Безударные гласные в корне слова
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Липатова Полина Матвеевна

Обобщающий урок - игра "Счастливый случай"

Посвящен теме "Безударные гласные в корне слова"

Цель урока: обобщить и закрепить знания орфограммы "безударные гласные в корне слова", формировать устную и письменную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл schastlivyy_sluchay.docx33.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского  языка

Обобщающий урок – игра «Счастливый случай»

по теме: «Безударные гласные в корне слова»

программа: «Школа 2100»

учебник: «Русский язык» 3 класс

Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

Преподаватель Липатова Полина Матвеевна

Цель:

- обобщить и закрепить знания детей орфограмме «безударные гласные в корне слова»;

- развивать орфографическую зоркость, расширять словарный запас;

- формировать устную и письменную речь;

- развивать наблюдательность, воображение, память.

Оборудование:

Сигнальные карточки; баллы (картинки с изображением тучек и солнышек);  капсулы с карточками заданий; карточки со словами; плакат; аудиодиск – звуки капели, шум ручья, пение птиц; мультфильм «Паровозик из Ромашково».

Ход урока

Организационный  момент

Учитель: Наш урок русского языка я начну словами великого русского писателя Алексея Николаевича Толстого:

«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после вечернего ливня, меткий как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».

- Так писатель говорит о своем отношении к русскому языку.

- А как вы относитесь к русскому языку?

- Урок русского языка для вас трудный или легкий? Почему? (интересный, много правил, заданий)

- Зачем нужно изучать русский язык? (Мы же русские люди и это наш родной.Изучать его надо, чтобы грамотно писать, чтобы разговаривать друг с другом, самому быть понятым и понимать других людей).

- Да, русский язык трудный. Вы любите преодолевать трудности?

- Кто уверен, что сегодня на уроке вы справитесь со всеми трудностями?

- Трудности все преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением.

А давайте послушаем сами себя, какое настроение у вас сейчас? Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка.

У вас на столе лежат: тучка и солнышко, посмотрите и подумайте какое у вас сейчас настроение – если грустное, то вам подойдет, конечно, тучка, если веселое и вы готовы преодолеть всё, то вам нужно солнышко. Покажите, что вы выбрали и поместите на ваш экран настроения.

Сегодня мы с вами работаем в командах, а все трудности, когда мы вместе преодолеваются легко. И в зависимости, как будут работать команды, ваши экраны будут пополняться новыми солнышками.

И в конце урока, по количеству солнышек на ваших экранах мы определили как работали команды.

Наш урок мы проведем сегодня в виде игры «Счастливый случай – Весеннее настроение». А какой теме мы посвящаем наш необычный урок, выскажите мне сами.

Мы начинаем нашу игру с разминки: на доске слова – прочитайте:

Лето                осень                зима                весна

- Что это за слова?

Название времен года.

- Какому слову посвящены эти строчки?

Я раскрываю почки

В зеленые листочки,

Деревья одеваю

Посевы поливаю

Движения полна

Зовут меня – весна!

- Почему я выбрала именно это слово? (Потому что у нас сейчас весна)

- Какая орфограмма в слове весна? (Безударная гласная в корне слова)

- Какой теме мы посвящаем наш урок?

Тема урока: Безударная гласная в корне слова.

Вывешиваю на доске название.

Цель: Понять и более глубоко изучить написание безударных гласных в корне слова.

Запишите слово себе в тетрадь, что нужно знать, чтобы не допустить ошибку в написании этой орфограммы(безударная гласная в корне слова)?

Ответы от каждой команды:

Поставить ударение в слове

Выделить корень и подчеркнуть орфограмму (безударную гласную)

Подобрать проверочное слово

Вставить гласную букву

весна́

- что мы сейчас с вами повторили? (алгоритм написания безударной гласной в корне слова)

– на доске вывешивается пособие-памятка. Делаем вывод! (повторение правила)

- что вам помогло правильно определить безударную гласную в слове (знание алгоритма написания безударной гласной в корне слова)

За разминку все 3 команды получают по 1 солнышку (баллу) – весенние настроение повышается.

1-ый гейм – «Заморочки из бочки».

На столе бочонок – в нем задания.

- от команды подходит по 1 человеку и из бочки вытаскивают капсулы (внутри задание).

- карточки разные по цвету (красная, зеленая, желтая).

Ученик открывает и читает вслух задание.Его команда работает над словами, написанные таким же цветом, что и карточка.

Задание:

Запишите слова в тетрадь, в столбик;

Поставьте ударение;

 Выделить корень;

Подобрать проверочное слово и обозначить орфограмму.

Проверка карточек с помощью сигнальных карточек.

- прочитайте первое слово, - поднимите карточку с той буквой, которая написана в корне вашего слова.

- второе, третье, четвертое, пятоеслово.

I        II        III

поля        гроза        столы

земля        весна        лесной

тигровый        грибной        скрипучий

прямой        рябой        ряды

грачи        сады        часы

За правильное выполнение 5 (солнышек) баллов.

2-ый гейм – «Ты мне – я тебе».

Команды обмениваются теоретическими вопросами, то есть вопросами из правил (при ответах учитывается правильно поставленные вопросы и полные ответы         1 к ——2 к——3к)

При ответах учитываются полные ответы. За правильные вопросы и ответы команды получат по 2 солнышка (балла).

1) Какие слова являются проверочными? (однокоренные слова в которых безударная гласная стоит под ударением). Например:

Моря́ – мо́ре, леса́ – ле́с, грибы́ - гри́б

2) Какие гласные в словах требуют проверки? (безударные гласные требуют проверки). Например:

Глаза́ - гла́з, река́ - ре́ки, трава́ - тра́вка

3) Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова? (правило)

3-ый гейм – «Желанная гостья».

Роль желанной гостьи у нас сыграет Даша, а вы ребята встаньте из-за парт, давайте немного отдохнем и послушаем Дашу. Представьте себе, что мы вместе с вами оказались в весеннем лесу. Лес ожил, слышны голоса и пение птиц (включается аудиозапись – голоса птиц).

Как мы себя должны вести в лесу? (Тихо, не мешать лесным жителям, не кричать, не включать громко музыку, не сорить, не разорять гнезда).

Правила вспомнили. Итак, мы в весеннем лесу:

Лес ожил, слышны голоса и пение птиц (запись голоса птиц).

Физминутка

Весна

Зовут меня весною,

Я девочка – Весна.

Иду тропой лесною без отдыха и сна.

Хочу я, чтоб согрели всех солнышка лучи.

Чтоб с юга прилетели веселые …

- Ребята, каких перелётных птиц вы знаете?

- Запишите в тетрадях имена всех птиц, которых вы здесь видете.

соро́ка,         воро́на,         воробе́й,         грачи́,         скворе́ц

- Кто из этих птиц вместе с весной возвращается к нам?

А теперь занимаем свои места и послушайте задание от Весны:

- Какая орфограмма вам встретилась во всех этих словах? (сигнальные карты - безударная гласная в корне слова)

- на какие две группы вы поделили эти слова? (I.безударные гласные – проверяемые и II.безударные гласные – непроверяемые – словарные слова)

I.        II.

воро́на        соро́ка,

скворе́ц        соро́ка

грачи́

Проверяю работу команд, оцениваю работу. За правильное выполнение 3 солнышка(балла).

Вывод: В русском языке не все безударные гласные в корне слова можно проверить. Слова, в которых есть непроверяемая безударная гласная – называются словарными словами. Словарные слова надо запоминать.

4-ый гейм – «Дальше, дальше, дальше».

Каждая команда получает лист бумаги и по кругу по очереди записываются любые слова на безударную гласную в корне слова. Слова не повторять. Соревнование: какая команда запишет больше слов с изученной орфограммой за 3 минуты.

Команда - победитель получает 3 солнышка (балла).

5-ый гейм – «Спешите видеть».

Сейчас вы посмотрите отрывок из мультфильма «Паровозик из Ромашково» - 2 минуты 40 секунд. Внимательно смотрите и слушайте кадры из мультфильма и записывайте слова с безударной гласной в корне слова.

Ученики просматривают несколько кадров мультфильма. Находят и записывают слова с проверяемой безударной гласной в корне слова.

Проверка проводится как аукцион. Называют слова по очереди от команды к команде, слова не повторять. Кто назвал последнее слово – тот и победил. Победитель получает 2 солнышка (балла).

6-ый гейм – «Гонка за лидером».

Работа с дидактическим материалом, упражнение 239 страница 103. Вставлять нужную букву карандашом.

- Каждый работает самостоятельно. Проверка: передать книгу друг другу – проверяем соседа.

На доске вывешивается готовый плакат с правильно написанными словами.

Пиши правильно.

В старину, на реке, Москве, часто, случались, паводки, весной паводки, наводнение, вода, дома, мосты, мостовые, набережные, озёрами.

Считаем количество ошибок, ошибки суммируются. Та команда, у которой меньше ошибок получает 3 солнышка (балла).

А теперь команды считают свои солнышки (баллы) и наклеивают их на экран настроения: на доску. У кого больше всего солнышек, у той команды самое солнечное настроение.

- Каждая команда определяет, кто лучше всего работал в команде.

Ученики оценивают работу.

Итог урока:

- Вспомним, какую цель мы перед собой ставили? (Проверить себя как мы научились определять безударную гласную в корне слова)

- Кто уверен, что он научился определять безударную гласную в корне слов.

- Кому это еще трудно и нужно ещё поработать над этой темой?

- Что вам помогло так работать на уроке? (Знания, помощь товарищей, хорошее настроение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

     На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют   алгоритм написания буквы безуд...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...