Имя прилагательное
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Вдовина Яна Анатольевна

 

Ход урока.

1.      Организационный момент.

( 1-й слайд)

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать.

- Вот и мы с вами сегодня будем исследователями.

-А кто такие исследователи?

2. Введение в раздел. Формулирование темы и цели урока.

- Чтобы узнать, что мы будем исследовать отгадайте мою загадку:

(2-й слайд)

Конь…, хвост…

- Почему вы ее не поняли?

- Помогли вам имена существительные догадаться, о чем идет речь?

- Послушайте еще раз: (открываются слова во втором слайде- стальной, льняной)

Конь стальной, хвост льняной.

- Что это? (Иголка и нитка) ( предметная картинка)

- Какие слова помогли отгадать загадку?

-Почему эти слова помогли отгадать загадку?

(Потому что они указывают на признаки)

- Кто из вас догадался,  что же мы будем исследовать на сегодняшнем уроке? (Имя прилагательное)

- Сформулируйте тему урока.

(слайд 3)

Определение имени прилагательного.

- Давайте определим задачи нашего урока.

( слайд 3)

-определить особенности имени прилагательного как части речи;

-установить , как  они изменяются.

На доске схема, она постепенно будет заполняться по ходу урока: ( слайд 4)

 

 

imageimageimageimageИмя прилагательное

 

 

 

 

3. Актуализация опорных знаний. Наблюдение над признаками имен прилагательных.

 О каких предметах идет речь? (слайд 5) (Работа в группе)

(Ученики определяют по признакам предметы: сад, небо, песня)

- Какой вывод мы можем сделать ?

 Вывод: данные слова называют, какой это предмет, разные признаки одного и того же предмета.(слайд 6)

( на доске заполняется первая часть схемы: обозначают признак предмета)  

 

imageimageimageimageИмя прилагательное

Обозначает признак предмета

                                                                                                                     

 

                                                                             

 

4. Открытие «новых» знаний.

а)Словарная работа. Учитель дает установку на запоминание  следующих слов.(Ответы зафиксированы в виде картинок . Учитель читает значение каждого слова, дети находят это слово и называют . Затем доска закрывается, учащиеся пишут слова с непроверяемым написанием по памяти в столбик).

(слайд 7)

  •  - этот предмет может быть зимним, осенним, резиновым (сапоги)
  • - по её проезжей части ездят машины, вы любите гулять на …. (улица)
  • - с этим предметом ходят в лес (корзина)
  • - ребёнок, который учится в школе (ученик)
  • - он может быть стеклянным, одноразовым, пластиковым (стакан)
  • - этот фрукт содержит очень много витамина С, мы с ним пьем чай, но он очень кислый (лимон)

·         - верхняя одежда, бывает зимнее, осеннее (пальто)

(взаимопроверка)

(слайд 8)

- Встаньте те ребята, кто записал все слова правильно, отметьте в тетради знаком +.

Постановка проблемы.

- Какое слово лишнее, почему? (Разные варианты)

-Что объединяет эти слова? (Имена существительные, слова с непроверяемым написанием)

- А почему имена существительные получили такое название? ( потому что они обозначают все то,  что существует)

- А что означает слово прилагательное? (Предположения детей)

- К чему оно прилагается? ( гипотезы)

б) Наблюдение над связью имени прилагательного с именем существительным.

- Давайте это исследуем. Подберите по одному имени прилагательному к каждому слову.

(Учащиеся записывают рядом с именем существительным имя прилагательное)

-(фронтальная проверка – чтение орфографическое)

-Вывод: действительно, имя прилагательное прилагается к имени существительному.

-Давайте это проверим по учебнику с.69, упр.308 ( учащиеся читают текст)

(на доске дополняется схема – связь с именем существительным)  (слайд 9).

 

imageimageimageimageИмя прилагательное

 

    
 

Обозначает признак предмета

 

Связано с именем существительным

 

 

 

 

 

 

 


Проблемный вопрос: как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи? ( ребята высказывают свои версии) (Не может быть признака без предмета).(Слайд 10)

- Продолжаем исследование. Установите между ними связь с помощью вопроса.

-Какой вывод можете сделать?

Вывод: имена прилагательные отвечают на вопросы:  какой?, какое?, какая?, какие?

(дополняется схема вопросами). (Слайд 11).

imageimageimageimageИмя прилагательное

 

Обозначает признак предмета

 

 

Связь с именем существительным

                                                                                                                     

 

 
 

Отвечают на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

 

                                                                             

 

 

 

 

в ) Наблюдение над изменением имени прилагательного.

-Вспомните, какие признаки имеют имена существительные? ( постоянный – род, непостоянный – изменяются по числам)

- Я думаю, что если имена прилагательные связаны с именами существительными, то и признаки у них будут такие же. А вы как думаете?( предположения)

Работа в парах. (задание дано на карточках)

Исправьте ошибки

Зелёный   карандаш             

Зеленый  тетрадь

Зеленый яблоко

(слайд 12)

- Кто справился правильно, отметьте в тетради знак +.

 

Делаем вывод: имена прилагательные изменяются по родам. (Дополняется схема на доске) (слайд 13)

imageimageimageimageИмя прилагательное

 

Обозначает признак предмета

 

 

Связь с именем существительным

                                                                                                                     

 

 
 

Отвечают на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

 

 

Изменяются по  родам

                                                                             

 

 

 

 

- А теперь поработайте в группах. Перед вами карточки с заданием. (слайд14)

Измените, словосочетания  так, чтобы они обозначали большее количество предметов.

З…лён     ябл…ко -  

Пр…стой   к…р…ндаш –

Школьная т…тра…ь –

 

Вывод: имена прилагательные изменяются по числам. (Дополняется схема на доске)

( слайд 15 )

 

imageimageimageimageimageИмя прилагательное

 

Обозначает признак предмета

 

 

Связь с именем существительным

                                                                                                                     

 

 
 

Отвечают на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

 

 

Изменяются по родам

                                                                             

 

 

 

Изменяются по числам

 

 

 

 

 


- Обобщите все, что мы сегодня исследовали. (1 ученик рассказывает об имени прилагательном, остальные дополняют, если необходимо)

- Сравните с именем существительным. (Общее – самостоятельная часть речи, изменяются по числам. Различаются тем, что имена прилагательные отвечают на другие вопросы, изменяются по родам)

- Давайте проверим наши выводы по учебнику с.69 ( читают определение в учебнике)

5. Закрепление изученного материала.

Давайте составим карту страны «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» (слайд 16)

 

image

Дети подписывают все, что запомнили по имени прилагательному.

Защита проектов.

Оценка работы в группах

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КАРТОЧКА (РЕЗЕРВ)

Допиши прилагательные в тексте. (На доске картинка дятла)

Мы увидели на дереве дятла. Какой он -----------------------! Головка и спинка -----------------.  На затылке ярко- -------------------  шапочка. На ----------------------------- крыльях ----------------------- пятнышки и полоски.

 

6. Итог урока. Рефлексия.

- Вы хорошо работали на уроке, молодцы. Из вас получатся настоящие исследователи.

-А какое задание у вас вызвало наибольший интерес, а какое затруднение?

- Как вы себя чувствовали на уроке?

-Заполните рефлексивный лист

(Оценивание учащихся )

7. Домашнее задание.

Упражнение 2 или упражнение 1 страница 87-88. Выучить определение стр.69.

( слайд 18)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока 35.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Определение имени прилагательного.

Тип урока: урок введения нового материала. Урок – исследование.

Цели:

- провести наблюдение над именем прилагательным, как части речи;

- выявить особенности изменения имен прилагательных;

-распознавать имена прилагательные среди других частей речи;

- развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;

-развивать орфографическую зоркость;

- продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения, бережного отношения к природе.

Оборудование:

- презентация в виде слайдов;

- компьютер; проектор, экран

- предметные картинки (иголка с ниткой);

- задание на карточках для работы в парах;

- задание на карточках для самостоятельной работы;

- кружки с изображением лица для рефлексии;

- учебник: Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х. Часть 2.-М. : Баласс, 2005.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

( 1-й слайд)

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать.

- Вот и мы с вами сегодня будем исследователями.

-А кто такие исследователи?

2. Введение в раздел. Формулирование темы и цели урока.

- Чтобы узнать, что мы будем исследовать отгадайте мою загадку:

(2-й слайд)

Конь…, хвост…

- Почему вы ее не поняли?

- Помогли вам имена существительные догадаться, о чем идет речь?

- Послушайте еще раз: (открываются слова во втором слайде- стальной, льняной)

Конь стальной, хвост льняной.

- Что это? (Иголка и нитка) ( предметная картинка)

- Какие слова помогли отгадать загадку?

-Почему эти слова помогли отгадать загадку?

(Потому что они указывают на признаки)

- Кто из вас догадался,  что же мы будем исследовать на сегодняшнем уроке? (Имя прилагательное)

- Сформулируйте тему урока.

(слайд 3)

Определение имени прилагательного.

- Давайте определим задачи нашего урока.

( слайд 3)

-определить особенности имени прилагательного как части речи;

-установить , как  они изменяются.

На доске схема, она постепенно будет заполняться по ходу урока: ( слайд 4)

Имя прилагательное

3. Актуализация опорных знаний. Наблюдение над признаками имен прилагательных.

 О каких предметах идет речь? (слайд 5) (Работа в группе)

(Ученики определяют по признакам предметы: сад, небо, песня)

- Какой вывод мы можем сделать ?

 Вывод: данные слова называют, какой это предмет, разные признаки одного и того же предмета.(слайд 6)

( на доске заполняется первая часть схемы: обозначают признак предмета)   

Имя прилагательное

Обозначает признак предмета

        

                

4. Открытие «новых» знаний.

а)Словарная работа. Учитель дает установку на запоминание  следующих слов.(Ответы зафиксированы в виде картинок . Учитель читает значение каждого слова, дети находят это слово и называют . Затем доска закрывается, учащиеся пишут слова с непроверяемым написанием по памяти в столбик).

(слайд 7)

  1.  - этот предмет может быть зимним, осенним, резиновым (сапоги) 
  2. - по её проезжей части ездят машины, вы любите гулять на …. (улица) 
  3. - с этим предметом ходят в лес (корзина) 
  4. - ребёнок, который учится в школе (ученик) 
  5. - он может быть стеклянным, одноразовым, пластиковым (стакан) 
  6. - этот фрукт содержит очень много витамина С, мы с ним пьем чай, но он очень кислый (лимон)
  7. - верхняя одежда, бывает зимнее, осеннее (пальто)

(взаимопроверка)

(слайд 8)

- Встаньте те ребята, кто записал все слова правильно, отметьте в тетради знаком +.

Постановка проблемы.

- Какое слово лишнее, почему? (Разные варианты)

-Что объединяет эти слова? (Имена существительные, слова с непроверяемым написанием)

- А почему имена существительные получили такое название? ( потому что они обозначают все то,  что существует)

- А что означает слово прилагательное? (Предположения детей)

- К чему оно прилагается? ( гипотезы)

б) Наблюдение над связью имени прилагательного с именем существительным.

- Давайте это исследуем. Подберите по одному имени прилагательному к каждому слову.

(Учащиеся записывают рядом с именем существительным имя прилагательное)

-(фронтальная проверка – чтение орфографическое)

-Вывод: действительно, имя прилагательное прилагается к имени существительному.

-Давайте это проверим по учебнику с.69, упр.308 ( учащиеся читают текст)

(на доске дополняется схема – связь с именем существительным)  (слайд 9).

Имя прилагательное

Связано с именем существительным

Обозначает признак предмета

Проблемный вопрос: как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи? ( ребята высказывают свои версии) (Не может быть признака без предмета).(Слайд 10)

- Продолжаем исследование. Установите между ними связь с помощью вопроса.

-Какой вывод можете сделать?

Вывод: имена прилагательные отвечают на вопросы:  какой?, какое?, какая?, какие?

(дополняется схема вопросами). (Слайд 11).

Имя прилагательное

Обозначает признак предмета

        

Связь с именем существительным

Отвечают на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

                

в ) Наблюдение над изменением имени прилагательного.

-Вспомните, какие признаки имеют имена существительные? ( постоянный – род, непостоянный – изменяются по числам)

- Я думаю, что если имена прилагательные связаны с именами существительными, то и признаки у них будут такие же. А вы как думаете?( предположения)

Работа в парах. (задание дано на карточках)

Исправьте ошибки

Зелёный   карандаш              

Зеленый  тетрадь

Зеленый яблоко

(слайд 12)

- Кто справился правильно, отметьте в тетради знак +.

Делаем вывод: имена прилагательные изменяются по родам. (Дополняется схема на доске) (слайд 13)

Имя прилагательное

Обозначает признак предмета

        

Связь с именем существительным

Отвечают на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

                

Изменяются по  родам

- А теперь поработайте в группах. Перед вами карточки с заданием. (слайд14)

Измените, словосочетания  так, чтобы они обозначали большее количество предметов.

З…лён     ябл…ко -  

Пр…стой   к…р…ндаш –

Школьная т…тра…ь –

Вывод: имена прилагательные изменяются по числам. (Дополняется схема на доске)

( слайд 15 )

Имя прилагательное

Обозначает признак предмета

        

Связь с именем существительным

Отвечают на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

                

Изменяются по родам

Изменяются по числам

- Обобщите все, что мы сегодня исследовали. (1 ученик рассказывает об имени прилагательном, остальные дополняют, если необходимо)

- Сравните с именем существительным. (Общее – самостоятельная часть речи, изменяются по числам. Различаются тем, что имена прилагательные отвечают на другие вопросы, изменяются по родам)

- Давайте проверим наши выводы по учебнику с.69 ( читают определение в учебнике)

5. Закрепление изученного материала.

Давайте составим карту страны «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» (слайд 16)

Дети подписывают все, что запомнили по имени прилагательному.

Защита проектов.

Оценка работы в группах

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КАРТОЧКА (РЕЗЕРВ)

Допиши прилагательные в тексте. (На доске картинка дятла)

Мы увидели на дереве дятла. Какой он -----------------------! Головка и спинка -----------------.  На затылке ярко- -------------------  шапочка. На ----------------------------- крыльях ----------------------- пятнышки и полоски.

6. Итог урока. Рефлексия.

- Вы хорошо работали на уроке, молодцы. Из вас получатся настоящие исследователи.

-А какое задание у вас вызвало наибольший интерес, а какое затруднение?

- Как вы себя чувствовали на уроке?

-Заполните рефлексивный лист

(Оценивание учащихся )

7. Домашнее задание.

Упражнение 2 или упражнение 1 страница 87-88. Выучить определение стр.69.

( слайд 18)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. ...

"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"

Цели:-учить определять  и формулировать тему и цели урока;-формировать умение  действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить  знания  об  имени  прилагательн...

Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока:  Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа

Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...

Урок-КВН «Имя прилагательное. Прилагательные в мужском и среднем роде, упражнение в распознаваниии рода, числа и падежа имен прилагательных

Цель: Выявить знатоков по теме «Прилагательное».Задачи:1. Закреплять знания по теме род, число и склонение по падежам имени прилагательного;2. Развивать устную и письменную речь учащи...