Проект урока по методике русского языка Как сделать текст хорошим?
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Медведских Людмила Викторовна

 

Целью урока является Обобщение представления о взаимоотношении слова, предложения и текста, о назначении каждой из единиц.

Задачи:

1.     Выявить распространенные недостатки в построении текстов и на их основе требования к «хорошему тексту», начать обучение редактированию содержания связных высказываний; углубить понимание взаимосвязи заголовка текста и его темы и главной мысли.

2.     Развивать мышление, внимание, устную и письменную речь.

3.     Воспитывать усидчивость, аккуратность, любовь к родному языку.

4.     Создать благоприятные санитарно-гигиенические и психолого- педагогические условия для обучения с целью сохранения здоровья школьника.

Тип урока:изучение нового; развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл garmoniya.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Иркутской области

ОГБОУ СПО «Тулунский педагогический колледж»

Проект урока по методике русского языка

Как сделать текст хорошим?

Выполнила: студентка  группы 412

специальности 050709

Преподавание в начальных классах

Медведских  Людмила Викторовна

Тулун – 2012

Комплект: «Гармония» («Русский язык», М. И. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, 2 класс, часть 1)

Тема урока:  «Как сделать текст хорошим?»

Цель урока: Обобщить представления о взаимоотношении слова, предложения и текста, о назначении каждой из единиц.

Задачи:

  1. Выявить распространенные недостатки в построении текстов и на их основе требования к «хорошему тексту», начать обучение редактированию содержания связных высказываний; углубить понимание взаимосвязи заголовка текста и его темы и главной мысли.
  2. Развивать мышление, внимание, устную и письменную речь.
  3. Воспитывать усидчивость, аккуратность, любовь к родному языку.
  4. Создать благоприятные санитарно-гигиенические и психолого- педагогические условия для обучения с целью сохранения здоровья школьника.

Тип урока:изучение нового; развития речи.

Оборудование:

  1. Учебник «Русский язык 2кл. ч.1» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко
  2. Рабочая тетрадь-задачник
  3. Мультимедиа-презентация

Методы и приемы обучения:

Словесные: беседа (учебный диалог), инструктаж.

Наглядные: изобразительные.

Практические: практическая работа.

Репродуктивный, частично-поисковый, анализ, синтез.

Оформление доски:

Ход урока:

Этапы урока

Содержание урока

Методический анализ

I.Организационный момент

- Сегодня такой чудесный день. Вы пришли в школу с хорошим настроением? Улыбнитесь друг другу. Я тоже очень рада видеть вас. Тихонечко садитесь.

ДЗ: настроить на продуктивную организованную работу.

МО: практическая работа психологического характера.

ФО: коллективная и индивидуальная.

ОС: дисциплина в классе, сосредоточенность внимания.

II.Проверка Д/з

-  Какое упражнение вы должны были выполнить дома?

- Упр. 246

Один из учеников называет заголовок, который подобрал к тексту; предложение, в котором ясно высказана тема текста; вставленные буквы на месте пропусков, объясняя свой выбор.

- Итак, мы проверили какой из заголовков вы подобрали к тексту, как выделили главную мысль и какие буквы вставили на месте пропусков.

ДЗ: проверить правильность выполнения домашней работы.

МО: словесный, практический.

ПО: комментирование учащимся; фронтальная проверка; обобщение.

ФО: коллективная.

ОС: грамотное написание слов в тетради, правильное выделение главной мысли текста, верный выбор заголовка текста.

III.Актуализация прежних знаний

1.Каллиграфическая минутка

2.Словарная работа.

Пальчиковая гимнастика.

- Откройте тетради, запишите число и слова «Классная работа».

- На минутке чистописания мы будем писать букву Нн.

Показ написания учителем на доске: Нн.

- На доске:  

Г .рох,      к . сель,       л . мон

к .фир,   к . пуста

- Вставьте пропущенные буквы.

- Как эту группу  назвать одним словом?

- Еда.

- Найдите лишнее.

- Капуста.

- Почему вы так считаете?

- В нем 3 слога.

ДЗ: оформить запись в тетради; подготовить к изучению новой темы; проверить прежние знания при помощи словарной работы.

МО: практическая работа.

ПО: показ учителем; списывание с образца; обобщение; выполнение упражнения на грамотное написание слов.

ФО: индивидуальная.

ОС: правильное оформление записей в тетради; грамматически верное написание словарных слов.

IV.Изучение нового материала

1.Языковой анализ

2.Динамическая пауза

3.Работа с памяткой

- Ребята, послушайте название текста, написанного одним второклассником и скажите как вы думаете, о чем будет идти речь в тексте? «Как я помогаю маме.»

- А теперь послушайте сам текст и скажите, соответствует содержание названию.

Как я помогаю маме.

Я помогаю своей маме. У меня есть младший брат. Мама заботится о нас. Иногда она с нами играет и читает книжки. Я люблю свою маму.

- Соответствует ли содержание текста его названию? Почему?

- Что нужно сделать, чтобы название текста соответствовало его содержанию?

Упр. 247

- Откройте стр. 113 и прочитайте задание к упр. 247.

- Как будет называться текст?

- О чем нужно рассказать в этом тексте?

- Откройте текст в рабочих тетрадях на стр. 59. Вслух прочитает Маша, а затем вы ответите, удалось ли ученику создать хороший текст?

- Удалось ли ученику создать хороший текст?

- Исправьте три ошибки, допущенные учеником.

Выполнение задания.

- А теперь с помощью подсказки скажите, кем вы только что работали.

-Кто такой корректор? Редактор?

Раз, два, три!

Выросли цветы!

Влево качнулись!

Низко пригнулись!

Вправо качнулись!

Низко пригнулись!

Ветерок, убегай!

Ты цветочки не сломай!

Пусть они цветут, растут,

Всем радость несут!

На слайд вынесены требования к хорошему тексту.

- Прочитаем требования.

- Какие требования в рассказе про любимую игрушку были выполнены, а какое – нарушено?

- Что вы улучшали в тексте?

- Теперь посмотрите, как можно исправлять ошибки в тексте, когда работаешь редактором.

ДЗ:  продолжить формировать умения правильного определения на соответствие заголовка и текста; начать обучение редактированию текста.

МО: частично-поисковый(анализ и синтез).

ПО: выполнение упражнений на построение  и редактирование текстов.

ФО: коллективная, индивидуальная.

ОС: правильное выполнение упражнений в тетради; фронтальный опрос.

V.Первичное закрепление

Упр. 249 в рабочей тетради.

- Давайте проверим учел ли автор требования к построению текста.

- На стр. 59 поставьте +, если требование выполнено, и - , если оно не выполнено.

- Все ли удачно в тексте?

- Сразу ли мы его понимаем?

- Как можно улучшить рассказ?

- Покажите порядок предложений цифрами и проверьте, стал ли текст понятнее.

-Запишите улучшенный рассказ в тетрадь.

- Какие требования к тексту вы соблюдали?

- Какие обозначения использовали?

ДЗ: проверить усвоение учащимисятребований к написанию текста.

МО: практическая работа.

ПО: редактирование и корректировка текста.

ФО: индивидуальная, коллективная.

ОС: правильное выполнение упражнений в тетради.

VI.Итог урока

- С чем мы сегодня познакомились?

- Кто такой корректор? Редактор?

- О каких требованиях к хорошему тексту мы сегодня узнали?

Выставление оценок с комментированием.

ДЗ: подвести итог урока; выставить оценки за работу на уроке.

МО: обобщающая

беседа по теме урока.

ФО: коллективная.

ОС: фронтальный опрос.

VII. Инструктаж Д/з

- Дома вам нужно будет выполнить упр. 251.

- Прочитайте задание. Что будет нужно сделать?

ДЗ: инструктаж по выполнению домашнего задания.

МО: словесный, беседа, инструктаж.

ФО: коллективная.

ОС: фронтальный опрос.

VIII.Рефлексия

- Поднимите карточки, которые показывают ваше настроение после урока:

 - кому было все понятно и легко работать на уроке.

 - кому было неинтересно на уроке.

    - кому было очень трудно на уроке.

ДЗ: узнать отношение учащихся к уроку и состояние после урока.

МО: словесный.

ПО: работа с сигнальными карточками.

ФО: индивидуальная.

ОС: показ карточек, обозначающих настроение после урока, корректировка эмоционального состояния.

Список литературы

  1. Сальникова Т. П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи: Уч.-методич. пособие для преподавателей и студентов пед. уч. зав. [Текст] / Т. П. Сальникова. – М.: Сфера, 2000. – 240с.
  2. Соловейчик М. С. К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам по русскому языку для 2 класса четырехлетней начальной школы. Пособие для учителя. [Текст] / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003. – 144 с.
  3. Соловейчик М. С. Русский язык: к тайнам нашего языка: учебник для 2 класса общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.1. [Текст] / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. – 144 с.
  4. Соловейчик М. С.  К тайнам нашего языка: Тетрадь-задачник 1 к учебнику русского языка для 2 класса общеобразовательных учреждений. [Текст] / М. С. Соловейчик. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. – 64с.
  5. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в нач. кл.: Уч. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений [Текст] / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М.: Академия, 2000. – 427 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Урок русского языка по теме:"Текст. Ознакомление с текстом-описанием".

Тема урока:«Текст. Знакомство с текстом-описанием»....

Конспект урока по русскому языку на тему "Текст-описание и текст-повествование"

Класс: 3 Программа: «Перспективная начальная школа» ...

Проект урока мастера по русскому языку в 4 классе " Правописание безударных окончаний глаголов"

Психолого-педагогическая характеристика класса.                         Сп...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»

Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....

Технологическая карта урока русского языка «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста» (УМК "Начальная школа ХХI века", 2 класс)

Тема урока: «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о том, как формир...