Обучение чтению
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме

Зеленова Елена Анатольевна

Тема: Повторение правила обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_chteniyu_1_klass.docx36.42 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ    УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

1  КЛАСС

Тема: Повторение правила обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных

Тип урока: Урок закрепления.

                                                        

МОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов№ 118

Учитель: Зеленова Е.А.

г.Н.Новгород

2011 г.

Цель: повторить правила обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных звуков.

Задачи  урока закрепления:

Образовательные: 

  1. Закрепить минимум понятий о гласных звуках и буквах. Анализировать звуковой состав и его написание.
  2. Активизировать работу над орфографической зоркостью.
  3. Познакомить с произведением И.Соколова-Микитова.
    Развивающие: 
    1. Развивать фонематический слух, внимание, память, речь, умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
    2. Развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций.
    3. Развивать словарный запас.

Воспитательные: 
1. Воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
2. Воспитывать желание учиться .
3. Воспитывать умение слушать других.

4. Воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, коллективизм, взаимопомощь.
В
 процессе обучения детей грамоте, кроме привычных предметных учебных действий, формирую следующие  УУД:

1) Личностные УУД: 

-  внутренняя позиция школьника;

 - учебно – познавательный интерес к  учебному материалу;

- учебно-познавательный материал и отношение личное, формирование чувства прекрасного;

- сохранение здоровья;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

2)Познавательные УУД:

-целеполагание;

-построение речевого высказывания в устной форме;

- понимать заданный вопрос и перевод его в схему-модель;

- поиск и выделение необходимой информации на основе слухового восприятия;

- логические: анализ, синтез, сравнение;

- структурирование знаний;

-использование  знаково-символической модели.

3)Коммуникативные УУД:

-  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

 - формирование умения работать в парах.

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:                                                      -  учитывать позицию собеседника (партнера);

-  организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

4) Регулятивные УУД:

-принять и сохранить учебную задачу, соответствующую этапу;

-прогнозирующая рефлексия;

-планирование своих действий;

-работа с моделями звуков;

- ориентация на образец и правило выполнения действия;

-пошаговая рефлексия;

-  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-  коррекция;

 - оценка правильности выполненного задания.

Оборудование урока:

 Компьютер, мультимедийный проектор, экран, алфавит, карточки-звуковые модели, репродукция осени, героиня «Осень», кроссворд, звуковые схемы, яблочки-поощрения, задание для дополнительного чтения, задания для парной работы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Учебник « Букварь» (I часть) 1 класс Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова - М.:Вентана- Граф, 2011.
  2.  Учебная хрестоматия. Литературное слушание. 1 класс Л.А.Ефросинина, М.: Вентана-Граф, 2011

№  п/п

Этапы урока

Задачи  этапа

Содержание урока

Компонент учебной деятельности

 и

УУД

Методы и приемы

Формы организации деятельности учащихся

Дифференцированная работа

Обратная связь

Прогнозируемый результат

1

Организация класса

Создание положительного эмоционального настроя учащихся

 

. Звенит звонок все громче, все сильней

Какая трель над миром разливается!

Ты думаешь, распелся соловей?

Не соловей-уроки начинаются.

Мотивационный компонент (эмоциональная мотивация)

УУД – Личностные

Фронтальная

Наблюдение

Будет создан положительный эмоциональный настрой на работу

2

Постановка проблемы

Актуализация знаний учащихся

 Королева Грамота привела к нам сегодня на урок свою лучшую подругу.

Загадка: Пришла без красок и без кисти.

 А перекрасила все листья.

-Кто это?

-Как вы ее себе представляете?

-А теперь посмотрите на нее.

Она пришла к нам не с пустыми руками. Приготовила Осень для вас задания – испытания.

-Как вы думаете, справитесь вы с ними? Сможете ответить на все вопросы?

Задавать свои вопросы она будет с помощью волшебного блюдца и яблока.

Задание №1.

-Что вы знаете про речь?

-Из чего состоит наша речь?

-Из чего состоят предложения?

-Из чего состоят слова?

-Какие бывают звуки?

-Какие бывают речевые звуки?

-Какие бывают согласные звуки?

-Какие звуки мы с вами изучили?

 Воздух свободно идет через рот,

 Нет препятствий разных,

 Голос участвует, голос поёт,  Звук получается….(гласный)

Вспомните стихотворение о гласных звуках.

Гласные тянутся в песне звонкой,

 Могут заплакать и закричать,

 Могут в кроватке баюкать ребенка,

 Но не желают свистеть и ворчать.

Молодцы! Вы справились с задание №1. Осень дарит вам яблоко за правильные ответы.

Мотивационный компонент

(познавательная мотивация)

УУД –  познавательные: Построение речевого высказывания в устной форме

УУД-регулятивные

1.Принять и сохранить учебную задачу,соответствующую этапу.

2.Прогнозирующая рефлексия

УУД-личностные

Проявление интереса к учебному материалу

УУД-познавательные

Понимать заданный вопрос и перевод его в схему-модель

Построение речевого высказывания в устной форме

УУД-личностные

Проявление интереса к учебному материалу

УУД-регулятивные

Оценка правильности выполненного задания

Проговаривание

Соотнесение словесного портрета с изображением

Метод конструирования.

Построение схемы-модели

Проговаривание  

Фронтальная

Индивидуальная

По степени помощи (дают варианты ответов для построения схемы-модели)

Ответы детей

-Осень.

(словесное описание)

Взаимный анализ вариантов ответов

Учащиеся сумеют выделить существенные признаки нашей речи.

3

Целеполагание

Формирование умений ставить цель урока

Чем же мы будем сегодня заниматься на уроке?

Что должны повторить для этого.

УУД-регулятивные

Принять и сохранить учебную задачу

Спланировать свои действия

Двигательные действия по числовому ряду. Проговаривание.

Фронтальная

Ответы детей

Будем повторять гласные звуки и буквы.

Учащиеся смогут определить тему урока и поставить цель.

4

Чтение текста учителем

Беседа по тексту

Выявление предмета речи.

Задание №2.

Осень приглашает вас в лес. Вы должны внимательно прослушать текст и назвать, какие неречевые и речевые (гласные)звуки встретились в рассказе.

И.Соколов-Микитов

«…Особенно красив и печален русский лес осенью…

-Какие неречевые звуки можно услышать?

-Найдите лист березы из всех осенних листьев. (прикрепить на доску)

Послушать шелест шуршащей листвы.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише

Деревцо все выше, выше.

-А какие же речевые звуки можно услышать в лесу?

    -Ау! (найти звук и прикрепить к схеме)

    -Эхо!

-Какие звуки слышите в этом слове? (прикрепить к схеме)

Каких звуков  гласных еще нам не хватает?( Ы, и)

Молодцы! Вы справились с задание №2. Осень дарит вам еще одно яблоко за правильные ответы

Операционный компонент )

УУД –  познавательные: Поиск и выделение необходимой информации на основе слухового восприятия.

УУД-личностные

Учебно-познавательный материал и отношение личное, чувство прекрасного

УУД-познавательные

Логические: анализ

УУД-личностные

Сохранение здоровья

УУД-регулятивные

Работа с моделями звуков

УУД-личностные

Проявление интереса к учебному материалу

УУД-регулятивные

Оценка правильности выполненного задания

Слушание

Чтение

Наблюдение

Сравнение

Составление предложений

Фронтальная

По степени помощи  (анализ услышанногопроизведения )

Чтение карточки читающим ребенком.

Лес

В лесу растут деревья и грибы.

В лесу живут птицы и звери.

Красив русский лес.

(вывешивается картинка осеннего леса)

Ответы детей

Как падают легкие пожелтевшие листья березы

Свист рябчика. (картинка птицы)

•Прокличут журавли.(картинка журавлей)

•Музыка леса.

Треск дрозда (картинка птицы

Учащиеся выделяют из текста существенные признаки неречевых звуков и почувствуют отношение автора к изображаемому

5

Структурный анализ гласных звуков

Вспомнить правила обозначения гласных звуков буквами

Задание №3.

-Какими же буквами обозначаются эти звуки на письме?

(Работа в тетради - парная). Ученики работают и у доски.

Проверка задания. Сравнение с образцом.

Молодцы! Вы справились с задание №3. Осень дарит вам еще одно яблоко за правильные ответы.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

В нашем осеннем лесу можно встретить и разных животных. Смотрите, кто это сидит под кустом?

(Ребенок надевает маску зайчика)

Зайка серенький сидит и ушами шевелит

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять . надо лапочки размять.

Кто-то зайку испугал-

Зайка-скок и убежал.

Операционный компонент (способ работы на основе модели)

УУД –  познавательные: Поиск и выделение необходимой информации

Регулирующий компонент

УУД –  Регулятивные: ориентация на образец и правило выполнения действия

УУД –Коммуникативные:

Сотрудничество в паре. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

УУД-личностные

Проявление интереса к учебному материалу

УУД-регулятивные

Оценка правильности выполненного задания

Мотивационный компонент (эмоциональная мотивация)

УУД – Личностные

Работа в тетради по заданию.

Соотнесение выполненной работы с образцом,

коррекция

Парная

Индивидуаль-ная на доске

По степени помощи (парная работа)

Ответы детей.

Самооценка. взаимооценка.

 Уч – ся повторяют  правила обозначения гласных звуков буквами

6

Работа с кроссвордом.

Выявить особенность букв Е,Ё,Я,Ю

Задание №4.

Кроссворд.

-Спит под ёлкой колобок,

 Колобок – колючий бок.

                     (Ёж.)

-Что знаем про букву Ё, когда она стоит в начале слова?

-Моет в речке свою пищу

Чтоб она была почище.

Лишь потом отправит в рот

А чистюля тот---(Енот)

_ -Что знаем про букву Е, когда она стоит в начале слова?

-Она, как змейка,

В траве мелькает,

Хвостом виляет,

Хвост, потеряет-

Другой -вырастает. (Ящерица)

-Что знаем про букву Я, когда она стоит в начале слова?

-Все птицы на зиму улетают на… (юг)

Что знаем про букву Ю, когда она стоит в начале слова?

Молодцы! Вы справились с задание №4. Осень дарит вам еще одно яблоко за правильные ответы.

Операционный компонент УУД –  познавательные: структурирование знаний

Регулирующий компонент

УУД –  Регулятивные: ориентация на образец , полученные знания и правило выполнения действия.

Самооценка результата своей деятельности.

Пошаговая рефлексия

УУД-личностные

Проявление интереса к учебному материалу

УУД-регулятивные

Оценка правильности выполненного задания

Работа с кроссвордом.

Фронтальная

По степени помощи

Готовый результат – разгадан кроссворд

Уч – ся учатся разгадывать кроссворд.

Вспоминают правила йотированных гласных.

7

Звуко-буквенный анализ слов.

Звуко-буквенный анализ слов ель,ёлка

Задание №5.

Загадка.

 Я модница такая, что всем на удивление,

 Люблю я бусы, блёстки – любые украшения.

 Но на мою, поверьте, великую беду,

Наряд мне надевают Всего лишь раз в году.

                 Ель, ёлка

Звуко-буквенный анализ слова

1 ряд-ель

2 ряд-ёлка

Молодцы! Вы справились с задание №5. Осень дарит вам еще одно яблоко за правильные ответы.

Мотивационный компонент (эмоциональная мотивация

Операционный компонент

УУД –  познавательные

Использование  знаково-символической модели

УУД-регулятивные

Соотнесение с образцом,корректировка

УУД-личностные

Проявление интереса к учебному материалу

УУД-регулятивные

Оценка правильности выполненного задания

Работа со схемой-звуковой анализ слова

индивидуальная

По сложности задания

Индивидуальная

Самостоятельная работа детей

Учащиеся вспоминают, когда буквы Я,Е,Ё,Ю обозначают два звука

8

Работа по учебнику

Вспомнить правило обозначения гласных звуков буквами

Задание №6.

Букварь страница 58. Классификация гласных букв.

Замена гласных букв в словах. Лексическое значение непонятных слов.

Молодцы! Вы справились с задание №5. Осень дарит вам еще одно яблоко за правильные ответы.

Операционный компонент (выбор нужной информации с опорой на схему )

УУД –  познавательные: Поиск и выделение необходимой информации,

Регулирующий компонент

УУД –  Регулятивные: ориентация на образец , полученные знания и правило выполнения действия. Выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи.

Самооценка результата своей деятельности.

Сравнения слов.

Индивидуаль-ная

Фронтальная

По сложности задания (парная работа)

Готовый результат.

Ответы детей.

Уч – ся смогут по схеме обобщить знания, получить новые слова, заменив одну букву, узнать лексическое значение непонятных слов

9

Соотнесение схем со словом

Найти схему соответствующую слову ЯБЛОКО

Задание №7.

Сегодня , в знак благодарности за работу Осень вас одаривала яблоками.

-А кто из вас сможет найти схему к этому слову. (на доске схему слов: голова, ёж, яблоко, енот)

Молодцы! Вы справились с задание №7. Осень дарит вам еще одно яблоко за правильные ответы.

(Яблоки переворачиваются. Слово:СПАСИБО!)

Благодарит Осень вас и настоящими дарами. Это-яблоки.

УУД –  познавательные: Поиск и выделение необходимой информации,

Анализ,синтез,соотнесение схемы и слова

УУД-личностные

Проявление интереса к учебному материалу

УУД-регулятивные

Оценка правильности выполненного задания

Сравнение схем и слов

регулирующий

Фронтальная

По степени помощи

Ответы детей

доказательство

Учащиеся сумеют выбрать схему соответствующую данному слову

9

Итог урока

Подведение итогов.

-Что повторяли сегодня на уроке?

-Что понравилось?

-Что было для вас сложно?

Вы хорошо поработали, поэтому Осень еще раз приглашает вас в осенний лес. Полюбуйтесь его красотой!

Видеозапись.

Работа в тетради.

-Нарисуйте осенний лес.

Регулирующий компонент

УУД –  Регулятивные: Самооценка результата своей деятельности.

Итоговая рефлексия

УУД-личностные

Проявление интереса к учебному материалу

Чувство прекрасного

Проговаривание

Наблюдения

регулирующий

Фронтальная

Ответы детей.

самооценка

Уч-ся смогут подвести итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте (обучение чтению) Знакомство с буквой и звуком Х,х. Малые литературные жанры.

Знакомство с новой буквой и звуком Х,х Малые литературные жанры - пословица, поговорка....

Обучение чтению. Приемы работы по обучению учащихся делению слов на слоги

Система работы по обучению учащихся делению слов на слоги...

урок литературного чтения-обучение грамоте-обучение чтению

урок дан в рамках школьного методического объединения, на неделе литературы в школе....

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «обучение чтению и письму» 1 класс надомное обучение

Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.Программа...

Карточки по обучению грамоте (обучение чтению) УМК "Школа России"

Карточки для обучающихся созданы с использованием пособия О.Н. Крыловой. Карточки предназначены для использования в период обучения грамоте для закрепления, повторения или проверки знаний....

Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС

Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС...