"Буква Х, х."
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Ермоленко Галина Григорьевна

конспект урока по русскому языку и литературному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_i_pisma_v_1_klasse.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения и письма в 1 классе.

Тема: «Звуки х,х, буквы Х,х».

Цели:- познакомить с новыми звуками и буквами, их обозначающими;                                                                       - продолжить формирование навыков чтения; упражнять в звукобуквенном анализе; пополнение словарного запаса и развитие речи.                                                        – развитие фонематических процессов, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики.   Формирование умения сравнивать, устанавливать черты сходства и различия.                                                                                   – воспитывать умение слушать и слышать, анализировать. Воспитывать уважительное отношение к труду людей.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Речевая разминка.     

(на экране)

Прочитайте пословицу: Чтобы многого добиться- надо…   (продолжите)

  1. Постановка темы урока. Повторение теоретического материала.

Вот сегодня мы и будем много трудиться. Потому что у нас сегодня урок- знакомство с новыми звуками и буквой. А для этого мы отправляемся в гости.

(звучит фонограмма «Лесные звуки»)

- Куда мы с вами попали?  (в лес)

(на экране лес)

- Что вы слышите?  (звуки леса)

- А на уроке обучения грамоте о каких звуках мы ведём речь?  (о звуках речи)

- Какими бывают звуки речи?  (гласные и согласные)

- Назовите признаки гласных звуков.

- Чем обозначается звук на письме?  _(буквой)

Интонирование гласных:

(на экране)

А! О! У! Ы!

И? Е? Я?

- Что вы знаете о гласных нижнего ряда?  

3. Выделение согласных звуков х, х.

(на экране)

- Молодцы! Смотрите, лес расступился. Вот и тропинка, по которой мы попадём на луг. Кто же нас  встречает? Отгадайте.

Я устраиваюсь ловко:

У меня во рту кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой!  (хомяк)

(на экране-хомяк)

-А встречает нас Хомка весёлым стихотворением. Давайте поможем его прочитать.  (дыхательная гимнастика).

Жил на свете хомячок

Маленького роста.

И смеялся хомячок

Чрезвычайно просто:

Вдох: «Ха-ха-ха,

Да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи

Да бух-бух!»

Вдох: «ху-ху-ху,

Да хе-хе-хе,

Динь-динь-динь

Да трюх- трюх!»

Раз, увидя паука,

Страшно испугался.

Но, схватившись за бока,

Громко рассмеялся:

Вдох: «Хи-хи-хи,

Да ха-ха-ха,

Хо-хо-хо,

Да буль-буль!»

Вдох: « Хи-хи-хи,

Да ху-ху-ху,

Хо-хо-хо,

Да гуль-гуль!»

Раз, увидя стрекозу,

Страшно рассердился,

Но от смеха на траву

Так и повалился:

Вдох: «Хы-хы-хы,

Да ху-ху-ху,

Хо-хо-хо,

Да бах-бах!»

Вдох: «Ох,

Ребята, не могу!

Ой, ребята,

Ах-ах!»

- Какой звук слышим и произносим чаще всего? (х)

- Произнесите звук ещё раз.

- Дайте характеристику звука Х

- Назовите слова на букву х, где звук х- мягкий.

4. Знакомство с буквой.

 - Звуки х и х на письме обозначаются буквой ха.

- На что похожа буква Х? (ответы детей, выставка рисунков)

Х- забавная игрушка,

Деревянная вертушка,

Деревянная вертушка-

Ветру вольная подружка.

- Давайте попробуем сделать букву из листа ( сложить лист пополам и вырвать лишнее)

5. Письмо буквы х. (работа в прописи)

6. Чтение слогов с новой буквой.

(на экране-0зеро)

- А вот мы  вышли к озеру.

 Игра «Отважный капитан».

- Если правильно прочитаете слоги, то доплывёте до берега.

Ха, хо, ху, хи, хе.

7. Звуко- буквенный анализ.

Есть у Хомки верный друг:

Он носом в землю постучит,

Взмахнёт крылом- и закричит.

Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный.  (петух)

(на экране- петух)

- Составьте звуковую схему слова «Петух»

П-

е-

т-

у-

х-

- Измените слово так, чтобы звук х стал мягким.

8. Физминутка.

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт, щёчки моет, шейку трёт.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

1, 2,3, 4,5!

Хомка хочет сильным стать!

9. Работа с таблицей родственных слов.

- Вот и пришло время Хомке и Петушку подкрепиться. Что же у них на обед? Назовите.

 (на экране -картинки)

- Что в этом наборе лишнее? Почему?

Хлеб, банан, яблоко, груша.

(хлеб)

На экране слова:

Хлеб

Хлебушек

Хлебороб

Хлебница

- Прочитайте слова про себя. (Объяснить значение каждого слова)

-Можно ли назвать эти слова родственными?

-Составьте предложение с одним из этих слов.

(Ученик читает стихотворение:)

Слава хлебу на Земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

10. Работа с текстом.

Прочитайте.

Мы в деревне. Утро. Запел петух. Слышим звуки рожка. Кто это играет? Это пастух, он пасёт колхозных овец. Рядом раскинулись хлебные поля.

Вопросы:

- Какое время суток описывается в тексте?

- Какие звуки слышны в деревне?

- Кто такой пастух?

- Что находится рядом?

(показ презентации: от зерна до булки)

11. Работа в группах.

- собери пословицы.

Без печки холодно, а без хлеба голодно.

Хлеб да вода – здоровая еда.

И обед не в обед, коли хлеба нет.

В дороге хлеб не помеха.

Нет хлеба- клади зубы на полку.

Без труда хлеб не родится никогда.

- Как надо относиться к хлебу?

На проекторе:

Бублики, батоны, булки,

Плюшки, сайки, пироги

За столом и на прогулке

Уважай и береги!

12. Итог урока.

- Вот и заканчивается наш урок. Что нового вы узнали на уроке?

- Оцените свою работу на уроке.

- Спасибо всем за работу.