Конспект урока по русскому языку в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Кляхина Наталья Николаевна

Урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном" был проведен в форме игры "Детективное агентство" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu4_klass.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном.

Цель:

- обучающая:  систематизировать знания о правописании окончаний имен прилагательных, закрепить умение определять род, число и падеж имен прилагательных; закрепить алгоритм определения падежа имен прилагательных;

- развивающая: развивать умение грамотно и точно использовать в речи имена прилагательные; формировать общие способы решения орфографической задачи; развивать орфографическую зоркость, зрительную память,  устную и письменную речь учащихся;

- воспитывающая: формировать потребность писать грамотно; формировать навык сотрудничества, учебной активности.

Тип урока:  обобщение и систематизация.

Вид урока: игра «Детективное агентство»

        Оборудование:

        у  учителя:  слова-карточки, карточки с буквами для минутки чистописания,   алгоритм поверки, карточки с ключами ответов, бейджик.

        у учащихся: бейджики, карточки с буквами, карточки с заданием для работы в парах, карточки с заданиями  двух уровней для каждого ученика.

                                        

Ход урока

Организационный момент.

- Прозвенел звонок веселый

  Вы начать урок готовы? (Да!)

  Будем слушать, рассуждать

               И друг другу помогать.

Чистописание

- Начнем урок с минутки чистописания. Напишите заглавную и строчную буквы, пропущенные в словах.

Ул.ца, .оссия, горо., за.трак, шес.надцать, груп.а.

(Ии Рр Дд Вв Тт Пп)

- Что напоминают вам эти буквы? (название падежей)

- Назовем их хором.

 Словарная работа

- К падежам мы еще вернемся, а пока отгадайте загадку:

С лупой в руках притаился средь ив,

Отважный герой – это наш … (детектив)

 - А кто такой детектив? (предположения детей)

- А … прочитает  нам, как об этом написано в словаре. (Работа со словарем).

- Новое слово для запоминания «детектив» (вывешивается слово детектив)

- Прочитайте это слово про себя и скажите, совпадает ли произношение звуков и написание букв? (дети читают про себя, объясняют)

- Проговорим слово вместе. (проговариваем)

- Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, выделите безударные гласные.

-  Мы запоминаем безударный гласный е  в 1 и 2 слогах. А поможет нам запоминалка:

Если есть проблемы –

Поверь, это не миф,

 Придет тебе на помощь  детектив

- Чтобы лучше запомнить и написание и значение этого слова, давайте составим с ним предложение. (дети составляют предложение).

- Запишем предложение … . (запись с комментированием)

- Разберем данное предложение по членам предложения. (разбор предложения)

 Сообщение целей урока.

- А какими  качествами должен обладать хороший детектив? (предположения детей)

- Сегодня я предлагаю вам превратиться в детективов, а наш кабинет будет называться «Детективное агентство» (прикрепляют бейджики)

- Итак, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение: потерялась часть речи.

- Наша задача отыскать пропажу, т.е. часть речи,  собрав о ней как можно больше информации.

Работа по теме урока

- Какую информацию нужно собрать? (Что обозначает, на какие вопросы отвечает, какими грамматическими признаками обладает)

( таблички на доске)

          часть речи                 прилагательное

        отвечает                           какой?

      на вопросы                     какая?

                                              какое?

                                              какие?

                

          обозначает                      признак

                                             предмета

Работа по фотороботу

- Юные детективы, попробуем составить фоторобот пропажи. (В центральной части доски появляется слово «фоторобот»).

- А помогут нам следующие предметы:

рисунок –  платье

рисунок – лента

рисунок – дом

рисунок –  шары

-  Что у них общего? (они голубого цвета)

- Запишите словосочетания и поставьте вопрос от главного слова к зависимому. Выделите окончания.

Дом (какой?) голубой

Лента (какая?) голубая

Платье (какое?) голубое

Шары (какие?) голубые

- Прочитайте слова только в правом столбике.

- Что заметили? (Обозначают признак предмета (цвет), отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?)

- Значит это … (прилагательное)

- Кто догадался, какова тема нашего урока?

-Тема нашего урока сегодня «Обобщение знаний об имени прилагательном»

- Итак, с помощью фоторобота мы определили пропавшую часть речи. Теперь нужно выделить ее особые приметы, т.е. ее грамматические признаки.

- Рассмотрите фоторобот более пристально и скажите: чем отличаются все данные прилагательные? (окончаниями)

- Почему у них разные окончания? (потому что эти прилагательные употреблены в разных родах и числах)

- Как определить род и число имени прилагательного? (по роду имени существительного, с которым оно связано)

- У всех ли имен прилагательных можно определить род? (нет, во множественном числе род не определяется)

- Итак, подведем небольшой итог нашего расследования: имена прилагательные изменяются по числам, а в единственном числе по родам. Род и число имени прилагательного зависит от рода и числа имени существительного, с которым оно связано.

 - Кстати, а почему эта часть речи получила такое странное имя?

Физминутка для глаз (по Базарову)

- Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

- Найдите предметы, которые я назову: красный мак, воздушный желтый шарик, деревянную бочку, красивую бабочку. (дети находят по периметру кабинета)

Следственный эксперимент

- Юные сыщики, проведем небольшой следственный эксперимент.

- Нужно составить слова, взяв из:

1. Слова БЕССОННИЦА – приставку, из слова СМЕРТНЫЙ корень, из слова ДЛИННЫЙ – суффикс, из слова КРАСНОЕ – окончание (БЕССМЕРТНОЕ).

2. Слова ДРУЗЬЯ – приставку, из слова ПОЛЕ корень, из слова ДОЖДЕВОЙ – суффикс, из слова БЫСТРАЯ – окончание (ПОЛЕВАЯ).

3. Слова ПОДБЕЖАЛ – приставку, из слова ВОДИЧКА корень, из слова ДАЛЬНИЙ – суффикс, из слова ВЕСЕЛЫЙ – окончание (ПОДВОДНЫЙ).

4. Слова ДОЕХАЛ – приставку, из слова ШКОЛЬНИЦА корень, из слова ВОДНЫЙ – суффикс, из слова ЧУДЕСНЫЕ – окончание (ДОШКОЛЬНЫЕ).

- Добавьте к именам прилагательным имена существительные и определите их род и число.

Работа в парах

- Что ж, господа детективы, работаем дальше. Попробуйте справиться со сложным заданием. Оно будет одно на двоих. Обсудите в парах и вставьте имя существительное «пеликан» в предложения, где есть имена прилагательные. Найдите в тексте словосочетания сущ.+прил. и выделите окончания.

Для гнезда … роет ямку и устилает ее травинками и листочками.

… давно поражал воображение впечатлительных людей.

Вскоре в гнезде появляются яички.

Птица выщипывает пух у себя на брюхе и согревает им яички.

В древнем Египте … жили как домашние птицы и несли яйца.

Вот появляются утята.

У индийцев была другая цель.

Ловкий … ловил рыбу и отдавал человеку.

Через три дня мать ведет их к воде, а через два месяца птенцы начинают жить самостоятельно.

Одни … окрашены в розовый цвет, а другие в серый.

- В какие предложения вставили слово «пеликан»?

- Какие словосочетания обнаружили?

(Впечатлительных людей, Древнем Египте, домашние птицы, ловкий пеликан, розовый цвет, серый цвет).

- На какие группы можно разделить словосочетания (мн.ч. и ед.ч.)

- Назовите словосочетания во множественном числе.

- Укажите род имен прилагательных в ед.ч.

- Почему все прилагательные м.р., а окончания разные? (они стоят в разных падежах)

- А от чего зависит падеж имени прилагательного? (от падежа имени существительного, с которым оно связано)

- А что нужно знать, чтобы правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных?

- Назовите шаги алгоритма.

Алгоритм

 1. Нахожу имя существительное, к которому относится  имя прилагательное.

2. Определяю род и падеж.

3. Задаю вопрос к имени прилагательному.

4. Сравниваю окончание прилагательного и окончание вопроса.

Физминутка под музыку «Песенка гениального сыщика»

- Откроем нашу научную книгу и еще раз убедимся в правильности наших выводов. (с. 41 упр. 355)

Выборочное списывание.

- Из первого абзаца выпишите имена существительные с именами прилагательными и определите их род, число, падеж, выделите окончание. (проверка)

- А сейчас важно заложить, полученные знания в компьютерную базу данных, т.е. запомнить их и уметь ими пользоваться.

График

- Выполним упражнение график.

- Постройте в тетради координатный угол. На оси ОХ проставьте числа от 1 до 6, а на оси ОУ названия падежей.

(об умном животном, теплая кофта, с хорошим настроением, около старинного замка, в колючий кустарник, к высокому холму).Ученик у доски.

Им.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

                 

                1  2  3  4   5   6

          Самостоятельная работа

- А для самостоятельной  работы, мои юные детективы, я приготовила для вас карточки с заданиями. Выберите задание по силам выполните его.

1к.

Соедини окончания с именами прилагательными, определи род имен прилагательных.

-ее                                    1. горяч… молоко

                                         2. горяч… лепешка

 -ая                                   3. син… блузка

                                         4. син… пальто

-яя                                    5. зимн… утро        

                                              6. зимн…  стужа

2к.

Подбери антонимы к данным  именам прилагательным, определи род, число и падеж имен прилагательных.

        В горяч… молоке – в       …          воде;

        вечерн… небом -  …            восходом;

             за высоким деревом – около    …            куста.

(проверка по ключу ответов)

(у доски ученик выполняет морфологический разбор имени прилагательного хорошим  из предложения - Мы заканчиваем урок с хорошим настроением.

  1. Хорошим  – прил. ( каким?)
  2. Н. ф. – хороший.
  3. В ср.р., в Т.п., в ед.ч.
  4. Вт. чл.

Итог урока

- Подведем итог работы нашего «Детективного агентства». А поможет нам в этом … (тот кто работал у доски)

Самооценка

- С каким настроением вы уходите с этого урока.

Мишень настроения

- Прикрепите кружок на мишень в зависимости от того, как вы поработали:

Радостное – оранжевый,  в центре мишени

Спокойное – зеленый, во втором круге

Печальное – синий, во внешнем круге.

Домашнее задание

- Домашнее задания сегодня я предлагаю вам на выбор.

- Приготовьте карточку для соседа по парте,  подберите 5 словосочетаний сущ. + прил., где пропущено окончание имен прилагательных или выполните упр. 356.

Учитель        Н.Н. Кляхина

Самоанализ урока русского языка в 4 классе по теме

«Обобщение знаний об имени прилагательном».

Урок русского языка по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном» запланирован как урок закрепления знаний по пройденной теме.

Я поставила следующие задачи:

обучающие

- систематизировать знания правописания падежных окончаний имен прилагательных;

- закрепить умения определять род, число и падеж имен прилагательных;

- отработать алгоритм определения падежа имени прилагательного.

развивающие

- развивать умение грамотно использовать в речи имена прилагательные;

- формировать общие способы решения орфографической задачи;

- развивать зрительную память, устную и письменную речь учащихся.

воспитывающие

-формировать потребность писать грамотно, навык сотрудничества, учебной активности.

Организационный момент урока я постаралась провести на эмоциональном подъеме, для чего было использовано небольшое стихотворение. Я думаю, мне удалось мобилизовать учащихся на учебную работу, создать рабочую обстановку в классе. Мною был тщательно подобран учебный материал с учетом особенностей класса. На уроке был представлен богатый наглядный материал, обеспечивающий дидактическую поддержку процесса познания: слова-карточки, образцы букв для минутки чистописания, карточки с заданием для работы в парах, карточки с ключами ответов, музыкальное сопровождение для физминутки.

Тема урока «Обобщение знаний об имени прилагательном» соответствует требованиям программы и тесно связана с предыдущим материалом. Я старалась, чтобы структура урока соответствовала его содержанию и целям.

Цель, которую я поставила перед учащимися, была необычно сформулирована, но осознана ими и принята к осуществлению. Цель урока была реально достижимой, так как тема «Имя прилагательное» изучалась на предыдущих уроках.

Я считаю, что выбранный мною вид урока-игра «Детективное агентство» способствовал активизации мыслительной деятельности учащихся, познавательного интереса.

Урок обобщения построен на использовании ранее приобретенных знаний, умений и навыков учащихся. Были обобщены  и повторены знания об имени прилагательном как части речи, о роли имени прилагательного в предложении, морфологические признаки имени прилагательного.

На этапе словарной работы я показала свой подход к изучению нового слова детектив, используя авторскую разработку факультативного курса «В мире слов», утвержденную СИПКРО в 2007 году.

На уроке мною были использованы фронтальный, индивидуальный и комбинированный виды опроса.  Ребята работали и письменно и устно. С целью проверки усвоения знаний я провела самостоятельную работу.

Между этапами урока прослеживалась тесная связь. Учебная информация была преподнесена на научном и доступном для детей языке. Таким образом, на уроке я реализовала следующие принципы:

- принцип развития (реализовался на этапе систематизации знаний);

- принцип психологической комфортности (на уроке создана атмосфера творчества и доверия, сняты возможные стрессовые факторы учебного процесса);

- принцип целостности содержания (прослеживалась связь с предыдущими уроками).

Я использовала на уроке следующие педагогические технологии: игровую («Детективное агентство»), информационную (работа с толковым словарем), здоровьесберегающую (физминутки), коммуникативную, а также я создала проблемную ситуацию, которая потребовала активизации мыслительной деятельности. В ходе урока я старалась применить элементы личностно-ориентированного обучения. Данные технологии позволили мне создать условия для поддержания познавательного интереса на протяжении всего урока.

Учащиеся показали прочные знания, умения и навыки. Ребята продемонстрировали умения анализировать, сравнивать, выстраивать свою точку зрения, делать выводы. На протяжении всего урока я старалась поддерживать мотивацию учащихся к учению.

На уроке, на мой взгляд, царила атмосфера доброжелательности, санитарно-гигиенические требования к уроку были соблюдены. Особое внимание я уделила предупреждению утомляемости детей: проведена зарядка для глаз, физминутка под музыкальное сопровождение.

Домашнее задание я предложила на выбор и провела подробный инструктаж, так как были даны задания разных уровней сложности.

В конце урока учащиеся участвовали в оценке качества своей работы по мишени настроения.

Я считаю, урок полностью достиг поставленных целей.

Учитель        Н.Н. Кляхина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....


 

Комментарии

Мозякова Кристина Фёдоровна

Спасибо за идеи !!!!