Разработка урока "Общее понятие о корне слова"
методическая разработка (русский язык, 2 класс) по теме

Разработка урока 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koren_slova.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Общее понятие о корне слова»

2 класс

Учитель начальных классов

МБОУ «Судинская СОШ»

Харитонова Татьяна Петровна

УМК «Школа России»

Тема: Общее понятие о корне слова

Цель: познакомить с понятием «корень слова»

Задачи:

научить находить, подбирать и образовывать однокоренные слова;

показать способы нахождения корня, подбирая родственные слова;

дать знание о том, что в корне заключено общее значение  всех однокоренных слов;

сформировать навыки разграничения в словах корней, совпадающих по звучанию, но различных по значению.

Структура урока

1. Организационный  момент.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

2.Актуализация знаний учащихся.

Словарно – орфографическая работа.

-Назовите буквы, обозначающие глухие звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. (п,б,ф,к,т,х,е,ш.с.р.ч,ё,щ,з,ц,а )

-Какое это слово? (Берёза)

-Как вы объясните значение слова берёза? (Берёза- это дерево)

-Но сосна, кедр, ель -  это тоже деревья (Берёза –это лиственное дерево, а сосна, ель, кедр- хвойные деревья)

-Назовите еще, по каким признакам можно отличить берёзу от других растений, даже лиственных. (Белая кора, листочки в виде сердечек)

-Берёза растёт в России с незапамятных времён. От цвета коры получила своё название, которое обозначает «белый, светлый». Наши предки верили в лесных, водяных и небесных духов. Но главной богиней среди них считалась Берегиня. Её изображение не сохранилось. Однако некоторые историки считают, что оно имело вид девушки - священного дерева – русской берёзы.

- Найдите слово берёза в орфографическом словаре. Почему оно записано в словаре?

-Запишите его в свой словарь. Поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную.

-Какое слово из моего небольшого рассказа поможет запомнить непроверяемую безударную гласную е?( Слово БЕРЁЗА происходит от слова БЕЛЫЙ)

-Составьте и запишите предложение со словом берёза.

Выделите зелёным цветом «опасные места» в записи предложения.

-Что узнали нового?

3.Постановка учебной задачи.

Создание условия  для выявления «Чего мы ещё не знаем?»

-Вспомните, какие слова называются родственными?

-Подберите родственные слова к слову берёза. (Учитель записывает слова детей на доске: Берёзка, березняк, подберёзовик, берёзонька)

-Найдите общую часть данных родственных слов.

 -А что вы хотите узнать об этой общей  части родственных слов?

4.Составление плана для достижения учебной задачи.

  Хорошо, с вашей помощью составили следующий план работы:

-Как называется?

-Есть ли условный знак для обозначения?

-Сколько слов можно подобрать по общей части?

-Как записывается  общая часть  в однокоренных словах?

-Как найти в слове общую часть?

(после того как дети узнают название корня,  можно изменить данный пункт плана)

 -Предположите, возможное название общей части родственных слов.

– А где можно узнать точно название? (в учебнике)

-Откройте учебник, прочитайте, как называется общая часть родственных слов.

-А где узнать значение слова, если сами не можем его объяснить? ( по толковому словарю)

-Какое обозначение существует для корня слова?

-Какое другое название имеют родственные слова?

-На какие вопросы нашего плана мы уже ответили?  

-Кто скажет, чему будем учиться сегодня на уроке?

5. Физминутка.

Хомка, хомка, хомячок!

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз- два- три- четыре- пять!

Хомка сильным хочет стать!

6.Реализация плана.

-Где в жизни вы встречались со словом корень?

-А почему учёные использовали это слово для названия главной части слова?

- В словах: Берёзка, березняк, подберёзовик, берёзонька выделите корень.

-Что вы скажете о написании корня в однокоренных словах?

-На какой пункт нашего плана ответили?

-Чему дальше будем учиться?

-Ваши предположения

-Подберите однокоренные слова к слову лес, выделите корень. (Запись детьми в тетрадь: Лес, лесник, лесной , лесочек, лесничий)

-Послушайте рассказ «Родственники»:

-Вы кто такие?

-Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?

-А я ваша тётя – Гусеница.

-Есть ли в этом рассказе однокоренные слова

-А слово гусеница?

-Запишите цепочки слов, устранив в них лишнее. Обоснуйте ответ, выделите корень.

Поле, полочка, полевой, полюшко. 

Печурка, печь, печка, печать

Соринка, сорняк, сорвал, насорил.

Вода, водичка, водитель, подводник.

7.Итог урока. Рефлексия

-Мы с вами хорошо потрудились.

– Понравился ли вам урок?

– Что нового узнали сегодня на уроке?

- Какие задания вы выполняли с удовольствием?

– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности

Продолжите мои предложения:

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

-На следующем уроке мы…

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Учебно- методическая разработка урока русского языка для 2 класса по теме « Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных слов».

Орфографическая грамотность учащихся - это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотно...

Методическая разработка по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова".Школа России, 3 класс

В этой разработке показана технология АМО: "В гостях у снежной Королевы", "Апплодисменты", "Зимние орфографические снежки", карта личных достижений учащегося. Этот материал может пригодиться учителям ...

Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»

Конспект урока  в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА"  Разработка содержит  материал по развитию речи на данную...

Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корня Урок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс

Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корняУрок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс Цель:·...

Методическая разработка к занятию по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова для начальной школы «Иногда согласные играют с нами в прятки»

В игровой форме научить детей правописанию сллов с непроизносимыми согласными.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными;Содержатель...

Понятие о корне, родственных (однокоренных) словах.

Конспект и презентация урока "Понятие о корне, родственных (однокоренных) словах". УМК "Школа России" Л.М. Зеленина...