Урок русского языка "Род имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Конспект урока русского языка "Род имён существительных" для 3 класса по учебно-методическому комплекту "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx93.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка

(3 класс.  УМК «Начальная школа XXI века»)

ТЕМА: «Род имён существительных».

Цель: ознакомление с понятием «рода» имён существительных.

Задачи:

 -  повторить признаки имени существительного,

 -  формировать умения определять род имён существительных с помощью                                  личного местоимения (слова – помощники),

-  развивать умения группировать имена существительные по родам и  согласовывать с именем прилагательным,

-  воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока

1.   Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!  (Приветствие гостей)

Всем ребятам добрый день,

Трудиться с вами нам не лень.        

Звонко прозвенел звонок,

Начинаем  наш урок!

(Проверка готовности к уроку)

- Я желаю вам всем сегодня на уроке сделать много хороших дел!

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и мысленно пожелайте удачи и положительных оценок своему соседу.

А оценивать свою работу на уроке вы будете сами по таким критериям:

12 – 15 плюсов  - «5»,

8 – 11 плюсов – «4»,

7 и меньше плюсов – «3».

2.  Словарная работа

Откройте свои тетради, отступите 2 линейки от последней работы и запишите число, классная работа.

- Ребята, кто мне скажет какое сегодня число? (20  декабря, ученик диктует число). (Запись числа и «классная работа» в тетради)

- Как же мы будем организовывать нашу работу?  (На доске  условные обозначения из УМК «Начальная школа XXI века»)

 РАБОТА В ПАРАХ

 ОБРАТИ ВНИМАНИЕ ( ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА )

 ФИЗМИНУТКА (для глаз)

 ФИЗМИНУТКА  ( двигательная)

 ПИШИ ПРАВИЛЬНО

ВСПОМНИ МАТЕРИАЛ, ИЗУЧАВШИЙСЯ ВО ТАЙНЫ ЯЗЫКА КЛАССЕ

ДАВАЙ ПОДУМАЕМ

ПОДСКАЗКА

- Как вы думаете, что это?  Назовите обозначение каждой карточки.

Наш урок мы начнём с игры.

Игра «Четвёртый лишний».

(Индивидуальная карточка №1)

(Работа по карточкам)

- У вас на столах лежат карточки. Возьмите, пожалуйста,  карточку под номером № 1.   Вывешивается  табличка «Пиши правильно»

КАРТОЧКА № 1

1) спелая, м…лина, красная, сладкая

2) шумный, городской, новый, тр…мвай

3) зелёное, ябл…ко, вкусное, кислое

4) жёлтый, п...сок, тёплый, мелкий

5) весёлая, маленькая, дев…чка, озорная

6) п…льто, новое, зимнее, меховое

7) белое, топлёное, м…л…ко, свежее

Правила  игры: перед вами карточка, в которой 7 строчек, в каждой строчке по 4 слова. Ваша задача найти в каждой строке лишнее слова и обвести его в овал,  вставить в слова пропущенные буквы.

У вас на столах лежат оценочные листы. За это задание вы сможете заработать 7 « + », при условии, что всё выполните правильно.

Задание всем понятно?  Приступайте к его выполнению.

Самопроверка с доской (записаны слова лишние, вставляем пропущенные буквы). Выставляем «+» в оценочные листы.

К этой карточке мы ещё вернёмся в ходе нашего урока.

3. Актуализация знаний.

Как вы думаете, что объединяет выбранные нами слова?( имена существительные, словарные слова). (За устные ответы можно заработать «+».)

Вывешиваем табличку « Вспомни материал , изучавшийся во 2 классе »

А что мы уже знаем об имени существительном?

  1. Часть речи
  2. Называет предмет
  3. Отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

А почему имена существительные имеют два вопроса?

Ребята, а как вы думаете,  мы всё уже знаем об имени существительном?

К нам в гости пришла Мудрая Сова и приготовила вам сюрпризы, которые вы получите в конце урока. Она считает, что  ещё многие тайны нами не раскрыты.

И одну из тайн она принесла к нам сегодня на урок.

Свиток ( у детей на столах лежат ).

Вывешиваем карточку  - велосипед.  Что означает эта карточка? Работа в парах . ( Правила работы в парах.)

У вас на партах лежит свиток,  на котором записана одна из тайн русского языка. Читают тайну.

Тайна Мудрой Совы

        Из этой истории вы узнаете, как у слов – существительных род  появился. Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да, такими похожими, что сама Королева их путала.

   И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет награжден».

   А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить.

  Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла Королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода. А те, что остались неопределёнными, пусть останутся среднего рода.»

   Вот так и появился род у имён существительных. С тех пор Королева перестала путать существительные друг с другом. Но она знала секрет различия рода имён существительных, а вам, ребята, ещё предстоит открыть секрет определения рода имени существительного.

Какую тайну русского языка  вы узнали? ( Имена существительные распределяются по родам ).

Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать на уроке?

Что сегодня на уроке мы будем изучать?

Кто попробует сформулировать тему нашего урока?

(Ответы детей) Определять род имени существительного.

4.Изучение нового материала.

Давайте посмотрим верно ли мы определили тему урока?

Работа по учебнику с.135 (чтение темы урока в учебнике)

Вывешиваем карточку « тайны языка».

Имена существительные в русском языке бывают мужского, женского, среднего рода. Вывешиваем таблички с  сокращением.

    м. р.                                               ж.р.                                 ср.р.

1 абзац – (ключ) он, мой

2 абзац – (ключ) она, моя

3 абзац – (ключ) оно, моё

( Читают 3 ученика, каждый по абзацу).

Теперь давайте вернёмся к карточке №1

( задание на доске: малина, трамвай, яблоко, песок, девочка, пальто, молоко).

Как вы думаете какое задание мы можем выполнить с данными словами?

( распределить по родам в 3 столбика.) Запишите в тетрадь условные обозначения и распределите слова в нужный столбик. Самопроверка, ещё 3 «+».

Допишите по 2 своих слова в каждый столбик, но не забывайте про род имён существительных. ( Проверка).

ФИЗМИНУТКА для глаз  ( на доску вывешиваем табличку для глаз).

Мы продолжаем работу по теме нашего урока.

Работа в учебнике с.135 упр.2

Вывешиваем табличку «Давай подумаем»

Смотрим образец.

Какие сущ -ые нам даны?

дерево, роза, тюльпан

Какое прилагательное к ним дано?

КРАСИВ…

Что отсутствует у прилагательного?

Вывешиваем « Рука - подсказка»

Обратите внимание , что в скобках даны подсказки.

Какие? ( - ый, - ая, - ое)

Давайте составим словосочетания.

1 ученик у доски

дерево ( оно ), ( ср.р.) – красивое дерево,

роза ( она ), ( ж.р. ) – красивая роза,

тюльпан ( он ), ( м.р. ) – красивый тюльпан

Дальше работаем самостоятельно с опорой на образец.

1 строчка пишут девочки

2 строчка пишут  мальчики

Фронтальная проверка.

Ещё после проверки 3 «+».

Переворачиваем страничку учебника с.136.

Посмотрите, какой вопрос нам задаёт автор учебника? ( от рода имени сущ – го)

Вывешиваем «Обрати внимание».

Читают самостоятельно.

Имя прилагательное согласуется с именем сущ – ым в категории рода.

Т.е. если имя сущ – ое м.р., то  и имя прилагательное – м.р.

Имя прилагательное в м.р. имеет окончания – ый, - ий.

Т.е. если имя сущ – ое ж.р., то  и имя прилагательное – ж.р.

Имя прилагательное в ж.р. имеет окончания – ая, - яя.

Т.е. если имя сущ – ое ср.р., то  и имя прилагательное – ср.р.

Имя прилагательное в ср.р. имеет окончания – ое, - ее.

ФИЗМИНУТКА двигательная.   Вывешивается табличка.

На доске записан текст: Прочитайте его, что заметили?( ошибки ).

Спишите текст в тетрадь без ошибок.

Зима

       Наступила холодный зима. Ударил сильное мороз. Но весь день светило яркая солнце.

Поменяйтесь тетрадями ( взаимопроверка;  учитель  под их диктовку исправляю ошибки на доске).

После проверки ещё 3 «+».

5. Первичное закрепление нового материала.

РЕЗЕРВ: на выбор ИЛИ  учебник с.136 у.3 выписать только 1 абзац, что такое абзац? Обратите внимание, что оно относится к категории трудных.

ИЛИ у вас на столах лежит

КАРТОЧКА № 2

Подбери к данным именам прилагательным имена существительные, запишите получившиеся сочетания слов в тетрадь.

тонкая        огромный        хрупкая

морозное        старинная        солнечное

Слова    для справок:  ваза, картина, утро, море, нить, дворец

Поднимите руку кто выбрал упр.3, а кто карточку № 2.

Если кому – то нужна помощь поднимайте руку. Я подойду.

Первые 3 человека получают дополнительный  «+». Но не спешите, главное правильность выполнения, аккуратность.

6. Итог.

Над какой темой работали на уроке?

Чему учились?( определять род им. сущ.).

Что нового узнали?( 3 рода – м.р., ж.р., ср.р.)

Учебник с.136

1.

2.

Подводим итог по оценочному листу.

- Считаем количество «+»  в своих оценочных листах.

У вас есть возможность поставить самому себе оценку за работу на уроке.

Вернуться к критериям по количеству плюсов (на доске).

7. Д. / з.

Из орфографического словаря ( форзац учебника) выписать по 5 имён существительных каждого рода и к ним   подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные.

8. Рефлексия.

Смайлики

Выберите смайлик , который соответствует вашему настроению в конце урока.

ОЦЕНОЧНЫЙ  ЛИСТ      ________________________________

Карточка  1

Устные  ответы

Распределение словарных слов по родам (в столбик)

Упражнение 2

Списывание текста без ошибок

Упражнение 3     или      карточка 2

                                                                                      Всего:

                                                             Оценка

12–15 плюсов

5

8 – 11 плюсов

4

7и меньше плюсов

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание окончаний имён существительных.»

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных. Закрепление" ...

Технология деловой игры. «Заседание редакционного совета газеты». Мастер - класс урока русского языка по теме урока " Первое склонение имён существительных"

Игровая технология выгодно отличается  от традиционных моделей обучения и воспитания. Под игровой технологией понимается определённая последовательность операций, действий, направленных на достиж...

4класс РУССКИЙ ЯЗЫК Тема урока: Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже

Цели: развивать умение распознавать имена существительные в дательном падеже; познакомить с окончаниями имён существительных в дательном падеже; совершенствовать умение списывать текст; развивать о...

Конспект урока "Падежные окончания имён существительных 3-го склонения." 1 урок

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.Цели урока: развивать умения распознавать имена существительные 3- го склонения, писать окончания имён с...

Конспект урока Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.Цели урока: развить умения определять падеж имён существительных, распознават...

Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен   сущес...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...