Конспект открытого урока русского языка
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

 

image

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ  И КУЛЬТУРЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ ДПО ТО «ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ  И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОв ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ»

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

 

Урок русского языка,

проведенный в рамках педагогического марафона

«Учить и учиться»

лауреатов и победителей регионального этапа

Всероссийского конкурса  «Учитель года»

Класс: 2 – а  (УМК «Перспектива»)

Тема урока: Непроизносимые согласные.

Цель: -познакомить с новой орфограммой, способом ее проверки;

          -активизировать словарный запас;

          -развивать речь, мышление, память, самоконтроль;

          -содействовать созданию благоприятного психологического климата каждого обучающегося, воспитанию доброжелательного отношения к друг другу.

 

Оборудование: карточки с различного вида заданиями.

 

Подготовила и провела:

заместитель директора по УВР,

 учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа  №12»

г. Новомосковска

Ирина Борисовна Бычкова

 

Тула 2011

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.     Включение в работу. Оргмомент.

- Слово «здравствуй» - лучшее из слов. Давайте тепло поприветствуем друг друга, поздоровайтесь руками с рядом стоящими детьми, а теперь поздоровайтесь плечиками, а теперь здороваемся спинками. Не разговариваем, а только улыбаемся. Надеюсь, что наш урок, начатый с теплого приветствия и улыбки, пройдет интересно и с пользой для каждого из вас.

 

2.     Актуализация знаний.

(на доске) Работа сердце веселит.

-Прочитайте это высказывание. Что это такое?

-Как вы понимаете ее смысл?

-Запишите в тетрадь пословицу. Обведите в кружок ту букву, которая написана на ваш взгляд красивей других. Стремитесь так писать и остальные буквы.

 

            3. Целеполагание.

-Внимательно посмотрите на свою запись. Исследуйте орфографически.

-Есть в этом предложении еще слова с безударной гласной?

-Написание какого слова мы не объяснили?

-Произнесите вслух и внимательно послушайте, как звучит это слово. Что заметили?

-Является ли буква, обозначающая согласный звук д орфограммой?

-А как можно назвать такую орфограмму? (…)

-Буквы, обозначающие звук, который не произносится в слове, называют непроизносимыми согласными.

-Может, вы догадались, о чем на уроке пойдет речь?

 

         4. Создание проблемной ситуации. Открытие нового знания.

-К слову сердце подберите слова-родственники, в которых звук д четко слышится и произносится.

(на доске открываются слова: сердце – сердечко, сердечный)

-Сколько букв в слове сердце? (у тебя…, а у тебя…, а у тебя…)

-Сколько звуков в этом слове? (у тебя…, а у тебя…, а у тебя…)

-Почему разные ответы, докажите.

-А почему мы пишем букву, если звук не произносится?

 

 

 

 

-Прочитайте слово. (двер?ца) Что заметили?

-Подберите слова-родственники (на доске открываются слова: дверца-дверь, дверной) Что заметили? Что можете сказать о написании слова дверца?.... Почему нет непроиз.согл.?

 

 

     5. Работа с учебником, рабочей тетрадью.

-Давайте прочитаем сообщение Самоварова в нашем учебнике. Проверим, совпадают наши точки зрения.

-Откройте рабочую тетрадь на с.60 упр.107. Прочитайте задание. 1 ряд выписывает слова из 1 строки, 2 ряд – из 2 строки, 3 ряд – из 3 строки. А у доски работают … .

(написать эти слова на доске)

(Проверка.) Сверьте по образцу. Почему эти слова являются проверочными?

-Давайте запишем, какие буквы обозначают в этих словах непроизносимые согласные звуки:1 ряд – д, 2 ряд – т, л, 3 ряд – в.

 

 

    6. Физминутка.

(надуваем воздушный большой шар и подбрасываем его вверх, а теперь надуем два маленьких воздушных шарика)

 

 

   7. Работа в парах.

-Прочитайте про себя слова на доске:

Гриб, сумма, сад, звёздный, касса, солнце.

-Предложите задание, которое мы можем выполнить с этими словами.

 

 

 

 

 

-А теперь вы будете работать в парах. На середине стола лежит листочек, придвиньте и положите его посередине. На изученное сегодня правило выпишите слова на листочек. Подчеркните орфограмму. Пара, выполнившая задание, встает. Ну что ж, давайте проверим. Какие слова выписали … и … ? А … и .. ? У кого возник спор? У кого другие мнения? Докажите, почему эти слова с изученной сегодня орфограммой?

-Тот, кто справился с заданием правильно, поставьте внизу листочка плюс. Поднимите руку, у кого есть плюсик?

-Посмотрите на слова, которые мы не выписали. Назовите слова с одинаковой орфограммой. Значит, на сколько групп можно было разделить все эти слова?

 

 

  8. Включение в систему знаний. Самостоятельная работа с дифференцированными заданиями.

-У каждого из вас на столах лежит лист с заданиями. Посмотрите внимательно, прочитайте эти задания. Выберите задание, которое вам наиболее интересно и вы можете с ним справиться.

-Часть заданий мы проверим сейчас, а остальное проверит с вами Наталья Ивановна. Кто выполнял задание №1?  №2? №3?

-Остановимся на задании №3. Какие слова вы выписали в 1 группу? Во вторую? Почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Рефлексия. Домашнее задание.

-С.126 сообщение Самоварова выучить, упр.191.

-Наш урок подходит к концу. Вы хорошо сегодня поработали, молодцы. У вас на столах остался последний листок. Закончите эти предложения. Кто хочет поделиться своими впечатлениями?

Мне понравилось…

Я хочу поблагодарить за …

Я могу похвалить себя за….

Урок окончен. Спасибо за работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-пословица

 

 

 

 

 

 

 

-работа – без.гл. а

-веселит – 2 без.гл. е

-сердце

 

-говорим серце, а пишем сердце

-да, является

 

 

 

-о непроиз.согл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-звук д непроизнос.

-в словах-родственниках звук четко слыш., они явл.провероч.словами

 

-пропущена буква

 

 

-здесь нет непроизносимой согл.

-ее нет в написании слов-родственников.

 

 

 

 

 

 

 

 

-звук четко слышится,  это слова-родственники

 

 

 

 

 

 

 

 

-поставить ударение, подчеркнуть орф-мы, разделить на слоги, для переноса, сост. предл., подобрать слова-родственники, проверочные слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-на три группы

 

 

 

 

 

 

 

1. Раздели для переноса слова: праздник, суббота, ирис, пальто, астра.

2. Вставь в пословицы подходящие по смыслу слова с непроизносимыми согласными:____ матери лучше___ греет. ___ нечестному не товарищ. ___встанешь – мало сделаешь.  Человек  трудолюбивый самый___.  (солнца, честный, счастливый, сердце, поздно)

3. Распредели слова в два столбика: честный, прелестный, опасный, вкусный, радостный, чудесный.

 

 

Задание 1.

Раздели слова для переноса:

Праздник, суббота, ирис, сказка, пальто, мяч.

 

 

 

 

Задание 2.

Вставь в пословицы подходящие по смыслу слова с непроизносимой согласной:

___________  матери лучше __________ греет.

___________ нечестному не  товарищ.

___________ встанешь – мало сделаешь.

Человек трудолюбивый самый __________________.

( честный, солнца, счастливый, сердце, поздно)

 

 

Задание 3.

Распредели слова в два столбика и запиши:

Честный, прелестный, опасный, вкусный, радостный, чудесный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мне понравилось на уроке …

Я хочу поблагодарить за …

Я могу похвалить себя за….

 

 

 

Мне понравилось на уроке …

Я хочу поблагодарить за …

Я могу похвалить себя за….

 

 

 

Мне понравилось на уроке …

Я хочу поблагодарить за …

Я могу похвалить себя за….

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка 2 класс

урок русского языка по теме "Глагол"  УМК "Планета знаний" автор Л. Я. Желтовская...

Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Автор...

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....

Конспект открытого урока русского языка на тему: «Перенос слов» (урок-путешествие), 2 класс

Тип урока: урок открытия новых знанийФорма урока: урок-путешествиеМетоды: словесный, наглядный, практическая работа, самостоятельная работа.Форма работы: групповая, индивидуальная.Технологии, использу...

Конспект открытого урока русского языка во 2 – 3 классе школа 8 вида Тема урока: «Слова, обозначающие названия предметов»

ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения»   Конспект открытого урокарусского языкаво 2 – 3 классеТема урока: «Слова, обозначающие названия предметов»...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

Конспект открытого урока русского языка, проведённого в 4 классе на тему урока: "Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонения".

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Упражнение в распозновании имен существмтельных всех трех типов склонения". Цель урока: учиться определять склонение сцщес...