Урок с использованием ТДМ (2 класс)
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Мунира Рисалиевна Маматова

 Данный урок - один из уроков по изучению нового материала. В процессе урока учащиеся выработают алгоритм, помогающий отличить приставку от предлога; научатся работать в группе, проведут самоконтроль

и самопроверку (социализация).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mamatova_m.r.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

2 класс

Тема: «Как отличить предлоги от приставок»

Цель: сформировать представление о различии предлогов и приставок на основе установленного алгоритма действия.

Ход урока: 

1.Оргмомент.

2.Мотивация к учебной деятельности.

Над чем работали на прошлом уроке? (Повторяли части слова, выделяя их в словах).

Как думаете, чему будет посвящен урок? (Будем узнавать что-то новое).

Послушайте стихотворение к нашему уроку:

Предлоги и приставки

Загадают нам загадки.

Через трудности пройдем,

Но ответ на них найдем.

О чем пойдет речь на уроке? (мы узнаем что-то новое о предлогах и приставках).

Как вы будете узнавать что-то новое? (Мы сначала должны понять, что мы не знаем, а потом открыть новый способ).

3.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

С чего мы обычно начинаем урок русского языка? (Чистописание.)

Пальчиковая гимнастика.

Какой следующий шаг? (Повторим знания о предлогах и приставках).

Для этого нужно отгадать загадки:

1.Перед корнем есть часть слова.

Образовать слова она готова.

Не нужна тебе подсказка.

Слитно пишется … (приставка).

2.В предложении

Связать слова помог

Слово-помощник

Это… (предлог).

Что такое приставка?

Что такое предлог?

Зачем нужны приставки?

Зачем нужны предлоги?

Как пишутся приставки со словами?

Как пишутся предлоги со словами?

Расскажите по получившемуся плану о приставке.

Теперь расскажите о предлоге.

Сегодня вы узнаете новое о правописании приставок и предлогов.

У вас на парте карточки в первом файле. Прочитайте задание.

Чем данное задание отличается от предыдущих? (Мы не выполняли заданий по слитному или раздельному написанию слов).

Вам важно знать, как пишутся слова: слитно или раздельно? (Да. Мы должны уметь грамотно писать).

Следовательно, что нужно сделать? (Выполнить пробное действие).

Попробуйте. (Учащиеся выполняют задание, одновременно на крыльях доски с обратной стороны работают два ученика).

Проверка. Какие получились результаты? (Разные).

Кто согласен с первым ответом? Со вторым? У кого по-другому? (Учитель фиксирует результаты на доске).

Докажите, что ваша форма записи верна. (Правильность доказать мы не можем).

В чем затруднение? (Не знаем где ПО - приставка, где ПО – предлог).

Вы смогли зафиксировать ваше затруднение.

3.Выявление места и причины затруднения.

Какой следующий шаг? (Должны понять причину того, что задание выполнить не удалось).

Почему не можете определить, где пишется приставка, а где предлог? (Потому что они одинаково пишутся).

Какова же причина затруднения? (Нет знаний – как отличить приставку от предлога).

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Какую цель поставите? (Научиться отличать приставку от предлога).

Какая же тема нашего урока? (Как отличить приставки от предлогов).

Что нам поможет отличить приставки от предлогов? (Правило или алгоритм).

Какая же наша задача? (Составить алгоритм или вывести правило).

Какой способ мы будем использовать при выведении правила? (На основе наблюдения и сравнения).

План действий:

1.Сравним.

2.Понаблюдаем.

3.Сделаем вывод.

5.Реализация проекта выхода из затруднения.

Для организации наблюдения и последующего сравнения сделаем сочетания слов более выразительными. Сравните сочетания слов, написанных на доске:

По (?) шел  по (?) дороге

Пошел по асфальтовой дороге

Пошел по широкой дороге

Пошел по (чему?) дороге

Пошел по дороге

Понаблюдайте и обсудите в группах правописание слов на карточке.

(Обсуждение в группах, затем одна группа объясняет, какие выводы сделала, а остальные группы работают на уточнение и дополнение).

Какой можно сделать вывод? (Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Между приставкой и словом нельзя вставить другое слово).

Мы сформулировали правило?

Сумели справиться с затруднением?

Где вы можете себя проверить? (В учебнике).

Найдите правило в учебнике и прочитайте его.

  (Физминутка)

6.Первичное закрепление.

Какой следующий шаг? (Потренироваться в правописании предлогов и приставок, используя правило).

Задание:

(С) неба сыпал легкий снег. Снежинки (до)летали (до)земли. Снежинки (с)летались, (раз)летались и кружились (в)танце.Они садились (на) крыши домов.

Какое задание необходимо выполнить? (записать в тетрадь текст, раскрыть скобки).

Чем будем пользоваться при раскрытии скобок? (Правилом правописания приставок и предлогов).

Как будем рассуждать? (Первое предложение разбирается коллективно, последующие – аналогично по очереди, играя в игру «учитель – ученик»).

Сверьте свою запись с доской. Где ошиблись? Почему?

Кто написал все верно?

Какой следующий шаг вашей работы? (Написать самостоятельную работу. Проверить, как каждый научился применять правило правописания приставок и предлогов).

7.Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Задание из учебника:

(С)крыши (с)бросили снег. (От)остановки (от)ъехал автобус. Ребята (про)пели песню (про)школу. (У)Кати (у)бежал ежик.

После выполнения задания учащиеся проверяют себя по эталону:

С (высокой) крыши сбросили снег. От (нашей) остановки отъехал автобус. Ребята пропели песню про (свою) школу. У (нашей) Кати пропал ежик.

Оцените свою работу, пользуясь таблицей:

+8 отлично

+6-7 – хорошо

+5-4 – удовлетворительно

+ меньше 3 - ? (необходимо доработать материал)

8.Включение в систему знаний.

Где вам потребуются знание этого правила? (В написании диктантов, сочинений, изложение, когда будем писать письма).

Попробуйте написать небольшой диктант с комментированием.

Поезд отъехал от перрона. Ладья отплыла от пристани. (комментирование с использованием алгоритма действия).

Какой можем сделать вывод? (Научились различать приставки и предлоги).

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Назовите тему урока?

Какая была цель?

Какое новое правило сформулировали на уроке?

Что нам необходимо сделать? (Оценить свою познавательную деятельность на уроке).

Сегодня на уроке необычная зима. Оцените свою работу на уроке с помощью волшебного зимнего дерева. Прикрепите на него голубую снежинку, если все удалось, зеленую -  недостаточно поняли тему, красную – много непонятного.

Я очень рада, что вы так удачно поработали на уроке, достигли цели урока, сумели преодолеть трудности. Удачи вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока с использованием ЭОР. 2 класс программа "Школа2100". Приставка.

План- конспект урока с использованием ЭОР. 2 класс, программа "Школа 2100".Тема: "Приставка", 1 урок....

конспект урока с использованием ЭОР 1 класс

План-конспект. Измерение длины отрезка. Сантиметр. 1 класс...

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Методическая разработка «Повышение качества образования на уроках математики путем использования программы mimio". Открытый урок с использованием ИКТ.

Ввиду обстоятельств, продиктованных современными условиями, необходимо увеличивать наглядность, доступность и в то же время эффективный объем предоставляемой учащимися в рамках обучения информации, чт...

Методическая разработка "Использование слоговых таблиц в процессе обучения чтению" (практический материал для урока с использованием ЭОР)

       Обучение чтению  — увлекательный процесс. Освоение этого важного умения в младшем школьном возрасте значительно облегчит усвоение уроков в школе, да и...