"Урок письма" Урок русского языка в 3 классе
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Цель: познакомить учащихся с таким эпистолярным жанром как письмо; показать, что письмо является разновидностью текста, имеет свою структуру и стилистические особенности, показать значение переписки; обогатить речеведческие знания учащихся, развивать способность эмоционально воспринимать полученное известие и откликаться на прочитанное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pisma_v_3_klasse.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

                 «  Урок письма »

       Конспект урока русского языка  в 3 классе.

                                                                              Климова  Галина Сергеевна,

                                                                                         учитель начальных классов

                                                                                    высшая категория

                                                                       МОУ « Дороховская СОШ»

Тип урока: Изучение нового материала.                 

Цели урока:

  1. Образовательные:

-познакомить учащихся с таким эпистолярным жанром как письмо;

- показать, что письмо является разновидностью текста, имеет свою структуру и стилистические особенности

-показать учащимся значение переписки

2) Развивающие:

-обогатить речеведческие знания учащихся;

-развивать у учащихся способность эмоционально  воспринимать полученное известие и откликаться на прочитанное;

-формировать речевые умения, навыки чтения

3) Воспитательные:

-познакомить с правилами и вежливыми формами переписки;

-воспитывать доброжелательное отношение к  окружающим, аккуратность  выполнения  работы

      Оборудование:

       Плакат « Учись писать письмо»

      Письма каждому ученику (на листочках)

      Пословицы на доске

      Таблица «Схема текста письма»                                                                                                                                                                                  

      Карточки с текстом

      Конверты

                                              ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Учитель.

-Скажите, ребята, какие чувства испытывает каждый из вас в этот момент?

Ученики.

-Радость, веселье, грусть, тоска, удивление и т.д.

Учитель.

Сейчас я всем вам подниму настроение. У меня для вас есть один сюрприз! Отгадайте, что  лежит  в моей сумке?

Читаю загадки:

1. Без крыльев, а летит;              2. У нас рубят, а по всему миру щепки летят.

    без языка, а говорит.

                                        (письмо)

Правильно, я принесла каждому из вас письмо.

(раздаю каждому ученику маленькое письмо, дети с удовольствием и интересом читают их, делятся друг с другом своими впечатлениями)

2.Сообщение цели урока.

Учитель. Кто из вас хочет ответить на полученное письмо? Молодцы ! Я одобряю ваши желания. Любой воспитанный человек должен непременно написать ответ.

А знаете ли вы, что письма люди стали писать очень давно. В Новгороде археологи нашли письма на бересте: их писали друг другу новгородцы еще в Х веке. Такие письма ученые называют берестяными грамотами.

 Сегодня мы с вами  будем учиться писать письма, правильно их оформлять, излагать свои чувства и мысли.

3.Словарная работа.

Учитель. При написании письма вы будете использовать слова, написание которых нам необходимо разобрать.

здравствуй         до свидания             привет

прощай               приветствую           адресат- получатель

отправитель       дорогая                    уважаемый

спасибо              пожалуйста              извини

4. Работа над пословицами.   (на доске написаны)

Учитель. Прочитайте и объясните смысл пословиц:

а) Не складна челобитная письмом, складна смыслом.

б) Перо пишет, а ум водит.

в) Что написано пером - не вырубишь топором.

г) Скажешь - не воротишь, напишешь- не сотрёшь, отрубишь-не приставишь

5. Знакомство со структурой письма.

Учитель. Ребята, вы прочитали письма. я вижу, что у вас хорошее настроение. Думаю, что ответы на письма вы напишите очень тёплые и  интересные. А знаете ли вы, что письма надо сочинять по определённым правилам? Между тем, кто пишет письмо,- отправителем и получателем соблюдается выработанный веками порядок. Письма бывают деловые, личные, поздравительные. Ребята, подумайте, кому вы хотите написать письмо?

Дети отвечают: другу, подруге, родным, президенту, литературному герою (Незнайке, Буратино, Мальвине, Пьеро и т. д.)

-С чего же начать письмо? Как обратиться к адресату? Прочитайте  обращение в своих письмах.

Дети читают: «Здравствуй, дорогой  друг!»

                       «Привет, моя любимая подруга!»

                       «Приветствую тебя, милая подружка!»

                       «Добрый день, мой маленький друг!»   и т. д.

 

Учитель. Как выделяется обращение? Слово, которое называет того, к кому вы обращаетесь,-обращение- всегда выделяется запятыми или восклицательным знаком.

Например:

 «Здравствуй, Лена!», «Напиши, Денис, когда ты приедешь!»

К взрослым или малознакомым людям часто обращаются со словами уважаемый, дорогой: «Уважаемый Иван Петрович!»,  «Дорогая Елена Сергеевна!»

К людям близким - родной, дорогой, милый, любимый: «Дорогой папа!», «Милая бабушка!»

-После обращения следует фраза о состоянии переписки:

 -Получила твоё письмо.                                                                                                

  -Решил тебе написать.

  -Спешу ответить тебе.

-Ребята! Подумайте, о чём вы будете писать  в основной части письма? Какими мыслями вы хотите поделиться?

(дети  отвечают)  

Чтобы ваши письма были более выразительные, интересные, захватывающие, вы можете использовать при написании фразеологизмы.      

                                                                                   

Работа над фразеологизмами:

Учитель. Объясните, как вы понимаете следующие выражения?

-повесил нос

-сквозь землю провалиться

-баклуши бил с утра

-как снег на голову

-сами с усами

(дети  высказывают свои мнения)

Учитель.

В основной части письма содержание может излагаться разными способами. В письме может быть повествование, описание, рассуждение.

Как задать вопрос в письме?

 (Дети отвечают)

-Могу ли я спросить?

-Как ты живешь?

-Скажи, пожалуйста…

-Меня интересует вопрос…

-Не могла бы ты ответить…

-Как Ваше здоровье?

-Какие у вас новости?

Учитель. О чем вы будете спрашивать в письме?

(дети  делятся своими мыслями друг с другом)

В письмах принято выражать благодарность за что-то , просить о чем –то и передавать приветы. Как вы будете это делать?

(дети  высказывают свои мнения)

В зависимости от того, кому и для чего написано письмо, оно завершается словами прощания и выражением отношения:

«До свидания…»

«До скорой встречи…»

«Целую…»

«Крепко жму руку…»

«С уважением…»

«С дружеским приветом…»

-Итак, ребята, вы познакомились с правилами написания письма. Давайте еще раз вспомним все структурные компоненты письма:

СХЕМА ТЕКСТА ПИСЬМА

ПИСЬМО

1.Обращение.

Начальная фраза о состоянии переписки.

Дорогой…Уважаемый…Любимая…Милая…

Получил твое письмо…Решила написать…Спешу ответить…

2.Основное содержание письма, сообщение о новостях.

У меня много новостей…Расскажу о том….Хочу поведать тебе…

3.Вопросы адресату.

Благодарность.

Просьбы.

Как ты живешь? Что нового? Как Ваше здоровье?

Спасибо за…Благодарю Вас…

Прошу тебя… Не откажите мне в просьбе…

4.Прощание.

Подпись.

Дата и место написания (можно в начале письма в правом верхнем углу)

До свидания… Целую…С приветом…

Твоя подруга…Ваш друг… Любящая вас…

10 ноября 2006 год

6.Физкультминутка.

7.Написание писем:

-другу

-подруге

-президенту

-литературному герою

(по желанию)

8.Беседа эмоционально-оценочного плана. Анализ и обсуждение самостоятельной работы.

Дети читают свои письма по желанию, делятся впечатлениями: что вызвало наибольшую трудность при написании.

9. Оформление конверта.

Учитель. Чтобы письмо нашло своего адресата, то есть получателя, надо на конверте четко и разборчиво написать адрес.

Дети рассматривают образец заполнения конверта:

Индекс

Название города

Область

Район

Улица  д.  кв.

Кому….

10.Самостоятельная работа. (чтение текста на листочках)


Письма- это маленькие путешественники. Они играют очень большую роль в жизни людей. С их помощью люди общаются, хотя порой и живут далеко друг от друга.  Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе или летят на самолете. Но ведь, как и всякому путешественнику, письмам нужны проездные билеты. Поэтому каждый, кто посылает письмо, должен купить ему почтовую марку. Почтовые марки были придуманы в Англии около 150 лет тому назад.


11. Подведение итогов урока.

Учитель.

- Сегодня  на уроке вы познакомились  с таким  эпистолярным жанром, как письмо.

Если вам вдруг захочется поделиться своей радостью с кем-нибудь или разделить свою печаль, то быстро берите в руки ручку, чистый, аккуратный лист бумаги, приготовьте конверт и сочиняйте письмо по всем правилам! Теперь вы знаете как это делать!

 Вы увидите, что радость ваша удвоится, а печаль уйдет от вас. Вперед! Дерзайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")

Цели урока: - формировать умение применять  и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....


 

Комментарии

Могучая Наталья Николаевна

Замечательный урок, мы прошли эту тему, но мне ещё раз захотелось провести точно такой же урок, сделаю, как повторением. Спасибо Вам большое.