разработка интегрированного урока Русского языка и окружающего мира
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) по теме

Нейжмак Марина Николаевна

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

в  3 классе по теме:

Имя существительное (обобщение).

Откуда произошли некоторые названия птиц.

 

Цели урока:

Образовательная

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме урока
  • Обогатить словарный запас детей
  • Продолжить работу над деформированным предложением

 

Развивающая

  • Развитие кругозора детей
  • Обогащение знаний о птицах
  • Расширение знаний о возникновении слов
  • Развивать творческое мышление, воображение

 

Воспитательная

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе
  • Воспитывать чувство коллективизма, взаимопонимания, умение работать в группах

 

Оборудование

  • Заготовка картины с незаконченным рисунком, в виде окна
  • Карточки с заданиями
  • Картинки с изображением птиц
  • Видеофильм о лесе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро!

Слайд 2

МЕТОД «ФРУКТОВЫЙ САД» ОЖИДАНИЯ ОПАСЕНИЯ

Слайд 5

… ятел лечит … ревний … уб , … обрый … ятел … убу люб.

Слайд 10

ели около кукушка д линнохвостая пролетела.

Слайд 11

Около ели пролетела длиннохвостая кукушка.

Слайд 12

Работа с предложением: подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения; указать части речи; обозначить у существительных падеж, склонение, род; найти и выписать словосочетания.

Слайд 17

Знал Узнал Хочу узнать + ! ?



Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

в  3 классе по теме:

Имя существительное (обобщение).

Откуда произошли некоторые названия птиц.

Цели урока:

Образовательная

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме урока
  2. Обогатить словарный запас детей
  3. Продолжить работу над деформированным предложением

Развивающая

  1. Развитие кругозора детей
  2. Обогащение знаний о птицах
  3. Расширение знаний о возникновении слов
  4. Развивать творческое мышление, воображение

Воспитательная

  1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе
  2. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопонимания, умение работать в группах

Оборудование

  1. Заготовка картины с незаконченным рисунком, в виде окна
  2. Карточки с заданиями
  3. Картинки с изображением птиц
  4. Видеофильм о лесе.

ХОД УРОКА

Приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
Упражнение на внимание.
- "Сфотографируйте" предметы, изображенные на экране. (показывается несколько секунд Слайд2. на котором изображены: учебник, тетрадь, печатная тетрадь, карандаш, линейка, ручка, ручка с зелёной пастой. )
- Какие предметы вы запомнили?
- Проверьте, все ли они лежат на парте?
- Откройте тетрадь, проверьте её положение, запишите число. Следите за своей осанкой.

  1. Эмоциональный настрой

-Сегодня у нас будет урок творчества. А результатом творческой деятельности является создание или открытие нового, интересного.

-Какие качества необходимы творческому человеку? (смекалка, воображение, фантазия)

- Я приготовила вам сюрприз. Это окно. Приоткроем окно в природу? ( На доске закрытое окно, открыв его, мы видим рисунок прихода весны)

-Я начала писать картину, а ваша задача? (ее завершить)

-Для этого надо выполнить ряд необходимых заданий.

_ Отгадайте загадку и тогда вы узнаете, кого не хватает на картине?

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла

Прилетит - плохи дела

А кого паук боится?

Угадали? Это… (птица)

-И так, разговор сегодня пойдет о птицах нашего леса. А точнее мы выясним, откуда и как произошли названия некоторых птиц. А еще нам необходимо населить  лес птицами на нашей картинке.

-Зачем нужны птицы лесу?

  1. Чистописание

Угадай букву, какую мы будем сегодня прописывать.

..ятал лечит

..ревний

..уб,

..обрый

..ятел

..убу люб. (_Дд)

- почему дятел дубу люб?

- Найдите закономерность и пропишите буквы.

Дд     Ддд        Дддд…

( помещаем дятла на картину)

  1. Подведение к теме урока. Постановка проблемы

На доске буквы

акорос, аноров, йеборов, ансев

Учащиеся сами предлагают задание: составить из букв слова.

Запись слов в тетради

Нахождение лишнего слова

(воробей- м.р., 2 скл.; сорока - на букву «с»; весна - неодуш.)

Беседа.

-найти ударные и безударные гласные

-к какой части речи относятся эти слова

-что такое имя существительное

Введение темы урока: повторить и закрепить знания об имени существительном

  1. Работа с деформированным предложением

На доске слова.

ели       около      кукушка         длиннохвостая        пролетела

 Дети сами предлагают составить из них предложение.

 (Около ели пролетела длиннохвостая кукушка.)

Работа с предложением:

  1. подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения,
  2. указать части речи,
  3. найти существительные, обозначить у сущ. падеж, склонение, род, чем являются сущ. в предложении,
  4. связь слов в предложении, с чем связано существительное, составить словосочетание,
  5. объяснить орфограммы в словах

- Как вы думаете, почему кукушку так назвали? ( т.к. она издает звук ку-ку, это название птицы в русском языке возникло из- за звукоподражания)

На доске

Чехи - кукача

Болгары - куковица

Немцы-кукук

Французы - куку

Румыны - кук

(помещаем кукушку на картину)

  1. Работа в парах. Склонение существительных

У детей на столе лежит конверт со словами. Задание распредели слова в три столбика

( мухоловка, зяблик, козодой, горихвостка, тишь, жизнь)

Дети должны распределить слова по склонениям.

Проверка распределения слов, показ и объяснение происхождения названия птиц.

(Мухоловка - насекомоядная птица, питается мухами, мошками.

Зяблик - совсем не зябнет, он не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще лежит снег, а улетает поздней осенью, в холодное время, название этой птице дано по времени отлета.

Козодой - небольшая серовато-бурая птичка, неужели она умеет доить коз? Вечером, когда стадо животных возвращается домой в деревню, эта птица вылетает на охоту. Из- под ног животных вылетят вспугнутые насекомые, а птичка тут как тут. Рот у нее огромный, как сачок. Много мошкары попадает туда. Люди думали, что она прилетает доить коз. Из-за этих глупых выдумок прогоняли полезную птицу. А козодою молока не надо, ему насекомых подавай. Но название птицы так и осталось.

Горихвостка - она получила свое название из-за своего оперения. У нее очень красивый хвост, он красного цвета и все время будто подрагивает, будто горит)

-Всех птичек помещаем на нашу картинку

  1. Письмо по памяти с использованием пиктограммы (Пиктограмма- это схема стихотворения)

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше.

Зачирикал воробей,

Веселей на крыше.

( С. Маршак)

Задания:

  1. найдите слова, которые олицетворяют облака, есть ли в нем орфограмма
  2. есть ли еще слова с безударной гласной проверяемой или непроверяемой ударением
  3. найдите существительное с безударным падежным окончанием

помещаем на картинку воробья

  1. Физ. минутка  (сопровождается фильмом о лесе).

  1. Работа на карточках. Проверка умения писать безударные падежные окончания

1 карточка

Вставь окончание, определи склонение и падеж

сидел на ветк..

подошёл к ветк..

дотянулся до ветк..

2 карточка

                                    2 карточка

Слово ЕЛЬ измени по падежам

Р.п.-

Д.п.-

П.п.-

Проверка работы.

Правило правописания безударных падежных окончаний

Закончи фразу:

В первом склонении,

Помню даже во сне,

В предложном и дательном

Пишется…..(Е)

И во втором склонении

В предложном падеже

Пишу я без сомнения

Окончанье…(Е)

А в третьем склонении

Не ошибись, смотри,

В родительном, дательном

Даже в предложном

Всегда пишу я

Окончание…(И)

  1. Игра. Свяжи имя прилагательное с существительным

1 ряд: хорошая….(дисциплина)

2 ряд: тёплый….(взгляд)

3 ряд: чистая….(совесть)

  1. Работа с учебником.  
  2. Итог

-Ребята посмотрите на картинку. Чтобы птицам веселее пелось, чего на ней не хватает?

( Солнца)

-Но придется ответить на вопросы:

  1. о чем мы сегодня говорили на уроке?
  2. Что такое существительное?
  3. Какие сведения о птицах вы запомнили?

- На доску вывешивается солнце. Пусть оно прикоснется к вашему сердцу и зажжет маленький огонек доброты. Ведь доброта, как и солнце, обладает волшебной силой. Прикоснется солнышко к нам своими лучами - и на душе становится тепло. Пусть в нашем городе добрых людей станет еще больше.

  1. Домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро!

Слайд 2

МЕТОД «ФРУКТОВЫЙ САД» ОЖИДАНИЯ ОПАСЕНИЯ

Слайд 5

… ятел лечит … ревний … уб , … обрый … ятел … убу люб.

Слайд 10

ели около кукушка д линнохвостая пролетела.

Слайд 11

Около ели пролетела длиннохвостая кукушка.

Слайд 12

Работа с предложением: подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения; указать части речи; обозначить у существительных падеж, склонение, род; найти и выписать словосочетания.

Слайд 17

Знал Узнал Хочу узнать + ! ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира в рамках здоровьесберегающей технологии.

Расширению познавательного интереса учащихся, формированию устойчивой положительной мотивации к  обучению способствуют приёмы интегрированного обучения.     Научить детей бы...

Открытый интегрированный урок русского языка и окружающего мира

2 класс "Безударная гласная в корне слова. Обобщение. Весна в природе" 4 четверть, школа 2100....

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира "Виды текстов. Дикие и домашние животные".

Ребята познакомятся с различными видами текста, научатся их распозновать. Вспомнят, что они знают о диких и домашних животных....

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира

Цель урока: 1 Обобщить материал по теме "Слова, обозначающие действие предметов" 2. Развивать орфоргафическую грамотность 3. Воспитывать любовь к птицам...

ИКТ-компетенции. Методическая разработка интегрированного урока русского языка и окружающего мира в 1 классе с применением ИКТ-технологии (2016-2017 уч.г.).

Методическая разработка включает пояснительную записку, план-конспект урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся на уроке. Применяются технологии здоровьесбережения, дифференцир...

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира 2 класс УМК «Школа России» Тема урока «Обобщение по теме предложение»

Цель урока:  обобщить знания о словосочетаниях, главных и второстепенных членах предложения, о видах предложения. Задачи урока:развивающие  формировать умение оценивать свои учебные дей...