Конспект урока в букварный период Звук [а]. Буквы «А, а»
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Конспект урока в букварный период Звук [а]. Буквы «А, а» 

 Тема нашего урока? («Звук [а], буквы А, а»)

- Что мы будем делать на уроке? (узнавать новое про звук [а], узнаем, какой буквой обозначается этот звук, поучимся читать слова и слоги с этим звуком  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc176 КБ
Файл prezentaciya1.pptx2.35 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Лицей №37»

Конспект урока в букварный период

Звук [а]. Буквы «А, а»

Преподаватель:

Шалимова Н. М.

г. Саратов

2010 год

  1. Орг.момент.
  2. Формирование темы урока, определение целей.

 Слайд 1.

Игра «Как меня зовут»?

  1.  Пудель Мальвины из повести-сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».  Артемон.
  2. Сестрица братца Иванушки из русской народной сказки. Алёнушка («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

Слайд 2.

  1. Имя хитрой лисы из повести А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».  Алиса.
  2. Обладатель волшебной лампы из арабской сказки.  Аладдин («Аладдин и волшебная лампа» Арабская сказка)

Слайд 3.

- Чем похожи все эти слова? (это имена сказочных героев, пишутся с заглавной буквы А, начинаются со звука [а])

- Как вы думаете, какова же тема нашего урока? («Звук [а], буквы А, а»)

- Что мы будем делать на уроке? (узнавать новое про звук [а], узнаем, какой буквой обозначается этот звук, поучимся читать слова и слоги с этим звуком (для читающих детей))

        3. Знакомство с новым звуком.

- На этом уроке у нас будет помощник. А кто, вы угадайте. Его имя тоже начинается со звука [а].

- Добрый доктор, лечивший зверей и птиц в сказках К. Чуковского. Айболит («Доктор Айболит»)

- Почему Айболит представляет нам звук [а]? (С этого звука начинается его имя.)

Слайд 4.

- Вот и первое задание от нашего доктора.

- Назовите картинки, которые вы видите. (Лиса, коза, абрикосы)

- Найдите лишнее слово по нескольким признакам (Из данных слов можно исключить слово абрикосы. Абрикосы — это плоды, а лиса и коза — животные. Слово абрикосы обозначает много предметов, а слова лиса и коза — один предмет. В слове абрикосы  ударение падает на третий  слог, а в словах лиса и коза — на второй. В слове абрикосы восемь  звуков, а в словах лиса и коза по четыре звука. В слове абрикосы четыре слога, а в словах лиса и коза по два).

-  Произнесите слово абрикосы.

- Назовите первый звук в слове абрикосы.
-  Произнесите несколько раз звук [а]. Скажите, как располагаются органы речи при произнесении звука [а]. (Рот широко открывается, губы округлые. Верхние и нижние зубы не касаются друг друга. Язычок слегка касается нижних зубов)

- Протяните звук [а]. Пропойте звук [а]. Какой можно сделать вывод? (Звук [а] хорошо тянется и поется)

- Встречает ли воздух преграду при произнесении звука [а] или он проходит через горлышко свободно? ( При произнесении звука [а] воздух проходит через горлышко свободно)

-  Дайте характеристику звука [а] и обоснуйте свой ответ. (Звук [а] гласный. Он тянется и поется. При его произнесении воздух проходит через горлышко свободно.

- Каким цветом в схеме мы будем обозначать звук [а]? (красным)

- Приведите примеры слов, начинающихся со звука [а].

Слайд 5.

- Вот и еще одно задание от нашего доктора. Определите, где находится звук [а]: в начале, в середине  или в конце слова.

Слайд 6.

- Наверное, все вы знаете, как выглядит буква А.  Найдите все буквы А.

4. Физкультминутка «Живые буквы».

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко –

Ноги ставит широко.

- Изобразите букву А

- Вы так хорошо изображали букву, что она решила вам показать небольшой мультфильм.

Слайд 7.

Слайд 8.

- Сегодня буква А - именинница. Давайте подарим ей бантик, чтобы наша буква была сегодня самая красивая.

-А теперь поможем букве А задуть свечку на торте. (Дыхательное упражнение: подняться на носки – вдох носом, опуститься – выдох ртом)

4. Работа с букварем.

- А теперь буква А зовет нас в гости. Где живет наша буква? (В Букваре)

- Откройте с.24.

В букваре буква «А, а» — печатная, двух видов: большая и маленькая. В прописях эта буква — письменная и тоже двух видов: большая — заглавная, маленькая — строчная.

- А вот и наш любимый Доктор Айболит. Он занят своим очень важным делом – лечит зверей.

- Итак, мы в гостях у буквы А. Чем нас будет угощать наша именинница? (Ананас, груша, банан)

- Как назвать одним словом? (фрукты)

- Сколько слогов в каждом слове?
- В каждом ли слоге есть звук [а]?
- В каких словах он является ударным?

- Чем отличаются эти схемы от тех, которые встречались на предыдущих страницах? (К звуковым схемам слов присоединились буквенные схемы. По мере знакомства с буквами эти схемы будут заполняться все больше и больше, и наконец, мы сможем прочитать все слово, записанное буквами, а пока вместо них стоят точки.)

- Итак, мы познакомились с буквой «а», которая может быть частью слова и даже встречаться в слове несколько раз.

- Посмотрите к букве А пришли не только мы и Доктор Айболит, но и Бармалей.

- Давайте составим предложения по схемам в учебнике. Часть слов изображена рисунком, а часть — записана словом. Каким? Однако некоторые слова пропущены.

- Давайте сначала подберем слова, характеризующие Бармалея  и Айболита. (Айболит добрый, душевный, добродушный, простодушный, доброжелательный, участливый, сердечный. Бармалей  злой, злобный, свирепый, жестокий, беспощадный, кровожадный, разбойник)

 - Дополните эти предложения соответствующими словами и прочитайте предложения. (Возможные варианты: Айболит добрый, а Бармалей злой. Айболит старый, а Бармалей молодой. Айболит — доктор, а Бармалей — разбойник )

- Как Бармалея сделать добрым?

- А теперь поработаем со вторым предложением.

- Какую роль выполняет буква «а» в этих предложениях? (Она является словом.)

        5. Работа в парах.

- Рассмотрите рисунки. Что под ними записано? (Предложения.)

- Что в них общего? (Они состоят из одного слова. А это слово состоит из одной буквы)

- Чем различаются эти предложения? (В конце предложений стоят различные знаки препинания. Предложения должны произноситься с разной интонацией.)

- В каких случаях люди произносят эти предложения?

(Дети разыгрывают по парам эти маленькие сценки, предварительно распределив роли)

        6. Работа с пословицей.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с пословицей. Пословицы — это короткие народные изречения с поучительным смыслом. Они учат людей быть мудрыми. С некоторыми пословицами вы, наверное, уже знакомы.

Пословицы были созданы много-много лет тому назад, а существуют они и по сей день. Пословицы будут нас сопровождать в нашем путешествии по всему букварю — будем от них уму-разуму набираться. А заодно понаблюдаем, как писались в далекие времена изучаемые нами буквы.

(Пословица прочитывается учителем или хорошо читающим учеником).

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

7. Чтение слогов и слов с буквой А.

Слайд 9.

Доктор Айболит предлагает тем, кто может читать почитать слоги и слова, в которых есть буква А.

Слайд 10.

- Подарим нашей имениннице цветы.

8. Работа в тетради

9. Итог урока.

10. Д.з.

Возьми зелёный карандаш и закрась те части  рисунка, в которых ты видишь букву «А»и «а».

Раскрась букву. Вырежи. Приклей на альбомный лист. Подбери и приклей или нарисуй картинки, названия которых начинаются с буквы А.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

А лёнушка А ртемон

Слайд 3

А йболит А ртемон А лёнушка

Слайд 5

А А а а д о д

Слайд 6

М а к Роз а А стр а Л а ндыш Ром а шк а Хриз а нтем а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Звук ш, буквы Ш ш"

Тема:  Звук ш, буквы Ш  ш. Закрепление пройденных букв. Цель: Повторение и закрепление ранее изученных букв. Задачи: 1.Продолжать учить читать  свободно и находить слова с сочетанием ...

Конспект урока по обучению грамоте "Звук [г]. Буквы Г,г

Урок по обучению грамоте в 1 классе...

Конспект урока по рус.языку. Звуки, обозначаемые буквами и, г, п. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква

Тип урока:Урок открытия новых знаний.Цель:- Познакомить со звуками [и, г, п] и обозначающими их буквами;-Учить давать характеристику звуков;УУД:Личностные:1.Формировать положительный эмоциональный нас...

Конспект урока 1 класс Чтение "Звук и буква Г. Чтение слогов и слов с этой буквой"

Конспект урока "Звук и буква Г. Чтение слогов и слов с этой буквой"...