урок обучения грамоте
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Баранова Светлана Алексеевна

В разработке представлены различные задания,упражнения, тексты, которые позволяют отработать с учениками восприятие нового материала, выделение твёрдых и мягких звуков, правильное звукопроизношение, восприятие слоговой структуры, фонетическое восприятие, ассоциативное запоминание образного изображения буквы. Даны подробные комментарии к действиям учителя и учащихся. Обращено внимание на отработку материала через ролевые игровые ситуации. Материал может быть полезен начинающим и молодым учителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote.docx34.72 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

первого   урока по предмету "Обучение грамоте" в 1-м классе

 по программе «Школа 2100»

 

Тема урока : Знакомство со звуками  [л], [л’], [м], [м’], с буквами л ,м. Письменные буквы л, м.

Урок проведен 01.11.2012г.

Учитель:  Баранова Светлана Алексеевна, ГБОУ СОШ № 186, Калининский район, город Санкт-Петербург

В разработке представлены различные задания,  упражнения, тексты,  которые позволяют отработать с учениками : восприятие нового материала, выделение твёрдых и мягких звуков, правильное звукопроизношение, восприятие слоговой структуры, фонетическое восприятие, ассоциативное запоминание образного изображение буквы.  Даны подробные комментарии к  действиям учителя и учащихся.  Обращено внимание на отработку материала через ролевые игровые ситуации. Предлагаемый  методический материал может быть особенно  полезен начинающим и молодым учителям.

 

Цель:   научить выделять на слух согласные звуки [ л], [ л’], [ м], [ м’] и   писать строчные буквы л,м.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся   с твёрдыми  согласными  звуками [ л ] , [м], мягкими согласными звуками  [ л’], [м’]; обозначением этих звуков  буквами л, м, тренировать в составлении слов из букв.

Развивающие: способствовать развитию  у учащихся    навыка работы над звуковой моделью слов;

стимулировать развитие памяти; речи;   логического мышления.

Воспитательные: формировать умение взаимодействовать с другими учениками, выступать в роли, эмоционально реагировать.

Учебно-методическое обеспечение урока:

Учебник «Букварь»  (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.).  Пропись ( Пронина О.В.)

 Рисованные сказочные буквы  «Л», «М».

Звуковые схемы слов «лук», «люстра», «мак», «мяч»,          фишки – звуки  (это цветные круглые магниты,   на  доске   обозначаются  кружками, потом на них сверху дети накладывают фишки-магниты).

Карточки с буквами и слогами.

Свечка с подсвечником, проволока.

Музыкальное сопровождение  физминуток.

ХОД  УРОКА

1. Приветствие - эмоционально-энергичное, для мобилизации активности, внимания, чувств детей.

Учитель:

С добрым утром, дети!

 Я вас рада встретить.

 Задорно улыбнёмся

 И за руки возьмёмся. (Дети,   стоящие  близко,  берутся за руки, поднимают их  вверх).

2. Упражнения, подготавливающие учащихся  к восприятию нового материала.

Упражнения на выделение твёрдых и мягких звуков.

а). Чистоговорка

Учитель: «Ребята, ваша задача чётко проговаривать звуки».

Ло-ло-ло – на улице тепло.

Лу-лу-лу – стол стоит в углу.

Ул-ул-ул – у нас сломался стул.

Оль-оль-оль – мы купили соль.

Ми-ми-ми – меня за руку возьми.

Мо-мо-мо – мы идем в кино.

б). Загадки

Учитель:  «Падают с ветки золотые монетки. Что это такое?»

Как догадались?

– Почему золотые?

– Хором называем первый звук в слове листья.

У.: «Сама не ем, а людей кормлю. Что это такое?»

Назовём хором первый звук в слове ложка.

У.: «Не огонь, а жжётся».

-- Хором назовём первый звук в слове мороз.

У.: Желтые, пушистые

 Шарики душистые.

 Их укроет от мороза

 В своих веточках ...

--Хором назовём первый звук в слове мимоза.

в) Игра « Кто больше?»

У.: «Прослушайте правила игры». Класс делится на 2 команды.

Ваша задача: назвать  слова, обозначающие предметы со звуками – 1 команда -  [л], [л’],  2 команда   -  [м ], [м’], которые находятся в нашем классе. Чья команда назовёт больше слов со звуками [л], [л’], [м], [ м’],  та и победит.

Молодцы, много слов назвали. (Лампа, люстра, листок, мел, стул, стол, стёкла, лук, магнит, магнитофон, мебель, мишка…).

г).  Дидактическая игра  «Живые звуки».

Цель  игры: воспитание артикуляционных навыков, правильное звукопроизношение, восприятие слоговой структуры, развитие фонетического восприятия.

Вперед выходят три ученика:- Ты, Дима, звук [л] , ты, Алёна, звук [ у], ты, Витя, звук [к].

У.: Встали по порядку. Давайте прочитаем слово по слогам (учитель  указывает на   звуки - ученики).  Читать будем так, чтобы каждый звук точно попадал в свой «домик».(Дети произносят звуки в соответствии с движениями руки учителя).

 У.: А теперь каждый из ребят  расскажет о себе, как будто он -   это звук, который изображает:

Первый ученик:   я звук «л»  -   согласный, твёрдый, звонкий.

Второй ученик: я звук   «у» - гласный

Третий ученик:   я звук  «к»  -   согласный, твёрдый, глухой, парный

По просьбе учителя все дети, сидящие на местах,  закрывают  глаза. В это время «живые звуки»  меняются  местами.

У.: Дети, откройте глаза, прочитайте слово, которое составили наши звуки  -    кул…

У.: Получилось слово?  Нет.., почему ?. Мы не поняли его значения.

У.: Попробуем встать по-другому, может быть теперь мы прочитаем слово и поймём его смысл?,

После этого дети меняются местами ещё несколько раз.  Далее все вместе выясняем, что слово имеет лексическое значение, т.е. мы можем понять его смысл.

 «Живые звуки»  - три ученика  -  вновь  встали по порядку.

У.: А теперь, Коля, опиши, пожалуйста, звук,  чтобы он откликнулся…  Ученик с места  даёт характеристику звука:   «Согласный, твёрдый, глухой», -  выйди вперёд!

Названный звук должен выйти на шаг вперёд. (На доске  изображена схема слова «лук»   - три кружка -  О  О  О. Живой звук поворачивается и ставит фишку–магнит на соответствующее место на схеме  О  О  О  ).

Дети на местах проверяют  правильность нахождения места звука в слове ... Также обыгрываются и  другие  звуки.

Далее  выходят дети со словом ЛЮСТРА.

У.: Читаем по слогам (одновременно   учитель ведет указкой по  живым звукам).

У.: Читаем так, чтобы каждый звук попал в свой «домик».(Указания рукой учителя).

Проводится игра со звуками    слова ЛЮСТРА.

Таким же  образом организуется  работа со словами «мак», «мяч».

На доске, после обыгрывания слова,  составляется  его  схема.

3. Работа над новым материалом

У.: Ребята,   какие звуки мы выделяли в словах, когда проговаривали  чистоговорку, отгадывали загадки, играли?

– В словах выделяли звуки [л], [л’], [м],[м’].

У.: Какие это звуки? (Согласные)

Почему?

-- Правильно, при произношении твёрдого звука [л] губы напряжены, а при произношении мягкого звука [л’] губы  расслаблены, язычок поднялся вверх. (Соответственно,   рассматриваются звуки  [м] [м’]).

У.:  Давайте ещё раз их произнесём и дадим им характеристику.

Дети произносят звук [л] и дают характеристику [л] – согласный, твёрдый, звонкий;   л – согласный, мягкий, звонкий  (соответственно,  [м] [м’]).

У.:  Молодцы! Хорошо поработали. А теперь,    хотите услышать сказку про букву?   Дети зовут сказку:

Свечка, свечечка зажгись,

Ярким светом загорись,

Сказка в гости к нам явись.

У.:

Сказка от начала начинается

 До конца рассказывается

 В середине не перебивается

 А кто сказку перебьёт,

 Сказка сразу и уйдёт. (учимся  слушать).

Учитель рассказывает сказку, выделяя звуки [л], [л’], в словах. Сказка сопровождается появлением  рисунка  леса на доске.

У.: Слушайте внимательно. Запоминайте слова со звуками [л], [л’]. (М. Скребцова «Сказка о букве Л).

– Да, дуб – красивое дерево, – сказала буква Л, – настоящее украшение леса. Но ты, буква Д, не гордись, что с тебя такое красивое дерево начинается, зато тебя запомнить трудно, а меня очень легко: убери с буквы А перекладинку, вот тебе и буква Л.

 Л – буква лёгкая, ласковая, и с неё много ласковых лёгких слов начинается: лес, луна, лето, лебедь. И самое ласковое, тёплое и сияющее слово – «Любовь». С Любви начинается всё прекрасное на земле. Любовь способна самое ледяное сердце согреть.

 Но и в других словах немало волшебного спрятано. Например, «лес» – совсем коротенькое слово, а сколько в нём чудес: не только дуб в лесу живёт, – в лесу целое царство деревьев, кустов, трав и цветов. В этом царстве ещё много других царств  прячется: царство зверей и птиц, царство насекомых и царство грибов и ягод. Сколько сказок прячется в каждом дереве, в каждом цветке. Стоит присмотреться хорошенько, увидишь столько чудес, что голова закружится!

У.: Что вам понравилось в сказке?

– Какое самое ласковое, тёплое, сияющее слово?

– Ребята, а в каком слове немало волшебного спрятано?

– Какие звуки чаще всего встречаются в сказке? (Звуки [л], [л’])

– В каких словах встретили звуки [м] [м’]?

- Кто выглядывает из-за дуба?

Далее читаем стихотворение про букву М.

Медвежонок кушал мёд:

 Лапку - в бочку, лапку - в рот.

 И рычал: "Медок я съем

 И запомню букву..."

( Азбука в одноклеточных кроссвордах ( Наши друзья).  Проза.ру)

4. (Музыкальная физминутка)

5.  Возвращение к  теме и целям урока

У.: Ребята, что мы сегодня изучили на уроке?

– Согласные звуки  [л], [л’], [м] [м’], буквы Л и М

У.: Верно,  молодцы!

У.:Теперь мы  будем читать  слоги, слова, предложения с изученными буквами, тренируемся  в звукобуквенном анализе слов, а также   научимся писать письменную букву   л,м, соединять  с другими буквами.

У.: Ребята, а кто увидел на рисунке сказочного леса букву « л»,  «м»? Покажите.   (На доске  сказочный рисунок букв)

У.: А теперь, нарисуйте, пожалуйста,  на листочке  свою сказочную букву. Не забудьте  выразить настроение буквы.    

У.: Покажите свои рисунки. Что у вас   получилось?(Учитель хвалит рисунки детей).

6. Переход к работе с учебником «Букварь». Выполнение заданий на чтение слогов, слов с новой буквой.  Дети дают   характеристику звукам.

Далее переход к обозначению звуков буквами  (л, м).  

У.  (дает краткое пояснение):   Твёрдый согласный звук [л] и мягкий согласный звук [л’] на письме обозначается одной буквой л «эль». Показ буквы. (На доске вывешивается карточка с печатной буквой  л). Твёрдый звук [м] и мягкий звук [м’] на письме обозначаются буквой м –эм  (показ буквы). На что похожа буква Л?  (Материал стихотворения позволяет применить  прием ассоциативного запоминания  образного изображения буквы).

 

Дрессировщик буквой машет.

Перед ним лошадка пляшет.

Алфавит продолжим наш,

Буква Л – лесной шалаш.

У.: На что похожа буква м? (Здесь   используется тот же   прием ассоциативного запоминания образного изображения буквы)

Знать эту букву нехитро,

Кто был хоть раз в метро,

По вечерам нам светит всем

Между домами буква М.

Следующее задание детям - сравнение печатных букв: заглавной и строчной.

У.:  Чем похожи буквы?   Чем различаются?  Из скольких элементов состоят?    Найдите эту букву у себя  в прописи.

Далее проводится пальчиковая гимнастика  (учитель выполняет ее  вместе с детьми).

Нет на свете легче дел,

Чем составить букву « Л»,  (второй вариант - «М»)

Распрямим свои ладони

И из них построим домик.

7. Стихотворная  физминутка «Лягушки»  (дети совершают различные  движения, проговаривая стихотворение).

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки,

Полотенцем растирались.

Ножками топали.

Ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Видим, скачут по опушке

Две весёлые лягушки,

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгай с пятки на носок.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям -   физкульт-привет!

8.Работа в прописи

У.: Теперь научимся  писать письменные буквы «л» и «м».

(На доске карточка с письменной буквой л, м)

У.: Из скольких элементов состоит письменная буква Л?

 Назовите первый элемент.  Назовите второй элемент. Сравните эти два элемента. (Обращается внимание  детей на то, что первый элемент более наклонный, чем второй).

На что указывает точка? (Начало движения руки).  Что показывает стрелочка? (Направление движения руки).

 На доске карточка с элементами буквы  «л». Учитель объясняет написание первого элемента буквы «л», второго элемента буквы, написание буквы «л». Письмо элементов в воздухе, буквы в воздухе, письмо на спине друг друга пальчиком.

Задание: письмо элементов буквы. Письмо элементов буквы по серым  линиям. Письмо буквы «л» на рабочей строке.

У.: Обведите первый элемент. Обведите второй элемент.   Напишем букву в воздухе под счёт «раз и два и». На ладошке. Сделайте каркас буквы из проволоки, покажите. (учитель напоминает правила посадки при письме).

Я тетрадочку открою,

И с наклоном положу.

Ручку правильно держу,

За посадкой я слежу.

И красиво напишу.

У.: Напишите букву  «л» до конца строки.  Повторите написание буквы  «л» на второй строке.  Помните:  все буквы должны быть одинаковой высоты, одинаковой ширины, с одинаковым наклоном.

Аналогично проводится работа с буквой «м»

Задание на сравнение букв.  

У.: Сравните письменную букву Л и букву М.– Чем  они  похожи?– Чем они отличаются?

Написание  букв Л, М.

У.: Следите за высотой, шириной и наклоном букв.

Задание на написание  слогов с изученными буквами. (При этом отрабатываются соединения букв)

У.: Прочитайте слоги. Назовите соединения.

 Почему буква Л заглавная? Кто догадался, какое задание нужно выполнить?

Задание: дописать  слоги  так,  чтобы получились имена детей.

Повторение правила написания слов с заглавной буквы.

У.: Проверим, какие слова получились? (Лара, Лина, )

Молодцы!

Письмо слов под диктовку: Рома, мир, лук, липа.

У.: В словах подчеркните гласные. Молодцы.

7. Итог урока.

У.: Урок заканчивается, давайте вместе позовем  звонок на перемену:

Прозвени-ка дружок,  голосистый звонок,

 Перемену ждут ребята, поиграть, попрыгать надо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....