Урок русского языка в 4 классе по системе РО Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова
план-конспект урока по русскому языку на тему

Очирова Жаргалма  Александрова

 

Урок русского языка в 4 классе по системе РО Д. Б. Эльконина –В.В. Давыдова

Разработано уч. нач. классов Очировой Ж.А. 2013г. МАОУ «СОШ№9» г. Улан-Удэ

Тема: Формы лица глагола

Данный урок является продолжением исследования неизвестных особенностей грамматики русского языка. Категория лица глагола отражает отношение участников разговора к производимому действию (« кто из участников  разговора является действующим лицом»). Оно имеет три варианта: тот (те) кто говорит( 1 лицо),тот (те) кому говорят(2 лицо), тот (те) ,о ком говорят (3 лицо). Каждый из вариантов этого значения имеет средства выражения -грамматические формы 1-го,2-го, 3-го лица. Однако не всегда соотношения между грамматическим значением и грамматической формой так однозначно. Некоторые глаголы не выражают значение лица( светает, вечереет, знобит) поэтому выбранная ими  форма может быть названа пустой. Ученики уже понимают, почему глаголы обходятся одной пустой формой: когда нет необходимости различать разные варианты значения, не нужны и разные грамматические формы.

 Что знают дети?

 Изучая морфологию, четвероклассники уже выяснили, особенности грамматических значений и грамматических форм существительных и прилагательных:

- грамматическая категория падежа

- разведение понятий грамматических форм слова и их грамматических значений

- анализ грамматической категории числа существительных: грамматических  форм числа, их работы, сопоставление форм числа и грамматических значений числа( «один» и « больше одного»);

-анализ грамматической категории рода существительных: грамматических форм рода, их работы, сопоставление форм рода( мужской, женский, средний род) и грамматических значений рода ( « мужской пол», « женский пол»);

-обнаружение новой грамматической категории существительных- одушевленности и неодушевленности, сопоставление ее грамматических форм и их значений;

- анализ грамматических категории прилагательных и выявление их отличия от категорий падежа, рода, числа существительных;

Составление грамматической характеристики имен существительных и прилагательных.

Итоговое рассуждение ученика: У глагола есть три формы лица, которые указывают, кто из участников разговора является действующим лицом:

Тот (те), кто говорит (1-е лицо),  тот (те), кому говорят  (2-е лицо), тот (те), о ком говорят (3-е лицо)

Учебные действия, которые позволят ученику прийти к итоговому рассуждению:

Через наблюдение и исследование известных грамматических форм и особенностей глагола. Глагол обозначает процесс. Его общее грамматическое значение выражается с помощью грамматических значений времени, лица ( или рода в прошедшем времени) и числа

Основное содержание урока

Задания

Форма, принцип КРД, инструктаж учителя

Места и оборудование

Версии детей

Инициирующие реплики и вопросы учителя

Ключевое задание

Сравните три словоформы глагола: несу – несешь - несет Каким ГЗ они отличаются?

Форма:

Учитель-класс, так как необходимо выслушать версии детей, и обозначить их на доске, чтобы каждый пронаблюдал и сравнил слова

Принцип: индивидуальных вкладов; обмен позициями.

Инструктаж: запишите слова в тетради и подпишите сверху ГЗ слова, которыми  они отличаются

Слова записаны на доске. Дети работают в тетрадях самостоятельно

Рассуждение детей:

- Все слова  в настоящем времени

- Все слова в единственном времени

- несу ( 1-е лицо), несет (2-е лицо), несет (3-е лицо) Значит они отличаются ГЗ лица

1.разные

  

Чем же отличаются эти словоформы  друг от друга по своему значению?

1.Понятно ли , кто выполняет действие в каждом из трех случаев – одно и то же лицо или разные лица?

2. А что указывает на то, что действия выполняют разные лица?

На какой вопрос сегодня мы должны ответить?

Задача урока:

Задание 2.

Сосед говорит другому соседу: Завтра уезжаю в деревню. Погуляешь с моей собакой?

Инструктаж: Запишите высказывания. Подчеркните глаголы в высказываниях и поясните: кто является действующим в первом высказывании? А кто является действующим лицом во втором высказывании? Запишите в скобках действующих лиц словами.

Высказывания записаны на доске. Дети выполняют в тетрадях

Завтра уезжаю в деревню. Погуляешь с моей собакой?

( тот, кто говорит; тот, кому говорят)

3. несет( так как он не участник разговора, а тот, о ком говорят)

Вывод: У глагола есть три формы лица:

Тот (те), кто говорит ( 1-е лицо)

Тот(  те), кому говорят (2-е лицо)

Тот (те), о ком говорят (3-е лицо)

 

3. А может ли словоформа глагола указывать на то, что действие выполняет не участник разговора, а тот, о ком говорят? Какая из словоформ несу – несёшь – несёт выполняет именно эту работу? Давайте ответим на наш вопрос.

Задание 3

Несём-несёте-несут. Указывают эти словоформы на то ,что действие выполняют разные лица?

Поясните, чем же отличаются эти словоформы друг от друга (устно)

 

ГЗ лица этих словоформ одинаковое. Отличаются словоформы ГЗ числа

 

 

Глаголы имеют формы1-го, 2-го, 3-го лица, которые имеют разные ГЗ. Значит глагол имеет переменную категорию лица.

 

 

Как бы вы назвали грамматическую категорию глагола, представленную разными формами лица?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 4 класс по системе Занкова+ презентация

урок руссокого языка (4 класс по системе Занкова, учебник А.В.Поляковой)...

Технологическая карта урока русского языка ,2 класс,УМК "Система Занкова Л.В,"

Урок представлен в форме технологической карты. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. ...

Урок русского языка 2 класс (Развивающая система Л.В. Занкова)

Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению предполагают установление взаимосвязи между процессами обучения и использования языка. Язык – универсальное средство общения, речь – функц...

Коспект урока русского языка 4 класс по системе Л.В. Занкова по теме "Имя прилагательное"+ Презентация"

«В Царстве Будущего, среди еще не родившихся детей. Люди не подозревают о существовании этой страны, нам же благодаря алмазу все будет явственно видно, и, по всей вероятности,  мы здесь – т...

Урок русского языка 4 класс по системе Л.В.Занкова. "Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой"

Урок изучения нового материала - окончания прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой, переход одной части речи в другую - несет в себе воспитательную направленность (бережное отношение ...

презентация к уроку русского языка 3 класс по системе Л.В. Занкова. Тема "Словоизменение и словообразование"

Материал содержит презентацию которая может быть использована на уркох русского языка....

Конспект урока русского языка 2 класс(образовательная система «Гармония»)

Тема: Виды предложений по цели высказывания? Повествовательные, вопросительные, побудительные. («Какие бывают предложения?»)Тип урока: открытие новых знаний...