Тема:" Имя прилагательное"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Кутнякова Ольга Анатольевна

Совершенствование знаний учащихся 4 класса об имени прилагательном как части речи.Развитие  умения точно употреблять прилагательное в устной и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russk_yaz.doc53 КБ
Office presentation icon uroki_russkogo_yazyka.ppt320 КБ

Предварительный просмотр:

                  Муниципальное образование Белореченский район  

                                         Управление образованием  

     

 

                     Разработка урока по русскому языку.

                                            4 класс

                                                                        Выполнила

                                                                        учитель начальных классов

                                                                        МБОУСОШ 31

                                                                        п. Родники

                                                                        Кутнякова О.А.

                                      Белореченск

                                                  2012 г.

Слайд 1.

Тема: Имя прилагательное.                      

Слайд 2.

Цели: совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;

           развивать умения точно употреблять прилагательные в устной

           и письменной речи;

           воспитывать культуру общения, способствующей создание

           благоприятного психологического климата.              

Оборудование: учебник Русский язык 4 класс Т.Г.Рамзаева,

                       толковые словари,

                       мультимедийный проектор,

                       презентацмя к уроку.

                               Ход урока.

 Организационный момент. Психологический настрой.

  Слайд 3.

  Ну-ка проверь, дружок,                            

  Ты готов начать урок?

  Всё ль на месте?

  Всё ль в порядке,

  Ручка, книжка и тетрадка?

  Все ли правильно сидят?

  Все ль внимательно глядят?

  Каждый хочет получать

  Только лишь оценку «пять»?

 - Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

II. Проверка домашнего задания.

 - Прочитайте имена прилагательные, которые вы образовали . (Аккуратный, классный, коллективный, медленный, металлический, пассажирский, русский, субботний)

  - Как можно перенести эти слова?

III. Чистописание.

  1. Массаж для рук.

  - Похлопайте в ладоши.

  - Постучите в кулачки.

  - Покатайте ручку между ладонями.

  - Помассируйте ручкой подушечку каждого пальца.

    Слайд 4.

 2. Работа в тетради.                

      Ззз     ззя

     Соня Зине принесла бузину в корзине.

3. Работа со скороговоркой.

IV. Сообщение темы урока.

     Тема нашего урока «Имя прилагательное».

       Слайд 5.

      Очень занимательное имя прилагательное.                    

      Трудно будет без него, если пропадёт оно

      Будем спорить, говорить,

      Веселиться и шутить

      Что тогда получится? Стоит разве мучиться?

      Не скажем мы «прекрасное», не скажем «безобразное»,

      Не скажем маме: милая, красивая, любимая

      Отцу, и брату, и сестре не сможем говорить нигде

      Эти замечательные прилагательные,

      Чтобы всем отлично стало, разных признаков немало

      Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять.

    - Ребята, какие цели поставим перед собой?

      (Ответы детей)

     

V. Работа по теме урока.

 1. Работа со словарями.

     Класс делится на 3 группы.

     Задание 1-й группе.

   - Найдите происхождение слова «прилагательное»

     В словаре Даля это слово означает:

  а) Слово, признак.

  б) Часть речи, разряд слов, выражающих признак, качество, цвет, свойство.

      Слово – исключительная способность человека выражать ярко мысли и чувства свои.

     Задание 2-й группе.

      Роль имён прилагательных в речи.

  - Имя прилагательное – необыкновенная часть речи. Необычна тем, что

     обозначает признак. Имя прилагательное может выражать бесчисленное

     количество признаков, сопровождающих человека и его деятельность.

     Они «раскрашивают» наш текст, помогают лучше представить картину,

     нарисованную словами. По частоте употребления прилагательные

     занимают 3-е место после имён существительных.

     Задание 3-й группе.

     Исследование по словарю.

     Как много можно подобрать прилагательных к одному существительному.

     Подбор прилагательных к существительному весна.

 2. Наблюдение над ролью прилагательных в речи.

     Творческое задание.

  - Отгадайте загадки.

  1-я группа:             Не барашек и не кот,

                                  Носит шубу круглый год

                                  Шуба серая – для лета,

                                  Шуба для зимы – другого цвета.

 2-я группа:              Хитрая плутовка,

                                  Рыжая головка,

                                  Пушистый хвост – краса.

                                  Кто ж это…   (Лиса)

 3-я группа:              На ветке не птичка –

                                  Зверёк-невеличка,

                                  Мех тёплый, как грелка.

                                  Кто же это?... (Белка)

     Слайд 6. Фотографии животных

  - Подготовьте устное описание своего зверька.

  - Уберите в своих описаниях имена прилагательные.

(От каждой группы выходят по 2 ученика: один описывает животное, используя прилагательные, второй – без прилагательных.)

- Кто из учеников испытывал при описании большие трудности? Почему?

- Чьё описание оказалось более точным?

- Ребята, сделайте вывод..

   Вывод. Основная «работа» имени прилагательного – обозначать, т.е.

   «сообщать» признаки имени существительного. «Работать» ему приходится

    много , потому что у любого, даже самого маленького предмета, масса

    всяких признаков и каждый из них положено обозначить.

- С какой целью используются в речи имена прилагательные?

- Какая часть речи называется прилагательным?

3. Упражнение «Антонимы».

   Слайд 7.

   На доске прилагательные.          

   Кривой , белый, длинный, грустный, толстый, горячий, сытый, здоровый,    

   острый, мягкий.

   Дети читают прилагательные, называют противоположные по смыслу.

4. Самостоятельная работа. Упражнение «Магазин».

    Слайд 8.

    На доске существительные.      

    Овощи, книги, обувь, цветы, кефир, баранки, шкаф, коньки, порошок,

    матрёшка, мыло, стол.

    Дети записывают прилагательные, обозначающие, в каком магазине

    можно  купить данные предметы.

    Взаимопроверка.

    Овощной, книжный, обувной, цветочный, молочный, хлебный, мебельный,

    спортивный, хозяйственный, игрушечный.

5. Работа по учебнику.

    Упражнение 268, стр. 118-119.                                                                                - Найдите в тексте существительные. С какими словами они связаны

     с предлогами?

VI. Физкультминутка.

      Звучит песня «Зарядка». Дети выполняют танцевальные движения.

VII. Словарно-орфографическая работа.

       Слайд 9.

1. Упражнение «Найди лишнее слово».

а) Г…стиница, в…лнение, загр…знение, безгр…ничный.

б) Нело…кий, лё…кий, кре…кий, обра…цовый.

в) Чудес…ный, счас…ливый, извес…ный, трос…никовый.

г) А…уратный, весе…ий, су…отний, со…новый.

д) Пред…юбилейный, под…ёмный, об…единённый, сер..ёзный.

- Запишите все прилагательные.

2. Работа по учебнику.

    Упражнение 269 стр.119.

- Вставьте подходящие по смыслу прилагательные.

3. Упражнение «Синонимы».

    Работа в группах.

 - Подберите синонимы к прилагательным.

   На доске прилагательные.

   Слайд 10.

   Вежливый –

   Горячий –

   Дремучий –

 - Сделайте вывод.

   Вывод. Чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает

   свои мысли.

VIII. Домашнее задание.

       Упражнение 269, стр. 119.

IХ. Итог урока. Рефлексия

- Какую роль выполняют в нашем языке имена прилагательные?

- Что они обозначают?

- На какие вопросы отвечают?

- Оцените работу на уроке.

- Какую оценку поставите себе за знания об имени прилагательном?

- Спасибо за работу. Урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имя прилагательное Кутнякова Ольга Анатольевна учитель начальных классов МБОУ СОШ 31

Слайд 2

Цели: совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; развивать умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи; воспитывать культуру общения, способствующей создание благоприятного психологического климата.

Слайд 3

Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять»?

Слайд 4

Соня Зине принесла бузину в корзине. Ззз ззя

Слайд 5

Очень занимательное имя прилагательное. Трудно будет без него, если пропадёт оно Будем спорить, говорить, Веселиться и шутить Что тогда получится? Стоит разве мучиться? Не скажем мы «прекрасное», не скажем «безобразное», Не скажем маме: милая, красивая, любимая Отцу, и брату, и сестре не сможем говорить нигде Эти замечательные прилагательные, Чтобы всем отлично стало, разных признаков немало Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять.

Слайд 7

Кривой белый длинный грустный толстый горячий сытый здоровый острый мягкий

Слайд 8

Игра «Магазин» овощи книги обувь цветы кефир баранки шкаф коньки порошок матрёшка мыло стол

Слайд 9

а) Г…стиница, в…лнение, загр…знение, безгр…ничный. б) Нело…кий, лё…кий, кре…кий, обра…цовый. в) Чудес…ный, счас…ливый, извес…ный, трос…никовый. г) А…уратный, весе…ий, су…отний, со…новый. д) Пред…юбилейный, под…ёмный, об…единённый, сер..ёзный.

Слайд 10

Вежливый – Горячий – Дремучий –

Слайд 11

Интернет ресурсы http //pikalsosh 3.narod.ru/daytel.htm festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных"

Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи Задачи            обучающие: ·        систе...

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Имя прилагательное. Роль имён прилагательных в речи"

Конспект урока по русскому языку для 3 класса. Тема урока: «Имя прилагательное.  Роль имён прилагательных в речи»....

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе на тему « Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в речи»

Обучающийся получит возможность для формирования- уважительного отношения к мыслям и настроениям другого человека;- проявления  интереса к новому учебному материалу;- умения  оценки и самооц...

Логопедическое занятие в 3 классе Тема: Имя прилагательное. Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде, в падеже и числе.

Цель:  Закрепить знания детей об имени прилагательном.Задачи:Уточнить знания детей об имени прилагательном.Развивать мелкую моторику.Активизировать межполушарное взаимодействие с помощью гимнасти...

Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.

  Конспект урока  на тему  «Имя прилагательное как часть  речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...