Интегрированный урок (рус.язык, окр.мир) 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Интегрированный урок (русский язык и окружающий мир)  в 4 классе  1 четверть. Тема"Повторение о склонении имён существительных. Трудные времена на Руси"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_4_klass.docx26.16 КБ
Office presentation icon trudnye_vremena_dlya_rusi_1.ppt1.36 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 4 классе

Тема: Повторение о склонении имён существительных. Трудные времена на русской земле.

Цели урока:

  1. учить определять склонение существительного, если оно стоит не в именительном падеже;
  2. повторить знания детей о склонении имён существительных;
  3. развивать орфографическую зоркость;
  1. сформировать представление о военном деле на Руси,
  2. познакомить с героическими страницами истории Отечества;
  3. развивать навыки самостоятельной работы ;
  4. воспитывать гордость за свою Родину.

Оборудование:

  1. компьютерная презентация,
  2. карточки для индивидуальной работы
  3. видеофрагмент “Александр Невский”,
  4. дополнительный материал, исторические даты.

I. Организационный момент:

                                                      Начинается урок,

                                                      Должен он пойти вам впрок,

                                                      Постарайтесь всё понять,

                                                       Интересное узнать.

- Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости, учителя нашей школы. Мы покажем свои знания  и умения на уроке русского языка и окружающего мира.

2.  Актуализация знаний учащихся

Запишите число. Словарь:

1. какое название получила славянская азбука, созданная византийскими монахами? (Кириллица)

2. Записи о важнейших событиях Руси. (Летопись)

 3. Кто вёл записи о событиях Древней ? (Монах)

4. Буква типографского набора. (Литера)

5. Другое название букваря. (Азбука)

6.  Совокупность букв, расположенных по порядку. (Алфавит)

- Выделите в словах окончания, укажите род и склонение.

- Что такое склонение? ( Склонение - это изменение существительных по падежам. В зависимости от того, какого склонения существительное, в определённом падеже пишется определённое окончание.)

Слово монах – фонетический разбор.  Какое правило с этом слове? ( Безударная гласная непроверяемая).

    -   Как украшали книги? Что служило обложкой книги? (Переплет делался из досок, обтягивался кожей, украшался золотом и драгоценными камнями). Вашим домашним заданием было украсить начальную букву своей фамилии. Все работы достойны внимания и уважения. Они индивидуальны как и вы сами. В наше время буквицы используются в начале статьи или в начале каждой из ее частей и помогают возбудить читательский интерес и поддерживают его по ходу развития статьи. Буквицы становятся действительно интересными, если они соответствуют настроению статьи. Для того, чтобы буквица сработала, она должна выглядеть смело, ярко и интересно.

- Скажите, о чём писали монахи в летописях? ( О событиях, происходивших в Древней Руси, о воинах).

III.  Работа над новой системой урока:

- Из начала нашей работы уже можно догадаться о теме нашего урока. У кого какие мысли? (Мы повторим склонение имён существительных и поговорим о войне на Руси).

Под большим шатром
Голубых небес –
Вижу даль полей зеленеется.
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
И во всех концах света белого
Про тебя идет слава громкая.
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!

Это стихотворение “Русь” написал известный вам поэт Иван Савич Никитин. 

  1. Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям? (мнение детей)
  2. А когда враг нападал, то для людей русских, земли русской: какие наступали времена? (мнение детей) 
  3. Вы, догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке?

Итак, тема урока “Трудные времена на русской земле

-какую проблему на уроке можем поставить? 

- Проблемный вопрос:  Какие испытания обрушились на Русь в 13 веке? Почему люди воюют?

- Давайте с вами поставим задачи урока.

-Вам необходимо дополнить предложения:

- По данной теме я хотел(а) бы узнать…

- Мне это нужно потому, что…

- Для этого я должен на уроке…

-  Изучать мы её будем по такому плану:

  1. - Нашествие Батыя;
  2. - Александр Невский. Битва на р. Неве. Ледовое побоище.

-      Эти знания пригодятся вам при изучении истории  в старших классах. Каждый гражданин России должен знать историю своего Отечества. В Конституции России записано: Защита государства – обязанность каждого гражданина. Российский народ много раз отстаивал свободу своей страны. Очень тяжёлыми были эти войны.

Русский народ хранит память о героях.     Трудные времена настали на русской земле.

 Разбор предложения по членам предложения.

  1. Организация поискового пространства.

-Зная задачи урока, приступим к их реализации. Откройте учебники по окр.миру на стр.59-63

    Познакомьтесь с текстом 1 вариант – нашествие Батыя, 2 вариант – князь Александр Невский.

- Какие трудности испытывала Русь в 12 веке?

- Кто были врагами славян?

- Почему врагу так быстро удалось захватить такие большие города?

- Кто встал на защиту Руси? Как удалось?

  Физкультминутка.

Просмотр фрагмента фильма «Ледовое побоище»

  У вас на столах карточки. Прочитайте текст. Выпишите по 2 имени существительных разного склонения. Как вы будете определять склонение имён существительных?

 

   «В сентябре 2010 года в городском сквере торжественно открыли памятник Святому благоверному Великому князю Александру Невскому, небесному покровителю Старого Оскола. Монумент установили рядом со строящимся храмом Георгия Победоносца в парке Воинской славы.
     Князь никогда не был здесь, поскольку город основали в 1593 году для охраны южных границ. Предки горожан много лет были защитниками Русского государства от разных любителей наживы. Очень красиво в парке в разное время года. Памятник Александру Невскому всегда красив зимой среди белого снега, весной – в цветущей сирени, летом – в лучах яркого солнца, а осенью среди золотой листвы.»

Слова Александра Невского.

"Кто на Русь с мечом придёт - от меча погибнет!

- Как определить склонение имени существительного?

Распределите имена существительные по склонениям.

Зависть                                                 богатство

Рыцарь          1 склонение                  хан

Князь                                                   дань

Нева              2 склонение                  Рязань

Озеро                                                   Козельск

Побоище         3 склонение                кочевник

Новгород                                            Орда

Лёд                                                      власть

Игра «МОЗГОВОЙ ШТОРМ» (Закрепление изученного материала)

  1. Кто напал на Русь в 13 веке? (монголо-татары)
  2. Кто возглавил поход на Русь? (Хан Батый)
  3. Какой первый русский город оказался на их пути? (Рязань)
  4. Как стало называться государство монголо-татар ? (Золотая Орда)
  5. Как удалось разбить шведов? (Застали в расплох)
  6. Кто выступил против рыцарей? (Александр Невский)
  7. Под каким названием в историю вошла битва на льду Чудского озера? (Ледовое побоище)
  8. Чем закончилась битва 5 апреля 1242года? ( Крестоносцы оказались в западне, многие из них утонули)

4 .  Итог урока

- Вернёмся к главному вопросу урока: Какие испытания обрушились на  Русь в 13 веке? Почему люди воюют?

- Так какие же трудные времена испытывала Русь в 13 веке? (ответы детей)

- Почему люди воюют?

Почему люди воюют?

Желание завладеть чужой территорией

Желание иметь власть над людьми

Желание присвоить чужие богатства

Желание заставить людей другой страны работать на себя.

- Если хотите дополнительно узнать о трудных временах Руси, вы можете почитать в исторических энциклопедиях, в Интернете, в библиотеке.

- Наше виртуальное путешествие   подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.

Вовеки славься, Русь, Россия!                          

И будь всегда сама собой.

Твои народы вместе – сила!

Никто не справится с тобой!

5. Рефлексия

- Закончите начатое предложение.

 - Сегодня на уроке я узнал (а)…

- Сегодня я удивился…

-Теперь я могу….

-Было трудно….

- Мне захотелось….

- Я  поставил себе на уроке отметку….., потому что…….

- Я считаю, что дома мне надо…, так как……..

- Если на этом уроке мы узнали, что русские воины потерпели поражение, а затем победили и появились великие, талантливые  люди то, как вы думаете, о чём будем говорить на следующем уроке?

6. Д\З

по окр.мир.

                           с. 53-64, ответить на вопросы,

                             в рабочей тетради №2 с.20-22,

                              из дополнительной литературы подобрать

                              материал о князе А.Невском, о защите Руси

                              во времена правления Золотой Орды;

                     по русскому языку

                               из текста учебника окружающий мир №2   с.53-64

                               записать по  5 имён существительных

                               разного склонения, составить 3 предложения о

                               трудных временах на Руси в 12-13 веках.

                             

Словарная работа:

 Монголо-татары – это кочевые (переезжающие с места на место)  монгольские племена.

Золотая Орда – государство, созданное монголо-татарами после завоевания Руси.

Дань – налог, взимаемый победителем с побеждённых.

Хан – правитель Золотой Орды.

Рыцарь – конный воин, защищённый доспехами.

Крестоносцы – это рыцари на одежде и доспехах, которых был изображён крест.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Русский язык - Технология" 3 класс

На интегрированном уроке учкащиеся обобщают  знания об изменении имен прилагательных по родам и числам. Упражняются в правописании окончаний.  Занимаются бумагапластикой «Ранние весенние цве...

Фрагмент интегрированного урока «Русского языка» с уроками «Литературного чтения» и «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 2 класс Тема урока: «Скоро весна!»

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

интегрированный урок русский язык + английский язык 4 класс

Интегрированный урок русский язык + английский язык 4 класс в рамках проекта "Наш выход". Здесь представлен фрагмент урока....

Компетентностно-ориентированные задания по предметам русский язык и английский язык ( интегрированный урок) :"Как нужно говорить" 2 класс

Компетентностно-ориентированные задания по предметам русский язык и английский язык ( интегрированный урок) :"Как нужно говорить" 2 класс...

Интегрированный урок русского языка в 3 классе на тему "Три склонения имен существительных. Вода в природе"

Дааный материал дает возможность познакомить обучающихся 3 класса со склонением имен существительных через связь с окружающим миром....

Интегрированный урок рус.языка и литературного чтения в 4 классе по теме «Язык как средство общения»

Интегрированный урок рус.языка и литературного чтения в 4 классе  по теме «Язык как средство общения»...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка в 3 классе по теме "Имя существительное. Профилактика дорожно-транспортного травматизма"

Тема "Имя существительное". Цель  урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Имя существительное», воспитание культурно...