урок обучения грамоте
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Скатова Анна Анатольевна

<?xml:namespace prefix = v /??><?xml:namespace prefix = o /??><?xml:namespace prefix = w /??>ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА  УРОКА

ОС «ШКОЛА 2100»

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Скатова Анна Анатольевна

учитель высшей категории

        Раздел: Учим буквы –учимся читать.

        Тема:  Звук  [Ш]. Согласная буква Ш. Строчная буква Ш

Формирование универсальных учебных действий:

1.      Личностные УУД

Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки.

2.      Регулятивные УУД

Формирование умения ставить учебную задачу, контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.

3.      Познавательные УУД

Формирование умения выделять и формулировать познавательную цель, умения строить речевое высказывание в устной форме, умения преобразовывать объект из чувственной формы в модель, умения анализировать объект с целью выделения признаков, построения логической цепи рассуждений, выдвижения гипотез.

4.      Коммуникативные УУД

Формирование умения слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли

Основная идея урока:

-познакомить со звуком [Ш], с буквой «Ш, ш»

-формировать умение выделять звук в речи

Основные понятия:

-звук

-буква

Логика построения урока

1.Постановка учебной задачи:

-подготовительная работа

-наблюдение и постановка проблемного вопроса

2. Деятельность учащихся по выполнению задачи:

-выделение нового звука

-знакомство с новой буквой

3.Подведение итогов деятельности:

-самопроверка, соотнесение с образцом выполнения

4.Контроль уровня выполнения

-на каждом этапе работы самооценка с помощью условных знаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx32.42 КБ
Файл prilozhenie_1.docx10.65 КБ
Файл prilozhenie_2.docx10.98 КБ
Файл prilozhenie_3.docx11.13 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная система «Школа 2100»

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

1 класс  ІІ четверть

Тема: «Звук [ш]. Согласная буква Ш. Строчная буква ш»

                                                                                                                                                                Учитель: Скатова Анна Анатольевна

                                                                                                                                                       ГОУ СОШ № 467    1 «Д» класс

                                                                                                                                                      «Охраны и развития зрения»

23 ноября  2010 год

Санкт-Петербург

Тип урока:  Изучение новых знаний и первичное закрепление.

Формирование универсальных учебных действий:

  1. Личностные УУД

Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки.

  1. Регулятивные УУД

Формирование умения ставить учебную задачу, контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.

  1. Познавательные УУД

Формирование умения выделять и формулировать познавательную цель, умения строить речевое высказывание в устной форме, умения преобразовывать объект из чувственной формы в модель, умения анализировать объект с целью выделения признаков, построения логической цепи рассуждений, выдвижения гипотез.

  1. Коммуникативные УУД

Формирование умения слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли

Основная идея урока:

-познакомить со звуком [Ш], с буквой «Ш, ш»

-формировать умение выделять звук в речи

Основные понятия:

-звук

-буква

Этапы урока.

Задачи этапа.

Действия учителя

Действия учеников

Заметки

1 мин

1.Организационный

-собрать внимание

-настроить психологически

-формулирование учебной задачи

на 1 мин.

-Долгожданный дан звонок.

  Начинаем наш урок,

  урок обучения грамоте.

-А зачем нам нужен урок обучения грамоте?

-Посмотрите на звуковичка.

-Как вы думаете, у нас сегодня урок повторения или урок «открытия новых знаний»? Почему?

-Мы будем знакомиться с новым звуком и  новой буквой.

-А почему звуковичок с восклицательным знаком?

-Какой вопрос сразу возникает?

-Попробуем на уроке найти ответ на этот вопрос.

(прикрепляю вопрос)

-Хотим стать грамотными. Мы учим звуки, буквы, учимся писать слова, предложения.

-Урок «открытия» новых знаний, т.к. схема пустая, в ней нет буквы.

-Необычный звук.

-Чем новый звук отличается от других звуков?

На левой доске:

линии

На магнитной доске:

схема звука (пустая) с !

       

На магнитной доске:

прикрепляется

вопросительный знак

3 мин.

2. Актуализация

 имеющихся

и необходимых знаний.

-подготовительная работа

-наблюдение над звуками

-анализ звуков

на 4 мин.

Выделение нового звука.

 - Отгадайте загадки.

-Произнесите ещё раз слова-отгадки (вместе).

-Что общего в произношении этих слов?

-Произнесите ещё раз этот звук.

-Знакомились  мы с этим звуком раньше?

-Какая же тема нашего урока?

- Возьмите карандаши и звуковичка.

Дайте характеристику этому звуку и оденьте своего звуковичка.

-Произнесите этот звук протяжно. На что похож звук? (как шумит чайник при кипении, как шуршат осенние листья под ногами, какой звук издаёт змея)

-Вот почему этот звук ещё называют шипящим.

Подготовленные учащиеся загадывают загадки.

 См. приложение. 1

-Первый звук [ш].

-Нет.

-Звук [ш], буква, которой он обозначается.

-Согласный (т.к. воздух встречает преграду),

глухой (звук произносится без голоса),

твёрдый.

Учащиеся работают за партой с  индивидуальными звуковичками, по очереди выходят и оформляют схему звука (башмачок 1 – синий)

-На звук, который возникает, когда шипит масло на сковороде, шипит змея, гусь.

На доске:

картинки-отгадки:

шуба, шкаф, шишка, шофёр

На партах:

индивидуальные звуковички.

На магнитной доске:

звуковичок.

(0,5 мин)

3.Выявление проблемы.

-постановка учебной задачи

-А можем ли мы найти ему мягкую пару?

-Давайте подберём ещё слова с новым звуком и понаблюдаем за ним.

Предположения детей

5 мин.

4. Открытие нового знания.

на 10 мин

2 мин

-Сейчас ребята покажут вам маленькую сценку,  а вы запомните из неё как можно больше слов со звуком [ш].

Сценка «Как Мыша шалил»

 См. приложение 3.

-Назовите слова из сказки со звуком [ш]

и определите в какой части слова находится звук?

-Дайте ему характеристику: твёрдый или мягкий.

Игра «Доскажи словечко»

-Назовите слова со звуком [ш].

-В какой части слова находится звук?

-Дайте ему характеристику: твёрдый или мягкий.

-Какой вывод делаем?

-Кто попробует ответить на вопрос, чем так необычен звук [ш]?

-Раскрасьте и второй ботиночек синим.

-Ответили мы на наш вопрос?

(Убираю вопрос)

-Поставьте своего звуковичка на нашу лестницу знаний, покажите на какой вы ступеньке к вершине.  На сколько вы довольны своей работой на уроке.

-Я тоже очень довольна вашей работой.

Физ.пауза.

Знакомство с новой буквой.

-Ну а теперь что мы должны узнать?

(на доску выставляю знак вопроса)

-Где мы можем найти ответ на наш вопрос?

-Откройте букварь на стр.80.

-Этот звук в русском языке обозначается буквой Ш,ш (ша)

-Сравните заглавную и маленькую букву.

 

Игра «Моя Вообразилия»

-На что похожа буква Ш?

-Ах, табуретка хороша!

  перевернул-

 И буква «ша».

-Шагает кошка не спеша,

 Коготки как буква «ша».

-Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

Подготовленные учащиеся демонстрируют сценку.

Учащиеся называют.

-Твёрдый.

Подготовленные учащиеся читают загадки.

 См. приложение. 2

Учащиеся отгадывают, дают характеристику звуку и обозначают на магнитной доске синим кружком.

-Звук всегда твёрдый.

- Шипящий, всегда твёрдый.

 

Учащиеся работают за партой с индивидуальными звуковичками.

-Да.

Учащиеся по очереди выставляют на наборное полотно звуковичков.

-Какой буквой обозначается этот звук в русском языке.

-В букваре.

-Они похожи, отличаются размером.

-Гребешок, ковш экскаватора, вилы.

На магнитной доске:

к звуковичку добавляются дополнительные синие ботинки.

На доске:

картинки-отгадки.

На магнитной доске:

прикрепляется

вопросительный знак

На магнитной доске:

Буква Ш,ш.

На наборном полотне:

картинки:

гребешок, ковш экскаватора, вилы.

Домашнее задание

на 13 мин

-Дома нарисуйте, на что похожа буква Ш (ша).

2 мин

5. Первичное закрепление.

на 15 мин.

Собираю с наборного полотна и раздаю ученикам звуковичков.

-Возьмите своих звуковичков и напечатайте на них букву Ш

Букварь.

 -Рассмотрите звуковичков на странице Букваря.

-Почему они подружились?

(При затруднении попросить произнести с закрытыми ушами)

-Что нужно дорисовать?

-Дорисуйте.

-Почему звуковичок «Ш» держит восклицательный знак? Чем звук отличается от других глухих звуков?

Чтение слогов с буквой Ш

1 столбик:

-Что общего у слогов?

2 столбик:

-Дополни слоги до слов.

3 столбик:

-Чем отличается от предыдущего?

-Познакомились мы с печатной буквой «Ш»?

( Убираю вопрос).

-Покажите на лестнице знаний, как вы оцениваете свою активность на этом этапе урока.

-Чему теперь мы должны научиться? 

Пропись.

-Закройте Букварь.

Откройте пропись на стр. 26.

-Рассмотрите рисунок.

-Назовите слова по рисунку со звуком [ш].

-Нанесите штриховку на эти предметы.

Знакомство с написанием буквы ш

-Сравните письменную и печатную букву «Ша».

-Из каких элементов состоит? Сколько?

-В каких буквах нам встречалась палочка с закруглением внизу?

-Запишите элементы в таблице.

-Что написано на строчке? Почему нам предложили такое задание?

-Пропишите эту строчку. Вспомните, как считаем букву И.

-Какое следующее задание? Почему?

-Как будем считать букву «Ша»?

Запись слогов.

-Прочитайте слог. Какое соединение?

-Запишите.

Берут звуковичков, печатают букву.

 

-Все эти  звуковички обозначают глухие звуки.

-Шляпы-цилиндры, башмачки.

-Шипящий и твёрдый.

Отдых для глаз.

Упражнения для расслабления мышц глаза.

читают по очереди

-2слога

читают по очереди

-ша-р,шарф

 шо-у, шорох

 шу-м

 ши-шка, шина

читают по очереди

-Ш –на конце

Учащиеся по очереди выставляют на наборное полотно звуковичков.

-Писать письменную букву.

-Шары, шутник, ширма, воздушные, шутит, штаны, шатёр.

Самостоятельная работа.

Отдых для глаз.

Упражнения для расслабления мышц глаза.

-Похожи, отличаются закруглениями.

- Палочка с закруглением внизу

-И, Л, М, Н, А,П

-Похожи

Пишут коллективно, под счёт.

Анализ ошибок. Подчёркивание самой удачной буквы.

Самостоятельная работа. (ша, шо, шу)

На доске:

И, Л, М, Н, А,П

7. Задания на закрепление  (разные уровни сложности).

Работа над лексическим значением, наблюдение над однокоренными словами, оттенками значений.

Букварь.

Чтение и анализ слов.

Пропись.

1.Знакомство с сочетанием ШИ.

2.Запись слов, выделение корня.

Самостоятельная работа.

       

8. Рефлексия.

- Посмотрите на свою работу.

-Покажите на лестнице, как вы старались в прописи.

-Мне очень понравилось с вами сегодня работать. Спасибо.

     

 



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

На сосну забрался мишка,

Там росла большая …

                                  (шишка).

Есть у белки, есть у мишки,

У лисички, у зайчишки.

И в холодный день зимы

В ней гулять выходим мы.

                                         (шуба)

Дверцы стеклянные,

Бока деревянные.

Книги за стеклом,

Там их дом.

Где они живут,

Как его зовут?  

                                  (шкаф)

На нитке машину гулять поведу,

На нитке домой я её приведу.

Почищу ей кузов, кабину, мотор.

Машину беречь должен каждый….(шофёр)



Предварительный просмотр:

Приложение 2

   Сегодня всё ликует!

   В руках у детворы

   От радости танцуют

   Воздушные …(шары)

 Если мы растём на ели,

  Мы на месте, мы при деле.

  А на лбу у ребятишек

  Никому не нужно…(шишек)

Молоко пьёт,

Песенки поёт,

Часто умывается,

А полотенцем не вытирается.

                                        (кошка)

Стоят в поле сестрички-

 Жёлтый глазок, белые реснички.

                              (ромашки)

Живёт невидимая крошка,

Ловко мешки прогрызает.

Очень не любит кошку,

А кошка её обожает.

                         (мышь)

Чёрный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом ведёт-

Там заметку кладёт.

                     (карандаш)



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Как Мыша шалил.

        Мышонок Мыша был страшным шалуном. Собирается, например, его папа куда-нибудь промышлять. Шарит, шарит по всем шкафам: ищет свои шлёпанцы, штаны, шарф, шляпу, а их нигде нет.

- Мыша! Где мои вещи?! - грозно спрашивает папа.

- Я их съел…Нечаянно…

- Как съел? Ах, ты шалопай!

- Ну что ты шумишь? -  заступается мама.  – Он же пошутил.

- А шапку в прошлом году съел тоже в шутку?!

        Или залезет Мыша за ширму и шуршит там:

-Шур- шур-шур-шур….

-Кошка!!! – визжит мама, и они вместе с папой шарахаются под шкаф.

         Или возьмёт шпагат и тянет его через всю комнату.

- Змея… - шепчет папа и вместе с мамой падают в обморок.

- Это не жизнь, а кошмар! – возмущается папа. – Мы в своё время так не шалили.