Программа "Одарённые дети"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Филатова Наталья Анатольевна

Программа "Одарённые дети" , планирование по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc384.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             

                   Программа

        « Одарённые дети»

                                      Составитель:

                                                                                     Филатова Н. А.

                                                                               Учитель начальных классов

                                                                                         МБОУСОШ №5

                                                                                          г. Лермонтов

                                                                             

                                                          Пояснительная записка

      Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).

Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.

Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.

I. Концепция программы

       Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Определение одаренных детей:

°          имеют     более     высокие     по     сравнению     с     большинством интеллектуальные   способности,   восприимчивость   к   учению, творческие возможности и проявления;  имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную

потребность;

°          испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки (подростковый образ).

Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

 II. Цели и задачи работы с одаренными детьми

1)     Выявление одаренных детей.

Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:

°                знакомство педагогов с научными данными о психологических

                      особенностях и методических приемах работы  с  одаренными детьми;

°                обучение через методическую учебу, педсоветы самообразование кпк;

°                накопление библиотечного фонда по данному вопросу;

°                знакомство      педагогов      с      приемами      целенаправленного

                 педагогического наблюдения, диагностики;

°                проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр,    

                  олимпиад,     позволяющих     учащимся     проявить     свои

                      способности.

2)     Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных   детей,   в   отношении   которых   есть   серьезная   надежда   на уверенный скачок в развитии их способностей.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

     III.Методы обучения.

Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:

- кооперативное обучение,

- мозговой штурм,

- групповая дискуссия.

Обучение в группе означает, что дети учатся:

- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

- говорить и слушать;

- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

  1. дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
  2. уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
  3. ослабить скрытые конфликты;
  4. выработать общее решение;
  5. повысить эффективность работы участников дискуссии;
  6. повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
  7. удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

     Креативные методы

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;

б) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

            Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуниативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.

   Такая система внеурочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

                                        Портрет одаренного ребенка

  1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
  2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
  3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
  4. Склонен к рискованным действиям.
  5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
  6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
  7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
  8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
  9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
  10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

                                                 Родительское исследование

(заполняют родители)

  1. У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет)
  2. Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да / нет)
  3. Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)
  4. Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)
  5. Он очень любит рисовать (Да / нет)
  6. Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)
  7. Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)
  8. Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)
  9. Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время? _____________________________________________________________________________

 С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину.

                          Анкетно-биографические сведения об одаренных детях

(заполняется по образцу в течение учебного года)

№ п/п

ФИО

Год рождения

Домашний адрес

Класс

Виды одаренности

Участие в олимпиадах и конкурсах.

Результативность

1

2

3

4

5

          2. Методика диагностики одаренности младших школьников

Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета

Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 3-4-х классов)

Метод проведения: анкетирование.

Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:

  1. математика и техника (1-й столбец листа ответов);
  2. гуманитарная сфера (2-й столбец);
  3. художественная деятельность (3-й столбец);
  4. физкультура и спорт (4-й столбец);
  5. коммуникативные интересы (5-й столбец);
  6. природа и естествознание (6-й столбец);
  7. труд по самообслуживанию (7-й столбец).

Анкета для учащихся

   Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________

   Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте клетку незаполненной.

Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»

  1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
  2. Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести.
  3. Петь, музицировать.
  4. Заниматься физкультурой.
  5. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
  6. Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.
  7. Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
  8. Собирать технический конструктор.
  9. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.
  10. Самостоятельно рисовать.
  11. Играть в спортивные, подвижные игры.
  12. Руководить играми детей.
  13. Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
  14. Ходить в магазин за продуктами.
  15. Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.
  16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
  17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
  18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
  19. Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
  20. Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).
  21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
  22. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
  23. Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).
  24. Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
  25. Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
  26. Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).
  27. Ухаживать за домашними растениями.
  28. Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и др.).
  29. считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
  30. Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
  31. Участвовать в постановке спектаклей.
  32. Заниматься спортом в секциях и кружках.
  33. Помогать другим людям.
  34. работать в саду, на огороде, выращивать растения.
  35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Методика диагностики одаренности младших школьников

                                                      Портфолио учащихся

    Одной из наиболее ярких форм оценивания своих возможностей и достижений являются создание школьного портфолио.

    Портфолио одаренного ученика будет включать в себя: визитную карточку, карту интересов ребенка, сведения о достижениях и наградах на конкурсах школьного и районного уровней, образцы лучших творческих работ, фотографии, грамоты и дипломы.

Образец портфолио для детей

Портфолио

Ф.И.О. ,

ученика (цы) ____ класса «___» МБОУ СОШ № 5

с углубленным изучением  

отдельных предметов

Тайна моего имени:

Карта моих интересов

Знак зодиака:

Я родился (родилась) в год:

Я занимаюсь в кружках, секциях:

Мои любимые занятия, увлечения:

Участие в конкурсах

Участие в концертах

Участие в олимпиадах

Участие в общественной жизни школы и класса

Мои добрые и полезные дела

Награды и достижения

Карта моих интересов

№ п/п

Вопросы

Ответ

(да / нет)

1

Есть ли у тебя друзья?

2

Нравится ли тебе проводить с ним  свободное время?

3

Тебе нравятся уроки математики?

4

А русского языка?

5

Чтение книг – твое любимое занятие?

6

Нравится ли тебе получать хорошие отметки?

7

Хотел бы ты участвовать в олимпиадах по предметам?

8

С радостью ли ты ходишь в школу?

9

Ты с желанием пишешь диктанты и сочинения?

10

Стараешься ли красиво писать, выводя каждую букву?

11

Ты изучаешь происхождение слов и отдельных словосочетаний?

12

Тебе нравится решать математические задачи?

13

Стараешься ли ты находить разные способы решения задач?

14

Читаешь ли ты дополнительную литературу по окружающему миру?

15

Знакомишься ли ты с жизнью и творчеством знаменитых людей?

16

Ты хочешь узнавать новое о природе своего края?

17

Беспокоишься ли ты за будущее нашей планеты?

18

Ты подкармливаешь животных зимой?

19

Ты с удовольствием работаешь на уроках труда?

20

Ты любишь рисовать?

21

Ты любишь узнавать новое о великих художниках?

22

Ты посещаешь кружки?

23

А спортивные секции?

24

Ты участвуешь в конкурсах и соревнованиях?

25

Принимаешь ли ты активное участие в деятельности детской организации в школе?

26

Доказываешь ли ты свою правоту, отстаиваешь свою точку зрения?

27

Любишь ли ты делать приятное своим друзьям?

28

Любишь ли ты смотреть фильмы об истории нашего государства?

29

Есть ли у тебя домашние обязанности?

30

С удовольствием ли ты выполняешь их?

Ожидаемые результаты

  1. Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
  2. Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.
  3. Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
  4. Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.
  5. Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.

ПРОГРАММА КУРСА

«Занимательная грамматика. 4 класс»

 Пояснительная записка

        Курс  по  русскому языку – часть единого непрерывного курса обучения в начальной школе, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в начальной школе.  Предметом обучения является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку – это овладение учащимися четырьмя компетенциями: лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой.

        Исходя из этого, назначение предмета «русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

        Целью  работы по русскому языку в начальной школе является развитие личности ребенка. В соответствии  с этой целью ставятся задачи:

1. развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2. осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая в постоянном диалоге с миром и с самим собой;

3. формирование у детей чувства языка;

4. воспитание потребности пользоваться языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;

5. сообщение необходимых знаний и формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, писать и слушать на родном языке.

Учебно – тематическое  планирование (34 часа)

Тема

Количество часов

1

Мировое значение русского языка. Русские писатели о языке. Для чего надо знать русский язык. Как рождаются слова? Почему их так называют.

1

2

Транскрипция. Звуковой анализ слов.

1

3

Способы словообразования.

1

4

Сложные и сокращенные слова.

1

5

Образование сложных слов в нестандартных ситуациях.

1

6

Устаревшие слова. В музее истории слов.

1

7

Слова - пришельцы.

1

8

Новые слова (неологизмы).

1

9

Крылатые слова.

1

10

О происхождении имен собственных

1

11

Чемпионы среди имен. Как появились фамилии.

1

12

Слово или не слово?

1

13

Слово одно, а значений несколько (многозначные слова).

1

14

Слова- близнецы (омонимы).

1

15

Омофоны. Различай слова по смыслу.

1

16

Слова – друзья (синонимы).

1

17

Антонимы.

1

18

Необыкновенные сочетания.

1

19

Почему мы так говорим (фразеологизмы).

1

20

Фразеологические термины. Фразеологизмы – синонимы. Фразеологизмы – антонимы

1

21

Составление крылатых  выражений из отдельных слов. Работа с пословицами.

1

22

Ударение. Безударные гласные.

1

23

Все растет из корня. Это полезно запомнить.

1

24

Части слова. Чередование гласных в корне.

1

25

Правописание приставок.

1

26

Решение орфографических задач.

1

27

Суффикс. Трудные случаи правописания. Игра «Устами младенца».

1

28

Части речи.  Общий род.

1

29

Склонение существительных. Форма родительного падежа множественного числа имен существительных.

1

30

Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых существительных.

1

31

Части речи. Морфологические шарады.

1

32

Учимся делать логические выводы.

1

33

КВН по русскому языку.

1

34

 Прямая и косвенная речь.

1

                                                     

 Литература

1. Александрович Н. Ф. Занимательная грамматика. М., 1985

2. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М., 1987.

3. Аксенова А. К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах. Кн. Для учителя. – М., Просвещение, 1991.

4. Волина В. В. Учимся играя. – 2003.

5. Гин С. Мир фантазии. М., 2001

6. Журжина Ш. В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку: 4 класс. – М.: Просвещение, 1999.

7. Задачи конкурса «Русский медвежонок».

8. Из истории русских слов. Словарь-пособие. – М., Школа-Пресс. 1993.

9. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» для 4 класса Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной. Пособие для учащихся. – М.: Баласс, 2003.

10. Материалы журнала «Начальная школа».

11. Материалы журнала «Начальная школа: плюс, минус».

Лотерея

Так как случай сегодня особенный, то и лотерея у нас будет особенная - беспроигрышная. Получить билеты может каждый за небольшую плату.

1. Сказать фразу “Поздравляю с днём рождения” так, как будто вы:

- объясняетесь в любви;

- главнокомандующий на параде;

- Винни-Пух идущий в гости к Пяточку;

- мурлычете как кот, греясь на солнце;

- льстивая лиса, желающая выманить у вороны сыр;

- кот Матроскин, рассказывающий Шарику о жизни в деревне;

- человек, который просит милостыню;

2. Угадайте:

- Девочкина дочка (кукла)

- зеленая, от которой мухи дохнут (тоска)

- пиджак к ползунку (распашонка)

- буквы, выстроенные для переклички (алфавит)

- последний модный звук (писк)

- часть тела, которую предлагают в комплекте с сердцем (рука)

- учреждение, куда принимают неграмотных (школа)

- часть лица, которую иногда вешают (нос)

- членистоногий, который цокотуху в уголок поволок (паук)

- единица счёта по осени (цыплёнок)

- любитель кататься в масле (сыр)

- фотосъёмка, при которой на снимке только рёбра торчат (флюорография)

- лёгкий после бани (пар)

- лопоухое произведение Э. Успенского (Чебурашка)

- общежитие для лошадей (конюшня)

- обезьяньи качели (лианы)

- насекомое, страдающее от неразделённой любви к человеку (комар)

- что может из Бабы Яги сделать Василису Прекрасную? (косметика)

  1. Именинник может видеть это, когда приходит в магазин.
  2. Иногда это бывает больших размеров, иногда маленьких, иногда не бывает совсем.
  3. Размер этого можно измерить в метрах или в “человеках”.
  4. Если это есть, именинник молча становится частью этого, или спрашивая: “Кто последний?”

(Очередь.)

  1. Это может иметь именинник, как и каждый человек, но это нельзя ни купить, ни продать.
  2. Нам это ничего не стоит, но некоторые люди много бы отдали, чтобы часто Видеть это у любимого и дорогого человека.
  3. Когда у человека день рождения, это очень редко бывает у гостя злого и мрачного, но часто у весёлого и доброго.
  4. Про это поётся в известной песенке Шаинского, где утверждается, что если этим делиться, это обязательно вернётся, причём неоднократно.

(Улыбка.)

  1. Это бывает, когда мы говорим о погоде, о школе или о жизни, например, именинника.
  2. Когда это происходит в жизни, то потом может быть лучше или хуже. Это бывает, когда человек уезжает, женится или начинает работать на новом месте.
  3. Перед тем как это бывает в природе, у именинника, могут болеть голова или кости.
  4. В школе это бывает большими и маленькими, и все ученики это очень любят и ждут.

(Перемена.)

  1. Она, создаёт хорошее настроение у ученика.
  2. Некоторые ученики её добывают сами, а некоторые с помощью родителей.
  3. Иногда называют, ошибочно умножая 2x2.
  4. Ставят за правильный ответ.

(Пятёрка.)

  1. Незаменимая вещь в пенале ученика.
  2. Исправляет все ошибки, допущенные с помощью других незаменимых предметов.
  3. Имеет несколько названий.
  4. Мамы пользуется порошком, а дети...

(Ластик, резинка.) 

  1. Развивает ловкость, силу выносливость и т. д.
  2. Там можно бегать, прыгать, кричать, использовать парнокопытных животных.
  3. Любимый урок многих детей.
  4. Там становятся будущими гимнастами, футболистами и т.д.

Конкурс “Кто кого перепоёт”

А теперь мы будем петь песни, где есть имена людей. Один стол начинает, а другой продолжает.

Стюардесса по имени Жанна...

Ох, Лёха, Лёха, Лёха....

Антошка, Антошка...

Сестрёнка Наташка.....

И так далее.

Поэтическая чехарда

Раздаются листки с перепутанными строчками. Надо как можно скорее собрать стихотворение. Кто первый получает приз.

Злой кабан

сидел на ветке

Пароход

томился в клетке

Соловей

точил клыки

Дикобраз

давал гудки

Кошка

физику учила

Маша

хвостик свой ловила

Буратино

шил себе штаны

Портной

все поел блины

Линейка, посвященная началу школьных олимпиад

Все учащиеся выстраиваются в рекреации (актовом зале), звучит торжественная музыка.

Ведущий: Дорогие ребята! Поздравляем вас с началом интеллектуальных соревнований. Вы повзрослели, стали умнее и смышленее. Вы – наша гордость, надежда и именно вам, победителям этих состязаний будет предоставлена честь защищать нашу школу на районных олимпиадах. Победители – это лучшие из лучших. Поэтому желаем вам всем старания, удачи, победы!

Дети:

1. Сегодня день у нас особый

    Не будем этого скрывать.

    Нас в гости ждут олимпиады,

    Хотим мы знания показать!

2. Люблю я математику,

    Науку очень точную,

    Решать задачи, умножать,

    В уме периметр вычислять!

3. А мне без промедления

    Задайте сочинение.

    Я русский обожаю

    И орфограммы уважаю!

4. Что математика, что русский?

    Литература – это да!

    Нам книги помогают

   Быть грамотным всегда!

5.    Вы забыли про «окружающий мир»,

Этот предмет меня удивил.

Горы, леса, цепи питания.

С большим удовольствием выполняю задания1

6.  А я считаю, для образования

     Нужны по всем предметам знания.

     Все предметы важны!

     Все предметы нам нужны!

Ведущий: Дорогие ребята! Действительно, чтобы быть образованным, нужно очень много знать и уметь! Поэтому, чтобы отлично учиться в школе, вы должны читать дополнительную литературу, решать головоломки и ребусы, разгадывать кроссворды, использовать электронную энциклопедию.

   Сегодня на праздник мы пригласили самого умного человека на земле. Это Магистр знаний. Он знает все на свете и готов вам дать нужные советы.

Магистр: Мои любознательные друзья! Мои очаровательные почемучки! Мне очень приятно быть на вашем празднике. Сегодня вы покажете свои знания и умения, покажете все, чему научили вас ваши учителя. Я хочу вам дать несколько нужных советов, они помогут вам легко справиться с заданиями.

1 совет. Вы проверьте. Все ль в порядке: ручка, карандаш, тетрадка?

2 совет: писать задание не спешите, все внимательно прочтите.

3 совет. Чтоб не ошибся ученик, сначала пишем в черновик.

4 совет. В своей работе будь уверен, если много раз проверил.

5 совет. Пиши красиво, аккуратно, чтоб было проверять приятно.

6 совет. Удачи вам, терпения, отличного всем настроения!

Звучит песня

Ведущий: Итак, дорогие друзья! Наступает самая торжественная минута. Сейчас вы разойдетесь по классам и получите задания. Будьте внимательны, старательны и собраны. Ни пуха, ни пера!

1 тур олимпиад

Русский язык

  1. Диктант.

На черемухе сидела стайка птиц. Черемуха отцвела. Чудный запах разливался по всему весеннему лесу. Гудел тяжелый шмель. У старого пня горкой возвышался муравейник. Его жители бегали туда и сюда. Всем миром тащили хвоинки. От муравейника пахнуло зноем.

(оценка 20 баллов. За каждую ошибку вычитается 1 балл.)

  1. Фразеологизмы.

Замени устойчивое выражение близким по значению словом.

Клевать носом –

Вешать нос –

Ходить на голове –

(каждое правильно подобранное слово 1 балл)

  1. Подчеркни лишнее слово в каждом ряду:

Ворона, улыбка, василек, волк, арбузы;

Мышь, осина, дочь, день, лень;

Девочка, дежурный, учительница, школа, тетрадь;

Красный, сильная, быстрое, видеть, умное.

(за правильно выполненное задание – 4 балла)

  1. Из букв этого слова составь любые слова.

Листопадничек:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(за каждое новое слово – 1 балл)

  1. Поставь ударение в словах:

Гусеница, щавель, договор, звонит, красивее, километр, добыча, компас.

(за каждое правильно поставленное ударение – 1 балл)

  1. Разбери предложение по частям речи:

Дикие утки покружились в воздухе и сели на прозрачную гладь воды.

(за правильно определенные части речи – 1 балл)

  1. Подчеркни слова, которые имеют несколько значений:

    Коса, кисть, звонок, пальто, книга, молния.

      (за каждое правильно подчеркнутое слово – 1 балл)

Математика

(тестирование)

  1. Подчеркни числа, которые больше числа 87 565.

32 816,  98 231,  7899.  88 565,  89 000,  77 315.

  1. Подчеркни число, которое равно 3/5 от числа 35 000.

21 000.  67 200,  42 213.  7365.  89 673,  5218.

  1. Выбери правильный вариант решения задачи.

Телевизор стоит 14 000 рублей и еще половину этого. Сколько стоит телевизор?

25 000,  21 000,  21 300,  7000,  28 000.

  1. Как можно вычислить периметр квадрата со стороной 5 см? подчеркни правильные варианты ответов.

5 + 5;    5 х 4;   5 х 5;   (5 + 5);  (5 + 5) х 2;   5 + 5 + 5;  5 + 5 + 5 + 5.

  1. Расположи в порядке убывания:

10 385;    1335;    13 803;   10 853;    8003.

  1. Исправь ошибки:

900 001 > 901 000,   5 312 000 < 5 320 000,  925 + 1 < 925.

  1. Какое из утверждений не верно?

1 минута – 60 секунд;

Век – 1000 лет;

Год – 13 месяцев;

Неделя – 7 суток.

  1. Расположи единицы измерения в порядке возрастания:

Тонна. Килограмм. Грамм. Центнер.

  1. Для решения каких уравнений надо выполнить деление?

Х : 50 = 250;    Y x 70 = 630,    900 : A = 30,   C : 3 = 40 + 5.

  1. Отметьте правильный ответ к задаче.

Из двух городов навстречу друг другу выехали две машины. Скорость первой – 60 км/ч, скорость второй – 80 км/ч. Через сколько часов машины встретятся, если расстояние между городами 280 км?

(за каждое правильно выполненное задание – 1 балл)

Окружающий мир

  1. Ответьте на вопросы.

Планета, на которой мы живем –

Страна, в которой мы живем –

Столица нашей Родины – город …

Область, в которой мы живем –

Край (район), в котором мы живем –

Главный город нашего района –

  1. Что такое  материки? Перечисли все материки земного шара.
  2. Напиши названия океанов, омывающих берега России.
  3. Экология – это наука о …
  4. Перечисли редкие виды растений и животных, занесенные в Красную книгу.
  5. Составь одну, две цепи питания, которые сложились в лесной зоне.
  6. Заповедник – это … Перечисли заповедники, которые ты знаешь. Какие есть заповедные территории в нашем районе.
  7. Нарисуй два знака, запрещающих разрушать природную среду.
  8. Край виден, да дойти до него невозможно. Что это?
  9. Придумай и нарисуй плакат на тему «Планета заболела».
  10. Вопросы-шутки:

Какой иглой не пришьешь пуговицы?

(за каждый правильный ответ – 3 балла)

Литературное чтение

Фамилия, имя _________________________________________________________________

  1. Любишь ли ты читать книги?
  2. Как ты думаешь, для чего человеку нужно читать?
  3. Перечисли жанры устного народного творчества.
  4. Соедини линиями отрывки из художественных произведений и жанры, к которым они относятся.

Задремали звезды золотые,                                                              былина

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона…

Собрался Илья Муромец в славный                                                рассказ

Киев-град к князю Владимиру.

Доехал он до города Чернигова,

А дороги от Чернигова до Киева не знает…

Мартышка к старости слаба глазами стала;                                    стихотворение

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки.

Лишь стоит завести очки.

Наша охотничья собака, лайка, приехала к нам с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки так и назвали мы ее Бией.

                                                                                                             сказка

Мать и сын теперь на воле;                                                                басня

Видят холм в широком поле,

Море синее кругом,

Дуб зеленый над холмом.

Сын подумал: добрый ужин

Был бы нам, однако, нужен.

  1. Подчеркни названия авторских сказок:

«Лиса и волк», «Золушка», «теремок», «Конек-горбунок», «сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Аленький цветочек», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «лягушка-путешественница».

  1. Соотнеси название произведения и его автора:

«Серебряное копытце»                                        Астафьев В.П.

«Домашний лар»                                                  Чарушин Е.И.

«Кабан»                                                                 Бажов П.П.

«Стрижонок Скрип»                                            Зайцев Б.К.

  1. Закончи пословицу:

Под лежачий камень и …

Не зная броду не …

Правда в огне не горит и …

Слово не воробей, …

Что написано пером, …

  1. Что такое рифма? Придумай рифму к словам:

Кошка - …

Печка - …

Дочка - …

Рубашка - …

  1. Великий русский поэт, который написал много стихов и сказок для детей. Его воспитывала Арина Родионовна. Кто этот поэт?
  2. Перечисли правила обращения с книгой.

(за каждый правильный ответ – 1 балл)

2 тур олимпиад

Русский язык

  1. Прочитай текст, вставь пропущенные орфограммы.

Даже б…льшие щ…ки н… падали на меня в в…де. И вдру… накинулся м…лыш в…личиной с палец. Тело его з…щищено ш…рокими бл…стящими пл…стинками. На г…рбу возвышается трезубец из трех к…лючек. У него син… спина, серебрян…. бока и малинов… щеки. Я пр…тянул к нему палец. Он ткнул п…лец трезубцем. колюшка сторож…л свой дом, гр…ЗИЛ к…лючками и бр…сался даже на больш…х рыб.

                                                                                               (По Н.Сладкову)

  1. Определи падежи и выдели окончания имен прилагательных.

В живуч… организмах, на бескрайн… равнине, с громк… стуком, о настоящ… друзьях, на посторон… поддержку, с блестящ… капельками, по летн… облаку.

  1. Замени фразеологизмы глаголами неопределенной формы.

Бить баклуши – …

Витать в облаках - ….

Задать головомойку - …

Ждать у моря погоды - …

Дрожать как осиновый лист - …

  1. Замени подчеркнутые имена существительные местоимениями.

Про лису дурная слава ходит, будто лиса (           ) кур таскает. Но на деле редко лисе

(         ) это удается. Чаще всего лиса (        ) охотится за мышами. У лисы (         ) чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса (     ) тут как тут.

  1. Из прилагательных и существительных в скобках составь словосочетания. Запиши их.

Дружеская, дружная (встреча, семья).

Жесткий, жестокий (враг, диван).

Цветная, цветочная (юбка, пыльца).

Дождливая, дождевая (вода, осень).

  1. Вставь окончания, отметь знаком (+) существительные 3-го склонения.

на площадк…                         из-под кроват…                      на лошадк…

по тропинк….                         в тетрад…                               на скатерт…

у деревн….                              у сирен…                                в печк…

За каждый правильный ответ 3 балла, в первом задании за каждую правильно вставленную орфограмму 1 балл.

Математика

  1. В 8 часов утра из Владивостока выехал автобус со скоростью 70 км/ч. Через час из этого города в том же направлении выехал другой автобус со скоростью 60 км/ч. Какое расстояние будет между автобусами в 11часов утра?
  2. 6 мешков сахара тяжелее 3 мешков сахара на 150 килограммов. Сколько килограммов сахара в одном мешке?
  3. Прямоугольник и квадрат имеют одинаковый параметр, равный 12 см, при этом длина прямоугольника в 2 раза больше его ширины. Начерти такие фигуры. Длина каждой стороны должна быть выражена целым числом. Найди площадь построенных фигур.
  4. Найди значение выражения:

500 200 – 124 949: 307 + 124 535 ∙ 24 =

  1.  Сравни и поставь знаки: «больше», «меньше», «равно»:

а … с + а

в … в – 5

а + в … в + а

с – 19 … с – 90

а – а … в – в

  1. Реши уравнение:

6 720 – к = 513 : 57

  1. Расшифруй:

9 а : 1 а = а

За каждое правильно выполненное задание – 3 балла.

Окружающий мир

  1. Что такое Солнце? Подчеркни.

тело, звезда, планета

  1. Созвездие на небе, образующее фигуру в виде ковша, называется:

__________________________________________________________________

  1. Напиши сколько спутников имеет Земля. Перечисли их.

__________________________________________________________________

  1. Перечисли названия материков и океанов Земли.

___________________________________________________________________

  1. Как называется «главный пояс» Земли, делящий ее на две половины:

___________________________________________________________________

  1. Зачеркни лишнее название: Онежское, Ладожское, Черное, Каспийское, Байкал.

  1. Рассели животных по природным зонам. Подчеркни названия животных цветными карандашами: тундра – синий, лес – зеленый, степь – красный, пустыня – желтый.

Суслик                              

Кабан              

Белый журавль            

Песчаный удавчик        

Ушастый еж                    

Краснозобая казарка        

Серая куропатка        

Журавль- красавка

      Лиса        

      Бурый медведь        

      Лемминг        

      Верблюд

  1. Напиши:

Президент РФ ____________________________________________________

Губернатор Нижегородской области _________________________________

Глава Городецкого района _________________________________________

Глава города Заволжья _____________________________________________

  1. Собери из букв слова:

аглф ______________

мгин ______________

брге _______________

мквасо _____________

  1. Как называется основной закон нашей страны? _________________________

  1. Перечисли основные права ребенка в нашей стране ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

(за каждое правильно выполненное задание – по 2 балла)

Литературное чтение

  1. Расположи предложения так, чтобы получился связный рассказ (расставь цифры по порядку в начале каждого предложения).

(   ) Она неутомимый охотник за мышами. (   ) Это очень ловкий зверек. (   ) У нее узкое, длинное тело.

(   ) Раннее зимнее утро. (   ) Накануне выпал мягкий, пушистый снег. (…) На снегу видны ровные следы. (   ) Их оставила ласка.

(   ) Ласка в любую мышиную норку залезет. (   ) В борьбе с мышами ласка наш первый помощник.

                                                                                (По Г. Скребицкому)

  1. Что такое?

Фольклор - _________________________________________

Зачин - ____________________________________________

Концовка - _________________________________________

Присказка - ________________________________________

  1. Узнай сказку и напиши название.

    Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодец за водой, опустила ведро на веревке, а веревка-то и оборвись; упало ведро в колодец… (__________________)

    Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что превратился в высокого, худого, бледного старика. Выросли у него окладистая борода, усы. (______________)

     Поклонилась ему в ноги дочь середняя и говорит: «Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни черных мехов соболя сибирского, а привези ты мне тувалет из хрусталю восточного». (_________________________________________)

    На одну из сестер так не тянуло на поверхность, как самую младшую, тихую, задумчивую. Ночь за ночь проводила она у открытого окна и все смотрела наверх сквозь темно-синюю воду, в которой плескали хвостами и плавниками рыбы. (______________________)

  1. Соедини имя, отчество и фамилию уже известных вам поэтов:

Брюсов                              Николай Степанович

Есенин                              Валерий Яковлевич

Гумилев                            Александр Трифонович

Цветаева                           Вероника Михайловна

Твардовский                    Сергей Александрович

Тушнова                           Марина Ивановна

  1. Подчеркни метафоры в стихотворении:

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается … (И.С.Никитин)

  1. Прочитай данные слова и покажи стрелочками верные значения этих слов:

Энергичный                 Беззастенчивый, грубый, бесцеремонный, дерзкий.

Активный                     Такой, на которого можно положиться, постоянный в своих чувствах.

Вежливый                    Кто принимает деятельное участие во всем.

Верный                         Приветливый, обходительный, мягкий в обращении.

Наглый                          Кто проявляет быстроту, живость, решительность в действиях.

  1. Перечисли названия произведений зарубежный авторов, которые ты читал. ______________________________________________________________________________
  2. Главными героями каких произведений являются:

Гулливер - …

Том Сойер - …

Мюнхгаузен - …

Волк и бабушка - …

Маркиз Карабас - …

Старый крот - …

  1. Нарисуй иллюстрацию к твоей любимой русской народной сказке. Так, чтобы ее можно было узнать.

(за каждый правильный ответ – 2 балла)

Шкала рейтинга поведенческих характеристик Дж.Рензулли

Ф.И.учащегося ________________________________________________________________

Дата: _________________________________________________________________________

Школа _________ класс _________ возраст ________ учитель __________________________

Как давно вы знаете этого ребенка? ________________________________________________

Инструкция

Эта шкала составлена для того, чтобы учитель мог дать характеристики учащимся в познавательной мотивации, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать вне связи с другими пунктами. Так как 4 шкалы представляют относительно разные стороны поведения и по разным шкалам не суммируются все вместе. Внимательно прочтите утверждение и поставьте соответствующий балл согласно следующему описанию:

1 – если вы почти никогда не наблюдали этой характеристики;

2 – если вы наблюдаете эту характеристику время от времени;

3 – если вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;

4 – если вы наблюдаете эту характеристику почти всегда.

Список класса:

№ п/п

Фамилия Имя учащегося

№ п/п

Фамилия Имя учащегося

1

16

2

17

3

18

4

19

5

20

6

21

7

22

8

23

9

24

10

25

11

26

12

27

13

28

14

29

15

30


Характеристики

№ учащегося по списку класса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Шкала 1. Познавательные характеристики

1. Обладает довольно большим для этого возраста или класса запасом слов, использует термины с пониманием, речь отличается богатством выражений, беглостью и сложностью

2. Обладает обширным запасом информации по разнообразным темам (выходящих за пределы обычных интересов детей этого возраста)

3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию

4. Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается понять «как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов (в отличие от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений и действий людей

5.Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно «видит больше» или «извлекает больше» из рассказа, фильма, из того, что происходит, чем другие

Подсчитайте по каждой колонке:

«1»  -

«2» -

«3» -

«4» -

И умножьте на соответствующее количество баллов

Сложите полученные числа

Общий показатель

Шкала 2. Мотивационные характеристики

1. Полностью «уходит» в определенные темы, проблемы, настойчиво стремится к завершению (иногда трудно привлечь к другим темам, заданиям)

2. Легко впадает в скуку от обычных заданий

3. Стремится к совершенству; отличается самокритичностью

4. Предпочитает работать самостоятельно, требует лишь минимального направления от учителя

5. Имеет склонность организовать людей, предметы, ситуации

Подсчитайте по каждой колонке:

«1»  -

«2» -

«3» -

«4» -

И умножьте на соответствующее количество баллов

Сложите полученные числа

Общий показатель

Шкала 3. Творческие характеристики

1. Проявляет большую сообразительность в отношении многого, задает обо всем вопросы

2. Выдвигает большое количество идей или решений проблем и ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные ответы

3. Выражает свое мнение без колебаний; иногда раздражен и горяч, а в дискуссии настойчив

4. Может рисковать, имеет склонность к приключениям

5. Проявляется склонность к игре с идеями; фантазирует, представляет: «Что будет, если…», занят приспособлением, улучшением и изменением общественных институтов, предметов, систем

6. Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые не кажутся смешными остальным

7. Необычно чувствителен к внутренним импульсам и более открыт к иррациональному в себе (более свободное выражение «девчоночьих» интересов у мальчиков, большая независимость у девочек); эмоционально чувствителен

8. Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические стороны, интересуется деталями

9. Не подвержен влиянию группы; не терпит беспорядок, не боится быть отличным от других

10. Дает конструктивную критику. Не склонен принимать авторитеты без критического изучения

Подсчитайте по каждой колонке:

«1»  -

«2» -

«3» -

«4» -

И умножьте на соответствующее количество баллов

Сложите полученные числа

Общий показатель

Шкала 4. Лидерские характеристики

1. проявляет ответственность, делает то. Что обещает, и обычно делает это хорошо

2. Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; хорошо себя чувствует, когда его просят показать свою работу

3. Хорошо выражает свои мысли и чувства; хорошо и обычно понятно говорит

4. Может находиться с людьми, общителен, предпочитает на оставаться в одиночестве

5. Имеет склонность доминировать среди других; как правило, руководит деятельностью, в которой участвует

Подсчитайте по каждой колонке:

«1»  -

«2» -

«3» -

«4» -

И умножьте на соответствующее количество баллов

Сложите полученные числа

Общий показатель


Методика определения и оценки оперативной слуховой памяти

Процедура обследования проводится следующим образом: ребенку с интервалом в 1 сек. поочередно зачитываются следующие четыре набора слов:

I

II

III

IV

Месяц

Дерево

Прыгать

Желтый

Кукла

Сумка

Ковер

Стакан

Плыть

Тяжелый

Книга

Яблоко

Вилка

Диван

Шутить

Смелый

Пальто

Телефон

Школа

Человек

Спать

Красный

Тетрадь

Цветок

   После прослушивания каждого из наборов слов ребенку примерно через 5 секунд после окончания чтения набора экспериментатор начинает не торопясь читать следующий набор из 36 слов с интервалами в 5 секунд между отдельными словами:

   стакан, школа, вилка, пуговица, ковер, месяц, стул, человек, диван, корова, телевизор, дерево, птица, спать, смелый, шутить, красный, лебедь, картинка, тяжелый, плыть, мяч, желтый, дом, прыгать, тетрадь, пальто, книга, цветок, телефон, яблоко, кукла, сумка, конь, лежать, слон.

   Ребенок должен на слух обнаружить в длинном наборе те слова, которые ему только что были представлены в соответствующем малом наборе, подтверждая идентификацию найденного слова высказыванием «да», а его отсутствие – высказыванием «нет». На поиск каждого слова в большом наборе ребенку отводится 5 секунд. Если в течение этого времени он не смог его идентифицировать, то экспериментатор зачитывает следующее слово и так далее.

Оценка результатов

   Показатель оперативной слуховой памяти определяется как частное от деления среднего времени, затраченного на идентификацию 6 слов в большом наборе (для этого общее время работы ребенка над заданием делится на 4), на среднее количество допущенных при этом ошибок плюс единица. Ошибками считаются все слова, которые указаны неправильно и слова, которые ребенок пропустил.

Методика определения опосредованной памяти

   Материалом, необходимым для проведения методики, служат лист бумаги и ручка. Перед началом обследования экспериментатор дает ребенку установку: «Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложения и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнес. Постарайся рисунки или записи делать как можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все задание. Слов и выражений, которые необходимо запомнить, довольно много».

   Ребенку последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения:

   Дом. Палка. Дерево. Прыгать высоко. Солнце светит. Веселый человек. Дети играют в мяч. Часы стоят. Лодка плывет по реке. Кошка ест рыбу.

   После прочтения ребенку каждого слова или словосочетания экспериментатор делает паузу на 20 секунд. В это время ребенок должен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое. Что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведенное время ребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачитывает очередное слово или выражение.

   Как только эксперимент закончен, экспериментатор просит ребенка, пользуясь сделанными им рисунками или записями, вспомнить те слова и выражения, которые ему были зачитаны.

Оценка результатов

   За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку или записи слово или словосочетание ребенок получает 1 балл. Правильно воспроизведенными считаются не только те слова и словосочетания, которые восстановлены по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыслу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное – в 0 баллов.

    Максимальная общая оценка, которую ребенок может получить в этой методике, равна 10 баллам. Такую оценку ребенок получит тогда, когда правильно вспомнит все без исключения слова и выражения. Минимальная возможная оценка – 0 баллов. Она соответствует тму случаю, если ребенок не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни к одному слову рисунка или записи.

Выводы об уровне развития

10 баллов – опосредованная слуховая память развита очень высоко

8-9 баллов - опосредованная слуховая память развита высоко

4-7 баллов - опосредованная слуховая память развита средне

2-3 балла - опосредованная слуховая память развита низко

0-1 балл – развита слабо

Диагностика конвергентного (логического) мышления (для детей от 5 до 12 лет)

Автор – Н.И.Ильичева

Цель: определение уровня логического мышления, умения выполнять основные логические приемы операции.

Метод проведения: тестирование.

Субтест 1. На берегу озера сидело 5 уток. Охотник одну утку убил. Сколько уток осталось на берегу? (ответ – одна или ни одной – с доказательством)

Логические шаги:

1 шаг – представление предлагаемой ситуации, т.е. фабулы задания;

2 шаг – предположение первой версии: 4 утки улетели, а одна убитая осталась;

3 шаг – вторая версия: убитая утка свалилась в озеро и на берегу не осталось ни одной утки, или охотник забрал убитую утку. Набрано 3 балла.

Субтест 2. Олег, Андрей и Коля занимались только одним видом спортивных игр: или волейболом, или футболом, или баскетболом. Коля никогда не играл в футбол, а Олег на соревнованиях по баскетболу занял первое место. Каким видом спорта занимался каждый из мальчиков? (ответ – Олег занимался баскетболом, Коля – волейболом, а Андрей - футболом).

Логические шаги:

1 шаг – если Коля никогда не играл в футбол, то он играл или в волейбол или в баскетбол;

2 шаг – если Олег занял 1 место на соревнованиях по баскетболу, то он и играл в баскетбол;

3 шаг – а Коля играл в волейбол;

4 шаг – если Коля играл в волейбол, Олег – в баскетбол, то Андрей играл в футбол или, второй вариант: составление матрицы решения методом исключения: если Олег занял первое место на соревнованиях по баскетболу, то он играл в баскетбол (1 шаг); если Коля никогда не играл в футбол (2 шаг). Олег играл в баскетбол, то он – Коля играл в волейбол (3 шаг); а так как Коля играл в волейбол, Олег – в баскетбол, то Андрей играл в футбол (4 шаг).

Субтест 3. После занятий Юра, Ира, Оля, Саша и Коля побежали за мороженым и встали в очередь. Юра стоит впереди Иры, но после Коли. Оля и Коля не стоят рядом, а Саша не стоит рядом ни с Колей, ни с Юрой, ни с Юрой, ни с Олей. В каком порядке стоят ребята?

Логические шаги:

1 шаг – или запоминание имен, или запись их в матрицу;

2 шаг – если Юра стоит раньше Иры, но после Коли, то они занимают следующую позицию: К., Ю., И.,

3 шаг – Оля и Коля не стоят рядом, а Саша не находится рядом ни с Колей, ни с Юрой, ни с Олей, следовательно, он в конце после Иры;

4 шаг – Оля стоит между Юрой и Ирой;

5 шаг – их очередь выглядит так: К., Ю., О., И., С.

    Всего в тесте 12 логических шагов.

    Обработка результатов теста: за каждый правильный логический шаг испытуемый получает один балл.

     В соответствии с суммой логических шагов (числом баллов) конвергентное мышление можно выразить с помощью процентной шкалы.

 

Степень

Оценка

результатов

Замечание

% конвергентного мышления

I

Высший

Если решены все три задания

12 баллов

100

II

Хороший

Если решены 1-е, 2-е задание и часть 3-го

От 11 до 10 баллов

От 80 до 92

III

Средний

Если решены 2 любых задания и часть из них

От 9 до 7 баллов

От 58 до 80

IV

Слабый

Если решено одно задание

От 6 до 3 баллов

От 25 до 50

V

Очень слабый

Если решена часть одного задания

От 2 до 1 баллов

От 8,3 до 16

VI

Нулевой

Если не приступили к решению

0 баллов

От 0 до 8,3

Характеристики доминирующих способностей ребенка

  1. Интеллектуальные способности
  1. 1.1. Усваивает новые знания очень быстро и все схватывает легко.
  2. 1.2. Обладает чувством «здравого смысла» и использует знания в практических, повседневных ситуациях.
  3. 1.3. Хорошо рассуждает. Ясно мыслит, не путается в мыслях. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное. Догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает  причины поступков других людей, мотивы их поведения.
  4. 1.4. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
  5. 1.5. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.
  6. 1.6. Богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, без затруднений выражает свою мысль.
  7. 1.7. Любит читать книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или на два.
  8. 1.8. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
  9. 1.9. задает очень много вопросов. Имеет много разных интересов, по поводу которых часто спрашивает взрослых.
  10. 1.10. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально должен учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроках из-за того, что учебный материал ему (ей) уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.
  11. 1.11. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные, оригинальные ответы, решения.
  12. 1.12. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.
  1. Художественные способности

2.1. В своих рисунках и картинках изображает большое разнообразие разных предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах рисунков).

2.2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.

2.3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении. Описании какого-то события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок. Открыток и т.д.).

2.4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка. Композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.

2.5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит. Создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).

2.6. Прибегает к рисунку или лепке, для того чтобы выразить свои чувства и настроение.

2.7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

2.8. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того, чтобы изобразить события или вещи в трех измерениях и пространственно.

  1. Музыкальный талант

3.1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.

3.2. Хорошо поет.

3.3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

3.4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

3.5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.

3.6. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.

3.7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.

3.8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

  1. Способности к занятиям научной работой

4.1. Выражает мысли ясно и точно (устно и письменно).

4.2. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.

4.3. Обладает способностью выше средней к пониманию абстрактных понятий, к установлению обобщений.

4.4. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительными восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).

4.5. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги и делает это с большим удовольствием, чем читает книги художественные, детективы и пр.

4.6. Не унывает, если его проект или новая задумка не поддержана учителем или родителями или если его «эксперимент» не получился.

4.7. Пытается выяснить причины и смысл событий.

4.8. Проводит много времени над созданием собственные «проектов»: конструирование радиоприемника, построение телескопа, летательного аппарата, собирание коллекции и т.д.

4.9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

  1. Литературное дарование
  1. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

  1. Способности технические

6.1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.

6.2. Интересуется механизмами и машинами.

6.3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.

6.4. Может чинить несложные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

6.5. Определяет причины капризов механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».

6.6. Любит чертить чертежи и рисовать наброски механизмов.

6.7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин, механизмов.

  1. Способности к спорту

7.1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.

7.2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

7.3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры (выигрывает в какой-нибудь спортивной игре).

7.4. Бегает быстрее всех в классе.

7.5. По сравнению со сверстниками хорошо развита координация движений, двигается легко и грациозно.

7.6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

        7.7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

Ожидаемые результаты программы «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»:

 

1.Повышение качества образования основного и дополнительного блока.

2.Изменение шкалы социальных ценностей молодежи нашей школы на увеличение значимости такой категории как «звание».

3.Создать атмосферу позитивного труда, его значимости в жизни человека,   творчества в   противовес распространяющейся наркомании, социальному отрицанию.

4.Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.

5. Издание исследовательских работ учащихся.

6.  Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными  детьми.

 

 

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и  одаренности //Проблемы способностей. М., 1962.
  2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991.
  3. Краевая целевая программа «Развитие образования в Алтайском крае» на 2006-2010 годы.
  4. Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей. Автореферат. 1993.
  5. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность // Семья и школа, - № 9. – 1990.
  6. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М., 1960.
  7. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.

Научно-практический журнал «Завуч начальной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию «Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни» для детей дошкольного возраста 5-6 лет

Материал предназначен для организации и проведения НОД по ЗОЖ. Направлен на привитие детям умения самостоятельно мыслить, находить правильные ответы, формировать мотивацию к здоровому образу жизни....

«Остров дружбы» - программа формирования толерантного сознания у детей и подростков в условиях лагеря с дневным пребыванием детей в период школьных каникул.

Программа организации оздоровительного отдыха детей в  лагере с дневным пребыванием детей в период школьных каникул на базе общеобразовательной школы...

А.Барто Катя.Б. Заходер . Перемена.Стихи для детей и про детей.

Урок литературного чтения во 2 классе по программе "начальная школа 21в"...

Тест для детей и родителей “Насколько мы знаем своих детей”.

Этот тест позволит родителям определить  насколько они знают своих детей....

Урок чтения в 3 классе " Проверь себя. Вспомнаем произведения раздела «О детях и для детей»

Данная презентация составлена по учебнику Ефросининой   "Литературное чтение" для учащикся 3 класса по программе "Начальная школа "XXI века". Это урок закрепление по произведениям Н.Носова,В...