Исследование слова "космос"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Павлова Татьяна Петровна

Урок - исследование позволяет ребенку получить полную информацию о слове, научиться работать с различными источниками информации, повторить все разделы русского языка, и в целом повышает интерес к изучению предмета "русский язык".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledov._sl._kosmos.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                    

  1.                            Урок русского языка в 4 классе        

        Тема: Значение слова.

Исследование слова  «Космос»

Цели урока:                                                                                                              

Образовательные:

1. Проверить знания  учащихся и понимание ими изученного материала, способности опознавать  языковые единицы, классифицировать их, выявлять соответствие  или несоответствие языковым нормам.  

2. Обобщить, систематизировать  и совершенствовать   знания учащихся о различных разделах науки о языке:  лексике, словообразовании, фонетике, орфографии, морфологии, синтаксисе;    знать, что изучает каждый раздел науки; уметь производить фонетический, словообразовательный, морфологический, синтаксический разборы.

Развивающие:   развивать внимание, память, логическое мышление, самооценку;    

 совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки.                                                                         Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, умение работать в коллективе, оказывать помощь одноклассникам при возникновении затруднений.

Оборудование:

  1. Мультимедийное оборудование
  2. Листы исследования
  3. Словари                                                                  

Ход урока

  1. Организационный  момент.  
  2. Общение на сегодняшнем уроке обещает быть очень интересным и увлекательным.

 Потому что у нас сегодня будет не просто урок, а урок – исследование.

- Как вы думаете, что обозначает слово «исследовать»? (Изучать, узнавать что-то новое).

- Ребята, а хотите ли вы сегодня на уроке стать исследователями?  (Да).   

                       

 Постановка темы и цели урока.    

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык», - писал Константин Паустовский. И он прав, и мы не раз уже убедились в этом, работая по разделу

«Слово – главный работник в нашей речи».

 

- Как вы понимаете, о каком богатстве говорит автор?

-Как понимаете значение слова «богатый» в данном высказывании?

 -Чем богат русский язык?

 - В чем его богатство?

  1. Язык богат многообразием слов. Все в окружающем мире мы называем словами, ярко и точно слова отражают назначение, характеристику, качества предмета, действия или явления.

- Но мало знать как называются предметы, … Что еще важно знать о слове?

- Значение слова.

- Слово, как и человека, мы можем охарактеризовать с разных сторон. Именно этим мы сейчас и займемся.

 - А что это за слово, предлагаю догадаться. И поможет нам в этом ребус.(слайд)

 - Верно, ребята, это слово «Космос». И сегодня мы исследуем его с разных сторон   науки о языке. Я очень надеюсь, что после наших исследований, вы еще больше убедитесь, как интересно изучать и знать русский язык! Как много в нем тайн и неожиданностей!  И что нет в нем скучных и ненужных правил, а есть целая жизнь языка.

  1. Многие задания сегодня потребуют от вас умения думать, рассуждать, доказывать и, конечно же, отстаивать свою точку зрения.

- Но чтобы приступить к исследованиям, нам нужно вспомнить, с какими  разделами науки о языке мы уже знакомы?

(Лексика,

орфография,

 словообразование,

морфология,

фонетика,

синтаксис).

        

                                              Исследование слова «Космос».   

1.

                                 

- Итак, I раздел  науки о языке –  ЛЕКСИКА.

-  Скажите, пожалуйста, что изучает раздел науки лексика? 

 (Лексика изучает словарный состав языка).

- Почему так важно знать значение слова? В чем оно помогает?

(помогает правильно строить высказывания; формулировать мысли; решать орфографические задачи – писать грамотно; понимать друг друга)

- А что такое слово? (Слово – это минимальная, значимая единица речи).

- Из чего состоят слова? (Слова состоят из слогов, слоги из звуков, а звуки на письме обозначаются буквами).

-  Но как  вы думаете,  могут ли  любые звуки, взятые  вместе, быть словом?  (Мнения  детей.)

- Хорошо. Вот сейчас мы с вами и исследуем это.

                                       Работа  в группах по карточкам.

Первая  группа  исследует «калушата»,  вторая  группа -  «космос».   

  1. Наиболее существенные признаки слова

Да, присутствуют

Нет, не присутствуют

1

Называет предмет, признак, действие реальной действительности

2

Может использоваться и в предложении и вне предложения.

3

Мы  не создаем его заново, а только вспоминаем и воспроизводим в памяти.

4

Имеет постоянное, неизменяемое количество и порядок звуков, которые нельзя переставлять, убирать, добавлять, заменять.

5

Ударение падает только на один слог.


Вывод

Значит, это слово.

Значит, это не будет словом

- Итак, ребята, могут ли быть словом любые звуки,  взятые вместе?  (Нет)

- Верно, не любые звуки, взятые вместе, будут словом.  

        Как, например, можно ли одну обложку книги без внутренней ее части назвать книгой? (Нет).  Почему?   (Потому что самое  главное в книге  не  обложка, а ее внутреннее содержание.)

- Правильно, ребята, так и слово, помимо внешней звуковой оболочки,   должно иметь внутреннее содержание.  А внутренним содержанием слова является его лексическое значение.          

        А  раскрыть  лексическое значение нашего исследуемого слова вы уже попытались  в своих сочинениях – рассуждениях на тему: «Что такое космос?». Давайте послушаем  некоторые отрывки из них.  (Чтение отрывков из нескольких  сочинений).

         

                Исследование лексического значения слова  «Космос».

                        Представление учащимися своих творческих работ.

- Спасибо, ребята. Вы высказали свое мнение.

  1. Но как же узнать, правы вы или нет?  Где мы можем найти точное определение этого слова и узнать его лексическое значение? (Ответы детей). Правильно, в толковых словарях.

                                                    Работа с научной литературой.  

  1. Значение слова КОСМОС в словарях

КОСМОС (Толковый словарь Владимира Ивановича Даля)

м. греч. мир, вселенная и мироздание.

КОСМОС (Толковый словарь Дмитрия Николаевича Ушакова)

космоса, м. (греч. kosmos) (книжн.). Мир, Вселенная. Греческая философия противополагала космосу хаос.

КОСМОС (Толковый словарь русского языка (Ожегов С., Шведова Н.))

а, м. Вселенная, мир

КОСМОС (Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь)

Космос (греч. KosmoV) - первоначально синоним "порядка, гармонии,красоты", со временем стало обозначать "мир или вселенную". По преданию,впервые назвал мир этим именем Пифагор, в виду пропорциональности и гармонии его частей.

  1. Итак, ребята, сумели ли вы раскрыть лексическое значение слова «Космос» и понять его? (Да). 
  1. А  можно ли к нашему слову «космос» подобрать синонимы и антонимы?
  1. Но сначала вспомните, пожалуйста, что такое синонимы? (Синонимы – это слова близкие по значению).
  1. Что такое антонимы? (Антонимы – это слова противоположные по смыслу).
  2. Итак, какие же синонимы и антонимы можно подобрать к нашему слову?

 (Синонимы -вселенная,  антоним – хаос). Молодцы!

 - Ребята, что же показали наши исследования в разделе лексики?  

1. Не любые звуки, взятые вместе, являются словом.                                                                                                                                                                 2. «Космос» - это слово;                                                                                                              

  -   оно имеет лексическое значение,                                                                                                                              - к нему можно подобрать синонимы и антонимы,

          - с ним можно составить любые предложения.

Вывод 1.

  1. Имеет смысл
  2. Обозначает предмет
  3. Может использоваться в словосочетаниях и предложениях
  4. Имеет синонимы
  5. Имеет антонимы

2.

  1. - Переходим к следующему разделу науки о языке ФОНЕТИКЕ.                                        

               - Что изучает раздел науки ФОНЕТИКА?

(Раздел науки фонетика изучает звуки нашей речи, слоги, ударение, интонацию).           

- Что могут обозначать эти числа в русском языке: 33, 21, 10, 6, 9, 4, 2?

(В русском алфавите 33 буквы, 21согласная буква, 10 гласных букв, 6 гласных звуков, 4 гласные буквы, обозначающие по два звука.)

- А как вы думаете, всегда ( написание и произношение) ли звуки и буквы в словах совпадают? (Ответы детей).

- Ребята, вот и постараемся мы сейчас это выяснить.

- Запишите несколько слов под диктовку с объяснением:

Вселенная, солнце, комета, звезда, луч, Гагарин.

- Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков.

- Назовите слово, в котором написание совпадает с произношением.

- Назовите слово, в котором все звуки твердые.

           

  1. Теперь исследуем наше слово «космос» и выясним, все ли звуки и буквы в нем совпадают?

                                         Звуко – буквенный анализ слова «космос».                                                                                                                     

     Космос [к о с м а с] – 2 слога,, 4 согласных, 2 гласных).

Вывод 2.

  1. 6 букв
  2. 2 гласных звука и 4 согласных
  3. 2 слога

3.

- А какой же раздел науки о языке подскажет нам  правильное написание этого слова?

  (Орфография).

- Ребята, значит, что же изучает орфография?  (Правильное написание слов).

  1. Как же мы проверим написание безударной гласной в нашем слове? (Нужно знать правило). Напомните, пожалуйста, это правило. (Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать проверочное слово или изменить слово так, чтобы, эта безударная была бы под ударением).

- Прочитайте предложение. Исправьте ошибки и объясните. (слайд)

Двинадцатае  апреля 1961 года был начят отщет касмической эры чиловечества – на каробле "восток" стортовал первый космонафт Юрий алексеевичь гагарин.

Вывод 3.

  1. Словарное слово, иностранного происхождения

4.

 - Следующий раздел науки о языке – МОРФЕМИКА или СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

- Ребята, а что  изучает этот раздел науки? (Раздел науки морфемика изучает состав слова).

- Из каких частей может состоять слово? (Слово может состоять из корня, приставки, суффикса, окончания).

- Подберите несколько однокоренных слов к слову «космос».

- Как вы думаете, могут ли слова КОСМОС  и  КОСМЕТИКА  быть однокоренными?

Космос и косметика 

      Вы никогда не задумывались над тем, почему так похожи друг на друга слова космический и косметический? Есть ли у них какой-то, общий, единый источник, или же сходство между этими словами объясняется лишь случайным совпадением?
      Прежде всего нужно сказать, что этимология обоих слов может быть выявлена только на материале греческого языка. Древнегреческий глагол
kosmeö [космео] означал «строю, привожу в порядок, украшаю». Отсюда у слова kosmos [космос] появились значения «упорядоченность, порядок», «мировой порядок, мироздание, мир» и «украшение». Впервые слово kosmos в значении «мир, мироздание, вселенная», насколько нам известно, было употреблено знаменитым древнегреческим математиком и философом Пифагором (VI век до н. э.). Значение же «украшение, наряд» было известно у слова kosmos еще во времена Гомера, то есть, по крайней мере, за 200 - 300 лет до Пифагора.

      Древнегреческое прилагательное kosmetikos [косметикос] имело значение «придающий красивый вид, украшающий», а сочетание слов kosmetikё technё [косметике техне:] или просто kosmetikё означало «искусство украшения». Именно здесь и находятся истоки русских слов косметика и косметический.

      Что же касается слова космический, то оно восходит к другому древнегреческому прилагательному - kosmikos [космикос] «мировой, вселенский, относящийся к космосу». Следовательно, общность происхождения русских слов космос, космический и косметика, косметический может быть представлена в виде такой схемы:

греч. kosmeö; „привожу в порядок, украшаю"
|
 

kosmos «мировой порядок, мироздание», «украшение»

kosmetike
«искусство украшения»

|

|

kosmikos "относящийся к космосу"

русск. косметика

|

|

русск. космический

русск. косметический

Блиц – опрос «Вспоминай, быстро хором отвечай!».

- Часть слова  перед корнем -  (Приставка).

-  После корня ... -  (Суффикс).

- Для чего служат приставка и суффикс?  (Для образования новых слов).

- Какие части слова образуют новые слова ?  (Суффиксы и приставки).

- Окончание – это часть речи или часть слова?  (Часть слова).

- Назовите изменяемую часть слова.  (Окончание).

- Для чего служит окончание?  (Для связи слов в предложении).

- Как называется часть слова без окончания?  (Основа слова).

- Может ли слово существовать без окончания?  Суффикса?  Приставки?   (Да).

- Без чего не может существовать слово?   (Без корня).    Молодцы!

– Ну что ж, а сейчас давайте выясним, из каких же частей состоит наше исследуемое слово   «КОСМОС»  и при помощи чего оно образовано?

                         

    Морфемный разбор слова ( устно цепочкой):

  1. Итак, слово «космос» состоит из корня.   

- Разберем по составу несколько однокоренных слов:

Космический, космодром, космолет, космонавт.

  ( космодром – греч. dromos – бег, место для бега;

    космонавт – греч. nautes – мореплаватель)   

Вывод 4.                      

  1. Состоит из корня
  2. Имеет родственные (однокоренные) слова

5.

- Ну, а теперь я приглашаю вас в раздел  науки - МОРФОЛОГИЮ.

- Что исследует раздел науки МОРФОЛОГИЯ? (Части речи).

- На какие 2 группы можно разделить все части речи этого предложения? (самостоятельные и служебные).

-   Назовите  только служебные части речи (предлоги, союзы, частицы).

- А какой частью речи является наше слово космос: самостоятельной или служебной?    

- Теперь давайте исследуем  наше  слово «космос» как часть речи.                                

     - Космос – (что?), обозначает предмет, имя существительное.

Начальная форма – (Что?) космос.

Признаки:   1. Нарицательное, неодушевленное,

                        2. В ед. числе, жен. рода, 1 склонения, в И. падеже.

          3.  В предложении может быть главным  и второстепенным членом.                                        

Вывод 5.

  1. Космос – что?, сущ., ед. ч., м.р., 2 скл., И.п., может быть главным и второстепенным членом предложения.

6.

  1. - Ребята,  какой раздел науки о языке изучает предложения и словосочетания? Правильно, это  синтаксис.  
  1. Запишем  предложения:

Космос всегда завораживал человека своей неизвестностью.

Дорогу в космос человеку проложили собаки.

Синтаксический разбор предложений:

А)  По цели высказывания это предложение … (повествовательное).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Б)  По интонации - … (невосклицательное).                                                                                  

В) Главные члены …

Г) Если в предложении есть и главные, и второстепенные члены, то это предложение …   (распространенное).

Д) Если предложение состоит из подлежащего и сказуемого, то оно …(двусоставное).

Вывод 6.

  1. В предложении может быть главным и второстепенным членом предложения.

                     

Итог:    

               

-  Ребята,  вот и закончились  наши  исследования .  Понравилось ли вам быть исследователями?

  1. Что же интересного, нового вы узнали из наших исследований о слове? 
  1. Напомните, пожалуйста, какие же разделы науки о языке мы сегодня вспоминали?                                                                                

        

                                                                                        Приложение 1.

                                                Карточка № 1.

           Исследовать,  является ли «калушата» словом?  Для этого отметить в таблице подходящие утверждения словами «Да» или «Нет» и сделать вывод.

  1. Наиболее существенные признаки слова

Да, присутствуют

Нет, не присутствуют

1

Называет предмет, признак, действие реальной действительности

2

Может использоваться и в предложении и вне предложения.

3

Мы  не создаем его заново, а только вспоминаем и воспроизводим в памяти.

4

Имеет постоянное, неизменяемое количество и порядок звуков, которые нельзя переставлять, убирать, добавлять, заменять.

5

Ударение падает только на один слог.


Вывод

Значит, это слово.

Значит, это не будет словом

                                        Карточка № 2 .

       Исследовать,  является ли «космос» словом?    Для этого отметить в таблице подходящие утверждения словами «Да» или «Нет»,  и сделать вывод.

  1. Наиболее существенные признаки слова

Да, присутствуют

Нет, не присутствуют

1

Называет предмет, признак, действие реальной действительности

2

Может использоваться и в предложении и вне предложения.

3

Мы  не создаем его заново, а только вспоминаем и воспроизводим в памяти.

4

Имеет постоянное, неизменяемое количество и порядок звуков, которые нельзя переставлять, убирать, добавлять, заменять.

5

Ударение падает только на один слог.


Вывод

Значит, это слово.

Значит, это не будет словом

ПЛАН    ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. Лексика

  1. Наиболее существенные признаки слова

Да, присутствуют

Нет, не присутствуют

1

Называет предмет, признак, действие реальной действительности

2

Может использоваться и в предложении и вне предложения.

3

Мы  не создаем его заново, а только вспоминаем и воспроизводим в памяти.

4

Имеет постоянное, неизменяемое количество и порядок звуков, которые нельзя переставлять, убирать, добавлять, заменять.

5

Ударение падает только на один слог.


Вывод

Значит, это слово.

Значит, это не будет словом

  1. Орфография

________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Словообразование

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Морфология

________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Фонетика

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

  1. Синтаксис

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья"Исследование текста на уроках русского языка как одно из видов исследования в начальной школе"

В данной статье предлагается примерное исследование текстов на уроках русского языка в 4 классе  по теме  «Подвиги детей в годы Великой Отечественной войны(1941-1945)»...

Упражнения по методике проведения самостоятельных исследований (коллективная игра-исследование).

Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий....

Занятие-исследование на тему: "Исследование почвы"

Данный материал содержит разработку занятия по внеурочной деятельности  и самоанализ занятия по теме "Исследование почвы". В ходе проведения опытов используется мобильный класс....

Урок - исследование "Что рассказало нам слово? Исследование слова "снег"

Урок проводится в устной форме, что является абсолютно новым подходом в обучении русскому языку....

Категориально – понятийный аппарат исследования – основа исследования.

В разработке представлен мастер-класс по составлению категориально – понятийного аппарата ученического исследования с анализом образцов научного аппарата исследования....

Как выбрать тему исследования. Проблема исследования

Презентация, в которой использованы опорные конспекты по книге А. Савенкова...