Приставка
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Дрозд Татьяна Николаевна

Урок в 3 классе по теме "Приставка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pristavka.zip218.97 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 Технологическая карта урока

Ф.И.О.: Дрозд Татьяна Николаевна

Программа: Школа России

Предмет: Русский язык

Учебник: Русский язык Л.М. Зеленина, Т.Е.Хохлова

Раздел: Морфология и морфемика

Место урока в изучаемой теме: 7 урок

Время реализации урока: 45 минут

Год: 2012/2013 уч. г.

Класс: 3

Дата: 19.11.12г.

Тема урока: «Приставка»

Цель: Создание условий для формирования понятия «приставка» и знакомство с ее графическим обозначением

Задачи урока:

     Образовательные:

- Знакомить с приставкой, как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов

   Развивающие:

- Создавать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу

- Развивать мышление, воображение, внимание, речь

  Воспитательные:

- Создавать условия для воспитания культуры учебной деятельности, коммуникативной культуры учащихся при работе в группе

Дети должны знать:

- Что такое приставка, для чего она служит, где находится в слове и как она обозначается графически

Дети должны уметь:

- Находить приставку в слове, обозначать ее, образовывать новые слова с ее помощью

Тип урока: Усвоение новых знаний

Технологии: 

- Проблемный диалог

- ИКТ

- Здоровьесберегающие

- Игровые

Методы обучения: 

- Проблемно-поисковые

- Практические

- Словесные

Формы организации познавательной деятельности:

- Фронтальная

- Индивидуальная

- Парная

- Групповая

Оборудование:

Для учителя:

- Учебник для третьего  класса. Авторы: Л.М. Зеление, Т.Е. Хохлова

- Компьютер, экран, мультимедийный проектор, диск с презентацией

Для учащихся:

- Учебник для третьего  класса. Авторы: Л.М. Зеление, Т.Е. Хохлова

- Тетрадь ручка, карандаш

- Карточки с домашним заданием

- Тесты


п/п

Этапы урока/Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примеча-ние

Планируемые результаты

1.

Организационный (2 мин)

Цель: Создание условий для положительного психологического, эмоционального настроя учащихся на предстоящую работу на уроке

Приветствует обучающихся, проверяет готовность обучающихся к уроку

-Каждый день вхожу я в класс,
Вижу взгляды многих глаз,
И в мелу моя ладонь,
Знаний я зажгу огонь.

Девиз: Мы умные, мы дружные, мы старательные и внимательные. Мы отлично учимся, все у нас получится.»

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, произносят девиз

2.

Минутка красивого письма (3 мин)

Цель: Создание условий для …

Формулирует задание

-Откройте тетради, запишите дату, вид работы

- Я думаю, что нам на уроке придется сегодня многому удивляться. А какой звук произносят, когда удивляются? (О-о-о)

 - Дайте характеристику этому звуку.

 "Буратино”.  Закройте глаза и представить, что ваш нос вырос, как у Буратино. Обмакните его, как в сказке, в чернила и напишите как можно красивее носом в воздухе с движением головы О.о; зафиксируйте перед глазами записанные буквы , а теперь запишите их в тетради так же красиво.

- Ребята, перед вами лежат листы самооценки, вы сегодня каждый себя сможете оценить. Если с заданием справились- «+»», не справились-«-», наполовину справились- «пол +»

(Самооценка)

Записывают,

дают характеристику звуку


























Оценивают себя

Регулятивные УУД:

- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы

3.

Словарная работа (4 мин)

Цель: Развитие орфографической зоркости        

Формулирует задание

- Кто такие исследователи? Где мы можем узнать эту информацию?  

-Какими близкими по значению словами их можно заменить?    (путешественник, первопроходец,...)

- Гуляя по острову, один из исследователей заметил что-то необычное и решил поделиться с нами. Посмотрите на доску и попробуйте отгадать кого он увидел.
соробака      корозаяц                                                                                                -Запишите , что это за животные.










Догадываются и записывают






Проверяют, самооценка


Толковый словарь С.И.Оже-гова







Презента-ция

(слайд 1)

Коммуникативные УУД:

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Познавательные УУД:

- умение извлекать информацию, устанавливать причинно – следственные связи

4.

Актуализация знаний (5 мин)

Цель: Создание условий для активизации знаний через выполнение практического задания

- Найдите и выпишите однокоренные слова.

Предложения:

Исследователь перевез сначала  собаку. Затем повез сороку. Довез и зайца. Увез также корову. Всех животных вез с удовольствием.

Проверка: карточки со словами

- Что общего в этих словах? (Однокоренные)

- Выделим основу, корень.

Выписывают слова









Проверяют

Самооценка



Выделяют окончание, корень, основу




Презента-ция

(слайд 2)

Коммуникативные УУД:

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

5.

Постановка учебной задачи (1 мин)

Цель:  Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог, с опорой на предыдущие знания о составе слова,

планирование работы

Выдвигает проблему

-Что заметили?(Перед корнем во всех словах добавлена какая-то часть)

– Как вы думаете, чем сегодня будем заниматься? Какие цели и задачи себе поставим на урок

Формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания

Запись на доске

( схема):

-  как называется часть, которая стоит пере корнем

- как обозначается эта часть

-  для чего служит

Познавательные УУД:

- Самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные УУД:

- целеполагание

Личностные УУД:

- интерес к изучению языка

6.

Работа по теме урока (8 мин)

Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний, развития умений находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному вывода способа действия с информацией

Формулирует задания

- Ребята, вы хотите, чтобы я вам рассказала новую тему, сами узнаете, или поработаем вместе?

- Стр. 101, прочитайте сведения о языке

- Как называется часть основы, которая стоит перед корнем? (Приставка)

-Можете объяснить, почему она так называется?
«
У корня в недругах, представь-ка
Есть дама гордая – Приставка
А злит она его одним –
Стоит всегда лишь перед ним.»

Уточнить понимание учащимися поставленных задач урока

2. - Итак, мы узнали как называется часть стоящая перед корнем. Что еще нам нужно сделать?(Обращаемся к задачам урока)

- Ребята, я вам помогу немного, обозначается она так…

А вот, чтобы узнать для чего она служит, давайте понаблюдаем, как изменяется значение слова при изменении приставки.

- Что показала наша работа?(При изменении приставки меняется значение слова)

- Можно ли образовать новые слова с другими приставками? Обсудите в парах.

- Для чего служит приставка?(Для образования новых слов)

Итог: Каждая приставка имеет определенный смысл, образовывает новые слова





Читают



Отвечают на вопросы

































Обсуждают








Работа с учебником





































Работа в парах


Итог:

свез, завез, подвез, привез 

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Познавательные УУД:

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

7.

Физкультминутка (1 мин)

Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

«Мы проверили осанку

И свели лопатки,

Мы походим на носочках,

А потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька-трусишка,

И как серый волк-волчишко.

Вот свернулся еж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся,

Ежик сладко потянулся.»

Выполняют движения

8.

Первичное закрепление (11 мин)

Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение

1. - Подберите слова с другим корнем, но с этими же приставками.

2. Работа с учебником

Стр. 102, упр. 34







3. Работа с предложением

Апп…тит приходит во время …ды.

- О чем говорится в пословице? Как это понять?

- Спишите, вставьте буквы, подчеркните орфограммы

-Какое значение имеет приставка?

Подбирают слова, объясняют смысл





Выполняют задание, дополнительно придумывают слова с этим корнем, но другими приставками

Взаимопроверка, самооценка














Дифферен-цирован-ный подход




На доске





Фронталь-ная проверка

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания

Коммуникативные УУД:

- управление поведением партнера, коррекция действий партнера

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

9.

Самостоятельная работа (5 мин)

Цель: Создание условий для осознания каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

Организует выполнение работы

1. Приставка -  это:
а) часть речи                                                                                                       б) часть слова  
2. Приставка служит для: 
а) связи слов в предложении
б) для образования новых слов

3. Приставка стоит:
а) перед корнем
б) после корня                                                                                                          4. Укажите правильную схему разбора слов: 

а)      
 б)    

5. В каких из этих слов есть приставка:
а) заяц
б) записка

Выполняют задание





























Самопроверка

Самооценка

(весь лист самооценки)



























Презента-ция

 (слайд 3)

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделене и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные УУД:

- самоопределение

10.

Домашнее задание (2 мин)

Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творчекое домашнее задание

Предлагает дифференцированное задание

Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей

Карточки

Три уровня домашнего задания:

1) Образуй-те с помощью приставок и запишите однокорен-ные слова к слову «нес»

2) Замени одним словом с пристав-кой:

а) Прикре-пить  при помощи молотка и гвоздя доску…

(прибить)

б) Начать исполнять песню…

(запеть)

в) Проглотить таблетку с водой…

(запить)

3) Подчерк-ните слова с приставка-ми:

А.Барто

Целый день поёт щегол
В клетке на окошке.
Третий год ему пошёл,
А он боится кошки.

А Маша не боится
Ни кошки, ни щегла.
Щеглу дала напиться,
А кошку прогнала.


11.

Рефлексия деятельности (итог урока) (3 мин)

Цель: Создание условий для рефлексии

– Закончите предложения:
Я сегодня узнал(а) …
Я научился(ась) …
Мне было …
Я рад(а)

Регулятивные УУД:

Оценка, самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»

Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется  понятие «приставка» и её роль в словообразовании...

Части слова. Приставка. Определение приставки.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5024420","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"328","style":"width: 267px; height: 195px;","width":"448"}}]]    ...

Урок русского языка по теме: "Приставка как часть слова"с презентацией на интерактивной приставке "Mimio Studio", 2 класс, программа "Начальная школа XXI века"

Цель урока: Сформировать новые знания и умения по теме: Приставка как часть слова.Задачи:- образовательные:1. Сформировать понятие приставки, как части слова, которая стоит перед корнем и служит...

Конспект урока русского языка. Что такое приставка. как найти приставку в слове.

Урок изучения нового материала в разделе: "Формы слова". Учебник: Русский язык 3 класс. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. УМК "Школа России"....

Урок русского языка в 3 «В» классе Тема урока «Что такое приставка? Как найти приставку?»

На уроке русского языка  на тему "Что такое приставка? Как найти приставку?" учащиеся в игровой формк знакомятся с понятие "приставка", учатся находить приставку в слове....