Урок "Портрет прилагательного" 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Урок составлен и проведен с целью обобщения знаний учащихся об имени прилагательном.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4-м классе « Портрет прилагательного»

Цели урока:

1.Обобщить знания учащихся об имени прилагательном.

2.Создать условия для развития орфографической зоркости, умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;

3.Формировать навык правописания окончаний имен прилагательных;

4.Учить видеть красоту окружающего мира;

УМК

-перфокарты «Окончания», «Антонимы синонимы»

-картина «Февральская лазурь»

-карточки для помощи в написании мини сочинения;

-полоски с числами для выполнения теста-опроса4

-презентация урока;

                                          Ход урока

1.Организационный момент.

Я рада вновь видеть ваши лица ,и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом .Мне хочется чтобы  мы с вами поднялись на ступеньку выше во время работы на этом уроке.

2.Актуализация знаний .Сообщение темы урока.

                 

Урок начну с небольшого стихотворения. Внимательно послушайте и ответьте на вопрс: « О чем  говорится?»

     

         Я слово- замечательное,

         Я равного себе не знаю:

         Я признаки обозначаю.

          Без признаков предмета нет

          Об этом знает целый свет.

          Определяю я предметы,

          Они со мной весьма приметны.

          Я украшаю вашу речь

          Меня вам надо знать, беречь.

Главным героем сегодняшнего урока является прилагательное.. Тема урока «Портрет прилагательного?(слайд 1) Исходя из темы урока, какую учебную задачу мы можем поставить?

Нам надо показать свои знания об имени прилагательном, которые приобрели, показать как умеем применять им. прилагательные в устной и письменной речи.

А также на уроке мы поговорим о зиме, о зимней природе. А о красоте природы нам помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные.

3. Работа в тетрадях. Запись числа (связать с февралем)

На доске слова: снежень, вьюговей, лютень, бокогрейсвадебник.

Учитель. Ребята, прочтите эти необыкновенно красивые русские слова. Все эти слова обозначают одно и тоже понятие. Некоторые из них говорят сами за себя. Как вы думаете, что так могли называть в старину на Руси?

Дети. Может быть, это зимние месяцы?

Учитель. Вы почти угадали. Но только всеми этими словами называли один из зимних месяцев. Какой?

Дети. Февраль.

Учитель. Молодцы ребята! Как вы догадались?

Дети. В феврале метут метели и вьюги, поэтому, наверное, он и назывался вьюговей и снежень.

Учитель. Правильно, молодцы. Эти слова говорили сами за себя. А какое из предложенных слов образовано от имени прилагательного?

Дети. Я думаю, это слово лютый. Я слышал такое имя прилагательное, но не знаю его значения. Давайте посмотрим в толковом словаре.

Дети зачитывают определение слова лютый из толкового словаря.

Лютый – злой, свирепый, беспощадный.

Учитель. Почему февраль называли свадебником и бокогреем?

Дети. Свадьбы играли. А бокогреем -потому что в феврале начинало пригревать солнышко.Как раз об этом и говорится в следующей пословице.

.

Какие пословицы вы знаете о феврале?

Февраль богат снегом, апрель водою.

Февраль воду подпустит, март подберет.

Февраль месяц лютый, спрашивает, как обутый.

Февраль три часа дня прибавит.

Январю-батюшке морозы, февралю метели

Чистописание.

В феврале суровая зима с теплой весной встречаются.

Найдите главные члены предложения.Найдите прилагательные.Давайте вспомним , что такое им. прилагательное.Назовите  словосочетания сущ + прил в этом предложении.

-Прочитайте предложение без прилагательного. Что вы можете сказать об этом предложении?

-Какова роль им. прилагательного в нашей речи?

5. Обобщение знаний учащихся по теме..

 -суровая ( холодная) - теплая (антонимы)

Суровая- это строгая.

-  Как называются такие слова?

-Близкие по смыслу слова называются…

Групповая работа: 1группа работает с словарем синонимов, 2 группа с словарем антонимов, № группа по карточкам:

Антонимы                  Прилагательные                    Синонимы

чужой                          большой                                     грустный

маленький                  печальный                                радостный

грустный                     здешний                                     огромный

радостный                   веселый                                      местный

Вывод: что имеют имена прилагательные? (антонимы и синонимы)            

-Портрет прилагательного составлен?

-Что еще не вспомнили?

-Грамматические признаки прилагательного постоянные или непостоянные?

Групповая работа. Подберите к каждой группе прилагательных подходящее по смыслу существительное.(слайд).

-запись словарных слов:

Облака, погода, пироги, ветер, мороз.

-Распределите эти строчки по группам. По какому принципу можно их распределить? (слайд)

Вывод: Им. прилагательные изменяются по числам,  в ед. числе по родам(слайд)

Проверка знаний:

Работа с перфокартами.

1 уровень

Придумай 5 – 6 словосочетаний (существительное + прилагательное. Определи род и число у прилагательных).

Вставь окончания у прилагательных, определи род и число.

2 уровень

Прилагательное

Окончание

Род

Число

Существительное

беленьк

 

 

 

зайчик

светл

 

 

 

небо

сильн

 

 

 

метель

холодн

 

 

 

утро

высок

 

 

 

сосна

хитр

 

 

 

лиса

ранн

 

 

 

заморозки

3 уровень1. Вставь окончания у прилагательных, определи род и число.

Вопросы

Прил.

Окончание

Род

Число

Существительное

Какой?

беленьк

 

 

 

зайчик

Какое?

светл

 

 

 

небо

Какая?

сильн

 

 

 

метель

Какое?

холодн

 

 

 

утро

Какая?

высок

 

 

 

сосна

Какая?

хитр

 

 

 

лиса

Какие?

ранн

 

 

 

заморозки

Памятка

Чтобы определить род и число имени прилагательного, надо:

Найти существительное, к которому относится прилагательное.

Определить род и число существительного.

По числу и роду существительного определить род и число прилагательного.

Контроль: контроль учителем.

Ну теперь мы пожалуй написали полный портрет. (нет)

О чем же еще не вспомнили? (изменении им. прилагательных по падежам)

Слайды с вопросами.

Прежде . чем приступить к следующему заданию  мне хочется вернуться к обсуждению темы красоты зимней природы. Ребята , а что украшает зиму?(снег) Да, действительно снег превращает всю окружающую нас природу  во что то волшебное и сказочное. А какой он этот снег?

А вы знаете, есть один великий русский художник, который увидел красоту зимней природы не только в снеге, но и в небе, в белоствольной березе. И этот великий художник- И. Э. Грабарь.(слайд)

.

Игорь Эммануилович Грабарь. Февральская лазурь.(слайд) «Февральская лазурь» - это одна из лучших картин художника

На полотне изображена березоавая роща в один из лучезарных февральских дней.

 Она застыла на фоне февральских  лазоревого неба.

На переднем плане мы видим высокую, раскидистую берёзу с толстым стволом. Художник композиционно выделил её: он как бы отодвинул молодую рощу на задний план, чтобы она не мешала нам видеть берёзу. Снега на её ветках уже нет, но она словно светится от лучей солнца.

Чтобы показать берёзу во всей её величавой красоте, Грабарь писал её, стоя в специально вырытой яме. Так он сумел увидеть верхушки деревьев и таинственные тени на снегу. Белоствольные берёзы написаны плотными мазками, и на фоне небесной лазури кажутся ещё белее. Они похожи на застывший фонтан. Вся роща прозрачна, хрустальна, залита солнечным светом. Хрупкие коралловые ветки застыли в воздухе.

Мы видим переливы всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Краски поражают наше воображение. Глядя на картину, мы понимаем: зима приближается к концу. Это видно по подтаявшему сиреневому снегу, по длинным сапфировым теням на нём.

Когда смотришь на картину «Февральская лазурь», охватывает чувство радости и восхищения природой. Картина поражает чистотой света, ослепляет лазорево-синим небом.

-Назовите им. прилагательные с существительным по этой картине.

 Небо: сине-лазоревое ,на горизонте ни облачка.

День: ясный, лучезарный, солнечный, яркий, чудесный.

Роща: залита солнцем, озарена солнечным светом; косые лучи зимнего солнца освещают рощу.

Берёзы: величественные, устремлены ввысь; стволы сверкают; коралловые ветки; стволы с жёлтыми, красновато, оранжево-коричневыми оттенками; искривлённая, огромная берёза.

Предварительная словарная работа к тексту.

-коралловый -светло- красный, цвета красного коралла.(морской полип живущий обычно большими колониями на возвышениях морского дна)

-жемчужный –чисто –белый с блеском напоминающим жемчуг.

-сапфир –драгоценный камень синего или голубого цвета

Работа с текстом (слайд) парная работа.

Это удивительно красивый текст ,но , чтобы он зазвучал, нужно выполнить следующее задание.

Задание: дописать окончания прилагательных, указать падеж и род ичисло..

         Настали  чудесн.. солнечн.. февральск.. деньки. В природе творилось что-то необычное. Казалось, что она праздновала  какой- то небывалый праздник лазорев.. неба, жемчужн.. берез,  кораллов.. веток,  сапфиров.. теней.

Проверка работы.

Подведение итогов

У. Что обозначают имена прилагательные?

Д. Признак предмета.

У. Какими членами предложения являются имена прилагательные?

Д. Второстепенными членами, определениями.

У. Как связаны между собой в речи имена существительные и имена прилагательные?

Д. Прилагательные зависят от существительных, стоят в том же роде и числе, что и существительное.

У. Какую смысловую нагрузку несут имена прилагательные в тексте?

Д. Описывают предметы, делают текст более ярким.

У. Как вы думаете, почему в учебниках сначала изучается имя существительное, а потом имя прилагательное, а не наоборот?

Д. Прилагательное зависит от существительного, вопросы задаем от существительного, род и число у прилагательного такие же, как и у существительного, поэтому сначала изучаем существительное.

Клип.

Домашнее задание.Сочинение  «зима»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...