Урок обучения грамоте по теме "Ударение"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Литвинюк Ирина Николаевна

Данный урок составлен по программе "Школа 2100".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_otkrytyy_micuk_i_n.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок: обучения грамоте

Класс:1 класс

Учитель: Мицук Ирина Николаевна

Тема. На уроке труда. Ударение.(«Букварь», с. 28–29)

Цели: познакомить с понятием «ударение» «ударный слог и безударный»; развивать фонематический слух, мелкую моторику; воспитывать интерес к природе; развивать воображение, внимание, речь, логическое мышление, познавательный интерес, веру в свои силы

Оборудование: индивидуальная карта, природный материал, поделки из природного материала: гномы, сова, лиса, еж, петух и др, эталон, алгоритм самооценки, карточки : ударный слог, безударный слог, 2 шага учебной деятельности, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

                                Итак, друзья, внимание –

                Ведь прозвенел звонок.

                Садитесь поудобнее –

                Начнем скорей урок

         Обучения грамоте

II  Мотивация к учебной деятельности.

Какую тему мы изучаем? ( Слоги)

На доске два шага.

- Как вы,  думаете какая работа предстоит на этом уроке? (Узнать новое)

Что для этого должны будем сделать? ( Понять, что не знаем, а потом открыть новое)

Готовы? Пожелаю вам удачи. Прочитаем девиз урока. «Вперед! К новым знаниям!»

С чего начнем урок? (С повторения)

III Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии        

– Послушайте сказку Э. Мошковой. (слайд №1)

Ля-гуш-ка и Слон

Жила-была Лягушка. Лягушка как лягушка. Маленькая такая Лягушка. Маленькая, а ведь из трех слогов! ЛЯ–ГУШ–КА.

И жил-был Слон! Большой-большой! И только из одного слога: СЛОН. И это все!

И маленькая Лягушка дразнила большого Слона.

Но пришла из болота ЦАП–ЛЯ из двух слогов. И проглотила она ЛЯ–ГУШ–КУ из трех слогов. Всю!

– Почему слон не защитил лягушку? (Она дразнила слона.)

– Сколько слогов в слове «слон»? «Лягушка»?

– Посоветуйте, что можно было сделать слону, чтобы его не дразнила лягушка. (Подобрать себе имя из трех слогов.)

– Придумайте имя слону. (То-то-ша.)

Нарисуйте схему слова на карточке. Какой эталон поможет.

Проверка. (Лесенка успешности)

Кто выполнил правильно? Молодцы!

Кто нашел свои ошибки? Будьте внимательны, что необходимо знать?

 ( Правило : сколько в слове гласных звуков , столько и слогов)

Назовите еще раз гласные звуки.( Слайд №2)

Пробное действие

Мы дали имя слону, составили схему этого слова, а сейчас составьте схему своего имени (выставляю на доске схемы слов Дарья и Олег)

Можно по этим схемам узнать, где какое имя записано. ( Нет)

А вот я записала схемы этих двух имен.

Где имя Дарья? Олег? Кто прав?

-Кто знает, как называется этот знак? (Ударение)

-Итак, что обнаружило пробное действие,

смогли справиться с заданием? (Нет)

-Что мы должны сделать? ( Разобраться, где возникло затруднение)

IY Выявление места и причин затруднения

Мы знакомились с такими схемами слов? (Нет)

-Что мы не знаем?( Не знаем, почему ударение  стоит  в словах  по- разному)

-А как вы думаете нам надо это узнать? (Да)

-Итак, какая цель нашей деятельности?

Y Построение проекта выхода из затруднения

-Давайте подумаем,  как узнать, почему в одном слове ударение стоит на первом слоге, а во втором на втором?

Первый шаг нашей деятельности

1. Позвать слово(кричать, просить)

2. Как назвать слог, на который падает ударение?

-Прокричим слово Дарья?

-Одинаково ли произносим каждую часть слова, слог? (Нет)

-Мы голосом выделяем один слог, произносим его с большей силой. Он особенный, называется ударный. Удар выделяет слог из слова.

-Как на схеме он показан? (Наклонной чертой)

- Тогда как назовем слог,  на который не падает ударение? (безударный)

-Вернемся ко второй схеме.

Поставьте ударение в слове. Почему не получилось? Открою вам секрет: нельзя по слогам делить слово,  а ещё есть секрет «кричательный» ,«просительный»)

-Смогли справиться с затруднением?  

-Как называется слог, на который падает ударение?

-Как поставить ударение?

Физкультминутка

                «Две лягушки» , «Мышки»

YI  Первичное закрепление во внешней среде. Слайд №3

Падают с ветки

                Желтые монетки.

                Под ногами целый клад.

                Это осень золотая

                Дарит листья,  не считая,

                Золотые дарит листья

                Вам, и нам, и всем подряд.

– Отгадайте, какие подарки дарит нам осень.

                В этот гладкий коробок

                Бронзового цвета

                Спрятан маленький дубок

                Будущего лета.

                (Желудь.)

                На соломке дом,

                Сто ребяток в нем.

                        (Колосок.)

                Круглый, зрелый, загорелый,

                Попадался на зубок,

                Расколоться все не мог.

                А попал под молоток,

                Хрустнул раз – и треснул бок.  

                (Орех.)

                Золотое решето

                Черных домиков полно.

                (Подсолнух.)

                Мы растем на ели,

                Мы на месте, мы при деле.

                (Шишки, хвоя.)

– Как называются все перечисленные предметы? (Природный материал.)

Природный материал – кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. (Учитель демонстрирует поделки из природного материала.)

Проходишь мимо дуба, а земля возле него усыпана бочонками – желудями. Остановись, не спеши. Всмотрись внимательно. Ведь это не желуди, а маленькие гномики – одни из них тоненькие, другие – поплотнее. А вот кроха гном. Приделай ему ноги, разукрась лицо, и он улыбнется тебе, станет твоим спутником на прогулке.

В лесу растет ель, а что под ней? Ее шишки. Шишки? Да это же сова. Нет? А вот эти две шишки соедини – и будет лиса.

Вот пушистая веточка сосны. Если соединить с соседней шишкой – узнаешь? Да это же ежик!

Сколько разнообразных тайн откроется любознательному и наблюдательному взору.

Я предлагаю поработать по учебнику с .28 – 29

– Рассмотрите страницу 28 в учебнике.

– Все ли предметы можно назвать природным материалом? (Нет. Спички сделаны руками человека.)

– Составьте схему слова «спички».

              __________

– Разделите слово на слоги:

             

– Укажите количество гласных звуков в

– Поставьте ударение, для этого «позовите» слово:

(Аналогично по плану составляется схемы к  слову ветка.)

Работа в парах

1в.- 2-я строка        2в.- 3-я строка

Проверка (на доске) Слайд №4

Алгоритм  самооценки

  1. Что надо было сделать?
  2. Задание выполнено?
  3. С ошибками или без?
  4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

 «Лесенка успешности»

-Кто не справился? Какие правила надо помнить,  при постановки ударения в словах?

YII Включение в систему знаний, повторение

Составьте предложение по рисунку «На уроке труда»

Схема одного предложения записать

Ваня сделал тележку.

Каждое слово разделить на слоги и поставить ударение.

Проверка (слайд 4)

«Лесенка успешности»

YIII Рефлексия учебной деятельности

- Какова была цель урока?

-Достигли мы её?

-Кто достиг верхней ступеньки? Какие трудности ещё встречаются?

Нам надо ещё потренироваться. Спасибо за работу!

Учитель: МОАУ гимназии №1

 Мицук Ирина Николаевна

г. Благовещенск

Амурская область


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....