Конспекты уроков обучения грамоте (письмо)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Савоненко Марина Николаевна

В данном материале представлены три конспекта уроков по обучению грамоте (письмо) по системе Л.Занкова (прописи Нечаевой).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx50.01 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ №33 с УИОП»

г. Старый Оскол Белгородской области

Конспект урока письма в 1 классе

по системе Л. В. Занкова

Подготовила

 учитель начальных классов

Савоненко Марина Николаевна


Конспект урока русского языка (обучение письму)

Тема: Написание строчной буквы б.

Цель: создать условия для формирования навыка каллиграфического написания строчной буквы б, слов с этой буквой.

Задачи: 1. Обучать написанию строчной буквы б.

        2. Способствовать формированию правильного каллиграфического письма.

        3.Учить выделять ударные звуки в словах.

        4. Отрабатывать верхнее и нижнее соединение строчной  буквы б в словах.

        5. Развивать образную память, координацию движения,

        6.  Формирование понятий о числе имен существительных.

        7. Упражнять детей в решении графико-каллиграфичеких задач.

Универсальные учебные действия:

- Применять учебную задачу урока.

-  Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте.  Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма.

-Различать написание строчных и прописных букв, их сходства и различия.

- Находить ошибки в предложении.

- Уметь работать в паре, группах. Выслушивать мнение других учащихся, высказывать свое мнение.

Оборудование: рабочие прописи Н. В. Нечаевой, Н. К. Булычёвой, веревочка для анализа написания буквы, раздаточный материал для звукового анализа слов, музыкальное сопровождение «Звуки природы».

Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Раз, два, три, четыре, пять – урок пора нам начинать.

Вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь.

  1. Актуализация и фиксирование проблем в пробном действии.

- Сегодня мы начинаем работу в третьей части прописи. Посмотрите, чему вы научитесь? (Дети рассматривают вторую и третью страницу, делают выводы.)

- А теперь представьте, что мы перенеслись в лес. (Звучат «голоса леса»). В какое время года можно услышать эти звуки? (Летом, весной) А что происходит в лесу осенью? (Он засыпает и спит до весны.) Но у нас в классе тепло, уютно, так что пусть поют птички!

- Откройте страницу 4. Назовите изображенных животных. Какое из них лишнее? Почему? (Дети называют бабочку, она летает, а боб и баран – нет. Бобр живет в воде, остальные-  на суше. Баран – домашнее животное.)

- Составьте схемы к этим словам по группам: 1 ряд – бабочка, 2 ряд – бобр, 3 ряд – баран. (Работают на одной парте, затем от каждой группы ученик выкладывает схему на доске.)

- Поставьте ударение в словах. Выпишите буквы ударных звуков. (Выписывают на доске.)

- Какой элемент у них одинаковый? (Овал.) В каких еще буквах он встречается? (Опираются на таблицу «Алфавит»).

 3. Постановка проблемы.

- Запишите на следующей строчке слово, которое обозначает животного, строящего плотины и хатки.

 - Мы не сможем записать это слово.

-Почему?

- Не умеем писать букву б.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Как вы считаете, чему научитесь сегодня на уроке? (Писать букву б)

- А что нужно для этого вспомнить? (Как правильно сидеть, держать ручку, положить тетрадь. Элементы букв.) А какой звук обозначается буквой б? (Звук б. Дети дают ему характеристику.)        

5. Реализация построенного проекта выхода из затруднения.

- Рассмотрите букву б. Что вы можете о ней сказать? (Она строчная. Состоит из овала и палочки-флажка.. Палочку-флажок мы не умеем писать.)

- Возьмите веревочку и попробуйте выложить строчную букву . (Дети выкладывают букву из веревочки. Делают выводы о том, что буквы пишется безотрывно.)

- Чтобы начать писать букву, потренируем глазки. Посмотрите налево, направо, вверх, вниз. А теперь по кругу слева – вверх -  направо –вниз.

- Возьмите ручку, положите правильно пропись. Приготовьтесь! Напишите букву вместе со мной в воздухе. А теперь приступайте к написанию в тетради.

Тетрадь с наклоном положу-

                       Ручку правильно держу.

                       Сяду прямо, не согнусь,

                         За работу я возьмусь.

(Учащиеся пишут строчку буквы б.)

- Поменяйтесь с соседом. Найдите самую красивую букву. Обведите ее в кружок.

6. Физкультминутка.

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают, (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там не тронет их никто.

7.  Работа по формированию правильного написания соединения строчной буквы б.

- Посмотрите на следующую строку. Какой вид соединений мы будем использовать? (Нижнее и верхнее.) С какими гласными буквами б соединим верхним соединением? Нижним?

(Учащиеся пишут слоги бо, бы, об).

8. Включение в систему знаний и повторение.

а)- Прочитайте следующие слова: боб – бобы, бобр – бобры. Что вы можете сказать о них? (Одно слово обозначает один предмет, другое – много.) (У них общее – боб. Но слова обозначают разное: бобы – это еда, бобр – это животное.)

- Поставьте в словах ударения. Произнесите вторые слова. Похоже ли написание с произношением? (Нет. Мы слышим а, пишем о во втором слоге.) Когда будете писать, будьте внимательными.

- Обведите по контуру слова боб – бобы. Напишите слова бобр – бобры.

б) Отработка правильного соединения.

- Прочитайте предложение: Добры бобры до бобрят. Как вы его понимаете? Обведите по контуру, соблюдая соединения.

9. Физкультминутка. (По желанию детей.)

10. Самостоятельная работа по эталону.

- Прочитайте предложение. На луг был бараны. (Дети отмечают, что в предложении ошибка. Его нужно исправить.)

- Почему необходимо исправить? (В предложении слова связаны по смыслу.)

(На доске это предложение записано. Ученик выходит к доске и исправляет. Дети делают выводы.)

- Спишите предложение, соблюдая правила оформления предложения.

(После написания – самопроверка, самоанализ.)

11. Рефлексия.

- Что сегодня на уроке было для вас самым интересным?

- Используя подсказку-схему, выскажитесь об уроке.

- Спасибо за урок! Вы – молодцы!

Конспект урока русского языка (обучение письму)

Тема: Написание прописной буквы Б

Цель: создать условия для формирования навыка каллиграфического написания заглавной буквы Б, слов с этой буквой.

Задачи: 1. Обучать написанию заглавной буквы Б.

        2. Способствовать формированию правильного каллиграфического письма.

        3. Отрабатывать правильное соединение заглавной   буквы Б в словах.

        4.  Формирование навыки написания имен собственных с большой буквы.

        5. Упражнять детей в решении графико-каллиграфичеких задач.

        6. Развивать речь учащихся, память, логическое мышление.

7. Развивать образную память, координацию движения

Универсальные учебные действия:

- Применять учебную задачу урока.

-  Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте.  Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма.

-Различать написание строчных и прописных букв, их сходства и различия.

- Находить опасные места в словах и предложении.

- Уметь работать в паре, группах. Выслушивать мнение других учащихся, высказывать свое мнение.

- Формировать оценочную деятельность.

Оборудование: рабочие прописи Н. В. Нечаевой, Н. К. Булычёвой, веревочка для анализа написания буквы, раздаточный материал для звукового анализа слов.

Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Раз, два, три, четыре, пять – урок пора нам начинать.

Вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь.

  1. Постановка проблемы.

- Посмотрите, кто к нам пожаловал на урок?  (Кукла Барби) Она приехала к вам в гости из своей страны. Может быть, кто-нибудь из вас знает ее Родину? (Это Америка.) Барби решила погостить в России, выучить русский язык и научится писать. Поможете ей? (Да.). В первую очередь ей необходимо научиться писать своё имя. Покажите! (Несколько учеников выходят к доске и пробуют написать слово Барби. У них это не получается.) В чем причина? (Я не умею писать букву Б. Чтобы написать имя-  нужна заглавная буква, а мы ее еще не учились писать.)

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

- Кто догадался, чем мы займемся сегодня на уроке? (Научимся писать букву Б.)

- А что нужно для этого вспомнить? (Как правильно сидеть, держать ручку, положить тетрадь. Элементы букв.)

  1. Реализация построенного проекта выхода из затруднения.

- Откройте пропись, страница 5. Посмотрите на заглавную букву Б. Выложите веревочкой. (Выкладывают, приходят к выводу – буква пишется с отрывом.)

- Написание каких элементов нам нужно вспомнить? (Мы такие элементы не писали. Похоже на петельку, но еще и полуовал. Сверху крышечка, похожа на прямую линию с закруглением.)

- Итак, чтобы приступить к написанию, потренируем глазки. (Зарядка для глаз).

- Возьмите ручку, положите правильно пропись. Приготовьтесь! Напишите букву вместе со мной в воздухе. А теперь приступайте к написанию в тетради.

Тетрадь с наклоном положу-

                       Ручку правильно держу.

                       Сяду прямо, не согнусь,

                         За работу я возьмусь.

(Учащиеся пишут строчки с элементами буквы Б и  букву Б.)

- Обменяйтесь тетрадями, оцените работу своего одноклассника. (Находят самую лучшую букву и обводят ее в круг.)

  1. Первичное закрепление написания заглавной буквы Б.

- Теперь сможете научить Барби писать имя? (Да.) Ниже на строке заготовлены начала для имени. Какое из них вам пригодиться? (Второе. Потому что следующая за Б буква а, которая пишется снизу.) Напишите имя в воздухе вместе со мной. А теперь в тетради.

- А для какого имени пригодится первое начало? (Бим.) Почему его надо писать с большой буквы? (Это кличка собаки, она пишется с большой буквы.) Напишите кличку Бим. Это будет нашим подарком для куклы. Ведь собака – это верный друг человека. (Пишут в тетради .)

- Прочитайте слова на следующей строчке. Почему они написаны с большой буквы? (Детям можно сказать, что Балабино – это населенный пункт, название которого тоже пишется с большой буквы.) Обведите по контуру.

  1. Физкультминутка.

(«Мишка косолапый» А. Л. Барто)

  1. Включение в систему знаний и повторение.

- Бабри довольна вами. Имя писать научилась, друг тоже есть. Даже стихи для детей послушала. А теперь научите ее правилам написания предложения. (Дети вслух произносят правила написания предложения.)

- Прочитайте предложение. Найдите опасные места. Обведите слова.

- Барби заскучала. Как вы думаете, почему? (У нее нет, наверное, подружки или друга. Ей скучно, не с кем поговорить. Собака не считается.) Давайте найдем ей друга, чтобы имя у него тоже начиналось на Б. (Боря, Борис). Борис Барби развеселит, может быть споет ей песню, или сыграет.

- Прочитайте предложения: У Бориса барабан. Играй, Борис!

- На чем сыграет Борис? (На барабане.) Какие правила необходимо вспомнить, чтобы списать эти предложения?

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- Спишите эти предложения.

- Сверьтесь с образцом. Кто доволен написанием? Что не получилось?

  1. Гимнастика для пальцев.
  2. Работа на развитие логического мышления.

- Выполните задание: запишите буквы в две группы. (Распределяют по группам самостоятельно, затем обсуждается выбор.)

11. Рефлексия.

- Что вам особенно понравилось? Чем остались довольны? Что вспомнили? Повторили? Чему научились?

- А что бы вы пожелали нашей сегодняшней гостье?

Конспект урока русского языка (обучение письму)

Тема: Написание строчной буквы д.

Цель: создать условия для формирования навыка каллиграфического написания строчной буквы д, слов с этой буквой.

Задачи: 1. Обучать написанию строчной буквы д.

        2. Способствовать формированию правильного каллиграфического письма.

        3.Учить выделять необходимый согласный  звук в словах.

        4. Отрабатывать верхнее и нижнее соединение строчной  буквы д в словах.

        5. Развивать образную память, координацию движения.

        6.  Формирование понятия о значение фонемы в слове.

        7. Развивать орфографическую зоркость.

        8. Познакомить с письменным звуко-буквенным анализом слов.

        9. Упражнять детей в решении графико-каллиграфичеких задач.

Универсальные учебные действия:

- Применять учебную задачу урока.

-  Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте.  Воспроизводить правила посадки, владения инструментами, расположения тетради-прописи на рабочем месте. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма.

-Различать написание строчных и прописных букв, их сходства и различия.

- Развивать фонематический слух, умение письменно выполнять звуко-буквенный анализ.

- Находить ошибки в предложении.

- Уметь работать в паре, группах. Выслушивать мнение других учащихся, высказывать свое мнение. Формировать умение оценивать себя и других.

Оборудование: рабочие прописи Н. В. Нечаевой, Н. К. Булычёвой, веревочка для анализа написания буквы, раздаточный материал для звукового анализа слов.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Раз, два, три, четыре, пять – урок пора нам начинать.

Вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь.

  1. Актуализация и фиксирование проблем в пробном действии.

(На доске картинки с изображением овощей)

- Скажите, что общего между этими предметами? (Это овощи, они растут на огороде.)

- У кого из вас есть огород? Как за ним ухаживают?

- Найдите овощи, у которых есть общий звук. (Помидор, дыня, редис.). Дайте характеристику этому звуку. Какой буквой обозначается звонкий согласный д? Напишите эту букву. (Ученик на доске записывает печатную д. С прописной – затруднение.)

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

- Кто догадался, чем мы займемся сегодня на уроке?

- А что нужно для этого вспомнить? (Как правильно сидеть, держать ручку, положить тетрадь. Элементы букв.)

- Откройте пропись на странице 6. Рассмотрите строчную букву д. Из каких элементов она состоит? В каких буквах есть такие элементы? Выпишите общий элемент из каждой группы.

  1. Реализация построенного проекта выхода из затруднения.

- Итак, приступим к написанию строчной буквы д, но вначале потренируем глазки. (Зарядка для глаз).

- Возьмите ручку, положите правильно пропись. Приготовьтесь! Напишите букву вместе со мной в воздухе. А теперь приступайте к написанию в тетради.

Тетрадь с наклоном положу-

                       Ручку правильно держу.

                       Сяду прямо, не согнусь,

                         За работу я возьмусь.

  1. Первичное закрепление написания заглавной буквы д.

- Напишите элементы буквы, а затем и саму буку. Найдите самую лучшую букву, обведите ее.

  1. Физкультминутка.

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повернули
Вновь работать захотели.
Тихо все на место сели.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

- Посмотрите на следующие строчки. Какие виды соединений вы видите? С какой гласной д соединим нижним соединением? верхним? Пропишите слоги самостоятельно. (После написания обмениваются тетрадями, дают оценку удавшемся слогам.)

- А сейчас поиграем в игру «Измени слово». Что менялось в словах? (первый звук, потом второй) Какой вывод можно сделать? (Одна буква меняет значение слово. Нужно быть внимательным, когда записываешь слова, правильно писать нужные буквы.) Запишите эти слова. (дом, дым)

  1. Гимнастика для пальцев.
  2. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- Ребята, прочитайте предложение на следующей строчке. (Это не предложение. Здесь слова не связаны по смыслу). Как исправить? (Нужно в конце поставить точку, и в слове Родион добавить букву у.) Исправьте ошибки. Прочитайте: Лида дала дыни Родиону.

– Почему некоторые слова написаны с большой буквы? (Начало предложения, имя человека пишется с большой буквы.) Спишите это предложение, не забывайте проговаривать слова, применяйте правила написания предложения.

- Проверьте написанное предложение. Кто остался недоволен? В чем причина? А кто доволен результатом? Почему?

  1. Ознакомление с письменным звуко-буквенным анализом.

а) Назовите слова, состоящие их одного слога? двух? трех? Разделите на слоги слова в записанном предложении. Какое слово лишнее? (Родион – 4 слога, во всех остальных – два). А чем еще это слово отличается от других (В нем 7 букв, а в других – 4.)

б) Ознакомление с правилом письменного звуко-буквенного анализа слов.

- Слова отличаются количеством звуков и букв. В русском языке применяют и письменный анализ слов. Посмотрите в тетрадь. Как дали анализ слову дыни? (Разделили на слоги, поставили ударение. Вместо точек нужно поставить количество букв в слове, звуков.) Сделайте анализ слова Дунай. (Спросить у детей, что это слово означает, почему написано с большой буквы.)

- Запишите ниже слово лимон и проведите звукобуквенный анализ. (Ученик работает у доски).

11. Рефлексия.

- Что вам особенно понравилось? Чем остались довольны? Что вспомнили? Повторили? Чему научились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте ( письмо). "Письмо строчной буквы ё"

Цель урока научить правильному написанию строчной буквы ё. Повторить особенности букв е, ё. Закреплять навык звукобуквенного разбора слов, умения выделять, слышать нужный звук. Развивать фонематически...

Конспект урока обучение грамоте (письмо). Тема: Письмо букв ч,Ч. 1 класс УМК "Гармония"

Тема урока: Письмо букв ч,Ч.Тип урока: овладение новыми знаниями. Задачи урока: Предметные задачи урока: развитие у учащихся умений: писать строчную и заглавную буквы Ч, ч...

Конспект урока обучения грамоте (письмо) в 1 классе по теме «Письмо строчной буквы т»

Урок обучения грамоте по теме «Письмо строчной буквы т» разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом по обучению грамоте в 1 классе (УМК «Планета знаний»....