Письмо заглавной буквы Я. Корень слова.
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Молчанова Галина Ивановна

Урок разработан по программе УМК под редакцией Виноградовой "Начальная школа 21 век", соответствует ФГОС второго поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  Письмо заглавной буквы Я. Корень слова.

Родственные слова.

Цели:

1) предметная:  формирование графических навыков письма букв Я, я и их соединений,  упражнять в письме слов с йотированными гласными в трех позициях: в начале слова, после гласных и после согласны; списывать с печатного текста,  находить родственные слова и выделять корень, группировать слова сходные по значению,  расширять словарный запас слов,  продолжить работу по развитию устной и письменной речи;

       2)познавательная:  осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты, выделять главное, строить рассуждения об объекте;
      3) регулятивная: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять  пошаговый   контроль   по  результату  под  руководством  учителя;
      4) коммуникативная:  формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи

     5) личностная: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений,       взаимопонимания, умения работать друг с другом, как основы для формирования духовно-нравственных компетенций; воспитанию интереса к предмету.

Оборудование:

  1. демонстрационное: экран, проектор,  доска с разлиновкой, презентация по теме;
  2. для каждого ученика: учебник,  Тетрадь по письму №4, светофоры, ручка, простой карандаш,  линейка, буква Я для рефлексии;
  3. для работы в группе: карточки с заданием в конверте (деформированный текст), красный маркер.

Ход урока:

  1. Оргмомент

Это – море,
Это – берег,
Это – мой 
кораблик белый,
Это – ветер поднялся,
Крепко дует в паруса.
Но тверда рука моя – 
Правлю прямо на маяк.
Мчись, кораблик, по волнам
К самым дальним берегам!

  1.  Актуализация
  1. Мы отправимся в путешествие. Для начала нужно собрать команду. Откройте свои прописи на стр. 11.

- Давайте вспомним правила посадки при письме.

      2. Разминка для пальцев рук

- Прежде чем приступить к работе выполним разминку для пальцев

ВЕТЕР 

Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.

А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит..

Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.

А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.

Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.

А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти. 

Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.

Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья); "машем" ими в воздухе.
Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения.

Ладони основаниями прижаты друг к другу; пальцы согнуты (зубы).
Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открываем и закрываем рот" крокодила.
Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения.

  1. Какие буквы “ спрятались”?

(Я – Л , Ш – И , Т – П – Г)

- На какие группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные)

Все молодцы! Очень дружно! Никого не потеряли?

- Команда готова. Дружная ли она?

Прочитайте хором стихотворение.

У любого корабля
с боку якорь буква – Я

2. - Как вы думаете какой будет тема нашего сегодняшнего урока?

- Какие цели стоят перед нами? (Научиться писать заглавную букву Я и слова с этой буквой)

Нам предстоит сделать несколько остановок

        План работы:

1.Остров хитрых гласных (Остров — участок суши  в мореозере или реке, окруженный водой.

2. Залив заглавных   (Зали́в — часть океанаморяозера или другого водоёма, глубоко вдающаяся в сушу, но имеющая свободный водообмен с основной частью водоёма.

3.Берег самостоятельных (Бе́рег — узкая полоса взаимодействия между сушей и водоёмом (морем, озером, водохранилищем) или между сушей и водотоком (рекой, временным русловым потоком)

4. Бухта дружбы  (залив)

5.Мыс однокоренных  (Мыс — участок суши, вдающийся в мореозерореку. Может быть сложен как коренными породами, так и наносами.)

- А в путешествие мы отправимся по воде. На чём? Отгадайте.

3. Загадка:

Это что там в дымке тает,
Птицей по волнам летает?
Паруса меняет вахта,
Держит нос по ветру…
(Яхта)

С толковым словарем  поработал ученик дома и узнал  лексическое значение этого слова.

Парусное, парусно-моторное или моторное судно различной формы и разных размеров, служащее для спортивных, прогулочных или туристских целей.

- С какой буквы начинается название нашего парусного судна?

- Что вы знаете об этой букве?

 - Пришло время научиться писать заглавную букву Я.

  1. Изучение новых знаний и способов деятельности.
  1. Объяснение учителя в написании буквы

Поднять якорь. Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки. Ведём вниз с закруглением. Пишем плавную линию, выходящую за пределы рабочей строки. Поворот влево,  пишем овал. Возвращаемся по написанному. Вниз наклонную с закруглением внизу.

Посмотрите на презентацию.

Попробовали в воздухе. Записали по точкам в прописи и до конца строки.

  1. Работа в парах.

Поменяйтесь тетрадями и подчеркните  самую красивую букву Я у своего соседа.

  1. Запись соединений с буквой я

Посмотрите внимательно на следующую строку. Что вы можете сказать? Слог Ял с нижним соединением и Яш с верхним соединением. Обвести по точкам и прописать до конца строки.

  1. Запись слов с изученными буквами.

Подчеркнуть опасные места.

Легкая парусная шлюпка с вёслами - ялик

Маяк- фото

 Синоним к слову матрос – моряк

Бросили на дно его, 
Хоть не сделал ничего, 
Но доволен он судьбой - 
Поплывут, возьмут с собой.

Ялик, маяк, моряк, якорь.

- На какие группы можно разделить слова? (Слова, в которых я – имеет 1 звук, 2 звука.)

На крытой доске:

Звукобуквенный  анализ слов

Якорь – 5 б., 5 зв., 2 гл., 3 согл.

Маяк -  4 б., 5 зв., 2 гл., 3 согл.

  1. Работа в парах.

Остановка Залив заглавных.

- Зачем нам нужны заглавные буквы?

- Прочитайте слова. Запишите их в группы.

Яша, Яна, Ян                        Ялта, Якутск.

Физминутка

  1. Самостоятельная работа

Берег самостоятельных.

- Прочитайте стихотворение.

Яше снятся якоря,

Снятся яхты

И моря.

Яша хочет стать …. (капитаном)

- Кто такой капитан? (Начальник военного или торгового судна, чин, морское воинское  звание)

- Какое задание нужно выполнить? (превратить печатный шрифт в прописной)

- Что развивает это упражнение? (Внимание, память, орфографическую зоркость).

Доп. задание: Подчеркнуть в последнем предложении главные члены.

          VI. Работа в группах.

                Бухта дружбы

- На море подул сильный ветер и у нас рассыпалось важное донесение. Ваша задача – собрать строчки стихотворения по порядку и  подчеркнуть слова, в которых йотированные буквы обозначают два звука.

Разрезая носом воды,

Ходят в море пароходы.

Дуют ветры яростные,

Гонят лодки парусные.

(Разрезая, дуют, яростные)

  1. Применение изученного

               Мыс однокоренных

Упр.3. Выпишите однокоренные слова.  Выделит в них корень. Отметьте все опасные места.

- Какие слова мы называем однокоренными?

- Что такое корень?

Море                        мороз

моряк                 морозный                - Подберите однокоренные слова к слову

морской                морозит                мороз

  1. Итог

– Наша яхта  взяла  курс к родному берегу.

– На острове каких букв мы были?

Закончите предложения:

  1. Я научился…
  2. Я  узнал…
  3. Мне было интересно…
  4. Я испытывал затруднения…

  1. Рефлексия

Швартуемся. Бросить якорь. У вас на столе карточка с буквой Я.

Буква Я

Всегда была

Всем и каждому мила.

Но советуем, друзья,

Помнить место

Буквы Я!

- Почему  так говорят?

- Оцените свою работу. Превратите букву я в весёлого человечка, если у вас всё получилось, в спокойного – если  не всё вам удалось, в грустного – если вам урок не понравился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Заглавная буква В. Корень, однокоренные слова. Продолжение знакомства с суффиксами"

Разработка урока обучения грамоте и письму ОС "Школа 2100"  по учебнику «Моя любимая Азбука» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина и прописи «Мои волшебные пальчики» О.В.Пронина....

Заглавная буква «Ш». Упражнения в чтении и письме заглавной буквы в именах людей, кличках животных. 1 класс. УМК "Школа-2100"

Урок закрепления знания детей о букве «Ш»,  о написании заглавной буквы в именах людей, кличках животных....

Разработка урока по теме: «Заглавная буква «К». Письмо заглавной буквы «К». ОС «Школа 2100», 1 класс

Согласно требованиям ФГОС, урок ориентирован на новые образовательные результаты. Учащиеся получают возможность для формирования положительного мотивированного отношения к процессу обучения, адекватно...

Урок русского языка в 1 классе по теме "Письмо заглавной буквы И. Заглавная буква в именах людей".

Урок разработан для 1 класса. Система Л.В. Занкова. Знакомство  с написанием заглавной буквы И. Письмо соединений с буквой И. Звуковой анализ слов. Составление предложений....

Заглавная буква «Ш».Упражнения в чтении и письме заглавной буквы в именах людей, кличках животных (1часть)

Заглавная буква  «Ш».Упражнения в чтении и письме заглавной буквы в именах людей, кличках животных...

Письмо заглавной буквы К. Письмо слогов, слов и предложений с заглавной и строчной буквами К, к.

Урок письма в 1 классе  - занятие, ориентированное на сохранение физического здоровья учащихся. В уроке присутствуют  следующие  элементы здоровьесберегающих технологий:·...

«Обозначение гласных звуков после Ц. Письмо заглавной буквы Ц и слов с ней.» (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов)

laquo;Обозначение гласных звуков после Ц. Письмо заглавной буквы Ц и слов с ней.» Цель деятельности учителя: создать условия для знакомства учащихся с формой и названием элементов букв...