Главные вкладки

    Урок русского языка в 1 классе "Буквы е,ё,ю,я и их функции в словах"
    методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

    Толстова Жанна Леонидовна

    Технологическая карта урока разработана в соответствии с ФГОС. Проводился с использованием интерактивной доски.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx28.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я И ИХ ФУНКЦИИ В СЛОВАХ

    Цели деятельности учителя

    Совершенствовать знания о гласных звуках; показать роль букв для гласных в слове; провести наблюдение над смыслоразличительной функцией гласных в слове; обучить распознаванию гласных среди других звуков в слове; учить созданию рассуждения

    Тип урока

    Решение частных задач

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

    научатся: различать в слове гласные звуки по их признакам; правильно произносить гласные звуки; соотносить количество звуков и букв; анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков;

    получат возможность научиться: находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю; объяснять причины расхождения количества букв и звуков в слове.

    Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта /приобретенная компетентность):

    познавательные - развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    коммуникативные - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    регулятивные - определять наиболее эффективные способы достижения результата.

    Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости

    Методы и формы обучения

    Частично – поисковый, исследовательский; фронтальная, групповая, индивидуальная, парная работа

    Образовательные ресурсы

            Учебник: «Русский язык» 1 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение», электронное приложение к учебнику «Русский язык», проектор, интерактивная доска, ноутбук; смайлики

    Организационная структура урока

    Этап урока

    Время

    Цель  

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формы

    Универсальные учебные действия

    1. Организационный момент

    1-2мин

    Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

    Проверяю готовность к уроку, создаю эмоциональный настрой на изучение нового

    Проверяют готовность к уроку, создают эмоциональный настрой на изучение нового материала

    Ф

    Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются

    о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; пра-

    вильно идентифицируют себя с позицией школьника

    1. Актуализация знаний

    4-5мин

    Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

    Я предлагаю вам побыть немного артистами. А что делаю артисты перед концертом?

    Правильно, распеваются.

    А какие звуки поют?

    Давайте узнаем.

    Отвечают на вопросы.  

    Распеваются.

    Игра «Хор» - узнают какой гласный звук поет каждый хорист.

    Ф

    Личностные: осознают свои возможности

    в учении; способны адекватно судить

    о причинах своего успеха или неуспеха

    в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

    Познавательные:

    общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о изучаемом предмете. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

    1. Постановка учебной задачи

    4мин

    Формулирование темы

    Сколько гласных звуков в русском языке?

    А букв, обозначающих гласные звуки?

    Получается, что некоторые буквы «лишние». Так ли это? Давайте разберемся.

    Над какой проблемой мы будем работать на уроке?

    Отвечают на вопрос.

     

    В русском языке шесть гласных звуков.

    Букв десять.

    -  Выяснять для чего нужны буквы е,ё,ю,я. Какую работу они выполняют.

    Ф

    Познавательные:

    общеучебные - осознанно строят речевое

    высказывание в устной форме о гласных

    буквах и звуках;

    логические - осуществляют поиск необходимой информации.

    Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

    1. Этап изучения новых знаний

    7-8мин

    Подведение детей к самостоятельному выводу

    Чистописание. __________________

    Загадки.

    Он и ухо, он и рот.

    Номерок кто наберет,

    Круг послушно повернется,

    Он тот час же отзовется. (телефон)

    Есть у нас в квартире робот,

    У него огромный хобот,

    Любит робот чистоту

    И гудит, как лайнер «Ту». (пылесос)

    Произнесите звуки, обозначенные выделенными буквами. Какие это звуки – твердые или мягкие? Какие буквы стоят после выделенных букв?

    Какой вывод мы сделаем …

    Всегда ли буквы е,ё,ю,я обозначают мягкость согласных звуков?

    Итак, одну роль мы узнали.

    Продолжим?

    Прочитайте предложения:

    Яша рисует ель.

    Юра нарисовал ёлочку.

    Послушайте, какой первый звук слышится в именах собственных? А второй?

    Какие звуки обозначают е, ё в начале слова?

    Что же получилось?

    Значит мы узнали еще одну роль.

    Выполните следующее задание.

    Спишите слова, подчеркните буквы, которые обозначают два звука.

    Играю, юла,  молния, вьюга, яблоко, подъезд, друзья.

    В каких словах буквы е,ё,ю,я стоят не в начале слова? Какие звуки они обозначают?

    Доказали ли мы необходимость «лишних» букв?

    Для чего они нужны?

    Выполняют задание по чистописанию

    Дети отгадывают загадки и отвечают на вопросы.

     Выделены мягкие согласные звуки.

    После стоят буквы е,ё, я, ю, и.

    Буквы е, ё, ю, я, и на письме обозначают мягкость согласного звука.

    Нет. Они обозначают мягкость, если стоят после согласного.

    Первый звук в именах [й]. Второй – Яша [а], Юра[ у]

    В слове ель[ йэ]

    В слове ёлочка [йо].

    Буквы е,ё,ю,я в начале слов обозначают два звука.

    Выполняют задание. Буквы подчеркивают на доске.

    В словах : играю, молния, вьюга, подъезд, друзья.

    Называют звуки и делают вывод:

    Буквы е,ё,ю,я обозначают два звука если стоят после гласного и разделительных ъ и ь знаков.

    Перечисляют функции .

    Ф

    Регулятивные: осуществляют пошаговый

    контроль своих действий, ориентируясь

    на показ движений учителем.

    Познавательные:

    общеучебные - извлекают необходимую

    информацию из рассказа учителя, из собственного опыта;

    логические - осуществляют поиск необходимой информации.

    Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

    Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

    Познавательные:

    общеучебные - извлекают необходимую

    информацию из рассказа учителя, из собственного опыта;

    логические - осуществляют поиск необходимой информации

    Физминутка

    1. Первичное осмысление и закрепление

    4-5мин

    Развитие умения распозна-вать и подбирать слова

    Поработаем с учебником с.60 упр.7.

    Рассмотрим записи и приведем примеры слов.

    Приводят примеры слов

    Ф

    И

    Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя, ориентируются в учебнике и тетради

    1. Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль

    4-5мин

    Научиться самостоятельно анализировать, обобщать и усваивать материал

    Выполните самостоятельно упр.8 на страничках 60-61.

    Что называют словом деревня? Какие гласные звуки слышим ? Какими буквами они обозначены. Составьте предложение с этим словом.

    Читают слова.

    Выписывают те, в которых гласные буквы обозначают мягкость согласных (мяч, тётя, деревня)

    И

    П

    Коммуникативные:

     - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

    Познавательные:

    - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Личностные:

    - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

    - умение выделить нравственный аспект поведения;

    - готовность к сотрудничеству и дружбе;

    Регулятивные:

    - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

    физминутка

    1. Включение нового знания в систему знаний и повторение

    7-8мин

    Выявление границ применимости нового знания

    Игра «Звуковички»

    Вам предстоит поработать в группах.

    выпишите слова, в которых

     1 группа  - гласные обозначают твердость согласных.

    2 группа –  гласные обозначают два звука

    3 группа – гласные обозначают мягкость согласных

    Выполняют задание по группам:

    1 группа – мак, дуб, мэр, сыр, дом

    2 группа – юг, як, ёж, ель

    3 группа – день, люк, лён, мяч, мир

    И

    Г

    Коммуникативные:

     - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

    Познавательные:

    - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Личностные:

    - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

    - умение выделить нравственный аспект поведения;

    - готовность к сотрудничеству и дружбе;

    Регулятивные:

    - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

    1. Итоги урока. Рефлексия

    2-3мин.

    Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация

    Беседа по вопросам.

    Какую задачу ставили?

    Удалось решить поставленную задачу?

    Какие функции выполняют буквы е,ё,ю,я?

    Оцените свою работу на уроке. Работу класса в целом.

    Отвечают на вопросы.

    Оценивают смайликами.

    Ф

    Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок русского языка в 1 классе по системе Л. Занкова по теме "Родственные слова. Корень", презентация.

    Тип урока: урок открытия новых знаний. Методы: словесный,  игровой, наглядный, поисковый, метод свободного выбора и свободной беседы, метод взаимодействия и самоконтроля. Приемы: рассуж...

    разработка урока русского языка во 2 классе по теме "Правописание парных согласных в корне слова".

    Урок, проведенный во 2 классе ( УМК "Планета знаний") в форме деловой игры, позволяет закрепить и обобщить знания детей по орфограмме- правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова, раз...

    Урок русского языка во 2 классе (УМК "Школа России"). Тема: Упражнения в написании слов с парными согласными в середине и в конце слов.

    Урок - путешествие в цирк. На уроке ученики выполняют задания, закрепляющие написание звонких и глухих парных согласных в середине и в конце слов....

    Презентация к уроку русского языка 4 класс по учебному комплекту "Перспективная начальная школа" на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков"

    Представлен ход урока " Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков", 4 класс.  Презентация содержит проверочную работу -игра "Редактор", представлены значения слов "аббр...

    Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Родственные слова» (урок объяснения и усвоения новых знаний)

    Данный урок является первым в изучаемой теме "Родственные слова". Цель урока: формирование умения находить,  различать и образовывать родственные слова; развивать речь учащихся; учить действовать...

    Конспект урока русского языка Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, 3 класс Как образуются слова. Образование слов при помощи суффиксов

    Конспект урока русского языка Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, 3 класс Как образуются слова. Образование слов при помощи суффиксов...

    Урок русского языка в 3 классе "Школа России" по теме "Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне" ( урок закрепления материала)

    Урок русского языка в 3 классе "Школа России" по теме "Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне" ( урок закрепления материала)...