Урок обучения грамоте
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Михайлова Любовь Сергеевна

Урок обучения грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote_v_1.docx77.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Знакомство с буквой М м»

Цель:  

  1. Познакомить с новым звуком и новой буквой

Задачи:

образовательные: 

  1. познакомить с новыми буквами и звуками,
  2. формировать с ними навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения;
  3. закреплять умение правильно употреблять заглавную букву при написании имён собственных;

развивающие: 

  1. развивать фонематический слух и речь, умение обобщать, внимание и память, логическое мышление, познавательный интерес,
  2. развивать умение работать с разной информацией;

воспитательные: 

  1. воспитывать и развивать коммуникативную культуру,
  2. воспитывать доброту и желание совершать добрые поступки,
  3. воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.

Ход урока

Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Будем отвечать активно.
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.

- Сначала на свое место сядет тот, чье имя начинается с гласного звука. Почему ты сел?

- Теперь сядут те, чье имя начинается с мягкого согласного звука, с твердого согласного звука.

- Молодцы, никто не остался без места.

Актуализация знаний.

1. - А теперь давайте поможем найти свои места и буквам.

- Какие бывают буквы? (Буквы, обозначающие гласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки)

- Сколько гласных букв? (10)

- А сколько гласных звуков? (6)

- Почему букв 10, а звуков 6?

2. - Давайте расставим звуки по местам. А в этом нам поможет:

Не птица, а летает,

С хоботом, а не слон.

Никто её не приучает,

А на нос садится (муха)

- Где она? Какая из схем подходит к слову "муха"? Доказать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Игра "Муха" на развитие внимания. (По команде фишка с изображением мухи передвигается по полю. В какой клетке останавливается, дети называют букву. Учитель выставляет названные буквы в ряд.)

Ц

ч

е

ж

Л

Д

ю

а

ф

г

к

н

М

р

в

у

о

Ё

Ы

Ш

т

И

Я

э

з

4. Заполняем таблицу полученными буквами.

-[а]-

-[о]-

-[у]-

-[э]-

- Какие буквы поставили в I столбик, почему?

- Какие буквы поставили во II столбик, почему?

Работа по теме. Знакомство со звуком.

- Дружат звуки с буквами, также дружат мальчики и девочки. И они пришли к нам на урок. (Выставляются на доске рисунки с изображениями девочки и мальчика)

- Откройте страницу 62 учебника. Кто догадался: как зовут эту девочку? И этого мальчика?

1. Звуко-буквенный анализ слова МАША (фронтальная работа, один ученик работает у доски).

Слово МИША разбирают самостоятельно и при проверке выбирают схему к слову из предложенных.

(На доске схемы слов Маша и Миша)

 

 

 

 

 

 

 

 

- Чем похожи эти 2 слова?(4 звука, 2 гласных, 2 согласных,одинаковые III и IVзвуки)

- Чем различаются? (I и II звуки)

2. - Убрать звуки по заданию:

Убрать одинаковый гласный звук в словах;

Убрать гласный звук, который стоит после мягкого согласного звука;

Убрать твердый согласный звук, у которого нет мягкой пары;

Убрать оставшийся гласный звук.

- Какие звуки остались? [м], [м?]

- Какой буквой обозначим эти звуки? (Буквой м)

- Какую букву мы поставим: заглавную или строчную? Почему?

- Какие еще слова пишутся с заглавной буквы?

Физминутка. Игра "Карлики и великаны".

Молоко, мороженое, город Москва, мышка, Маршак, море, медведь, Марина, мост, мука, Минск, Маша, мяч, Михалков, молоток, Мальвина.

Работа по теме. Знакомство с буквой.

1. - Итак, с какой буквой мы познакомились? На что похожа буква М?(Презентиция, слайд 1)

Ребята предлагают свои варианты.

(Слайд 2)

Взявшись за руки мы встали
И на М похожи стали.

(Слайд 3)

Вот качели -
Буква М!
Здесь качаться можно всем!

(Слайд 4)

Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем,
Получилась буква М.

(Слайд 5)

Хорошо известно всем,
Где метро, там буква М.

2. Работа в тетради "Я учусь читать и писать"

- А теперь найдите фрагменты с буквой М, раскрасьте и увидите, во что любят играть Маша и Миша.

3 - А еще Маша и Миша очень любят слушать сказки. А вы любите сказки? Тогда послушайте сказку, которая называется "Поэты" и запомните как можно больше слов со звуками [м], [м?]

- Какие слове со звуками [м], [м?] вам встретились?

- Почему мышонок Мыша много знает? (Кто много читает, тот много знает)

-Давайте и мы будем много читать, чтобы много знать.

V. Работа с учебником. Чтение слогов и слов с изученной буквой.

1. Чтение слогов по аббаку.

2. Слоги с буквой М (по учебнику).

I строчка- чтение слогов;

II строчка -чтение слогов слева направо и справа налево.

-найти слоги, которые повторяются,

- найти слоги, в которых есть звук у.

III строчка- прочитать слоги, в которых звук [м]-твердый, [м?] - мягкий.

3. А вот какое шутливое стихотворение написал для вас Г.Виеру

(читают дети)

- Какие буквы знает бык? А кот?

Вот какими учеными оказались наши друзья кот и бык.

4. А вот еще одна история про друзей "Кто кого". Я попрошу помочь прочитать её.

- Что случилось?

- Кем были ребята?

- Почему ребята забыли, что они не поделили? (не важно, какая-то "мелочь", из-за которой и не нужно было ссориться)

Потому что "Нет друга - ищи, а нашел - береги" (на доске). Гласит народная мудрость.

VI. Подведение итогов урока.

- С какой буквой познакомились на уроке? (С буквой М.)

- Какие звуки она обозначает? (Буква М обозначает согласные звуки: твёрдый [м] и мягкий [м'].)

- И на последок буква М приготовила для вас подарок - кроссворд. (Слайды на медиаустановке )

 

На доске иллюстрации (Мак, море, музей, Москва, муравей, мандарин, мороженое)

  1. Солнце жжет мою макушку,
    Хочет сделать погремушку. (мак)
  2. Кругом вода, а с питьем беда.(море)
  3. Учреждение, которое собирает, хранит и показывает что-либо. (музей)
  4. Лучший город всех времен,
    Мир и счастье строит он,
    Светлый, вечно молодой,
    Называется: (Москвой)
  5. Чей домишка из иголок
    На земле у старых елок (муравей)
  6. С этим солнечным фруктом приходит Новый год (мандарин)
  7. Молочное, сладкое,
    Всем детям приятное (мороженое)

VII. Оценивание.

- Как вы думаете, кто у нас сегодня на уроке очень хорошо работал?

- Понравился ли вам урок?

- Кому урок понравился - похлопайте.

- Кому очень понравился - похлопайте сильнее.

Буква М приготовила для вас подарок.

Угадайте какой:

С буквы М начинается,
На карнавале применяется (Маска)

Спасибо за урок!

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....