"Глагол как часть речи"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

ОС "Школа 2100" вводный урок русского языка в 4 классе в теме " Глагол"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon glagol_kak_chast_rechi.ppt861 КБ
Microsoft Office document icon glagol_kak_chast_rechi.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

МОУ гимназия «Интеллект»

Конспект открытого урока по русскому языку

в 4 классе

по теме « Глагол, как часть речи»

Учитель: Цацура О.Н.

2009-2010 учебный год

Цели: - развитие коммуникативных навыков, комплексного подхода к изучаемому материалу;

            - формирование навыков коллективной работы;

            - расширение знаний о глаголе.

Задачи: - произвести комплексный анализ текста ( по содержанию, языковой анализ);

               - продолжать формирование нравственных категорий ( ответственность, стыд, совесть);

               - продолжить формирование знаний о профессиях.

Формы работы: - индивидуальная

                              - групповая

                              - коллективная

Методы работы: - исследовательский

 

Оборудование: - ИКТ

                            - карточки для групповой работы

                            - кластер

Этапы урока

Содержание

Примечание

1. Орг. момент

2. Повторе-ние изучен-ного материа-ла

3. Вызов

3. Осмыс-ление.

Физ.минутка

5. Рефлек-сия.

6. Итог урока

- Какие части речи мы изучили?

- По каким признакам определяется принадлежность слова к той  или иной части речи? ( вопрос, значение, грам.признак)

- Какие части речи вы ещё знаете?

Сегодня мы продолжим изучение раздела «Морфология» и начнём расширять свои знания о глаголе.

- Что вы уже знаете о глаголе?

- Значение слова глагол несколько шире известного вам. Обратите внимание на экран. На основании 3 цитат предположите, что такое глагол.

1. А.Пушкин призывал поэтов, обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей.

2. Герой рассказа И.С. Тургенева учит азбуку: «Аз, буки, веди, глаголь, добро »

3. У А.Толстого читаем: « Мужики разглагольствовали….»

- Итак, глагол – слово…,

оставим и более точный ответ дадим в конце урока.

Предлагаю вам прослушать фрагмент рассказа.

- О ком этот фрагмент?

- Что произошло?

- Почему мальчик совершил такой поступок?

- Дайте точное определение слова «поступок» ( необдуманный, легкомысленный, плохой).

- О ком или о чём не подумал Дениска?

А теперь продолжим наши исследования. Вы распределены на 4 группы. Задание для каждой группы в конвертах. Вадим и Настя работают по особому заданию. Время 5 минут.

1 гр. – назовите действия, которые уже произошли.

2 гр. - назовите действия, которые произойдут.

3 гр. - назовите действия, которые просят произвести.

4 гр. - назовите действия, которые происходят сейчас.

Индив.задания:

-написать по 2 предложения от лица мамы: «Боже, мой, ….» и «Как же я не …»

Итак , ребята! Обратите внимание на доску. Давайте продолжим определение глагола.

Глагол – слово – действие – будущее, настоящее, прошедшее – просьба, приказ.

- А теперь вопрос:: «А может ли глагол обозначать  бездействие?

Слайд № 3.

Вы правильно справились с заданием, а что вы можете сказать про глаголы заикаться, фотографироваться, почему не одна из групп не выделила эти глаголы.

- Почему в данном тексте больше глаголов прошедшего времени?

- Обратите внимание на глагол здравствуйте, что он обозначает?

- Подберите слова – синонимы к глаголу не клевещите.

А теперь следующие задание.

- Прочитайте стихотворение. Какое свойство глагола оно подчёркивает? Почему сосед возмущён поведением мальчика?

Посмотрите на экран. Ваша задача соединить слова, логически соответствующие.

С какими профессиями связаны соответствующие действия.

А теперь задание вашим группам найти как можно больше глаголов в зашифрованном лабиринте.

- Какие знания подтвердили?

- Что нового узнали о слове глагол?

- Как расширилось ваше представление о глаголе, как части речи?

-О чём задумались после чтения рассказа?

- Назовите свой любимый глагол.

Выставление оценок,  домашнее задание.

Слайд №1

Слайд № 2

- мнения детей

фрагмент рассказа. В. Драгунского «Денискина каша»

Слайд № 3.

Слайд № 4.

Слайд № 5.

Слайд № 6.

(соревнова-ние)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глагол: "Анализ глагола как части речи", 3 класс, УМК "Гармония".

Презентация выполнена к теме "Глагол" к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Гармония"....

Урок русского языка по теме "Понятие о глаголе. Глагол как часть речи"

Урок  для 4 класса по программе " Перспективной начальной школы"  по теме " Понятие о глаголе.Глагол как часть речи".Урок содержит индивидуальную, групповую работу с элементами игры....

«Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».

Цели и задачи урока, развернутый конспект урока по теме, презентация...

Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».

Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи»....

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...