Открытый урок по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Открытый урок по русскому языку тема "Буква Я в начале слова и после согласных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku.docx729.03 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку. 1 класс. УМК «Перспектива».

Тема урока:  Буква Я я в начале слова и после согласных.

Учитель Фатыхова Елена Владимировна.

Цели урока:

  1. Закреплять умение выделять слитно произносимый слог [ йа] ,и обозначать его буквой я.
  2. Писать слова с новой буквой я, обозначающей слитно произносимые звуки[йа ] в начале слова и после гласной.
  3. Наблюдать за особенностями произношения согласных звуков перед  буквой я.
  4. Проводить слоговой и звуковой анализ слов с буквой я.
  5. Различать и писать слоги с твердыми и мягкими согласными (ма –мя, та – тя…).
  6. Писать прописную букву я и слова с ней.
  7. Закреплять правило правописания имен собственных.
  8. Учиться списывать печатный текст, определять последовательность действий при списывании.
  9. Осваивать культуру речевого общения при работе в паре и диалоге друг с другом.

Оснащение урока.

Прописи 1 класс Л.Ф. Климанова А.В. Абрамов УМК «Перспектива».

Индивидуальный набор схем для звукового разбора.

Стенд «Звукоград» и лента букв.

Мультимедиа.  Диск по обучению грамоте. Тема «Буква Я».

                                         Ход урока.

1 Повторение.

- С написанием какой буквы мы познакомились на прошлом уроке?        

- Найдите эту букву на ленте букв и в Звукограде.

- Что можете сказать о ней?

- Почему она является йотированной гласной?

-В каких трех позициях происходит распад на слитно произносимый слог [йа]?        -Покажи на примерах слов.

В начале слова – яма – [ й’ама], после гласных –заяц- [ зай’ац ], после ь знака – копья – [ коп’й’а ].

- Какую роль выполняет эта буква, если она стоит после согласной?

- Приведи примеры таких слияний. Мята- [ м’ата ] , пляска-  [ пл’аска].

2. Закрепление. Работа с индивидуальными наборами для звукового разбора.

На доске напечатаны слова: Якорь, ящерица, баян, маяк, ,кудрявая, нарядная.

Два человека выполняют схемы к этим словам.

Для остальных учеников задание по выбору.

Ребята на местах выбирают для себя любое количество слов, к которым они могут выполнить схему.

Схемы составляются на парте с использованием индивидуального набора схем для звукового анализа слов.

Проверка происходит индивидуально (учитель проверяет первых справившихся), фронтально, с доски и в парах.                            

                       

3. Написание прописной (заглавной) буквы Я.

Сравнение написания строчной и прописной буквы, их начертания.

Сходство  и различия. Слайд на диске.

Дети делают вывод, что буквы различаются только высотой.

Самостоятельное написание буквы в вертикальной полосе, проговаривание последовательности действий.

Письмо заглавной буквы на рабочей строке.

Самооценка. Отмечаем точкой красного цвета самую красивую букву.

4. Письмо слов с буквой Я. Правописание имен собственных: Яна, Яков.

Устный анализ слов.

- Сколько слогов в слове

-Какой слог первый? Произнесите[ йа  ].

- Какой буквой обозначаются слитные звуки первого слога?  Я.

- Запишите имена собственные.

- О чем должны помнить?

Жужжащее письмо. Дети вслух проговаривают слова.


5. Наблюдение использования буквы Я после согласных.

 Сравнение   мама – мята

                      масло – мясо

- Разбейте слова на слоги.

-Охарактеризуйте каждый звук в слове.

- Определите, в каком слове есть мягкие звуки.

- Как обозначить мягкость согласного звука на письме?

6.Закрепление. Работа по странице прописи 21.

 Тяв и Гав дают подсказку…

- Какую гласную нужно писать  после согласной, если она звучит мягко?

- А какую, если она звучит твердо?

Дети самостоятельно делают вывод. Если согласный мягкий, то необходимо писать гласную я, на твердость согласного указывает гласный а.

 Закрепляют его своими примерами.  Мал – мял, зал –взял.

 Если трудно, то можно воспользоваться стр. прописи.

7. Закрепление вывода. Упражнение в использовании буквы я после согласных. 

Запись слогов с твердыми и мягкими согласными.

Запись слов.

На данном этапе обязателен разбор с проговариванием для слабых учеников:

-Какие буквы будете использовать? Почему?

-Сравните, как звучит согласная в слоге ва и  как в слоге вя?

- Какую букву нужно использовать для обозначения мягкости, а какую для обозначения твердости согласного?

8. Игры со словами. Ребусы. Значения слов. Работа по стр. 22 в прописи.

Слова:  Маяк. Порт.

 Учитель показывает предметные картинки.

Порт – специально оборудованное место для стоянки и разгрузки судов.

С опорой на жизненный опыт детей, можно спросить

       -  Какие маяки вам известны в нашем городе?

       -  Ростральные колоны.

        - Где находятся?

        - Почему так названы ?

   

9. Запись предложений.  Обводка по образцу. Пропись стр.22.

-Прочтите предложения.                        Маяк стоит в порту. Он ярко светит.

-Сколько предложений?

- Какие правила записи предложений нам известны? Первое слово с большой буквы и в конце предложения точка.

- Прочтите 1 предложение. Сколько в нем слов?

- Какое слово первое, второе, третье и четвертое.

Обводим первое предложение.

Аналогичная работа со вторым предложением.

10.Устное дополнение предложений до небольшого текста.

Маяк стоит в порту. Он ярко светит. Морякам издалека виден свет маяка.

Рассматривается несколько вариантов. Выбираются лучшие примеры.

11. Подведение итогов.

- Чему учились.

-Что узнали?

-В чем была трудность?

- Что удалось?

-Давайте раскрасим наш урок.

Дети достают схемы для звукового анализа и показывают красный кружок, если на уроке было все понятно, зеленый. Если встретились небольшие трудности и синим, если было трудно.

                 Урок по русскому языку.

              1 класс. УМК «Перспектива».

Тема:  Буква Я я в начале слова и после согласных.

                        15.01.2013года.

       Учитель Фатыхова Елена Владимировна.

При составлении данного урока я пользовалась следующими педагогическими технологиями:

Личностно-ориентированные ( при проверке дети выбирали задание по силам, самооценивание, самокоррекция).

Объяснительно-иллюстративные.  (диск, пропись, объяснение у доски учителем).

В урок были включены игровые формы, проводилась лексическая работа от абстрактного к целому(маяк).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"

урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....