Внеклассное мероприятие по русскому языку
классный час по русскому языку (4 класс) по теме

Внеклассное мероприятие по русскому языку, посвященное многообразию и образности слов русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_ru_sskomu_yazyku.docx33.35 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку

ЖУРНАЛ «В МИРЕ СЛОВ»

Цели: прививать любовь и уважение к родному языку, вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера.

Задачи: обобщать и  делать выводы, расширять кругозор, повышать эрудицию, развивать умение анализировать информацию, выделять главное, воспитывать способности к взаимопониманию, интерес к творческим усилиям товарищей, а также личной ответственности за выполнение коллективной работы, развивать творческие способности и нтерес к предмету.

Подготовка к мероприятию

В каждом классе проводится отборочный тур, в результате которого формируется группа экспертов по 10 человек от каждого класса. Остальные учащиеся являются активными болельщиками, к которым нужно обращаться за помощью.

Ход мероприятия

-Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

Он твой наставник – великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова...

Выучи русский язык!

(Сабир Абдулла)

Учитель:

-Мы рады приветствовать всех любителей русского языка, которые собрались сегодня в нашем классе. Всех учащихся 4 классов мы приглашаем в увлекательное путешествие по страницам устного журнала « В мире слов».

Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Он считается одним из самых выразительных языков мира. Послушайте высказывание Константина Паустовского: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет.»

Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено к месту и ко времени.

«Хромое слово – хромая речь», - гласит русская пословица. Чтобы наша речь была не хромой, а красивой, выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас. Каждый класс готовился к нашему мероприятию, подбирал интересную информацию, придумывал увлекательные задания.

4 «В» класс

-Открываем первую страницу нашего устного журнала – «В гостях у слова».

-Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

(Иван Бунин)

-Людям всегда хочется узнать, откуда взялось все на свете, как произошла наша земля, луна, звезды, как появились живые растения, откуда взялись люди, и очень интересно знать, как произошли слова нашего языка.

Название науки, которая изучает язык, вам знакомо. Это лингвистика- от латинского слова «лингва», что значит «язык».

А вы знаете, что значит латинское слово? (ответы детей)

Действительно, это слово на языке, называемом латынь. На нем говорили в древнем Риме. Хотя теперь на этом языке уже никто не говорит, многие латинские слова перешли в современный язык.

Один из разделов лингвистики является наука о происхождении слов, об их истории. Эта наука называется этимология. Она изучает изменения, происходящие в языке.

В жизни меняется все. То же самое происходит с языком. В нем исчезают одни слова и появляются другие.

-Задание 1

«Почему так называется?»

Объясните происхождение следующих слов, опираясь на их названия:

Гвоздика, красноперка, шиповник, пескарь, подберезовик, одуванчик, подснежник, подорожник.

-Задание 2

«Зри в корень!»

Что общего в словах:

Ведьма, медведь, невежа (все эти слова произошли от одного и того же слова «ведать», то есть знать.

Ведьма – знающая, знахарка.

Когда-то это слово не имело одобрительного смысла. Ведьма знала целебные травы, знала, как помочь больным людям. А когда появились сказки про злых ведьм, то слово изменило смысл.

Медведь – зверь, который ведает мед.

Невежа – мало знающий человек. Этим словом обычно называют людей, которые не просто мало знают, но и не хотят знать больше, враждебно относятся к знаниям и знающим людям и поэтому причиняют много зла.

- Задание 3

«Слова-пришельцы»

Все рассмотренные нами предудыщие слова являются исконно русскими. Еще один способ появления новых слов в русском языке – их заимствование из других языков. Заимствованные слова есть в каждом языке, это явление закономерно. Между народами разных стран существуют различные связи: политические, экономические, культурные. Попробуйте догадаться, какие из предложенных слов являются заимствованиями и объясните свой выбор:

Береза, ананас, город, фрукт, лес, экран, воробей, жалюзи.

Признаки заимствованных слов:

Буква А в начале слова

Буква Ф и Э в словах

В словах французского происхождения ударение падает на последний слог.

- Задание 4

«Устаревшие слова»

В предложенном отрывке сказки найдите устаревшие слова, объясните их значение:

Только вымолвить успела –

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

- Задание 5

«Какое слово моложе»

Русский язык постоянно пополняется новыми словами. Это происходит в связи с появлением новой техники, развитием науки, культуры.

Расположи слова в порядке их появлени в культуре:

Ракетчик, пушкарь, артиллерист, атомоход, пароход, парусник (парусник, пушкарь, артиллерист, пароход, ракетчик, атомоход).

- Задание для болельщиков

В переводе с латинского языка слово «как» означает голова, попробуйте объяснить происхождение слов: капуста, капюшон, капля. Конечно, знать происхождение всех слов в языке невозможно. За сведениями можно обращаться к этимологическому словарю.

4 «Б» класс

Открываю вторую страницу нашего журнала «Крылатые выражения».

Очень часто в речи мы используем устойчивые выражения, в которых уже не переставишь и не изменишь словечко на другое, не исказив смысла. Их называют крылатыми выражениями или фразеологизмами. Фразеологизмы делают нашу речь выразительной, образной. Часто крылатые выражения попадают в нашу речь из литературных источников, являются изречениями исторических деятелей, именами мифологических и литературных персонажей, ставшими нарицательными.

-Задание 1

«Доскажи словечко»

Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь,

О них обычно говорят: водой (не разольёшь).

Мы исходили городок буквально вдоль и (поперек).

И так устали мы в дороге, что еле (волочили ноги).

Товарищ просит украдкой ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу окажешь (медвежью услугу).

Фальшивят, путают слова, поют (кто в лес, кто по дрова).

Ребята слушать их не станут

От этой песни уши (вянут).

Объясните фразеологизмы, которые встретились в этом стихотворении.

- Задание 2

«Аукцион фраз»

В русском языке очень много фразеологизмов со словами голова, нос, зуб, ухо. Вспомните как можно больше фразеологизмов со словом нос.

(Затирать нос, водить за нос, остаться с носом, встретиться нос к носу, не видеть дальше собственного носа, повесить нос, зарубить на носу, держать нос по ветру).

- Задание 3

«Фразеологизмы в рисунках»

Подберите к рисункам подходящие фразеологизмы.

- Задание 4

«Синонимы и антонимы»

Из предложенных крылатых выражений выделите фразеологизм с одинаковым смыслом (синонимы) и фразеологизм с противоположным смыслом (антонимы): открывать Америку, возносить до небес, за тридевять земель, обвести вокруг пальца, спустя рукава, водить за нос, изобретать велосипед, засучив рукава, на краю света, втаптывать в грязь.

- Задание 5

«В гостях у дедушки Крылова»

Инсценированный рассказ «Кашу маслом не испортишь». В этом рассказе вы должны услышать 10 фразеологизмов.

Изучает происхождение фр наука фразеология. Объяснить значение крылатых выражений вам поможет фразеологический словарь.

4 «А» класс

Открываем третью страницу нашего журнала «Пословицы и поговорки».

-Пословицы и поговорки– короткие и меткие изречения о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, родине. В них запечатлен опыт народа, его идеалы. Они хранят историю страны, отражают русский характер. Пословицы впитали в себя все тонкости и оттенки отношения народа к окружающей жизни. Знания русских народных пословиц и поговорок помогают получить сведения о русском народе и в конечном итоге о самом себе – задуматься над своим мировоззрением, оценить свои поступки.

 -В пословице недаром молвится:

Без них прожить никак нельзя,

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья!

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут!

- Задание 1

«Закончи пословицу»

Куй железо... (пока горячо).

Труд человека кормит... (а лень портит)

Встречают по одежке... (а провожают по уму).

Любишь кататься... (люби и саночки возить).

При солнышке тепло... (при матери добро).

- Задание 2

«Пословицы и поговорки народов мира»

Подберите к пословицам народов мира русские пословицы, подходящие по смыслу:

  1. Финская пословица:

Тот не заблудится, кто спрашивает.

  1. Въетнамская пословица:

Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец.

  1. Английская пословица:

Один утренний час лучше двух вечерних.

  1. Немецкая пословица:

Молчаливый рот - золотой рот.

  1. Китайская пословица:

Трудно схватить двух угрей двумя руками.

- Задание 3 

Восстанови пословицу по 2 словам:

Руки - скуки

(Не сиди сложа руки, так не будет и скуки. или Умелые руки не знают скуки).

Дело – потеха

(Делу время, потехе час)

Правда – ложь

(Лучше горькая правда чем сладкая ложь)

Свет - тьма

(Учение - свет, неучение - тьма)

Слово – ворота

(Доброе слово и железные ворота отопрет)

- Задание 4 

«Аукцион пословиц»

Назовите как можно больше пословиц, в которых есть числа 1, 2, 100.

-Жизнь пословиц

Пословица за время своего существования проживает целую жизнь и также как и люди меняется, вот один из примеров старославянских и древнерусских вариантов пословиц. Дополните их современным вариантом:

Не остави друга древнего, новый бо не будет ему подобен.

Не покадай старого друга, ведь новый не будет похож не него.

(Старый друг лучше новых двух).

Какие еще пословицы о дружбе вы знаете?

Надо сказать, что новых народных пословиц в наше время практически не появляется. Их заменили фразы из книг и кинофильмов, высказывания выдающихся людей, которые мы называем цитатами и афоризмами. Все те, кто интересуется пословицами и поговорками, могут обратиться к словарям пословиц и поговорок. Одним из первых составителей такого словаря стал В. И. Даль.

Сегодня наше первое путешествие по страницам нашего журнала подошдло к концу. Но мы приоткрыли всего три страницы, ведь самый большой 17 -томный словарь современного русского литературного языка содержит 120 тысяч слов. Все остальные страницы вы будете открывать в течение всей вашей жизни.

Закончим наше мероприятие высказываниями великих людей о русском языке:

«Истинная любовь к родине немыслима без люви к своему языку.» К. Г. Паустовский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку. "КВН по русскому языку" 4 класс

Методическая разработка представляет собой сценарий  внеклассного занятия по русскому языку и предназначена для учителей начальных классов...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса "Путешествие в Страну русского языка"

Внеклассное моровприятие с использованием игровых технологий, занимательного материала для 2 класса....

внеклассное мероприятие по русскому языку 2 класс "Великий и могучий Русский язык"

Представленная мною работа является разработкой внеклассного мероприятия, приуроченного к методической неделе «Русского языка».Данное мероприятие рассчитано на учащихся  2 класса, проводится в фо...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Конкурс знатоков русского языка"

Данная методическая разработка-познавательная игра для учащихся 4 класса по русскому языку...

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Хочу дружить я с русским языком"

-расширить знания учащихся по русскому языку-формировать культуру речи-способствовать повышению грамотности учащихся...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 класс. "Знатоки русского языка"

Цель: повышение уровня языкового развития учащихся.Задачи:-способствовать прочному и сознательному усвоению знаний по русскому языку;- развивать коммуникативные умения учащихся;- воспитыва...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 4 класса "Говорим на русском языке"

Данное мероприятие можно проводить в 3-4 классах. Цели мероприятия:учить детей правильно ставить ударения в словах, меньше употреблять в своей речи слов "паразитов", а также уважать и любить свой родн...