Изменение имён существительных по родам.
план-конспект урока русского языка (2 класс) на тему

Изменение имён существительных по родам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenenie_sushch._po_rodam.docx65.45 КБ
Office presentation icon trenazher_snezhinka.ppt183.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

ознакомление с приёмами определения рода имён существительных

Задачи:

  1. cформировать представление о роде имён существительных;
  2. способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса;
  3. формировать умения договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности;
  4. развивать навыки точного употребления существительных в речи;
  5. воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование:

интерактивная доска, проектор, карточки со словами,

 предметы для демонстрации, сигнальные карточки, презентация

Ход урока:

I. Психологический настрой на урок.    

Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей.
Всех знакомых, незнакомых
И серьезных и веселых!
– Тихо сели девочки!
– Тихо сели мальчики!

II. Повторение изученного материала. (Умение  классифицировать и

                                                                         группировать по признакам)

1. Словарно-орфографическая работа.

     -«Исправь ошибки» (интерактивная доска)

Девачка, дарога, афтобуз, диревня, дикаборь

Учитель: Разделите группы можно разделить эти слова?

Ученик:    На слова, которые начинаются с согласного звука и гласного.

Учитель: Определите букву, которую будете писать. Она обозначает

                 безударный   гласный звук в начале слова.

(работа в тетрадях по чистописанию  стр. 12)

Учитель:  Что объединяет все эти слова?

Ученик :   Эти слова являются именам существительными.

Учитель:  Что такое имя существительное?

Ученик:     Имя существительное - часть речи, отвечающая на вопрос кто  

                   или  что и  обозначающая предмет.

Учитель:   Как изменяется имена существительные?

Ученик:     Имена существительные изменяются по числам.

Учитель:   Приведите примеры имён существительных в единственном и во

                   множественном числе.

Ученики:   Девочка-девочки, дорога-дороги, автобус-автобусы

Учитель:  А что ещё вы знаете об именах существительных?

Ученик:     Имена существительные могу быть собственными и

                   нарицательными.

Учитель:  Есть ли среди слов написанных нами имена собственные?

Ученик:    Среди этих слов имён существительных собственных нет.

Учитель: Дополните наши слова именами  собственными.

Ученики:  девочка Катя, деревня Андреевка

Учитель: Что ещё вы знаете про имя существительное?

Ученик:    Имена существительные могут быть одушевлёнными и

                  неодушевлёнными.

Учитель: Приведите примеры?

Ученики:  Одушевленные: девочка

                  Неодушевлённые: дорога, автобус, деревня, декабрь

2. Дидактическая игра "Найди слово". (Развитие познавательной

                                              активности и  творческих способностей)

Учитель называет слова, дети хлопают в ладоши, если слово относится к

имени существительному.

Зима, снег, метель, заморозить,  холодный , сугроб , февраль,

зимний, декабрь, студеный.

Учитель: Вы справились с заданием. Хорошо знаете правило и умеете

                  различать имена   существительные.

II. Сообщение темы урока. (Дать представление новому понятию и отработать навык применения данного понятия в практической жизни)

Учитель: Вы много уже знаете о грамматических признаках  имён существительных, умеете их различать, но это ещё не всё. Сегодня вы узнаете ещё об одном грамматическом признаке и в этом нам поможет стихотворение известного поэта С.А. Есенина

                    (чтение стихотворения)

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром.

(запись слов в тетради с выделением окончания)

Учитель: О чём говорится в первой строке стихотворения?

Ученик:   О берёзе.

Учитель: О чём говорится во второй строке стихотворения?

Ученик:   Об окне.

Учитель: О чём говорится в третьей строке стихотворения?

Ученик:   О снеге.

Учитель: О чём говорится в последней  строке стихотворения?

Ученик:   О серебре.

Учитель: Что объединяет все слова?

Ученик: Все слова отвечают на вопрос что? и являются неодушевлёнными,

               нарицательными.

(запись слов на доске и в тетради)

  Берёза , окно ,снег    , окно ,  серебро.

Учитель: А можно ли разделить слова на группы?

Ученик: Да, существительные, которые относятся к м.р., ж.р, ср.р.

Учитель: -Какие существительные относятся к ж.р.? м.р.? ср.р.?

                 - Добавьте каждую группу новыми словами.  

                               Ж.Р.                   М.Р.                СР.Р.

                           берёза                  снег                  окно

                           (земля)             (сугроб)             серебро

                                                                                (море)

Учитель: Вот сегодня, ребята, мы поговорим о   - РОДЕ  ИМЁН

                                                                                      СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

( на нашем небе появилось ещё одно облачко)

                                     

                                   

                                             

                                                                             

  Учитель:  -Какие окончания имеют имена существительные   

                            ж.р.?м.р.?ср.р.?

                   - Может ли имя существительное изменяться по родам?

            (ученики пробуют изменять любое существительное по родам)

  Ученик:   Имя существительное не может изменяться по рода.

  Учитель: Имя существительное не изменяется по родам, оно имеет род.

III. Изучение нового материал.   (Закрепление умения сотрудничать со

           всеми и с   учителем; формировать умение думать и преодолевать

          трудности)

       1. Наблюдение за изменением имён существительных по родам.

(Работа в парах. На каждом столе конверт с карточками- словами. )

Учитель: Разделите слова, которые находятся на карточках, на три группы.

(Ученики выполняют задание за своими столами. На доске появляется запись).

     Зима, снег, снежинка, облако, вьюга, мороз, серебро, холод, солнце.

 

 Учитель: - Какие  слова вы отнесли к Ж.Р.?

 Ученик:- Это слова зима, снежинка, вьюга.

Учитель:-  Какие  слова вы отнесли к М.Р.?

Ученик: -Это слова снег, мороз, холод.

Учитель: -Какие  слова вы отнесли к Ср.р.?

Ученик:  -Это слова облако, серебро, солнце.

Учитель: -Молодцы! Чтобы определить род имён существительных можно

                   пользоваться местоимениями ОНА, ОН, ОНО.

(чтение стихотворения)

Женский род запомню я

И скажу: «Она моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он мой».

Средний род – «Оно моё!»

Это правило твоё!

2.Работа с правилом.

Учитель: Откройте учебник русского языка на странице 126.

                                               ( чтение правила вслух)

IV. Физминутка.  (для глаз)

V. Первичное закрепление.

а) Ученики выполняют упражнение № 238 на стр. 127( умение проводить

                                        анализ материала и применять полученные знания)

  -Выпиши сначала существительные женского рода, потом мужского рода.

                            (Упражнение выполняется с комментированием у доски)

                                     ж.р.                           м.р.

                                     сова                            орёл

                                    осина                           конь

                                   солома                        доктор

                                   мышь

б) Коллективная работа. (Закрепление знаний с опорой на наглядность)

(В вазе лежат предметы – яблоко, груша, апельсин, банан, мандарин, конфета, шоколад)

Учитель: - Определите род существительных.

в) Самостоятельная работа. (Отработка умения работать в парах) 

                       (На партах карточка с  деформированным  предложением.)

                                 Гнал, на, север, большое, ветер, облако.

Учитель:- Составьте из данных слов предложение, запишите его.

Учитель:- Прочитайте предложение, которое вы составили.

Ученик:   - Ветер гнал на север большое облако.

Учитель: - Дайте характеристику предложения.

                  - Определите части речи.

Учитель: - Назовите основу предложения.

Ученик:    - Ветер гнал.

Учитель:  - У существительных определите род.

Ученик:- Ветер - он, мой, мужского рода.

              - Север - он, мой, мужского рода.

              - Облако - оно, моё, среднего рода.

г) Творческая работа.  ( В процессе работы приобретают специальные 

                                            знания умения и навыки)

  Учитель:- Составьте рассказ о слове ветер. (составление синквейна)

  Ученик: ветер- сущ., что?,неодуш., нариц., ед.ч., м.р..

V I. Закрепление. (Через игру формировать коммуникативные способности 

                                           учащихся и осознание учения)

Коллективная игра по определению рода существительных с использованием электронных средств.

V II. Рефлексия.

- О каком грамматическом признаке имени существительного вы сегодня

   узнали?

- Как определить род имени существительного?

- Кому на уроке все было понятно? Просигнализируйте.

- Что получилось легко?

- Оцените свою работу: хорошо- зеленый свет, надо поработать – красный свет.

Домашнее задание.

С. 127, упр. 239, правило.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изменение имён существительных по родам

         Урок  по  русскому языку   в  3   классе Тема: «Изменение  имён  существительных по родам».Цели  урока:Обучаю...

Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....

Конспект урока по русскому языку 3 класс. УМК "Школа России" Тема. Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных

Конспект урока по русскому языку 3 класс. УМК "Школа России" Тема. Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных...

Урок русского языка в 4 классе по теме: " Изменение имён существительных и прилагательных женского рода по падежам"

Есть много интересных слов,Их знаете давно.Вот, например: собака, стол,Часы, жираф, кино.И долго можно говоритьПро разные предметы.Возьмем слова: утюг, пенал,Котенок и конфеты.И будем с ними мы дружит...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам".

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Род имен прилагательных. Изменение имен прилашательных", с использованием технологии сотрудничества. Цель: изучение правил определе...

Презентация урока по русскому языку "Изменение имён существительных по числам и родам"

Цели урока:1. Научить определять число имен существительных, род имен существительных.2. Развивать умения мыслить, отстаивать свою точку зрения.3. Воспитывать культуру общения на уроке.4. Создавать ус...