Как не ошибаться в безударных окончаниях имен прилагательных?
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Неплях Оксана Александровна

конспект урока по русскому языку в 4 классе УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_klass.docx37.43 КБ

Предварительный просмотр:

План урока по теме: Как не ошибаться в безударных окончаниях имен прилагательных?

Предмет: русский язык

Возраст учащихся: 4 а класс

Место проведения: кабинет (класс)

Цель: Отработать способы действия для решения орфографической задачи в  безударных окончаниях имен прилагательных.

Задачи:

- Развивать речь, умение точно употреблять прилагательные в письменной и устной речи;

- Формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;

- Работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;

 - Прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к   окружающей среде

Формируемые УУД:

Личностные: положительное отношение к учению; желание совершенствовать имеющиеся  знания, умения, навыки;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; адекватно оценивать свои достижения;

Познавательные: делать обобщения и выводы; использовать знаково – символичные средства для решения учебной задачи;

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; слушать и отвечать на вопросы учителя; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование: презентация, карточки для самостоятельной работа (резерв)

Название этапа урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Использование ЦОР

Слайд №

 Формируемые УУД

  1. Организационный

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания

- Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Время даром не теряем,

На вопросы отвечаем.

Не пройдёт наш даром труд,

Знанья пользу принесут.

Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой .

№1

  1.  Словарно-орфографическая работа

Посмотрите на это изображение.

– Новое слово из словаря вы узнаете, если вместо каждого квадрата поставите соответствующую ему букву.

– Можете ли вы определить, к какой части речи это слово относится? Почему?

– Итак, букве А – соответствует белый квадрат;

  букве Р – квадрат, заштрихованный наполовину;

  букве К – полностью заштрихованный квадрат;

  букве С – квадрат, у которого заштриховано 3/4 части;

  букве П – квадрат, у которого заштрихована 1/2 часть.

– Какое слово вы составили?   (Прекрасный.)

– Какую гласную в написании этого слова надо запомнить? Пропишите его на строке несколько раз для запоминания.

– Составьте словосочетания с этим словом:

– Что вам для этого необходимо сделать? (Изменить окончание.)

– От чего будет зависеть окончание имени прилагательного?

- Запишем эти словосочетания в столбик, выделим окончание у имени прилагательном. (прекрасное озеро, прекрасная река, прекрасный пейзаж, прекрасные дни)

- Как называется связь  существительного с прилагательном? (согласование)

- Покажите эту связь (главное – сущ, зависимое – прил)

 – Может ли имя прилагательное согласовываться с другими частями речи?

Решение проблемного вопроса

Составление слова прекрасный

Написание слова обозначая орфограммы

Работа над словосочетаниями, изменение окончаний

Ответы детей на ранее изученное правило

№2

№3

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

III. Работа по теме урока.

Рефлексия

4. Итог урока

  1. Итог урока

1.Сообщение темы и цели урока.

 – Прочитайте название темы. (Как не ошибиться в безударных окончании имени прилагательном?) 

- Какие задачи мы поставим на сегодняшний урок?  (повторить всё что мы знаем об имени прилагательном, продолжать учиться определять падеж им. прил., писать безударные падежные окончания им. прил. Будем воспитывать любовь к русскому языку, аккуратность и самостоятельность.)

– Вы можете дать на него ответ на примере составленных словосочетаний? (зададим вопрос от существительного, какое окончание у вопроса, такое будем записывать в слове)

– Проверьте, верны ли ваши рассуждения (учебник, с. 155).

2. Упражнение 241.

– Решите орфографические задачи в отрывке. (Дети объясняют устно.)

- Запишите первые два предложения в тетрадь.

- Запишем следующее предложения у доски с комментированием, оставляя окошки на месте окончаний у имен прилагательных.

– Объясните, от какого слова зависит имя прилагательное, какой вопрос подсказывает окончание.

– Ответьте на вопросы учебника после отрывка.

 – Так почему всё об имени прилагательном мы узнаем по имени существительному? (имя существительное подчиняет себе имя прилагательное, командуя «Все делай, как я!»)

Упражнение 242.

– Давайте покажем на примерах, как имя прилагательное согласуется с именем существительным.

– Укажите в тексте зависимость прилагательного

- Проверим, какое согласование вам встретилось? (розовые лапы, розовый снег, на розовом поле, розовые следы)

– Являются ли встретившиеся в тексте прилагательные родственными словами?

– Докажите. (корень общий – розов)

– Найдите в тексте однокоренное слово. (порозовел)

– Покажите строение этого слова.

4. Упражнение 243 (по заданию учебника).

(проверка на слайде в таблице)

Давайте поиграем в игру «Подберите слово».

- Я вам сейчас буду характеризовать животное, используя имена прилагательные, а вы запишите себе в тетрадь, что это за животное

Серый, хищный, жадный…ВОЛК

Рыжая, хитрая, ловкая…ЛИСА

Косой, слабый, трусливый…ЗАЯЦ

Большой, косолапый…МЕДВЕДЬ

Серое, хмурое…УТРО

– а теперь я вас попрошу поработать в парах. Составьте 2-3 предложения об одном из этих животных.

- Какие предложения у вас получились?

- Сейчас мы с вами прослушали небольшой рассказ о жизни животных.

- Какая часть речи помогла сделать нашу речь красочной и красивой?

7. Самостоятельная работа. (резерв) работа по карточкам

– Спишите. Определите род и число имен прилагательных.

I вариант.

На грядк. вырос сладк. перец. Лисенок задумчиво посм.трел на высок. дерево.

Ярк. луч? попал на мокр. землю. Вскоре мы увидели знаком. бер.г.

Глубок. оз.ро в.днелось вдалеке.

II вариант.        

Могуч. ду(б,п) раскинул шатром свои ветви. Мы отправились в д.лек. дорогу.

Стал накрапывать ре(д,т)к. дождик. Р.бята увидели высок. дер.во. Дети вес.ло б.жали по л.сн. тр.пинк..

(Взаимопроверка с меткой на полях.)

Игра: “Веришь – не веришь”.

- А верите ли вы, что род прилагательных зависит от существительного?

- А верите ли вы, что вы знаете родовые окончания прилагательных?

- А верите ли вы, что у прилагательных женского рода: ый, ий, ой?

- А верите ли вы , что у прилагательных среднего рода окончания: ое.ее?

- А верите ли вы, что у прилагательных во множественном числе можно определить род?

- Нужен ли был тебе сегодня этот урок? Если нужен , то почему? Как тебе это поможет тебе дальше?

- Что же обозначают имена прилагательные?

(Признак предмета)

- А почему в учебниках сначала изучают имена существительные, а потом имена прилагательные?

– Как не ошибаться в окончаниях имен прилагательных?

Домашнее задание: упражнение 245.

Постановка зада учащимися

Фронтальная работа

Ответы учащихся.

Выполнение упражнений.

Высказывания учащихся.

Выполнение заданий.

Самостоятельная работа учащихся с проверкой на слайдах

Ответы учащихся.

Составление предложений о животных

Ответы детей с помощью жестов

Верю две руки вверх, не верю – одна рука вверх

№ 4

 № 5

№ 6

№ 7

№ 8

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Личностные: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение)

Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать себя и других .

Регулятивные: умение работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.

Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать себя.

Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами,  овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диктант. 4класс после темы "Правописание безударных окончаний имени сущ."

Предлагается диктант после изучения темы "Правописание безударных окончаний имен существительных. (4 класс, II четверть)....

Склонение и падежные безударные окончания имен существительных

Склонение и падежные безударные окончания имен существительных...

Урок русского языка по теме: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.

Урок русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе” разработан с учётом методических требований системы Л.В.Занкова. ...

Русский язык. 3-4 класс. Тест Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных

Тест по русскому языку для учащихся 3-4 класса (3 четверть), состоящий из 16 заданий на проверку знаний учащихся по правописанию падежных окончаний имен существительных и прилагательных, на знание гра...

Презентация урока русского языка. 4 класс. УМК "Гармония" "Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных"

Комбинированный урок русского языка и литературного чтения, построенный на  на материале басен, по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных"....