Урок обучения грамоте
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Урок обучения грамоте: "Звук - Ч, буква - Ч"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote.docx32.31 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте

Учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

ст. Полтавская Краснодарский край

Тема урока «Согласный звук ч. Буква Ч,ч»

        

Цели: - познакомить учащихся с новым звуком ч и буквой Ч,ч; упражнять-

                ся в чтении слогов и слов с новой буквой;

             -  развивать речь, фонематический слух, коммуникативную деятель-

                ность;

             -  стремиться к воспитанию коллективизма, взаимопомощи, чувства  

                такта и отзывчивости.      

 План урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Психологическая подготовка к изучению нового материала.
  4. Объяснение нового материала.
  5. Физминутка.
  6. Первичное закрепление.
  7. Вторичное закрепление.
  8. Подведение итогов.
  9. Рефлексия.

Ход урока.

  1. Организационный урокю

- приветствие друг друга.

2.  Проверка д/з. Актуализация знаний.

Ребята, к нам на урок пришли такие же первоклассники, как и вы. А зовут их Маша и Петя. Маша пришла в красном сарафане. Она любит собирать гласные буквы, а Петя – согласные. Но случилась беда. Пока ребята шли к нам на урок, буквы поссорились между собой и перепутались. Маша и Петя просят нас найти каждой букве свое место (буквы на доске: а, и, к, з, я, т, н, ы)

 Петя принес с собой 2 сундучка. Один- железный, а другой – деревянный. В железный мы будем складывать буквы, обозначающие звонкий звук, а деревянный – глухой звук.

  1. Психологическая подготовка к изучению нового материала.

Стук в дверь. Я возвращаюсь с Петрушкой.

С пришел к Вам в гости. Слышал, что в вашем классе сейчас идет урок чтения, может и я научусь читать?! Ребята, но я пришел не с пустыми руками. Я принес новый звук и новую букву, но какую и сам не знаю, потому что читать я не умею. А вы любите отгадывать загадки? Вы внимательно послушайте загадку и произнесите первый звук в слове – отгадке.

У них усы не для красы –

                                        Они показывают время

                                        И называются … . (часы).

Какой первый звук вы услышали в слове часы? (ч)

  1. Объяснение нового материала.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком ч, научимся читать слоги и слова с этим звуком.

Ребята, ребята, я не привык столько  работать и хотел бы отдохнуть.

  1. Физминутка.

Мы – веселые детишки

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки

Ладушки, ладушки.

В костюмах наших школьных

Ладушки, ладушки.

Мы похожи друг на друга

Ладушки, ладушки.

3. Дети, так какой мы услышали звук в слове – отгадке? (звук ч).

Но, чтобы ближе познакомиться с этим звуком, нам необходимо сделать звуковой анализ слова часы. 

1.  Делаем анализ слова.

    Давайте еще раз произнесем слог ча. Звук а обозначает твердость  или мягкость предшествующего согласного звука? А почему стоит зеленый квадрат?

ПОМНИ, ДРУГ, НА ВСЕ ГОДА

В РУССКОМ ЯЗЫКЕ ЗВУК Ч МЯГКИЙ ВСЕГДА!!!

 

    2. Упражнения в слышании звука Ч.

Ребята, я принес еще и слова. Но, так как я читать не умею, за меня это будет делать Ольга Михайловна, а вы внимательно слушайте. Как только услышите звук Ч, сразу один раз топнете ногой, а если этого звука нет, то хлопнете в ладоши.

Молодцы, с этим заданием справились отлично.

Слова: чудо, удача, книга, человек, сундучок.

«Подождите, подождите, а в моем имени есть звук Ч?                        А я надеялся…»

  3. А какой буквой на письме обозначен звук Ч?

     - Буквой Ч,ч.

«Ой, как здорово! Так это буква?

- На что похожа буква Ч,ч?

 Ч мы пишем как четыре,

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя!

- А почему этих букв две?

4. Ниткопись.

5. Учитель одевает на руку Петрушку. «Дети, я, конечно, все слушал внимательно, но честно сказать, не все запомнил. Я иногда отвлекался, время терял даром. А мне так хочется научиться читать.

      5.  Первичное закрепление.

Слоги появляются на интерактивной.(ча чу чи че чо чё)

Слова – час часы часики часок чашка.

Что общего в этих словах?

Какое слово лишнее?

Почему?

Это слова – родственники.

  1. Вторичное закрепление.

Что узнают с помощью часов?

Какие вы знаете часы?

Много разных часов. Показ учителем видов часов.

А есть ли у нас в классе часы?

Как они будут называться?

Релаксация.

Давайте сейчас положим  головы на парты, закроем глаза и послушаем тишину и ход наших часов.

Может мы еще какие-нибудь звуки услышим? (Тик-так)

Работа с учебником стр. 129

Ребята, а я знаю, что есть еще и другие часы. Откройте учебники на странице 129.

Что вы видите на иллюстрации?

Как называется профессия человека, который занимается ремонтом часов?

- чтение текста стр.129

- работа в парах «Циферблаты» - составление слов с буквой Ч,ч.

8.  Подведение итогов.

Говорят часы «стоят»

Говорят часы «спешат»

Говорят часы «идут»

Но немного «отстают».

Мы смотрели с петрушкой вместе,

Но часы стоят на месте.

Да, ребята, часы могут опаздывать, спешить, ну а время – никогда! Оно идет только вперед, незаметно пролетело время нашего урока. Незаметно пролетело время нашего урока.

Ребята, а вы забыли найти место букве Ч на ленте букв.

Почему?

Благодарим Петрушку за букву.

  1.  Рефлексия.

Какой момент урока Вам наиболее понравился?

Что было наиболее интересным?

Хлопаем в ладоши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....