Урок развития речи. 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Козлова Ольга Михайловна

Сочинение по серии картинок "Кто кого поймал?"

цель урока: повторение понятий: текст, тема текста, главная мысль текста, опорные слова; составление текста по сюжетным картинкам; самостоятельная запись текста.

Приложение 1. Серия рисунков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_po_serii_kartinok.docx21.55 КБ
Файл prilozhenie_1.docx2.07 МБ

Предварительный просмотр:

Сочинение по серии картинок.

Тема урока.  Развитие речи. Составление текста. Сочинение по серии картинок.

Цель урока:  повторить признаки текста; закрепить знания схемы текста-повествования; обучение составлению текста; расширение кругозора учащихся в области языкознания; накопление и обогащение словарного запаса детей.

Оборудование: сюжетные картинки;

                              плакаты с определением текста, темы текста, главной мысли ;

                              схема текста –повествования;

                              тетради по развитию речи:

                               словари

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.

-Ребята, вы любите мультфильмы?

- А что такое мультфильм?

- Как образовалось слово мультфильм?

- Как делают мультфильм? Люди каких профессий заняты в создании мультфильма?

(Автор пишет текст. Художник рисует картинки или мастер делает кукол. Режиссер все это соединяет. Оператор снимает. Артисты озвучивают.)

                  - Все правильно. Люди разных профессий делают для вас мультфильмы. А сегодня и мы с вами попробуем себя в роли создателей текста к мультфильму. Попробуем написать небольшой рассказ по рисункам. Будьте внимательны, в конце урока вам надо будет записать составленный рассказ..

           Но прежде давайте вспомним некоторые понятия, которые мы с вами учили.

        III Речевая и орфографическая подготовка.

                   - Что такое речь?

                   - Какая бывает речь?

                   -Из чего состоит наша речь?

                   - Что называют предложением?

                   - Из чего состоит предложение?

На доске группа слов:

Захотел, рыбка, кот, половить.

- Составьте из этих слов предложение.

-О ком говорится в предложении?

- Что говорится о коте?

- Можно ли из этого предложения узнать, как кот ловил рыбку?

- Что надо сделать , чтобы это узнать?

На доске вывешивается плакат «ТЕКСТ»

ТЕКСТ

- группа предложений, связанных по смыслу и записанных в строгом порядке

-Что такое тема текста?

На доске вывешивается плакат

Тема текста

-о ком или о чём говорится в тексте

- Какова тема нашего текста?

- Но про кота можно много рассказать. Для начала мы должны определить , что мы будем рассказывать про кота, назвать главную мысль нашего текста.

- Что такое главная мысль текста?

Н а доске плакат

               Главная мысль текста

-то, что говорится о предмете

- Определить главную мысль нашего текста нам помогут рисунки. (Приложение 1)

-Расположите их в  нужном порядке .

IV Беседа по картинкам.

- Кого видим?         (кота)

-Куда идет кот?          ( на рыбалку)

-Почему вы так решили?   ( ведро , удочка)

- Кого кот поймал?       (щуку)

- Что случилось ?            ( щука утащила кота в воду)

- Какова же главная мысль текста? ( Щука поймала кота)

- В рассказах часто главную мысль выносят в название рассказа. Давайте и мы поступим так же.

Дети подбирают названия. После обсуждения название записывают в тетради. Учитель записывает на доске . ( Кто кого поймал?)

- Давайте определим тип текста.

- Что мы описываем: кота или то, что он делает?

- Сколько у нас картинок?

- Какой текст мы будем составлять?   ( повествование)

-Вспомним определение текста –повествования и его схему.

На доске вывешивается плакат

Текс-повествование-

сменяющие друг друга последовательные события

Схема текста

Начало

Развитие действия

Кульминация

Итог

- Теперь работаем с картинками по схеме. Сразу будем подбирать опорные слова.

- Что такое опорные слова?

На доске плакат

Опорные слова-

слова, по которым  легко определить тему и главную мысль текста

Учитель ведет запись на доске

Начало                        Захотелось коту рыбки поесть.            взял, удочки, пошёл

- Какую орфограмму надо вспомнить?

Развитие действия     Кот закинул удочку.                          сел,закинул, стал  

                                                                                                        ждать, поплавок

- Что такое поплавок? Подберите однокоренные слова. Какое слово поможет нам проверить безударную гласную в корне слова поплавок? В этом слове есть еще одна орфограмма. Какая?

Кульминация                Щука.                                         клюнула, показалась,

                                                                                               огромная, стал тянуть,

                                                                                               натянула,держался,

                                                                                               оказалась сильнее,упал

- Поставьте в словах ударение, найдите ошибкоопасные места. Проверьте орфограммы.

Физкультминутка.

-Теперь попробуем с помощью мимики и жестов показать то, что мы с вами придумали. Следите за движением указки по рисункам.

Дети шагают на месте, закидывают удочку, приседают, показывает поплавок, щука тащит, кот упирается, падает.

- Найдите в словарике фразеологизм, который подходит к этому тексту, что он означает?

Итог                            Не солоно хлебавши.

V Запись текста

- Мы все время говорили «кот». А можем ли мы дать коту кличку?

- Если вы будете называть кота, то какое  правило вы должны вспомнить?

- Как избежать повторов в тексте?

- Теперь возьмите ручки и запишите первое предложение

Захотелось однажды коту рыбки поесть.

- Закончите самостоятельно текс, запишите его и проверьте написанное.

VI Итог урока

Прочитать 3-4 сочинения.

Дома нарисовать рисунок –продолжение.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....

Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""

Подробный конспект урока с электронной презентацией....

Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах

Содержание :  I.    Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III.  Обучение диалогиче...

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Урок : «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо».

На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношени...

Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи

В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....

Урок развития речи на тему "Значение речи в жизни человека"

Задачи: Понимать значение речи как средства общения,  передачи и усвоения информации, воздействия на мысли, чувства и поведение людей, организации и планирования деятельности....