"Рабочая программа" по русскому языку для 3 класса по системе Л.В.Занкова
рабочая программа (русский язык, 3 класс) на тему
В "Рабочую программу" вошли пояснительная записка и тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_po_russkomu_yazyku.docx | 19.15 КБ |
tematicheskoe_planirovanie_po_russkomu_yazyku.docx | 73.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к тематическому планированию по русскому языку
3 класс
Преподавание курса русского языка 3 класса осуществляется в
соответствии с
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
- Программой начального общего образования по русскому языку.
- Федеральным базисным учебным планом для начального общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312).
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального об щения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации явля ются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практи чески во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Развернутое тематическое планирование разработано на основе примерной программы по русскому языку, программы Н. В. Нечаевой «Русский язык» (2007), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации (система общего развития Л. В. Занкова) и с учётом стандарта начального общего образования по русскому языку.
Контрольная работа проводится в соответствии с календарно - тематическим планированием.
Тематический план ориентирован на использование:
– Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Русский язык: Учебник для 3 класса: В 2 частях. – 3-е изд., испр. - Самара: Издательство "Учебная литература": Издательский дом "Федоров", 2008.
Учебный план МОУ «СОШ № 34 с углубленным изучением художественно-эстетических предметов» отводит на изучение русского языка во 3 классе по 5 уроков в неделю, что составляет 170 часов (34 недели) в учебный год.
Срок реализации программы - 1год. Она рассчитана на обучающихся 3 «А» класса МОУ «СОШ № 34 с углубленным изучением художественно-эстетических предметов». Уровень подготовки учащихся позволяет изучать предлагаемый курс на базовом уровне.
Исходя из общей цели, стоящей перед обучением в системе Л. В. Занкова, решаются следующие задачи:
– развитие умений видеть орфограмму в слове и объяснять ее; выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ слов; различать звук, слог, слово;
– формирование знаний о лексико-грамматическом значении и особенностях различных частей речи, о цели и характере высказывания, знаках препинания;
– наличие представлений о предложении, его смысловой и интонационной законченности.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD «Азбука от Кирилла и Мефодия», CD «Детский энциклопедический словарь».
В данном классе ведущими методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, проектно-исследовательское обучение, ИКТ.
Данное планирование определяет достаточный объем знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплины.
Требования к уровню подготовки обучающихся
к концу третьего класса
Обучающиеся должны
- Иметь представление:
-о средствах связи частей текста, о плане текста, о средствах связи между предложениями в тексте;
-об оформлении диалога;
-об основных способах выражения подлежащего (имя существительное, личное местоимение) и сказуемого (глагол);
-о сложных словах и их правописания;
-о способах составления собственных письменных высказываний.
- Знать:
-главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения;
-признаки однородных членов предложения;
-изменение имен существительных по падежам (название падежей и падежные вопросы), начальную форму существительных, склонение имен существительных, падежные окончания;
-правило правописания безударных окончаний у имен существительных в форме единственного числа;
-правило правописания имен существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (отсутствие мягкого знака и его написание);
-правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне;
- части слова (основа, окончание, корень, приставка, суффикс, постфикс).
- Уметь:
-группировать, классифицировать языковой материал по заданным и самостоятельно выделенным основаниям;
-пользоваться речевым этикетом в ежедневных ситуациях общения;
-использовать средства устного общения в соответствии с речевой ситуацией;
-выделять в тексте главное, высказывать собственное мнение по поводу услышанного, увиденного, прочитанного;
-распознавать предложения с однородными членами;
-производить разбор предложения в пределах программного материала;
-различать изученные части речи, производить их разбор в пределах программного материала;
-изменять имена существительные по падежам;
-производить разбор слова по составу;
-писать слова с изученными орфограммами: правописание безударных окончаний имен существительных, правописание о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц, мягкого знака после шипящих на конце имен существительных, соединительных гласных -о-, -е- в сложных словах, слов с непроизносимыми согласными в корне, приставок с гласными -о-, -а; и, ы после ц; суффиксы -ик, -ек раздельное написание предлогов с именами существительными и местоимениями, частицы НЕ с глаголами; а также правописание слов с непроверяемыми написаниями;
-списывать текст с доски и учебника, писать диктанты.
Предварительный просмотр:
№ | Наименование разделов и тем | Содержание тем учебного курса | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата | ||
Учебно-методическое обеспечение | План/факт | |||||
I четверть (41 час) | ||||||
Что нужно для общения (17 часов) | ||||||
1 | Роль общения в жизни человека. Лексическое и грамматическое значение слова. | Лексическое и грамматическое значение слова. Типы текста. | Уяснить взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях. | Дидактический материал | ||
2 | Создание словесной картины. Роль интонации. | |||||
3 | Типы текста. Текст, признаки текста. Состав слова, форма слова и родственные слова, звуко-буквенный анализ. | Таблица | ||||
4 | Виды предложений; члены предложений. Состав слова, однокоренные слова. | Распознавать виды предложений | Должны уметь распознавать предложения по цели высказывания и интонации. Определять члены предложений. | Таблица | ||
5 | Лексическое значение слова. Многозначность. Средства устной и письменной речи. Фонетический разбор. Алфавит. | Лексическое значение слова. Многозначность Средства устной и письменной речи. | Уметь выполнять фонетический разбор слов. Знать алфавит и уметь его применять на практике. | Таблица | ||
6 | Средства устного и письменного общения. Имя существительное, отличие предлогов от приставок. | Уметь выбирать средства общения: слова, интонации, темп речи, жест, мимика. Знать отличие предлога от приставки. | Таблица | |||
7 | Средства создания речевой ситуации в устной и письменной речи. Виды предложений. Связь орфоэпии и орфографии. | Понимать соответствие речи орфоэпическим нормам. | Дидактический материал | 12.09/ | ||
8 | Синонимы и однокоренные слова. Инсценировка. Звуко-буквенный анализ, состав слова. Словарный диктант. | Синонимы и однокоренные слова. | Уметь различать синонимы и однокоренные слова. Уметь выполнять разные виды разборов. | Дидактический Таблица материал | ||
9 | Входная контрольная работа по текстам администрации. | Таблица | ||||
10 | Работа над ошибками. Синонимы и однокоренные слова. | Разноуровневые карточки с индивидуальными заданиями | ||||
11 | Звуко-буквенный анализ, состав слова, способы словообразования, орфограммы. | Фонетический разбор слов | Уметь выполнять звуко-буквенный анализ слов | |||
12 | Обобщение знаний по теме «Предложение», «Что нужно для общения в устной и письменной форме». | Уметь выполнять разные виды разборов. | Разноуровневые карточки с индивидуальными заданиями | |||
13 | Сочинение «Уж небо осенью дышало». | Должны уметь составлять текст на заданную тему, правильно оформлять предложения; учиться редактировать предложения. Должны уметь использовать в письменной речи разные по цели высказывания предложения; соблюдать орфографические нормы | ||||
14 | Редактирование. Работа над ошибками. Заимствованные слова . | Памятка для выполнения работы над ошибками | ||||
15 | Способы появления новых слов. Словарь иностранных слов. Орфограммы гласного, согласного. | Способы появления новых слов. Словарь иностранных слов. | Иметь представление о способах образования новых слов. | Таблица | ||
16 | Определение лексического значения иноязычных слов. Произношение иноязычных слов. Составление собственного текста.. Словарный диктант | Обогащение словарного запаса иноязычной лексикой, устаревшими словами. | Дидактический материал | |||
17 | Старославянизмы в современном русском языке. Правописание сочетаний -оло-, -оро-, -ере-. Стилистическая и лексическая сочетаемость например, злато – золото). | Старославянизмы. | Дидактический материал | |||
Основа слова (2 часа) | ||||||
18 | Этимология терминов: префикс, суффикс. Последовательность образования групп родственных слов. Способы словообразования. | Способы словообразования. | Должны уметь образовывать формы слова при помощи суффикса | |||
19 | Форма слова и родственные слова. Основа слова. Составление текста. Нахождение слова по схеме. | Знать отличие формы слова от родственных слов. Уметь находить слова по схеме. | Таблица | |||
20 | Контрольный диктант по теме «Что нужно для общения». | Знать порядок разбора слов по составу. Уметь определять суффиксы в именах существительных. | ||||
Какую работу выполняет в основе слова суффикс (10 часов) | ||||||
21 | Работа над ошибками.Суффикс как словообразовательная морфема. Порядок разбора слова по составу. Суффиксы существительных. | Суффикс как словообразовательная морфема. Суффикс и лексическое значение слова. | ||||
22 | Приставка и суффикс как средство выразительности. Состав слова и перенос. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Определение значений суффиксов. | Должны получить представление о приставке как о части слова; знать словообразующую роль приставки. Уметь образовывать новые слова с помощью приставки; находить и выделять в слове корень, суффикс, приставку | Таблица | |||
23 | Суффикс и лексическое значение слова. Формообразование и словообразование Орфограммы согласного в суффиксах, в предлогах и в корне слова. Словарный диктант. | Должны уметь образовывать формы слова при помощи суффикса | ||||
24 | Способы образования слов, состав слова. Значение суффиксов. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением. Безударные гласные в суффиксе. | Должны уметь анализировать структуру слова. Знать смысловые оттенки суффиксов и приставок | Таблица | |||
25 | Инсценирование. Суффикс как средство художественной выразительности. Грамматическая связь существительного и прилагательного. | Уметь определять грамматическую связь существительного и прилагательного. | ||||
26 | Суффикс как средство художественной выразительности. Текст – описание. Сравнение художественного и научного текстов. План текста. Составление собственного текста – описания. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением. | Сравнение художественного и научного текстов. | Уметь использовать специальную и справочную литературу, словари, газеты, журналы. | Таблица | ||
27 | Сочинение на выбор «Медведь», «Слон», «Заяц». | Должны уметь составлять текст на заданную тему, правильно оформлять предложения; учиться редактировать предложения. Должны уметь соблюдать орфографические нормы | Иллюстрации | |||
28 | Редактирование сочинений. Значение суффиксов. | |||||
29 | Проверочная работа «Суффикс. Образование слов». | Листы для выполнения текстовых заданий | ||||
Какую работу выполняет в основе слова приставка (8 часов). | ||||||
30 | Работа над ошибками.Связь слов в предложении; приставка как часть слова; безударные гласные в корне слова, правописание предлогов и приставок. | Правописание гласного в приставках. Предлоги и приставки. Способы словообразования. | Знать понятие «предлоги»; уметь различать правописание предлогов от приставок. | |||
31 | Правописание гласного в приставках. Предлоги и приставки. Способы словообразования. Безударные гласные в корне и приставке. Большая буква в именах собственных | Знать ,что гласные в приставках пишутся всегда одинаково ,независимо от произношения. | Таблица | |||
32 | Приставочный способ словообразования. Полногласные варианты приставок. Правописание гласных и согласных в приставках. Словарный диктант. | Уметь образовывать новые слова с помощью приставок | Таблица | |||
33 | Лексическое значение слова и приставки. Правописание приставок. Приставки-синонимы. Текст – рассуждение. Сравнение текста-описания и текста-рассуждения. | Текст – рассуждение. Сравнение текста-описания и текста-рассуждения. | Уметь использовать приобретённые знания для создания в письменной форме несложных текстов. | Справочное пособие для начальной школы | ||
34 | Правописание приставок. Приставки и предлоги. Приставки- антонимы. Составление характеристики героя. Обозначение на письме парных согласных. | Уметь различать правописание приставок и предлогов. | Презентация | |||
35 | Контрольный диктант за 1 четверть. | Уметь безошибочно писать под диктовку текст с изученными орфограммами. | ||||
36 | Работа над ошибками .Правописание парных согласных в корне, суффиксе, приставке. Словесный портрет. Выбор парного согласного в корне, суффиксе, приставке. Правописание приставок. | Правописание парных согласных в корне, суффиксе, приставке. | Презентация | |||
37 | Тест «Правописание приставок». | Уметь применять изученные правила на правописание приставок. | Листы для выполнения тестовых заданий | |||
Сложные слова (11 часов) | ||||||
38-39 | Работа над ошибками.Способы словообразования. Сравнение схем слов. Сложение основ как способ словообразования. Сравнение с формой слова. | Способы словообразования. Сравнение схем слов. | Понимать способы словообразования. Уметь сравнивать схемы слов. | Таблица | ||
40 | Изложение. | Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания. | ||||
41 | Работа над ошибками. Правописание соединительных гласных в сложных словах. Работа со схемами слов. ь – показатель мягкости. | Работа со схемами слов. ь – показатель мягкости. | Знать правописание соединительных гласных в сложных словах. | Дидактический материал | ||
II четверть (40 часов) | ||||||
1 | Правописание сложных слов. Описание. Составление реплик. Определение лексического значения сложных слов. Сложение без соединительной гласной. | Правописание сложных слов. | Уметь писать сложные слова. | Справочное пособие для начальной школы | 07.11/ | |
2 | Правописание сложных слов. Составление текста-рассуждения (устно). | Правописание сложных слов. | Уметь писать сложные слова. | Дидактический материал | ||
3 | Образование и правописание сложных слов. Нахождение существительного по грамматическим признакам. | Дидактический материал | ||||
4 | Обобщение темы: «Состав слова. Словообразование | Знать значимые части слова: приставка, корень, суффикс, окончание. | ||||
5 | Проверочная работа «Состав слова. Словообразование». | Таблица | ||||
6 | Работа над ошибками. Средства связи слов в предложении (формы, порядок слов, интонация). Разбор словосочетаний. Влияние средств языка на смысл высказывания. | Средства связи слов в предложении (формы, порядок слов, интонация). Разбор словосочетаний. | Знать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Уметь применять изученные правила по орфографии и пунктуации. | |||
7 | Обобщение знаний. Логическое ударение в предложении. Словарный диктант. | Уметь анализировать предложение. | Таблица | |||
Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Роль предлогов в предложении (6 часов). | ||||||
8 | Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Составления определения на основе научно-популярного текста. | Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Типы текста. Признаки текста. | Понимать роль служебных частей речи, знать их отличие друг от друга. | Таблица | ||
9 | Типы текста. Признаки текста. Предлог как средство связи в предложении. Работа над созданием собственного текста. Структура предложения. Орфограмма «буквы удвоенных согласных». | Знать типы текста и признаки текста. | Таблица | |||
10 | Роль предлогов и приставок. Смысловое значение предлогов и союзов. Употребление предлога с существительным. Составление определения предлога. Окончание имени существительного; словообразование. | Роль предлогов и приставок. Смысловое значение предлогов и союзов. | Понимать какую роль играют предлоги и приставки в нашей речи. Уметь употреблять предлоги с именами существительными. | Дидактический материал | ||
11 | Предлог как часть речи. Предлоги – антонимы. Обращение. Употребление предлогов с существительными и местоимениями. Диалог; оформление реплик диалога. | Уметь раздельно писать предлоги с разными частями речи. Понимать, что такое предлоги – антонимы. Уметь оформлять диалог при письме. | Таблица | |||
12 | Интонация. Произношение и правописание парных согласных в предлогах при сравнении с их написанием в приставках. Лексическая и грамматическая сочетаемость слов. | Лексическая и грамматическая сочетаемость слов. | Знать, что предлоги пишутся всегда одинаково независимо от произношения . | Таблица | ||
13 | Контрольный диктант по теме «Предлоги и приставки». | Уметь соблюдать изученные нормы орфографии. | ||||
Роль союзов в предложении (4 часа). | ||||||
14 | Работа над ошибками. Стиль и тип текста. Признаки текста. Инсценирование диалога. Союз как часть речи. Роль союзов. | Стиль и тип текста. Признаки текста. Союз как часть речи. Роль союзов. | Знать признаки текста. Познакомить с союзом как частью речи и его ролью в предложении. | Таблица | ||
15 | Составление текста о служебной части речи «союз». Грамматическая основа предложения; фонетический разбор. Антонимы. | Уметь составлять тексты с использованием союзов. | Дидактический материал | |||
16 | Обобщение знаний о союзах. Текст: стиль, тип, тема, микротема. Сравнение текстов. Особенности употребления частей речи в разных типах текстов. | Уметь составлять тексты с использованием союзов. | Дидактический материал | |||
17 | Составление текста – рассуждения. Словарный диктант. | Стиль и тип текста. Признаки текста. | Уметь использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложных текстов. | Справочное пособие для начальной школы | ||
Правописание частицы НЕ с глаголами(5 часов). | ||||||
18 | Частицы в художественном стиле речи. Смысл частицы НЕ. Предложения утвердительные и отрицательные. НЕ с глаголами. | Смысл частицы НЕ. Предложения утвердительные и отрицательные. НЕ с глаголами. | Понимать смысл частицы НЕ. Уметь различать утвердительные и отрицательные предложения. | |||
19 | Глаголы, которые без НЕ не употребляются. Преобразование предложений. Обобщение темы. Переносный смысл слов. | Иметь представление о глаголах, которые не употребляются без НЕ. | ||||
20 | Сочинение-рассуждение «Может ли белка жить в воде?». | Уметь использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложных текстов | Иллюстрация | |||
21 | Редактирование. Работа над ошибками. Роль частиц в предложении | Памятка | ||||
22 | Проверочная работа «Служебные слова». | Уметь применять изученные правила в контрольной работе. | ||||
Изменение форм глагола : форм времени, числа и рода (12 часов). | ||||||
23 – 24 | Работа над ошибками. Глагол как часть речи. Глагол и тип текста Роль приставки в образовании глагола; грамматические признаки глагола (число, род). Прямое и переносное значение слов. | Глагол как часть речи. Глагол и тип текста Роль приставки в образовании глагола; грамматические признаки глагола. | Знать лексико- грамматические признаки глагола. Уметь употреблять глаголы в речи. | Таблица | ||
25 | Грамматические признаки глагола (число, время, род). Вопросы к глаголу. | Уметь анализировать слово как часть речи. | Презентация | |||
26 | Время глагола. Грамматическая связь: местоимение + глагол. Словарный диктант. | Уметь определять время глагола. Учить связывать глагол с местоимением. | Таблица | |||
27 | Особенности глаголов прошедшего времени. Грамматический показатель прошедшего времени. Понятие формообразующего суффикса. Законченное и незаконченное действие. Грамматические признаки глагола. | Учить образовывать глаголы прошедшего времени. | Таблица | |||
28 | Контрольный тест. | Уметь применять изученные правила в контрольном тесте. | Листы для выполнения тестовых заданий | |||
29-30 | Работа над ошибками. Постфикс -ся, его влияние на значение глагола. Разбор по составу глаголов прошедшего времени, глаголов с постфтксом -ся. Анализ текста: стиль, тип, признаки, тема, микротема. | Постфикс –ся. Употребление глаголов. Лексико-грамматические признаки. Разбор слов по составу. | Уметь разбирать по составу глаголы прошедшего времени. Понимать влияние постфикса –ся на значение глагола. | |||
31 | Употребление глаголов. Лексико-грамматические признаки. Разбор слов по составу; орфографическая работа | Знать лексико- грамматические признаки глагола. Уметь разбирать по составу глаголы времени. | Таблица | |||
32-33 | Глагол как часть речи. (обобщение). Неопределенная форма глагола. Грамматические признаки неопределенной формы глаголов. Разбор глаголов по составу. -Ть, -чь в неопределенной форме. | Уметь определять начальную – неопределенную форму глагола. Знать грамматические признаки н.ф.глагола. | Таблица | |||
34 | Обобщение знаний по теме. Итоговый диктант за 1 полугодие по текстам администрации. | Знать лексико - грамматические признаки глагола. Уметь употреблять глаголы в речи. | ||||
2 часть. Грамматические признаки имени существительного (11 часов). | ||||||
35 | Работа над ошибками. Имя существительное как часть речи. Начальная форма. Грамматические признаки имени существительного (постоянные и непостоянные). | Имя существительное как часть речи. Таблица «Соотношение рода и окончания у имен существительных». | Знать лексико - грамматические признаки имен существительных. Уметь употреблять имена существительные. | Таблица | 23.12/20.12 | |
36-37 | Словарный диктант. Начало подбора материала для таблицы «Соотношение рода и окончания у имен существительных». Роли Ь и Ъ. | Уметь определять род имен существительных и соответственно окончания. | Презентация | |||
38-39 | Значение предметности как обобщающее грамматическое значение имени существительного. Начальная форма. Составление толкований слов. Чередования в корнях слов. | Начальная форма. Составление толкований слов. Роль Ь в именах существительных. | Знать признаки начальной формы имени существительного. | Таблица | ||
40 | Имена существительные, имеющие форму единственного (множественного) числа. Роль Ь в именах существительных. | Уметь употреблять Ь в именах существительных, понимать его роль. | Таблица | |||
III четверть (50 часов). | ||||||
1 | Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Определение лексического значения слова в контексте. Многозначность. | Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. | Познакомить с грамматическими группами слов . Уметь определять синонимы, антонимы . Иметь представление о многозначных словах | Презентация | ||
2 | Включение изученного материала в систему знаний. Грамматические признаки имени существительного при сравнении с другими частями речи. Начальная форма. Окончание как грамматический показатель рода существительного. | Окончание как грамматический показатель рода существительного. Род, число имени существительного. | Знать грамматические признаки имен существительных при сравнении с другими частями речи. Уметь определять род имени существительного по окончанию. | |||
3 | Род, число имени существительного. Окончание как грамматический показатель рода существительного. Многозначность слова, его реализации в контексте. Словосочетание. Словарный диктант. | Уметь определять род и число имени существительного. Иметь представление о многозначности слов и их реализации в контексте. | Таблица | |||
4 | Грамматические признаки существительного. Начальная форма. Окончательный вариант таблицы «Соотношение рода и окончания у имен существительных». Сравнение однозвучных и йотированных гласных в окончаниях, | Окончательный вариант таблицы «Соотношение рода и окончания у имен существительных». | Знать грамматические признаки имен существительных. | Таблица | ||
5 | Проверочная работа «Соотношение рода и окончания у имен существительных». | Уметь применять изученные правила в контрольной работе. | ||||
Правописание Ь после букв шипящих согласных в конце имен существительных ( 4часа). | ||||||
6 | Работа над ошибками. Обращение к ранее изученному: роль Ь в словах. Сравнение грамматических форм имен существительных с Ь и без Ь после букв шипящих согласных в конце слова. | Роль Ь в словах. Сравнение грамматических форм имен существительных с Ь и без Ь после букв шипящих согласных в конце слова. | Понимать роль Ь в словах. Уметь употреблять Ь в именах существительных с шипящими на конце. | Презентация | ||
7 | Самостоятельное составление правила написания Ь после букв шипящих согласных в конце имен существительных на основе разных опорных форм. Развитие речи: стиль, особенности научного стиля. | Уметь использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложных текстов | Дидактический материал | |||
8 | Правописание имен существительных с орфограммой «Ь после букв шипящих согласных в конце имен существительных». | Уметь употреблять Ь в именах существительных с шипящими на конце | Дидактический материал | |||
9 | Контрольное списывание (деформированный текст). | |||||
Словосочетание (5 час.). | ||||||
10 | Работа над ошибками. Словосочетание. Строение словосочетаний: главное и зависимое слово. Разбор словосочетаний. Правописание гласных после шипящих. | Словосочетание. Строение словосочетаний: главное и зависимое слово. Разбор словосочетаний. | Уметь устанавливать связь между главным и зависимым словом в словосочетании. | Таблица | ||
11 | Разбор словосочетаний: письменный и устный анализ строения словосочетания Грамматические признаки прилагательного. Начальная форма прилагательного. Словарный диктант. | Знать грамматические признаки имени прилагательного, уметь определять его начальную форму. | Разноуровневые задания | |||
12 | Разбор словосочетаний. Лексическая работа: стиль, редактирование текста, крылатые выражения. | Разбор словосочетаний. Работа с текстом: сжатый текст, стиль, тема, микротема. | Уметь устанавливать связь между главным и зависимым словом в словосочетании. | |||
13 | Работа с текстом: сжатый текст, стиль, тема, микротема. Разбор словосочетаний. | Знать основные признаки текста. | ||||
14 | Контрольный диктант «Роль Ь в словах». | Уметь безошибочно писать под диктовку текст с изученными орфограммами. | ||||
Правописание гласных Ы, И после Ц (4 часа). | ||||||
15 | Работа над ошибками. Обозначение звука Ы после букв шипящих согласных и Ц. | Правописание Ы, И после Ц. | Уметь употреблять И,Ы после шипящих и Ц. | Образовательный диск | ||
16 | Правописание Ы, И после Ц. Орфографическая работа с упр. 350. | Дидактический материал | ||||
17 | Правописание Ы, И после Ц. Грамматические признаки существительного, начальная форма. Стиль текста | |||||
18 | Проверочная работа «Нахождение орфограмм в окончаниях слов». | Уметь применять изученные правила в контрольной работе. | ||||
Изменение имен существительных по падежам (9 часов). | ||||||
19 | Работа над ошибками. Знакомство с понятием «склонение». Определение падежей имени существительного. Правописание предлогов и приставок. | Определение падежей. Составление таблицы «Склонение имен существительных». | Познакомить с понятием «склонение» .Знать падежи имен существительных и уметь их безошибочно определять. | Таблица | ||
20 | Определение падежей. Составление таблицы «Склонение имен существительных». Переносное значение слова. Разбор словосочетаний. | Таблица | ||||
21 | Определение падежей. Составление таблицы «Склонение имен существительных». Лексическая работа. Слова с непроверяемыми безударными гласными | Определение падежей. Составление таблицы «Склонение имен существительных». | таблица | |||
22 | Определение падежей. Развитие речи: анализ текста рекламы и афиши; составление сжатого текста. Слова с непроверяемыми безударными гласными | Учить составлять сжатый текст по задан Знать способ проверки слов с непроизносимыми согласными в корне слова ной теме и уметь применять его. | Презентация | |||
23 | Составление и анализ таблицы «Склонение имен существительных». Соотнесение падежа и предлога. Словарный диктант. | Составить и проанализировать таблицу «Склонение имен существительных» | ||||
24 | Составление и анализ таблицы «Склонение имен существительных». | |||||
25 | Развитие речи. Сочинение литературных миниатюр, смысл которых можно выразить пословицей (упр. 390). Решение орфографических задач. | Развитие речи. | Уметь использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложных текстов. | |||
26 | Склонение существительных. Определение падежей. Орфографическая работа. Развитие речи: обсуждение пословиц (упр. 391). | Склонение существительных. | Уметь безошибочно определять падежи имен существительных. | Образовательный диск | ||
27 | Сочинение-рассуждение на одну из пословиц. | Уметь использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложных текстов | ||||
Второстепенный член предложения – дополнение (5час.). | ||||||
28 | Работа над ошибками. Разбор предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Дополнение как второстепенный член предложения. Различение существительных в форме именительного и винительного падежа. | Разбор предложения. Второстепенные члены предложения. Определение падежей. | Знать признаки главных членов предложения и второстепенных. Уметь анализировать предложение. | Таблица | ||
29 | Дополнение. Определение падежей. Орфографическая работа. Грамматические признаки существительного. | Уметь определять дополнение в предложении. | Таблица | |||
30 | Дательный падеж. Окончания существительных в дательном падеже. Предлог как указатель падежа. | Знать признаки дательного падежа имен существительных. | Таблица | |||
31 | Развитие речи: работа с текстом. Орфографическая работа. | Развитие речи: работа с текстом. Орфографическая работа. | Уметь работать с текстом, применяя изученные правила. | Справочное пособие для начальной школы | ||
32 | Контрольный тест по теме «Склонение имен существительных» | Уметь применять изученные правила при написании теста. | Листы для выполнения тестовых заданий | |||
Склонение имен существительных в форме единственного числа (8 часов). | ||||||
33 | Работа над ошибками. Понятие «склонение». Основание для деления существительных на три склонения. | Определение склонений существительных. Составление алгоритма для определения склонения. | Знать признаки 1-,2-.3-го склонения имен существительных. | Презентация | ||
34 | Определение склонений существительных. Составление алгоритма для определения склонения. Словарный диктант. | Уметь определять склонения имен существительных. | Таблица | |||
35 | Определение склонений существительных. Окончания существительных различных типов склонения. | Дидактический материал | ||||
36 | 1 склонение существительных. Лексическая работа. Многозначность слова. Переносное значение слова, правописание имен собственных. | Уметь определять 1-е склонение имен существительных | Дидактический материал | |||
37 | Определение склонений существительных. Окончания существительных 2 склонения. Правописание безударных окончаний существительного 2 склонения. | Уметь определять 2-е склонение имен существительных | Дидактический материал | |||
38-39 | Существительные 3 склонения. Правописание безударных окончаний существительного 3 склонения. Антонимы. | Правописание безударных окончаний существительного. Работа с текстом. | Уметь определять 3-е склонение имен существительных | Дидактический материал | ||
40 | Работа с текстом. Абзац. Микротема. Стиль и типы текста. Характеристика героев. | Уметь работать с текстом, применяя изученные правила. | ||||
Правописание падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа (11 часов). | ||||||
41 | Орфограмма «Буква безударного гласного в окончании имени существительного». | Орфограмма «Буква безударного гласного в окончании имени существительного». | Уметь писать безударные окончания имен существительных. | |||
42 | Правописание безударных окончаний существительного 1 склонения. Анализ написания букв Е, И в безударных окончаниях имен существительных. 1, 3 склонения в Р.п., Д.п. | Дидактический материал | ||||
43 | Контрольный диктант за III четверть. | Уметь безошибочно писать под диктовку текст с изученными орфограммами. | ||||
44 | Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний существительного 1, 2 склонения в П.п. | Правописание безударных окончаний существительного. Определение падежей имени существительного. | Уметь писать безударные окончания имен существительных 1,2 сл. в П.п. | Таблица | ||
45 | Определение падежей имени существительного. | Уметь безошибочно определять падежи имен существительных. | Разноуровневые задания | |||
46 | Правописание безударных окончаний существительного. Словарный диктант. | Уметь безошибочно писать безударные окончания имен существительных | ||||
47 | Правописание безударных окончаний существительного в Р.п., П.п. | Разноуровневые задания | ||||
48-49 | Правописание безударных окончаний существительного 1, 2, 3 склонения. Составление текста-рассуждения. Буквы Е, И в безударных окончаниях существительных в Р., Д., П. падежах. | |||||
IV четверть (40 часов). | ||||||
1 | Правило написания безударных окончаний существительных. Окончания имен существительных 1, 2 склонения в Т.п. | Правило написания безударных окончаний существительных. | Уметь безошибочно писать безударные окончания имен существительных | Образовательный диск | ||
2 | Правописание безударных окончаний имён существительных. | |||||
О, Е в окончаниях после букв шипящих согласных и Ц (3 часа). | ||||||
3 | Знакомство с орфограммой «О, Е в окончаниях после букв шипящих согласных и Ц». | Орфограмма «О, Е в окончаниях после букв шипящих согласных и Ц». | Уметь безошибочно писать И,Ы после шипящих и Ц. | Презентация | ||
4 | Правописание О, Е в окончаниях после букв шипящих согласных и Ц. Время глагола. | Справочное пособие для начальной школы | ||||
5 | Проверочная работа «Падежные окончания имен существительных в единственном числе». | Уметь применять изученные правила при написании контрольной работы. | ||||
Правописание суффиксов имен существительных –ЕК-, -ИК- (4 часа). | ||||||
6 | Работа над ошибками. Определение значений суффиксов. Знакомство с орфограммой «Выбор буквы гласного в суффиксах -ек-, -ик-». | Орфограмма «Выбор буквы гласного в суффиксах -ек-, -ик-». Составление правила написания буквы гласного в суффиксах -ек-, -ик-. | Знать способ проверки написания суффикса –ек- или –ик-. | |||
7 | Составление правила написания буквы гласного в суффиксах -ек-, -ик-. Словарный диктант. | Уметь писать гласную в суффиксах, не допуская ошибок. | Таблица | |||
8 | Правописание суффиксов имен существительных -ИК-, -ЕК- . Включение новых знаний в систему. Определение значений суффиксов. | |||||
9 | Контрольный диктант по теме «Правописание суффиксов». | Уметь применять изученные правила при написании диктанта на заданную тему. | ||||
Падежные окончания имен существительных в форме множественного числа (7 часов). | ||||||
10 | Работа над ошибками. Склонение имен существительных во множественном числе. Правописание безударных окончаний имени существительного во множественном числе. Варианты окончаний имен существительных в Им.п. множественного числа. | Склонение имен существительных во множественном числе. Правописание безударных окончаний имени существительного во множественном числе. | Знать признаки имен существительных; склонение существительных во множественном числе | Таблица | ||
11 | Падежные окончания имен существительных в форме мн. числа. Полногласные и неполногласные сочетания. | Уметь находить способы проверки написания слов. | Таблица | |||
12 | Правописание безударных окончаний имени существительного во множественном числе. Окончания -а, -я, -ы, -и как грамматические показатели различных форм имен существительных. | Знать признаки имен существительных; склонение .Уметь находить способы проверки написания слов. | Дидактический материал | |||
13 | Родительный падеж имен существительных мн. числа. Лексическое значение слов типа: зубы-зубья, колы-колья. Образование форм мн. числа с учетом явления многозначности. | Уметь употреблять имена существительные мн.числа в Р.п. | ||||
14 | Изложение с творческим заданием. | Уметь создавать несложные тексты и использовать приобретенные знания в практической деятельности. | Справочное пособие для начальной школы | |||
15 | Работа над ошибками. Обобщение знаний. Виды словарей, их назначение. Орфографическая работа. | Виды словарей, их назначение. Орфографическая работа. | Иметь представление о видах словарей и их назначении. | Словари | ||
16 | Проверочная работа «Падежные окончания имен существительных в форме мн. числа». | Уметь применять изученные правила в контрольной работе. | ||||
Грамматические формы имени прилагательного. Второстепенный член предложения – определение (7 часов). | ||||||
17-18 | Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки имени прилагательного, их зависимость от грамматических признаков имени существительного. Образование имен прилагательных от имен существительных. | Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки имени прилагательного, их зависимость от грамматических признаков имени существительного. | Знать лексико – грамматические признаки имен прилагательных. | Таблица | ||
19-20 | Зависимость грамматических признаков имени прилагательного от грамматических признаков имени существительного. Второстепенный член предложения – определение. Словарный диктант. | Знать термин «определение». Уметь анализировать предложение, находить определение по вопросам. | ||||
21 | Форма мн. числа имени прилагательного. Согласование имени прилагательного с именем существительным. | Уметь ставить имя прилагательное в форму множественного числа. | Таблица | |||
22 | Склонение имен прилагательных. Члены предложения. | Уметь определять падежи имен прилагательных. | Презентация | |||
23 | Развитие речи: многозначность слова и лексическая сочетаемость. Создание собственного текста. | Развитие речи: многозначность слова и лексическая сочетаемость. | ||||
Однородные члены предложения (8 часов). | ||||||
25 | Знакомство с понятием «однородные члены предложения». Фразеологизмы. | Понятие «однородные члены предложения». Знаки препинания при однородных членах предложения. Союзы И, А, НО при однородных членах предложения. | Знать признаки однородных членов предложения. Уметь употреблять фразеологизмы в речи. | Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка | ||
26 | Знаки препинания при однородных членах предложения. Сравнение выделения обращения и однородных членов предложения в устной и письменной речи. Средства художественной выразительности. | Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | ||||
27 | Однородные члены предложения. Союзная и бессоюзная связь при однородных членах предложения. Знаки препинания. | Уметь ставить знаки препинания | ||||
28 | Знаки препинания при однородных членах предложения Употребление однородных членов (в частности сказуемых) как средство художественной выразительности. | Уметь анализировать предложение; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | ||||
29 | Знаки препинания при однородных членах предложения. Повторение: склонение и падеж имен существительных. Развитие речи: стиль (особенности официально-делового стиля), редактирование текста (написание инструкции). Словарный диктант. | Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами | ||||
30 | Союзы И, А, НО при однородных членах предложения. | Таблица | ||||
31 | Знаки препинания при однородных членах предложения Лексическое значение союза «да». Знаки препинания при однородных членах, связанных союзом «да». | Дидактический материал | ||||
32 | Контрольный диктант «Однородные члены предложения». Монолог. Диалог. | Уметь применять изученные правила в контрольной работе. | ||||
Как из предложений образуется текст (9 часов). | ||||||
33 | Работа над ошибками. Текст, типы текста, тема текста. Микротема. Структура текста. Языковые средства оформления текста. | Текст, типы текста, тема текста. Микротема. Структура текста. Языковые средства оформления текста. | Понимать структуру текста. Уметь оформлять текст на письме. | Презентация | ||
34 | Итоговый диктант за год по текстам администрации. | Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматические задания | ||||
35 | Стиль. Языковые средства научного и художественного стиля. План текста. | Уметь различать научный и художественный тексты, составлять план текста. | ||||
36 | Рассуждение как тип текста. Орфографическая работа. Анализ знаков препинания при однородных членах предложения. | Знать признаки текста – рассуждения. Уметь применять знания при постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. | Таблица | |||
37 | Употребление стилистически окрашенных слов. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Многозначность. | Употребление стилистически окрашенных слов. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Многозначность. | Знать различия синонимов и антонимов. Понимать значение слов при употреблении их в определенном контексте (многозначность). | Образовательный диск | ||
38 | Связный текст. Признаки связного текста. Особенности употребления синонимов. Многозначность слова и омонимы. Словарный диктант. | Знать, что такое омонимы , уметь употреблять их в речи. | ||||
39-40 | Резервные уроки | |||||
39 | Переносное значение слова. Фразеологизмы. Орфограммы гласного. Знаки препинания при однородных членах. | Переносное значение слова. Фразеологизмы. Орфограммы гласного. Знаки препинания при однородных членах. | Уметь употреблять фразеологизмы как в устной ,так и в письменной речи. | Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс (Развивающая система Л.В. Занкова)
Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению предполагают установление взаимосвязи между процессами обучения и использования языка. Язык – универсальное средство общения, речь – функц...
рабочая программа по русскому языку 4 класс по системе Занкова
рабочая программа по русскому языку с ОУД...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 1 класс УМК «Система Л.В. Занкова»
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 1 класса составлена на основе Примерной прогр...
Коспект урока русского языка 4 класс по системе Л.В. Занкова по теме "Имя прилагательное"+ Презентация"
«В Царстве Будущего, среди еще не родившихся детей. Люди не подозревают о существовании этой страны, нам же благодаря алмазу все будет явственно видно, и, по всей вероятности, мы здесь – т...
Урок русского языка 4 класс по системе Л.В.Занкова. "Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой"
Урок изучения нового материала - окончания прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой, переход одной части речи в другую - несет в себе воспитательную направленность (бережное отношение ...
Конспект урока по русскому языку 2 класс по системе Л.В.Занкова
Конспект урока по русскому языку во втором классе по системе Л.В.Занкова по учебнику А.В.Поляковой....
презентация к уроку русского языка 3 класс по системе Л.В. Занкова. Тема "Словоизменение и словообразование"
Материал содержит презентацию которая может быть использована на уркох русского языка....