Игра для учащихся "Знаток русского языка"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Данный материал позволит учителю в игровой форме проверить знания учащимися правил русского языка с 1 по 3 класс начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2»
г.о. Балашиха, Московская область
Игра по русскому языку
Знаток русского языка
Подготовила
учитель начальных классов
Ержанникова Елена Виталиевна
1 раунд.
1.На какие вопросы отвечает в предложении подлежащее?
( КТО, ЧТО?)
2.Как нужно переносить слова с одной строчки на другую?
( ПО СЛОГАМ)
3.Сколько букв в русском алфавите?
( 33)
4.Текст состоит из предложений, а предложения?
( ИЗ СЛОВ)
5.Как пишется первое слово в предложении?
( С ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ)
6.Как называется общая часть родственных слов?
( КОРЕНЬ)
7.Как называется выделение голосом одного из слогов в слове?
( УДАРЕНИЕ)
8.Как переносятся слова с двойными согласными?
( ОДНА ОСТАЁТСЯ НА СТРОКЕ, А ДРУГАЯ ПЕРЕНОСИТСЯ)
9.Сколько слогов в слове алфавит?
( 3)
10.Как называется главный член предложения, который обозначает, что говорят о подлежащем?
( СКАЗУЕМОЕ)
11.Как называются в русском языке слова: ОТ, ДО, НА, ЗА ?
(ПРЕДЛОГИ)
12.Сколько гласных букв в русском языке?
( 10)
13.Как иначе называются родственные слова?
( ОДНОКОРЕННЫЕ)
14.Какие буквы в русском языке не обозначают звуков?
( Ь и Ъ)
15.Как обозначается звук на письме?
( БУКВОЙ)
16.Как пишутся предлоги с другими словами?
( РАЗДЕЛЬНО)
17.Как пишутся названия рек, морей, городов?
( С ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ)
18.Загадка: Что за коняшки? На всех тельняшки!
( ЗЕБРЫ)
19.Может ли слог состоять из одного согласного звука?
( НЕТ)
20.Продолжите правило: «Жи-ши пишется…
( С ГЛАСНОЙ «И»)
21.Можно оставлять на строке или переносить одну гласную букву?
( НЕЛЬЗЯ)
22.Загадка: На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его…
( СКВОРЕЦ)
23.Сколько букв в слове металл?
( 6)
24.Продолжите правило: «Ча-ща пишется …
( С ГЛАСНОЙ «А»)
2 раунд.
1.Как называются 2 или несколько предложений, связанных между собой по смыслу?
( ТЕКСТ)
2.Подбери проверочное слово к слову ветвистый.
( ВЕТКА)
3.Загадка: Не зверь, не птица, а нос как спица…
( КОМАР)
4.Продолжите правило: «Чк, чн пишется…»
( БЕЗ Ь)
5.Назови словарное слово, которое произносят при прощании.
( ДО СВИДАНИЯ)
6.Одной или двумя чертами подчеркивают подлежащее?
( ОДНОЙ)
7.Назови словарное слово, обозначающее дорогу с рядами деревьев по сторонам.
( АЛЛЕЯ)
8.Как называется часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него?
( МЕСТОИМЕНИЕ)
9.Сказуемое подчёркивается одной или двумя чертами?
( ДВУМЯ)
10.Часть речи, которая обозначает признак предмета, называется…
( ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)
11.Назови словарное слово, обозначающее ученика, который следит за порядком в классе.
( ДЕЖУРНЫЙ)
12.Продолжи пословицу: «Нет друга, ищи, а нашел, …»
( БЕРЕГИ)
13.Загадка: Два братца живут через дорогу, а друг друга не видят…
( ГЛАЗА)
14.Словосочетание- это 2 или 3 слова ,связанные между собой по смыслу?
( 2)
15.Окончание-это изменяемая или неизменяемая часть слова?
( ИЗМЕНЯЕМАЯ)
3 раунд.
1.Сколько проверочных слов надо подобрать, чтобы проверить слово с 2 безударными гласными в корне?
( 2)
2.Приставка-это часть слова, которая стоит перед корнем или после него?
( ПЕРЕД)
3.Какой непроизносимый согласный в слове солнце?
( «Л»)
4.Можно или нельзя отдельно писать приставку от корня?
( НЕЛЬЗЯ)
5.Часть речи, которая обозначает предмет, называется…
( СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)
6.Суффикс-это часть слова, которая стоит перед корнем или после него?
( ПОСЛЕ)
7.Сколько предметов обозначает имя существительное в единственном числе?
( 1)
8.Как называются главные члены предложения?
(ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ)
9.Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? или что?
( КТО?)
10.Какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова он, мой?
( М. Р.)
11.Какая часть слова меняется при изменении имени существительного по числам?
( ОКОНЧАНИЕ)
12.Как называется изменение имён существительных по падежам?
( СКЛОНЕНИЕ)
4 раунд.
1.Какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова она, моя?
( Ж. Р.)
2.Имена существительные в Р.п. отвечают на вопросы: кого? чего? или кому? чему?
( КОГО? ЧЕГО?)
3.Мягкий знак на конце существительных после шипящих показывает, что оно м.р. или ж.р.?
( Ж.Р.)
4.Прилагательные холодный тёплый, близкие или противоположные по смыслу?
( ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ)
5.Как называется часть речи, которая обозначает действие предмета ?
( ГЛАГОЛ)
6.Имена существительные в Т.п. отвечают на вопросы о ком? о чём? или кем? чем?
( КЕМ? ЧЕМ?)
7.Прилагательные большой огромный близкие или противоположные по смыслу?
( БЛИЗКИЕ)
8.Существительное в И.п. является в предложении сказуемым или подлежащим?
( ПОДЛЕЖАЩЕЕ)
9.Имена существительные в В.п. отвечают на вопросы кого? что? или кого? чего?
( КОГО? ЧТО?)
10.Прилагательные прилежный, старательный близкие или противоположные по смыслу?
( БЛИЗКИЕ)
5 раунд.
1.Что такое грамматическая основа предложения?
( ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ)
2.Как называется речь, которая передаётся дословно, именно так, как её произнесли?
(ПРЯМАЯ РЕЧЬ)
3. Чем простое предложение отличается от сложного?
(В ПРОСТОМ-ОДНА ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА, В СЛОЖНОМ-НЕСКОЛЬКО)
4. Какие имена существительные относятся к 1 склонению?
( Ж.Р., М.Р. С ОКОНЧАНИЕМ А, Я)
5.Когда пишется разделительный твёрдый знак?
( ПОСЛЕ ПРИСТАВОК, ОКАНЧИВАЮЩИХСЯ НА СОГЛАСНЫЙ, ПЕРЕД Е,Ё,Ю,Я.)
6.Какая часть речи не бывает членом предложения?
( ПРЕДЛОГ)
7.Как узнать род имени существительного, если оно стоит во мн.ч.?
( ПОСТАВИТЬ В ЕД.Ч.)
8. . Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?
(М.Р. С НУЛЕВЫМ ОКОНЧАНИЕМ , СРЕДНЕГО РОДА С ОКОНЧАНИЕМ О, Е, Ё)
9.Ставится или нет запятая перед союзами А, НО?
(СТАВИТСЯ)
10.Как называется предложение, в котором о чём-либо спрашивается?
( ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ)
11.Какие имена существительные относятся к 3 склонению?
( Ж.Р. С НУЛЕВЫМ ОКОНЧАНИЕМ, С Ь НА КОНЦЕ)
12.Как называются второстепенные члены предложения, которые отвечают на вопросы косвенных падежей?
(ДОПОЛНЕНИЕ)
13.На какие вопросы отвечает определение?
(КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧЬЯ? ЧЕЙ?)
Дополнительные вопросы:
1)К какому склонению относится имя существительное ОТМЕЛЬ?
(3 СКЛОНЕНИЕ)
2)Продолжи пословицу: «Ворона за море летала, а ума…»
(НЕ ДОСТАЛА)
3)Продолжи: «Красна птица опереньем, а человек …»
(УМЕНЬЕМ)
4)Если имя существительное отвечает на вопрос ЧТО? и в предложении является главным членом, в каком падеже оно стоит, в И.п. или в В.п.?
(И. ПАДЕЖ)
5)Чем распространённое предложение отличается от нераспространённого?
(В РАСПРОСТРАНЁННОМ ЕСТЬ ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ)
Сколько слогов в слове БИБЛИОТЕКА ?
( 5 )
Какое окончание будет у сущ.СЛОНЫ в Т.п. ?
( АМИ )
Какое окончание будет у сущ. СОВЫ в Д.п.?
( АМ.)
Что надо сделать, чтобы узнать тип склонения имени сущ. в форме мн. числа?
(ПОСТАВИТЬ В НАЧАЛЬНУЮ ФОРМУ)
Продолжи пословицу: От лени – болезнь, от работы - …
(ЗДОРОВЬЕ)
Продолжи пословицу: Пуганый заяц…
(И ПЕНЬКА БОИТСЯ)
От чего зависят падежные окончания существительных?
(ОТ ТИПА СКЛОНЕНИЯ)
Сколько типов склонения существует в русском языке?
(3)
Относятся ли кавычки, двоеточие, тире к знакам препинания?
(ДА)
Как на письме в предложении выделяется прямая речь?
(КАВЫЧКИ)
Продолжи пословицу: Скоро сказка сказывается…
(ДА НЕ СКОРО ДЕЛО ДЕЛАЕТСЯ)
Что такое И, А, НО?
(СОЮЗЫ)
Как подчёркиваем дополнения?
(ПУНКТИРОМ)
Определения?
(ВОЛНИСТОЙ ЛИНИЕЙ)
Обстоятельства?
(ТОЧКА, ТИРЕ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/08/19/picture-1110.jpg)
Интерактивная игра-презентация по русскому языку "Окончания глаголов"
Правила игры. Предполагается, что в игре принимают участие два человека или две команды (I или II). Задача: пройти лабиринт, сделав как можно меньше ошибок. Лабиринт можно пройти двумя путями, для ...
![](/sites/default/files/pictures/2010/08/19/picture-1110.jpg)
Игра- презентация по русскому языку "Окончание имён существительных!
Окончания имён существительных. Правила игры. Предполагается, что в игре принимают участие два человека или две команды (I или II). Задача: пройти лабиринт, сделав как можно меньше ошибок. Лабирин...
Творческая игра « Всезнайка» по русскому языку
Творческая игра « Всезнайка" направлена на изучение русского языка, на котором мы говорим. Освоить родной язык – трудное дело. Игра поможет детям избежать трудности на пут...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/03/picture-12662-1604402731.jpg)
Развивающие игры на уроках русского языка. Методическое пособие для учителей начальных классов.
Данное пособие позволяет стимулировать процесс развития младшего школьника, благодаря применению в процесе обучения развивающих игр и учебных заданий с игровыми элементами....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/04/picture-31249-1428161715.jpg)
Дидактические игры на уроках русского языка
В статье представлены дидактические игры по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"....
ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: Творческие игры на уроках русского языка
В начальных классах современной школы одним из эффективных приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является творческая игра....
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/09/picture-46181.jpg)
Презентация "Игра на уроках русского языка"
Игра "Мы знакомые слова" способствует выработке навыка грамотного письма словарных слов, развивает мышление, память; пробуждает интерес к занятиям по русскому языку. Игру можно использовать на каждом ...