать и вникать!
Отгадайте загадку:
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт
Мы встречаем Новый год.
(Декабрь)
- Какое сегодня число? Месяц? (10 декабря)
- Что за слово декабря? (словарное)
- Какую безударную гласную мы должны запомнить? (е)
- Какая ещё есть безударная гласная в слове? (а)
- Мы её будем запоминать или проверять? (проверять)
- Подбери проверочное слово. (декабрь, декабрьский)
- Какую пословицу про декабрь вы знаете?
“Декабрь год кончает, зиму начинает”.
- Как вы понимаете её смысл? Объясните.
Напишите число, классная работа.
2.Чистописание.
К нам сегодня на урок спешит необычный гость.
Но сначала отгадаем загадку и узнаем кто это?
Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель ...
(Ответ: Снеговик)
С какого звука начинается слово снеговик?
Дайте характеристику этому звуку: согласный, парный, глухой, твёрдый.
Какой буквой обозначается?
На минутке чистописания мы вспомним написание буквы с, вспомним, как правильно соединять ее с другими буквами.
Из какого элемента она состоит? (полуовал)
Пропишем эту букву С с С с С с
С СА СД СБ СО СО
От какого слова произошло слово снеговик? Какой корень в этом слове? Подберём однокоренные слова с этим корнем.
Снег, снежинка, снеговик, снежная, снегурочка, снежки, снегирь, подснежник.
Запишем их. Разберите по составу. Поставьте ударение. В каких словах ударение падает на гласную в корне? Какие это слова?
Что можно сказать про безударные гласные в других словах?
Какая орфограммы встретились в этих словах? выделите их.
Какие правила вы знаете?
Назовите слово в котором букв больше чем звуков,
слово в котором звуков больше чем букв.
3. Какое время года наступило? (Зима).
Ой, ты, зимушка-зима,
Все дорожки замела,
Все поля снежком покрыла,
Все овражки завалила,
Льдом одела озеро,
Речку заморозила.
Игра: «Ассоциации».
Какие слова приходят на ум, когда слышим слово «Зима»?
Давайте подберём слова, которые у вас ассоциируются с зимой.
(Холод, мороз, снежинки, вьюга, каток, метель, стужа, декабрь, снег, лыжи, коньки, санки, валенки, горка, хоккей).
4. Словарно - орфографическая работа.
В каких словах встретился безударный гласный в корне написание которого проверить нельзя?
Как же написать правильно слово, если его нельзя проверить? (запомнить его написание)
5. Сегодня тема нашего урока:"СЛОВА С ПРОВЕРЯЕМЫМИ И НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ"
6. Дифференциация слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.
Запишите слова под диктовку в два столбика:
Работа с веером.
Деревья мороз
детвора каток
холод декабрь
скользить коньки
кормушка валенки
7.Проверка задания.
- Какие слова являются словарными?
- Какие слова можно проверить?
8.Зимушка зима прислала вам свой подарок, отгадайте, что это?
Загадка.
Покружились звёздочки
В воздухе немножко,
Сели и растаяли
На моей ладошке. (Снежинки)
На доске снежинки-буквы О, А, Е, И, Я.
Почему к нам в гости прилетели снежинки с этими гласными буквами?
(Потому что в написании этих гласных букв мы чаще всего допускаем ошибки. Эти гласные бывают безударными).
9.Работа с карточками-снежинками.
Вставьте в словах пропущенные буквы
Прочитайте предложения по порядку.
Что получилось? (Текст, рассказ, т.к. предложения связаны по смыслу.)
Озаглавьте текст. (Птицы зимой.)
Напишите и подчеркните главные члены предложения.
Наступили сильные м_розы.
Г_лодные птицы быстро склевали корм.
Птицы з_мой г_лодают.
Дети устроили для птиц к_рмушки.
Дев_чки насыпали пш_на.
Снег зав_лил с_довые д_рожки.
Взаимопроверка.
- Общая проверка: Какие буквы вставили?
-Назовите главные члены предложения.
- Какие слова являются словарными?
- Какие слова можно проверить?
9.Физминутка. (Музыка).
Представьте, что в нашем классе пошёл снег.
Встаньте, улыбнитесь друг другу, воображаемому снегу, протяните руки, ощутите на ладонях пушинки-снежинки, покружитесь.
Представьте, что из снега, который нападал в нашем классе, мы начали лепить снежки. Давайте, покидаем друг в друга снежки.
А сейчас вы превратились в снеговиков. Покажите, какие вы красивые, довольные.
10.Игра."Кто больше"
Девочки находят у нас в классе слова с проверяемой безударной гласной, а
мальчики с непроверяемой безударной гласной.
(Возможные слова: доска, окно, стекло, цветы, стена, мелки, шкафы, столы,
тетради, портфель, пенал, дежурный ,девочка, карандаш, мебель, пятница, ребята, рисунок, товарищ, ученик )
11.Мотивация.
-Ребята, какой у вас самый любимый праздник.
-А вы любите наряжать ёлку?
-Сегодня мы тоже попробуем украсить ёлку к Новому году.
Выполнив задание, мы будем вешать игрушку на ёлку, пока она не будет нарядной по-новогоднему.
А сейчас повесим на нашу ёлочку звезду и приступим к выполнению заданий.
12. Работа с заданиями на карточках-шарах.
Задание: отгадайте загадку, назовите какое это слово с проверяемой или непроверяемой гласной.
Дети читают загадку, отгадывают, объясняют и вешают шар на ёлку.
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
(Мороз) ( слово с непроверяемой гласной)
На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые.
(снежинки). ( снег- подобрали однокоренное)
Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня? ... (Коньки) ( слово с непроверяемой гласной)
Зимой, в часы веселья
Вишу на яркой ели я.
Стреляю, точно пушка,
Зовут меня ... (Хлопушка) ( хлоп-подобрали однокоренное)
В небесах она сверкает,
Нашу елку украшает.
Не померкнет никогда
В новогодний день … (звезда). ( звёзды- изменили форму слова)
Их треплют, катают,
А зимой таскают.
(Валенки) ( слово с непроверяемой гласной)
Что за нелепый человек
Пробрался к нам
В двадцатый век?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца
И тепла?
(Снеговик) ( снег- подобрали однокоренное)
Если кот решил прилечь,
Где теплее,
Там, где печь,
И хвостом укрыл свой нос
- Ожидает нас ...
(Мороз) ( слово с непроверяемой гласной)
«Году конец и начало зиме!» –
Вот так загадку задали мне.
Морозы и вьюга, и снег на дворе,
К нам в гости приходит зима в...
(Декабре.) (слово с непроверяемой гласной)
-А теперь вспомните поэтическое правило. Давайте расскажем его хором.
Безударный хитрый гласный.
Слышим мы его прекрасно.
А на письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.
(На ёлку вывешивается шар)
Ребята, посмотрите на ёлку. Справились ли мы с задачей, украсили ёлку?
-А какими игрушками мы украсили ёлку?
Шарами, звездой.
-Есть ли в этих словах безударная гласная? Проверьте её.
13. Домашнее задание:
-- К нам прилетела новая гостья. Кто это, ребята? Что вы знаете о сойках? Как вы думаете, чем они питаются? О жизни соек вы узнаете из рассказа «Сойкины дубки». Но вот беда, все слова поменялись местами и чтобы понять, что написано в рассказе, нужно из слов каждой строчки составить предложение.
--- Что вы, ребята, узнали о жизни соек из рассказа?
Я хочу ещё к этому добавить то, что сойка может достать жёлуди только там, где неглубокий снег. А в снежную зиму сойкам труднее найти себе корм. Поэтому мы им должны помочь. Как мы можем помочь птицам зимой? У кого из вас есть кормушки для птиц?
14. Итог урока.
У. Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?
Д. Учились писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.
У. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне?
Д.Чтобы не ошибиться в правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне, надо правило на стр.101.
Словарные слова надо запомнить.
На доске рисунок с изображением Почемучки и вопросы, на которые дети отвечают.
- Где могут находиться в слове безударные гласные? Приведите примеры
-Нужно ли проверять безударные гласные в суффиксах, приставках, окончаниях? --- Почему?
- Если безударная гласная находится в корне слова, что надо сделать, чтобы подобрать проверочное слово?
- Что надо сделать перед тем, как подобрать проверочное слово? (Выяснить смысл слова.)
У. Что особенно понравилось на уроке? Большое спасибо за работу на уроке.
ПРИЛОЖЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
Конспект открытого урока "Великие географические открытия"
Великие географические открытия...
Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....
Конспект открытого урока по окружающему миру, 4 класс, по теме "Новое время: великие открытия".
Цели урока. ...
Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...
Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...