Памятка по работе над ошибками.
материал по русскому языку (3 класс) на тему

Тютина Ирина  Павловна

Памятка поможет детям  систематически   самостоятельно  работать  над  ошибками.

Скачать:


Предварительный просмотр:









































  1. Большая буква в начале предложения.                                                          Выпиши предложение, подчеркни первую букву.

Делай так: Сильный ветер сорвал листья с деревьев.


2. Знаки препинания в конце предложения.(.!?...) Пропуск, замена, перестановка слов в предложении. 

Выпиши предложение правильно.

Делай так: Слава нашей Родине!(воскл.)  


3.Пропуск, замена, употребление лишней буквы

или неизученная орфограмма.

Запиши слово 3 раза. Подчеркни место, где была допущена ошибка.  

 

4. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Делай так: Таня, Саша, Андрей.

ЗАПОМНИ! Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы.



5. Большая буква в кличках животных, названиях стран, городов, деревень, улиц, рек.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.  Делай так: река Угра, Куликовская улица, деревня Простоквашино.

 ЗАПОМНИ! Клички животных, названия стран, городов,

улиц, рек пишутся с большой буквы.


6. Деление на слоги. 

Выпиши слово, подчеркни гласные, раздели на слоги.

Делай так: у – чи – тель – 3 слога

ЗАПОМНИ! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

   

7. Перенос слова.

Выпиши слово, разделив на слоги для переноса.

Делай так: оси-на.

 ЗАПОМНИ! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.


8. Постановка ударения.

Выпиши слово, поставь ударение правильно.





16. Проверяемые непроизносимые согласные в корне слова.

Выпиши слово, запиши проверочное слово, обозначь орфограмму.

 Делай так:  звездный – звезда.


        17. Разделительный Ь.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова с этой орфограммой., обозначь ее.

 Делай так:   вьюга, обезьяна, деревья. 

ЗАПОМНИ! Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и.


18. Разделительный Ъ.

Выпиши слово, выдели приставку, запиши еще 2 слова, с этой орфограммой, обозначь ее.

 Делай так: съезд, объём, объявление

         ЗАПОМНИ! Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только

         после приставок, которые оканчиваются на согласную перед

          буквами е, ё, я, ю.


19.Различение приставок и предлогов.

- Если слово с предлогом, выпиши его, обозначь орфограмму(пробел), поставь между предлогом и словом вопрос или другое слово.

Делай так: к_ берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу. 

- Если слово с приставкой, выпиши его и выдели приставку,

запиши еще 2 однокоренных  слова с другими приставками или

без приставки.

Делай так: заехал, уехал, ехал.

ЗАПОМНИ! Предлог пишется отдельно от слова. Между

предлогом и словом можно вставить слово.

Приставка  –  это часть слова, она   пишется слитно со словом.


20. Гласные и согласные в изученных приставках. 

Выпиши слово правильно, выдели приставку, запиши еще 2 слова с этой же приставкой.

 Делай так: полетели, побежали, пошли





28. Написание суффиксов -ОК, -ОНОК после шипящих   в им. сущ.

Выпиши существительное правильно,  поставь ударение,  выдели суффикс,  запиши еще 2 слова с этой орфограммой, обозначь ее.

Делай так: грачонок, ужонок, медвежонок

                   :бережок, кулачок, паучок

ЗАПОМНИ:В суффиксах существительных, корни которых оканчиваются на шипящий, под ударением пишется  буква О.

 

29.Е и О – беглые гласные в корне им.сущ.

Выпиши слово правильно, обозначь орфограмму, запиши другую форму этого слова :

       -  (Р.п., ед.ч) если  существительное в  начальной форме

       -  (начальную форму) если существительное  во мн. ч.  

Делай так: корень – нет корня

           или:  много черешен- черешня  


30.Е и О – беглые гласные в суффиксе  им. сущ.

Выпиши слово правильно, обозначь орфограмму, выдели суффикс, запиши это слово, изменив его  форму.

Делай так: свисточек- около свисточка

          или: карандашик- карандашиком

ЗАПОМНИ: В слове где есть орфограмма  «беглый гласный в суффиксе», пиши букву Е, где  этой орфограммы нет, -  букву И.

 

31.Частица НЕ с глаголом.

 Выпиши глагол с НЕ. Запиши еще 2 слова на это правило, подчеркни

пробел.

 Делай так: не  пришел, не  выучил, не знал

ЗАПОМНИ! НЕ с глаголами пишется отдельно.


32 .Ь на конце глаголов 2-ого лица. единственного числа

 настоящего времени. 

Выпиши глагол правильно, подбери еще 2 примера с этой орфограммой, выдели ее.

 Делай так: пишешь (2-е л. ед.ч.), решаешь, читаешь. 

ЗАПОМНИ! На конце глаголов 2-го лица, ед. числа пишется

мягкий знак (ь).












ПАМЯТКА






КАК РАБОТАТЬ НАД ОШИБКАМИ




РАБОТАЙ  НАД ОШИБКАМИ РЕГУЛЯРНО

















 

9. Гласные после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу).  

Выпиши слово правильно. Подбери и запиши еще 2 слова с этой орфограммой, выдели ее.

Делай так: машина, малыши, карандаши.

ЗАПОМНИ! Слова с жи-ши пишутся с буквой и, слова с ча-ща – с буквой а, слова с чу-щу -  с буквой у.


10. Сочетания ЧК, ЧН, ЩН, НЧ,  НЩ, РЩ. 

Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой, выдели ее.

Делай так: дочка, печка, ночка.


11. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.  

Выпиши слово правильно. Подчеркни Ь и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.

Делай так: мальчик, коньки, школьник

                    ель, конь,  уголь 


12. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я).

Выпиши слово, поставь ударение, обозначь орфограмму. Подбери и запиши проверочное слово.

Делай так: волна – волны.

ЗАПОМНИ! Безударные гласные в словах пишутся так же, как ударные.


13. Безударная гласная в слове, непроверяемая ударением

(словарное слово).

Напиши слово  3 раза. Поставь знак ударения и выдели гласную, которую надо запомнить. Запомни, как оно пишется.

Делай так:   ребя́та  ребя́та  ребя́та

 

14. Двойные согласные  (непроверяемые написания)  

Напиши слово 3 раза,  подчеркни двойную согласную. Запомни,  как  оно пишется.

Делай так: аллея аллея аллея

 

15. Проверяемые парные звонкие и глухие согласные в корне.

Выпиши слово, обозначь орфограмму. Подбери и запиши проверочное слово.

Делай так: мороз – морозы 

           или: книжки- книжный


21. Правописание суффиксов.

Выпиши  слово правильно, выдели суффикс, запиши ещё 2 слова с этим же суффиксом.

Делай так:     липовый , дубовый, кленовый


22. Ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно, укажи род, запиши еще 2 слова с этой орфограммой.

 Делай так: луч_ (м.р.), нож_, шалаш_;

                    ночь (ж.р.), тишь, мощь.


23. Гласные – О, - Е  после шипящих и Ц  в окончаниях им. сущ.  

Выпиши слово правильно, поставь ударение, запиши еще 2 слова с этой орфограммой, обозначь ее.

 Делай так: ключом, калачом, ершом

                           : улицей,  задачей, тучей

        ЗАПОМНИ: Под ударением пишется  буква О,     Е – безударный)


24. Правописание безударных  падежных окончаний имен существительных. 

Выпиши слово, укажи склонение, падеж. Выдели окончание.

Делай так: на опушке -1скл., П.п

 

25. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

 Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса.  Выдели окончание.

        Делай так : К лесу (какому?) дальнему


         26. Имена существительные  мн. ч., Р. п.

Выпиши слово, подчеркни шипящий, укажи число и падеж.

Делай так: задач - мн. ч., Р. п.


27.Двойные согласные на стыке морфем.

Выпиши слово, выдели морфемы, подчеркни двойную согласную.

Делай так: длинный




33.  ТСЯ и ТЬСЯ (чь) в глаголах. 

Выпиши глагол, поставь к нему вопрос. Подчеркни орфограмму.

 Делай так: мчаться (что делать?)

                    мчится (что делает  ?)

                   сберечь (что сделать?)

  ЗАПОМНИ! Глаголы неопределённой формы, отвечающие

  на вопросы что сделать?, что делать?  Пишутся

  с мягким знаком (ь).


34. Соединительные гласные в сложных словах.

 Запиши слово правильно, выдели корни, обозначь  орфограмму, запиши еще 1 слово с этой  орфограммой.

 Делай так: пешеход, самолет, водовоз.  


 35. Предлог перед местоимением.

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши

ещё 2-3 местоимения на это правило.

Делай так : у_ нас,  ко_  мне, с_  тобой,  к_  нему. 

ЗАПОМНИ! Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.


36. Разбор предложения по членам.

      Выпиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные  члены. Обозначь части речи. Выпиши словосочетания с вопросами.

 Делай так:               прил.          сущ.             гл.                    сущ.

                      Утренняя роса покрывала траву.

                       роса (какая?) утренняя

                      покрывала (что?) траву

 ЗАПОМНИ! Слова в предложении связаны парами по смыслу. Связь слов устанавливается при помощи вопросов от слова к слову.


37. Разбор предложения по частям речи.

Выпиши предложение. Обозначь, какой частью речи является

каждое слово.

     пр.        сущ.                        глаг.                 прил.              сущ.

    По      овражкам       заиграли       весенние    ручейки.


38. Разбор слова:

а) фонетический

б) по составу

в) морфологический

         Выпиши слово, выполни разбор правильно.

  1. Большая буква в начале предложения.                                                          Выпиши предложение, подчеркни первую букву.

Делай так: Сильный ветер сорвал листья с деревьев.


2. Знаки препинания в конце предложения.(.!?...) Пропуск, замена, перестановка слов в предложении. 

Выпиши предложение правильно.

Делай так: Слава нашей Родине!(воскл.)  


3.Пропуск, замена, употребление лишней буквы

или неизученная орфограмма.

Запиши слово 3 раза. Подчеркни место, где была допущена ошибка.  

 

4. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Делай так: Таня, Саша, Андрей.

ЗАПОМНИ! Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы.



5. Большая буква в кличках животных, названиях стран, городов, деревень, улиц, рек.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.  Делай так: река Угра, Куликовская улица, деревня Простоквашино.

 ЗАПОМНИ! Клички животных, названия стран, городов,

улиц, рек пишутся с большой буквы.


6. Деление на слоги. 

Выпиши слово, подчеркни гласные, раздели на слоги.

Делай так: у – чи – тель – 3 слога

ЗАПОМНИ! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

   

7. Перенос слова.

Выпиши слово, разделив на слоги для переноса.

Делай так: оси-на.

 ЗАПОМНИ! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.


8. Постановка ударения.

Выпиши слово, поставь ударение правильно.


33.  ТСЯ и ТЬСЯ (чь) в глаголах. 

Выпиши глагол, поставь к нему вопрос. Подчеркни орфограмму.

 Делай так: мчаться (что делать?)

                    мчится (что делает  ?)

                   сберечь (что сделать?)

  ЗАПОМНИ! Глаголы неопределённой формы, отвечающие

  на вопросы что сделать?, что делать?  Пишутся

  с мягким знаком (ь).


34. Соединительные гласные в сложных словах.

 Запиши слово правильно, выдели корни, обозначь  орфограмму, запиши еще 1 слово с этой  орфограммой.

 Делай так: пешеход, самолет, водовоз.  


 35. Предлог перед местоимением.

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши

ещё 2-3 местоимения на это правило.

Делай так : у_ нас,  ко_  мне, с_  тобой,  к_  нему. 

ЗАПОМНИ! Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.


36. Разбор предложения по членам.

      Выпиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные  члены. Обозначь части речи. Выпиши словосочетания с вопросами.

 Делай так:               прил.          сущ.             гл.                    сущ.

                      Утренняя роса покрывала траву.

                       роса (какая?) утренняя

                      покрывала (что?) траву

 ЗАПОМНИ! Слова в предложении связаны парами по смыслу. Связь слов устанавливается при помощи вопросов от слова к слову.


37. Разбор предложения по частям речи.

Выпиши предложение. Обозначь, какой частью речи является

каждое слово.

     пр.        сущ.                        глаг.                 прил.              сущ.

    По      овражкам       заиграли       весенние    ручейки.


38. Разбор слова:

а) фонетический

б) по составу

в) морфологический

         Выпиши слово, выполни разбор правильно.

28. Написание суффиксов -ОК, -ОНОК после шипящих   в им. сущ.

Выпиши существительное правильно,  поставь ударение,  выдели суффикс,  запиши еще 2 слова с этой орфограммой, обозначь ее.

Делай так: грачонок, ужонок, медвежонок

                   :бережок, кулачок, паучок

ЗАПОМНИ:В суффиксах существительных, корни которых оканчиваются на шипящий, под ударением пишется  буква О.

 

29.Е и О – беглые гласные в корне им.сущ.

Выпиши слово правильно, обозначь орфограмму, запиши другую форму этого слова :

       -  (Р.п., ед.ч) если  существительное в  начальной форме

       -  (начальную форму) если существительное  во мн. ч.  

Делай так: корень – нет корня

           или:  много черешен- черешня  


30.Е и О – беглые гласные в суффиксе  им. сущ.

Выпиши слово правильно, обозначь орфограмму, выдели суффикс, запиши это слово, изменив его  форму.

Делай так: свисточек- около свисточка

          или: карандашик- карандашиком

ЗАПОМНИ: В слове где есть орфограмма  «беглый гласный в суффиксе», пиши букву Е, где  этой орфограммы нет, -  букву И.

 

31.Частица НЕ с глаголом.

 Выпиши глагол с НЕ. Запиши еще 2 слова на это правило, подчеркни

пробел.

 Делай так: не  пришел, не  выучил, не знал

ЗАПОМНИ! НЕ с глаголами пишется отдельно.


32 .Ь на конце глаголов 2-ого лица. единственного числа

 настоящего времени. 

Выпиши глагол правильно, подбери еще 2 примера с этой орфограммой, выдели ее.

 Делай так: пишешь (2-е л. ед.ч.), решаешь, читаешь. 

ЗАПОМНИ! На конце глаголов 2-го лица, ед. числа пишется

мягкий знак (ь).

9. Гласные после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу).  

Выпиши слово правильно. Подбери и запиши еще 2 слова с этой орфограммой, выдели ее.

Делай так: машина, малыши, карандаши.

ЗАПОМНИ! Слова с жи-ши пишутся с буквой и, слова с ча-ща – с буквой а, слова с чу-щу -  с буквой у.


10. Сочетания ЧК, ЧН, ЩН, НЧ,  НЩ, РЩ. 

Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой, выдели ее.

Делай так: дочка, печка, ночка.


11. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.  

Выпиши слово правильно. Подчеркни Ь и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.

Делай так: мальчик, коньки, школьник

                    ель, конь,  уголь 

            12. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я).

Выпиши слово, поставь ударение, обозначь орфограмму. Подбери и запиши проверочное слово.

Делай так: волна – волны.

ЗАПОМНИ! Безударные гласные в словах пишутся так же, как ударные.


13. Безударная гласная в слове, непроверяемая ударением

(словарное слово).

Напиши слово  3 раза. Поставь знак ударения и выдели гласную, которую надо запомнить. Запомни, как оно пишется.

Делай так:   ребя́та  ребя́та  ребя́та

 

14. Двойные согласные  (непроверяемые написания)  

Напиши слово 3 раза,  подчеркни двойную согласную. Запомни,  как  оно пишется.

Делай так: аллея аллея аллея

 

15. Проверяемые парные звонкие и глухие согласные в корне.

Выпиши слово, обозначь орфограмму. Подбери и запиши проверочное слово.

Делай так: мороз – морозы 

           или: книжки- книжный

16. Проверяемые непроизносимые согласные в корне слова.

Выпиши слово, запиши проверочное слово, обозначь орфограмму.

 Делай так:  звездный – звезда.


        17. Разделительный Ь.

Выпиши слово правильно, запиши еще 2 слова с этой орфограммой., обозначь ее.

 Делай так:   вьюга, обезьяна, деревья. 

ЗАПОМНИ! Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и.


18. Разделительный Ъ.

Выпиши слово, выдели приставку, запиши еще 2 слова, с этой орфограммой, обозначь ее.

 Делай так: съезд, объём, объявление

         ЗАПОМНИ! Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только

         после приставок, которые оканчиваются на согласную перед

          буквами е, ё, я, ю.


19.Различение приставок и предлогов.

- Если слово с предлогом, выпиши его, обозначь орфограмму(пробел), поставь между предлогом и словом вопрос или другое слово.

Делай так: к_ берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу. 

- Если слово с приставкой, выпиши его и выдели приставку,

запиши еще 2 однокоренных  слова с другими приставками или

без приставки.

Делай так: заехал, уехал, ехал.

ЗАПОМНИ! Предлог пишется отдельно от слова. Между

предлогом и словом можно вставить слово.

Приставка  –  это часть слова, она   пишется слитно со словом.


20. Гласные и согласные в изученных приставках. 

Выпиши слово правильно, выдели приставку, запиши еще 2 слова с этой же приставкой.

 Делай так: полетели, побежали, пошли


21. Правописание суффиксов.

Выпиши  слово правильно, выдели суффикс, запиши ещё 2 слова с этим же суффиксом.

Делай так:     липовый , дубовый, кленовый


22. Ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно, укажи род, запиши еще 2 слова с этой орфограммой.

 Делай так: луч_ (м.р.), нож_, шалаш_;

                    ночь (ж.р.), тишь, мощь.


23. Гласные – О, - Е  после шипящих и Ц  в окончаниях им. сущ.  

Выпиши слово правильно, поставь ударение, запиши еще 2 слова с этой орфограммой, обозначь ее.

 Делай так: ключом, калачом, ершом

                           : улицей,  задачей, тучей

        ЗАПОМНИ: Под ударением пишется  буква О,     Е – безударный)


24. Правописание безударных  падежных окончаний имен существительных. 

Выпиши слово, укажи склонение, падеж. Выдели окончание.

Делай так: на опушке -1скл., П.п

 

25. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

 Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса.  Выдели окончание.

        Делай так : К лесу (какому?) дальнему


         26. Имена существительные  мн. ч., Р. п.

Выпиши слово, подчеркни шипящий, укажи число и падеж.

Делай так: задач - мн. ч., Р. п.


27.  Двойные согласные на стыке морфем.

Выпиши слово, выдели морфемы, подчеркни двойную согласную.

Делай так: длинный



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа на уроке русского языка. Тема: Работа над ошибками.

Цель: провести анализ контрольных работ (тестов), учить находить ошибки в своих работах, провести работу над ошибками, формировать УУД. Подготовительная работа:На предыдущем уроке дети напи...

Работа над ошибками (из опыта работы учителей начальных классов)

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе....

Работа над ошибками в контрольной работе по математике.

Работа над ошибками после изучения темы "Сложение и вычитание чисел в пределах 20". На данном уроке проводится анализ заданий, в которых учащиеся чаще всего допускают ошибки....

"Роль разнообразия приёмов работы над ошибками по русскому языку в повышении самостоятельности учащихся в этом виде работы".

Статья "Роль разнообразия приёмов работы над ошибками по русскому языку в повышении самостоятельности учащихся в этом виде работы"...

Приемы работы над ошибками ( из опыта работы)

В данной статье представлены приёмы работы над ошибками по русскому языку в начальной школе....

Работа над ошибками в комплексной работе 3 класс.Осень в лесу.(И.Соколов –Микитов )

Эту презентацию можно  использовать после того , как ребята выполнят комплексную работу в 3 классе (Абросимова Е.Е.,Мурашкина И.А) по тексту " Осень в лесу."(И.Соколов-Микитов).  Иллюстрации...

Памятка"Как работать над ошибками". Работай над ошибками регулярно!

Памятка "Как работать над ошибками в начальной школе" предназначена для учеников, родителей и учителей.В данном пособии представлены  основные разделы программы школьного курса по русск...