Конспект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Ким Елена Олеговна

Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок: русский язык

Класс: 2 класс, гимназия г. Балхаш.

Учитель: Ким Елена Олеговна

Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова.

Цель урока:

  1. познакомить учащихся  с орфограммой «Безударная гласная в корне слова»

Задачи урока:

  1. Создать условия для развития умения проверять написание безударных гласных в корне, овладение способами проверки.
  2. Отработать алгоритм проверки безударной гласной буквы в корне слова.
  3. Способствовать развитию орфографической зоркости
  4. Создать условия для культуры общения, интереса к урокам русского языка.

Оборудование:

  1. Флипчарт
  2. Индивидуальные карточки.

Ход урока:

Ложка нужна, чтобы суп хлебать,

а грамота, чтобы знания черпать.

  1. Организационное начало урока.

Страница 1.

Прозвенел для нас звонок.

Начинается урок.

К нам без опоздания

Приходи старание.

Помоги нам потрудиться,

В школу мы пришли учиться.

  1. Целеполагание.

Страница 2.

- Послушайте притчу.

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

 - Дорогие мои. Сегодня вам предстоит открывать новые знания. Всё в ваших руках.

- Урок русского языка. Мы работаем по теме: «Безударная гласная в корне слова». Мне бы очень хотелось, чтобы вы показали свою активность.

- Сначала вспомним главное правило, как нужно писать на уроке. (Правильно, чисто, аккуратно)

Страница 3. «стёрка» - стереть синий прямоугольник.

- В течение урока будем отвечать на вопросы:

ЧТО__                ___________

ГДЕ____НАДО____________

КАК__ПРОВЕРЯТЬ?________

ЧЕМ__                    _________

  1. Каллиграфическая строка.

Я тетрадь свою открою,

Уголочком положу.

Не держу от вас секрета –

Ручку я вот так держу!

Сяду прямо, не согнусь –

За работу я возьмусь.

  1. Словарная работа.

Страница 4. «шторка» - открыть загадку, после открыть картинку – отгадку,

                       «стёрка» - стереть красный овал.

- На доске загадка:

Ш.гаешь – впереди л.ж.т,
Оглянешься – д . мой б.жит. (д
орога)

- Назовите первый звук в этом слове. Дайте ему характеристику.

[д] – согл., тв., зв., пар.

Страница 5.

- Какой буквой на письме обозначен этот звук? Сегодня на минутке чистописания повторяем написание буквы Дд - 1 строчка

Дорога – 2 строчка (объяснить и выделить орфограмму)

- Подберите синоним - слово, близкое по смыслу слову-отгадке (путь). Чем отличаются эти слова? (она – ж.р., он – м.р.)

Страница 6. «стёрка» - стереть красный прямоугольник.

- Составим словосочетание с этими словами (долгий путь, длинная дорога).

- Сколько букв в слове путь? Сколько звуков? Почему так происходит?

Страница 7.

- Списать загадку, выделяя знакомые орфограммы.

Страница 8. «перо» - выделить корень слова.

- Подберите родственные слова к слову дорога. (дорожный, дорожка, дороженька, подорожник,…)

- Что значит сочетание “родственные слова”? Докажите, что они родственные, выделите корень.

Страница 9. «перо» - выделить корень слова.

На доске: дорожает, дорогой. 

– Выделите корень в этих словах. Являются ли они родственными? Почему?

- Какая орфограмма во всех, выписанных нами, однокоренных словах?

- Почему, как вы думаете, я взяла именно такое слово-загадку для работы на сегодняшнем уроке?

  1. Актуализация ранее изученного материала.

-Что мы называем корнем?  

Корень- это общая часть родственных слов.

- Какие слова можно называть однокоренными?                

Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем.

- Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове?

Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая  часть   в них является общей

Страница 10.

Вот какое дерево выросло.  

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым -

Был он только словом.

Это слово, слово-корень

Разрастаться  стало  вскоре.

И плоды нам принесло-

Стало много новых слов.

  1. Разбор слов по составу.

Страница 10. «перо» - выделить части слова.

дорожный, дорожка, дороженька,  подорожник

  1. Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на левой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на правой ножке.
По дорожке побежим,
До лужайки добежим,
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки

  1. Работа над темой урока.

Если буква гласная вызвала сомненье,

Ты ее немедленно ставь под ударенье.

2 способа проверки безударной гласной в корне слова:

1 способ – изменить форму слова, чтобы гласная стала ударной.

2 способ – подобрать родственное слово, чтобы гласная стала ударной.

Страница 11. – 18 «контейнер» - вернуть если не содержится.

- Вставь нужную букву:

1 задание:

А   О   гл…за                   Е    И     р…ка

А   О   тр…ва                   Е    И     зв…зда

А   О   ш…ры                  Е    И     гр…бы

А   О   …кно                    Е    И     цв…ток

2 задание:

Страница 19 – 22. «перо» - зачеркнуть неправильный вариант.

гр(а/о)за, з(е/и)ленный, б(е/и)жать, з(и/е)ма.

3 задание:

Страница 23. «перо» - выделить ударный слог,

                         «клавиатура» - напечатать слова с орфограммой.

- Измени слова так, чтобы они обозначали один предмет: земли, грозы, листья, росы, сосны, реки, косы, числа.

- Слова из первого столбика являются проверочными. Какую гласную вы вставите в слова из второго столбика?

4 задание:

Страница 24. «горизонтальная линия» - подчеркивание слов.

- В столбиках подчеркни только те слова, которые являются проверочными 

БЕЖАТЬ                          ПЛЯСАТЬ

- бег                                  - пляшет

- бегун                              - плясун

- бегунок                          - пляска

- бегать                           - плясовая

- беговая                          - пляшущий

- Почему слова из первого столбика являются проверочными?

  1. Закрепление изученного материала.

Безударный гласный –

Стоп! Писать опасно!

Слуху вы не доверяйте:

Удареньем проверяйте.

Страница 25. «клавиатура» - напечатать слова с орфограммой, подобрать к нему проверочное слово.

- Замени одним словом, проверь безударную гласную в слове:

Говорить очень громко - … (кричать – крик)

Говорить очень тихо - … (шептать – шепчет)

Не говорить совсем - … (молчать – молча)

Страница 26. вставить нужную букву.

- Вставь пропущенные буквы в слова,

- Раздели слова на две группы (по какому признаку?)

- Что общего между этими словами?

- Какое слово лишнее? (по какому признаку?)

В…рона, в…р…бей, сн…гирь, с…рока, п…тух.

ворона                       снегирь

воробей                     петух

сорока

- все слова – словарные, содержат непроверяемую гласную.

- лишнее слово – петух, т.к. петух – домашняя птица, а остальные

 

  1. Контроль знаний учащихся.

Страница 27. «перо» - галочкой отметить правильный вариант ответа в соответствующей клеточке.

- Вставь пропущенные буквы:

слово

о

а

я

и

е

1

б…льшой

*

2

гр…чи

*

3

р…ка

*

4

п…тнистый

*

5

з…ма

*

6

зв…рек

*

7

пл…сать

*

8

см…треть

*

9

в…рить

*

10

л…сток

*

О, А, Е, Я, И, Е, Я, О, А, И.

Страница 28. «шторка»  

- Прочитай. Раздели слова абрикос, голосистый, аппетит, вечерняя, командир, город, грозовая (туча), дорога  на два столбика:

ПРОВЕРИТЬ                               ЗАПОМНИТЬ

голосистый                                 абрикос

вечерняя                                       аппетит

грозовая                                       командир

                                                      город

                                                      дорога

- Из данных слов составь предложение. (Вечерняя дорога в город шла через абрикосовый сад.)

- Найдите грамматическую основу в данном предложении (дорога шла)

- Назовите второстепенные члены предложения (вечерняя, в город, через сад, абрикосовый)

- В каких словах содержатся безударные гласные, проверяемые ударением? Как их проверить? (Вечерняя – вечер)

- Какие слова в данном предложении надо запомнить? Почему? (дорога, город, абрикосовый)

  1. Итог урока.

Страница 29. «стерка» - стереть красный прямоугольник.

ЧТО__                ___________ а, о, и, е, я

ГДЕ____НАДО___________  в корне слова

КАК__ПРОВЕРЯТЬ?______ подобрать однокоренное слово

                                                  (изменить форму слова)

ЧЕМ__                    ________ ударением

Страница 30. «перо» - поставить ударение над гласными буквами.

- По дорогам страны Грамматики вам часто будут встречаться безударные гласные - на протяжении всех лет обучения в школе.

Метод: «Незаконченного предложения»

«На уроке я узнал ….»

«Мне на уроке удалось…..»

«Мне бы хотелось похвалить……..»

«Самым интересным на уроке было…»

  1. Домашнее задание.

стр. 138, упражнение №336

Страница 31. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...