Урок русского языка в 1 классе "Буквы е,ё,ю,я и их функции в словах"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Толстова Жанна Леонидовна

Технологическая карта урока разработана в соответствии с ФГОС. Проводился с использованием интерактивной доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я И ИХ ФУНКЦИИ В СЛОВАХ

Цели деятельности учителя

Совершенствовать знания о гласных звуках; показать роль букв для гласных в слове; провести наблюдение над смыслоразличительной функцией гласных в слове; обучить распознаванию гласных среди других звуков в слове; учить созданию рассуждения

Тип урока

Решение частных задач

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: различать в слове гласные звуки по их признакам; правильно произносить гласные звуки; соотносить количество звуков и букв; анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков;

получат возможность научиться: находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю; объяснять причины расхождения количества букв и звуков в слове.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта /приобретенная компетентность):

познавательные - развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

коммуникативные - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

регулятивные - определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости

Методы и формы обучения

Частично – поисковый, исследовательский; фронтальная, групповая, индивидуальная, парная работа

Образовательные ресурсы

        Учебник: «Русский язык» 1 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение», электронное приложение к учебнику «Русский язык», проектор, интерактивная доска, ноутбук; смайлики

Организационная структура урока

Этап урока

Время

Цель  

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы

Универсальные учебные действия

  1. Организационный момент

1-2мин

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Проверяю готовность к уроку, создаю эмоциональный настрой на изучение нового

Проверяют готовность к уроку, создают эмоциональный настрой на изучение нового материала

Ф

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются

о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; пра-

вильно идентифицируют себя с позицией школьника

  1. Актуализация знаний

4-5мин

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Я предлагаю вам побыть немного артистами. А что делаю артисты перед концертом?

Правильно, распеваются.

А какие звуки поют?

Давайте узнаем.

Отвечают на вопросы.  

Распеваются.

Игра «Хор» - узнают какой гласный звук поет каждый хорист.

Ф

Личностные: осознают свои возможности

в учении; способны адекватно судить

о причинах своего успеха или неуспеха

в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные:

общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о изучаемом предмете. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

  1. Постановка учебной задачи

4мин

Формулирование темы

Сколько гласных звуков в русском языке?

А букв, обозначающих гласные звуки?

Получается, что некоторые буквы «лишние». Так ли это? Давайте разберемся.

Над какой проблемой мы будем работать на уроке?

Отвечают на вопрос.

 

В русском языке шесть гласных звуков.

Букв десять.

-  Выяснять для чего нужны буквы е,ё,ю,я. Какую работу они выполняют.

Ф

Познавательные:

общеучебные - осознанно строят речевое

высказывание в устной форме о гласных

буквах и звуках;

логические - осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

  1. Этап изучения новых знаний

7-8мин

Подведение детей к самостоятельному выводу

Чистописание. __________________

Загадки.

Он и ухо, он и рот.

Номерок кто наберет,

Круг послушно повернется,

Он тот час же отзовется. (телефон)

Есть у нас в квартире робот,

У него огромный хобот,

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер «Ту». (пылесос)

Произнесите звуки, обозначенные выделенными буквами. Какие это звуки – твердые или мягкие? Какие буквы стоят после выделенных букв?

Какой вывод мы сделаем …

Всегда ли буквы е,ё,ю,я обозначают мягкость согласных звуков?

Итак, одну роль мы узнали.

Продолжим?

Прочитайте предложения:

Яша рисует ель.

Юра нарисовал ёлочку.

Послушайте, какой первый звук слышится в именах собственных? А второй?

Какие звуки обозначают е, ё в начале слова?

Что же получилось?

Значит мы узнали еще одну роль.

Выполните следующее задание.

Спишите слова, подчеркните буквы, которые обозначают два звука.

Играю, юла,  молния, вьюга, яблоко, подъезд, друзья.

В каких словах буквы е,ё,ю,я стоят не в начале слова? Какие звуки они обозначают?

Доказали ли мы необходимость «лишних» букв?

Для чего они нужны?

Выполняют задание по чистописанию

Дети отгадывают загадки и отвечают на вопросы.

 Выделены мягкие согласные звуки.

После стоят буквы е,ё, я, ю, и.

Буквы е, ё, ю, я, и на письме обозначают мягкость согласного звука.

Нет. Они обозначают мягкость, если стоят после согласного.

Первый звук в именах [й]. Второй – Яша [а], Юра[ у]

В слове ель[ йэ]

В слове ёлочка [йо].

Буквы е,ё,ю,я в начале слов обозначают два звука.

Выполняют задание. Буквы подчеркивают на доске.

В словах : играю, молния, вьюга, подъезд, друзья.

Называют звуки и делают вывод:

Буквы е,ё,ю,я обозначают два звука если стоят после гласного и разделительных ъ и ь знаков.

Перечисляют функции .

Ф

Регулятивные: осуществляют пошаговый

контроль своих действий, ориентируясь

на показ движений учителем.

Познавательные:

общеучебные - извлекают необходимую

информацию из рассказа учителя, из собственного опыта;

логические - осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Познавательные:

общеучебные - извлекают необходимую

информацию из рассказа учителя, из собственного опыта;

логические - осуществляют поиск необходимой информации

Физминутка

  1. Первичное осмысление и закрепление

4-5мин

Развитие умения распозна-вать и подбирать слова

Поработаем с учебником с.60 упр.7.

Рассмотрим записи и приведем примеры слов.

Приводят примеры слов

Ф

И

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя, ориентируются в учебнике и тетради

  1. Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль

4-5мин

Научиться самостоятельно анализировать, обобщать и усваивать материал

Выполните самостоятельно упр.8 на страничках 60-61.

Что называют словом деревня? Какие гласные звуки слышим ? Какими буквами они обозначены. Составьте предложение с этим словом.

Читают слова.

Выписывают те, в которых гласные буквы обозначают мягкость согласных (мяч, тётя, деревня)

И

П

Коммуникативные:

 - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

физминутка

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение

7-8мин

Выявление границ применимости нового знания

Игра «Звуковички»

Вам предстоит поработать в группах.

выпишите слова, в которых

 1 группа  - гласные обозначают твердость согласных.

2 группа –  гласные обозначают два звука

3 группа – гласные обозначают мягкость согласных

Выполняют задание по группам:

1 группа – мак, дуб, мэр, сыр, дом

2 группа – юг, як, ёж, ель

3 группа – день, люк, лён, мяч, мир

И

Г

Коммуникативные:

 - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

  1. Итоги урока. Рефлексия

2-3мин.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация

Беседа по вопросам.

Какую задачу ставили?

Удалось решить поставленную задачу?

Какие функции выполняют буквы е,ё,ю,я?

Оцените свою работу на уроке. Работу класса в целом.

Отвечают на вопросы.

Оценивают смайликами.

Ф

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 1 классе по системе Л. Занкова по теме "Родственные слова. Корень", презентация.

Тип урока: урок открытия новых знаний. Методы: словесный,  игровой, наглядный, поисковый, метод свободного выбора и свободной беседы, метод взаимодействия и самоконтроля. Приемы: рассуж...

разработка урока русского языка во 2 классе по теме "Правописание парных согласных в корне слова".

Урок, проведенный во 2 классе ( УМК "Планета знаний") в форме деловой игры, позволяет закрепить и обобщить знания детей по орфограмме- правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова, раз...

Урок русского языка во 2 классе (УМК "Школа России"). Тема: Упражнения в написании слов с парными согласными в середине и в конце слов.

Урок - путешествие в цирк. На уроке ученики выполняют задания, закрепляющие написание звонких и глухих парных согласных в середине и в конце слов....

Презентация к уроку русского языка 4 класс по учебному комплекту "Перспективная начальная школа" на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков"

Представлен ход урока " Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков", 4 класс.  Презентация содержит проверочную работу -игра "Редактор", представлены значения слов "аббр...

Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Родственные слова» (урок объяснения и усвоения новых знаний)

Данный урок является первым в изучаемой теме "Родственные слова". Цель урока: формирование умения находить,  различать и образовывать родственные слова; развивать речь учащихся; учить действовать...

Конспект урока русского языка Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, 3 класс Как образуются слова. Образование слов при помощи суффиксов

Конспект урока русского языка Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, 3 класс Как образуются слова. Образование слов при помощи суффиксов...

Урок русского языка в 3 классе "Школа России" по теме "Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне" ( урок закрепления материала)

Урок русского языка в 3 классе "Школа России" по теме "Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне" ( урок закрепления материала)...