Урок русского языка "Состав слова" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Бабушкина Галина Альбертовна

Урок русского языка "Состав слова"в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostav_slova2.doc218 КБ
Файл презентация к уроку1.16 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Общее понятие о приставке.

Цель: Продолжить работу по формированию представления о возможном строении основы слова.

Задачи:

Обучающая:  Формирование у учащихся представления о приставке как о значимой части основы слова, с помощью которой можно образовывать новые слова, учить ставить  учебную задачу .

Развивающая: Развивать умение выделять  окончание, основу, корень слова.

Воспитывающая: Воспитывать любовь к русскому языку, чувство сопереживания, взаимопомощи, аккуратность, любовь  к родному краю.

Тип: урок-изучение нового.

Вид: путешествие по стране Морфемика с применением ИКТ.

Технологии: элементы игровой технологии, элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.

Оборудование: компьютер, словари: синонимов, толковый, этимологический, орфографический, тест, карточки с дифференцированным заданием, звездочки.

Знать:

правило  о приставке как о значимой части основы слова, с помощью которой можно образовывать новые слова.

Уметь: находить и графически выделять  приставку в слове.

Принципы:

I    этап:

  1. наглядности;
  2. воспитывающего обучения;
  3. активности (игровой момент);
  4. учет возрастных особенностей.

II этап:

- сознательности (формирование приема самостоятельной работы);

- доступности и посильности (учет возможности детей в преодолении трудностей);

- прочности (обеспечение многократной встречи с усвояемым материалом в разнообразных упражнениях);

- систематичности и последовательности (от изученных частей к новой).

III этап:

- индивидуализации и посильности (темп движения);

- прочности (установление разных видов контроля).

Формы обучения:

- коллективная (фронтальная);

- индивидуальная;

           - дифференцированная

Методы:

- организации и самоорганизации учебно – познавательной деятельности:

  1. наглядный;
  2. словесный (рассказ, беседа);
  3. практический (упражнения);
  4. исследовательский.

- Стимулирование  и мотивация (игровой момент, похвала , получение «5» при выполнении заданий);

- Контроля и самоконтроля:

  1. устный и письменный;
  2. фронтальный и индивидуальный;
  3.  итоговый.

- Самостоятельность ученика:

        1.    под руководством учителя;

  1. самостоятельная учебная деятельность.

           

 

                                          

Мой  настрой

 Цель этапа: Подготовка учащихся к работе, эмоциональный настрой.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 1                Прозвенел звонок веселый.

                 Вы урок начать готовы?

-Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу.

-Глубоко вдохните и выдохните.

-Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство.

-Вдохните свежесть утра, тепло солнечных лучей.

                  Будем слушать, рассуждать

                   И друг другу помогать!














2. Запись числа, классной работы.




3 Индивидуальная работа по карточкам.

1 уровень

Запиши предложение и подчеркни главные члены предложения:

На улице идет сильный дождь.

2 уровень

Запиши слова, выдели окончание, основу слова:

Море, ветер, березы, ворона, газета, тетради, лопата, ягоды.

3 уровень

Подбери однокоренные слова, выдели корень:

Сад, …., …. .

Цвет, ….,  .… .

Корм, ….,  … .



Создание положительных эмоций.










































Дети записывают:

 Число.

Классная работа.

Цель этапа: Учить правильному соединению букв, устранение ошибок написания.

Показ письма верхнего и нижнего соединений буквы «о»  с согласными.

                           он, ол






Письмо соединений  (он, ол) по половине строки












 

Цель этапа: Познакомить учащихся с новым словом с непроверяемой согласной в корне.

- Сегодня, мы с вами отправимся в путешествие, а вот на чем, вы узнаете, отгадав загадку.

                         Крыльев нету, но она

                         Для полетов рождена.

                         Выпускает яркий хвост-

                  Поднимается до звезд.

- Давайте спросим у словарей, что это за слово и откуда оно к нам пришло.

Этимологический словарь: 

      Заимствовано из немецкого языка. Немецкое Rakete – «ракета», с  итальянского  rocchetto – «веретено» (по внешнему сходству ракеты-шутихи с веретеном). У нас это слово существует со времени «огненных потех»

Петра I.

Толковый словарь: слово ракета имеет два значения.

1. Применяемый для фейерверков и сигнализаций снаряд, состоящий из гильзы, начиненной пороховым составом, который после выстрела ярко светится при полете в воздухе. (Сигнальная ракета)

2. Летательный аппарат (снаряд с реактивным двигателем). (Космическая ракета. Ракетное вооружение).

Орфографический словарь:

 - Запишите это слово, поставьте ударение,  выделите орфограмму.

Придумайте и запишите предложение.

Наша ракета летит в космос.

Охарактеризуйте предложение:

по интонации

по цели высказывания

по составу

1 вариант: выделите главные члены предложения.

2 вариант:  даст характеристику предложения по составу (выделите главные члены предложения, выписать словосочетания).

Отгадывание загадки:

                ( Ракета.)







Восприятие нового материала
















Запись   слова, постановка  ударения,  выделение  орфограммы, запоминание написания слова.

                 Ракета


Запись предложения:

Ракета летит в космос.



Характеристика предложения, нахождение главных членов предложения, запись словосочетаний

  Ракета летит в космос.

Летит (куда?) в космос

Цель этапа: Учить детей ставить учебную задачу

       Домысливание

 Предлагается тема урока и слова "помощники":

   Повторим
 Изучим
 Узнаем
 Проверим

С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока

 Путешествуя по стране МОРФЕМИКА.  производя исследования, знакомятся с новым жителями этой страны и отвечают  на вопросы:

                что?,

                   

                                где?,

                                       для чего?

-Итак, отправляемся на планету МОРФЕМИКА. Готовы!

Ставят  учебную задачу  через прием «Домысливание».

Цель этапа: оздоровительная, дать возможность детям отдохнуть, настроится на предстоящую работу.

1, 2, 3, 4. Вот летит ракета  ввысь!

     Скорость света набирая,

     По вселенной мы летим,

     На далекую планету

     Поскорей попасть хотим.

     Сели  быстро, дали газ

     И ракета понеслась!

Выполнение упражнений вместе с учителем.

 2 Объект  исследования - слово: переход

В течении урока дети исследуют слово: переход.

Цель этапа: Проверка опорных знаний, необходимых для осмысленного восприятия  и открытия новых знаний. Развивать умение выделять  окончание, основу, корень слова.

Жители этой планеты живут семьями и называются как? (Родственными, или однокоренными)

Белка, беленький, белить,

Водяной, вода, водить,

Лист, лиса, лисенок,

Гриб, грибок, опенок,

Где слова родные, однокоренные?


Почему эти слова однокоренные?

(Сходны по смыслу, одинаковый корень.)

Какого жителя планеты вы мне уже назвали?

Корень

- Так что же такое корень?(общая часть родственных слов)

-Исследуем слово: переход, находим корень.

- Что для этого нужно?

- Подберите однокоренные слова, выделите корень.

Переход, переходный, переходить.

- По какому признаку подбирали однокоренные слова? (изменяли часть речи)

Переход - сущ

 Переходный - прил

Переходить - гл

Окончание

в  Анненский  лес расти березы сосны осины

-Это предложение? Почему?

-Что поможет нам из этих слов сделать предложение?

- О чем будете помнить, когда будете писать предложение? Какое это предложение? Почему?

- Чем осложнено предложение?( Интонацией перечисления, постановка запятых)

                Изменяемая часть

              С другим словом держит связь.

               Окончанье мы найдем,

              Его в рамочку возьмем.

НРК   Продолжаем знакомство со стихотворениями Л.Ф. Попкова.  Наш лес осенью в стихотворении Л. Ф. Попкова «Осень».

Леонид Федорович Попков. «Осень»

Ходит ветер в мокрой хвое

По верхушкам  старых сосен,

Мелкий дождик землю моет,

А с дождем приходит осень.

Да, в лесу в такую пору

Очень грустно и уныло.

Летом здесь по косогорью,

Сколько красных ягод было!

Были птицы, были трели,

Тень берез и запах мяты.

В лес войдешь, как в колыбели

Сразу чувствуешь себя  ты.

А сейчас на мокрой хвое

Задержалась неба просинь,

Стали дни короче вдвое –

Значит, к нам приходит осень.



  -Исследуем слово: переход, находим     окончание.

Переход, переходы                                

- Итак, что же такое окончание?( Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.)

Основа-часть слова без окончания.

                             Переход

Проверка д/з – упр19, с 94

Морозы, кормушка, синицы – выделить основу, окончание.

Запись однокоренных слов, доказывают свой выбор. Повторение правила.











Повторение правила.


Исследование слова переход, нахождение корня.


Подбор однокоренных слов, нахождение корня.


Способ подбора однокоренных слов.







Составление и запись предложения.













Чтение стихотворения Л.Ф.Попкова учеником.

























Исследование  слова: переход, нахождение     окончания.

Повторение правила.




Повторение правила.

Цель этапа: Формирование у учащихся представления о приставке как о значимой части основы слова, с помощью которой можно образовывать новые слова.

Внимательно посмотрите на слово и ответьте на первые 3 вопросы: что?  какая?,  где?,

Приставка-( Приставляется к слову)

- А теперь приготовьтесь ответить на вопрос : для чего?

Переход, вход, приход, отход. (для образования новых слов)

-Так как же еще образуются однокоренные слова?

                     Перед корнем есть приставка,

                     Слитно пишется она.

                      И при помощи приставки

                      Образуются слова.



О:  о, по, до, под, подо, от, ото, об, обо, во

А: на, за

Е: пере, пре

И: при

У, в, вы, с

Ответы  на первые 3 вопроса:

 что?  какая?,  где?,



Знакомство с новым словом.




Исследование  слова: переход и ответ  на вопрос:

для чего?




Способ подбора однокоренных слов.

Запоминание правила в стихотворной форме.

Знакомство с приставками, правописание приставок.

Цель этапа: проверка усвоения правила, закрепление правила.

Откройте с 101 учебника, найдите правило, дополним правило, расскажите по памяти.

Чтение правила по учебнику и запоминание его.

Цель этапа: формировать умение применять полученные знания на практике.

1 Выдели в словах приставки: принес, назвал, пошел, осмотрел, прописал.

2 Игра «Будь внимательным!» (Если в слове есть приставка, то нужно сесть, если нет, то стоите.)

          Делать, сделать, написать, писать, подписать, вез, отвез, вывез, привез, занес, нес, перенес, вынес.

3  Замените приставку так, чтобы значение слова стало противоположным по смыслу.

Вышел - …(зашел)

Восход - …(заход)

Прибежал - … (убежал)

Открыть - … (закрыть)

 Выдели приставку: позвал, забрал, сходил, пробежал, открыл.

Резерв – упр 36, с102

Коллективная работа, у доски с объяснением.



Закрепление изученного в игре.







Самостоятельная работа (по группам). Проверка.

                                           Тест

1     Приставка – это … часть слова

А – Изменяемая часть

Б – Общая часть

В – Часть слова, без окончания.

2  Приставка стоит …

А – В  корне

Б – После корня

В – Перед корнем.

3   При помощи приставки…

А – Образуются слова.

Б – Устанавливается связь слов в предложении.

В – Изменяется форма слова.

Цель этапа: Проверка знаний, умений и навыков, полученных при изучении нового материала детьми.

Что нового узнали на уроке?

Новую часть слова:

                     Перед корнем есть приставка,

                     Слитно пишется она.

                      И при помощи приставки

                      Образуются слова.

Цель этапа: Дача домашнего задания, с целью проверки  знаний, умений и навыков, полученных при изучении нового материала детьми.

упр 35 с 102, правило с 101

Запись домашнего задания.

Организационный момент

Минутка чистописания

Словарная работа

Сообщение темы и цели урока

Повторение пройденного .материала. Проверка д\з

Изучение нового материала

Работа над правилом

Закрепление нового материала

Итоговый контроль

Итог урока

Домашняя работа

              Как я понял предыдущий материал

Как я понял цель урока

Как я работал

на уроке

Как я понял новый материал

Как я сам умею применять новое правило


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Пиши красиво, правильно!

Слайд 3

Крыльев нету, но она Для полетов рождена. Выпускает яркий хвост- Поднимается до звезд.

Слайд 5

Р а кета

Слайд 6

Что? Где? Какая? Для чего? ? ? ?

Слайд 7

Переход

Слайд 8

Белка, беленький, белить, Водяной, вода, водить, Лист, лиса, лисенок, Гриб, грибок , опенок, Где слова родные, однокоренные?

Слайд 9

1 способ – изменение части речи Переход - сущ Переходный - прил Переходить - гл

Слайд 10

Переход Корень

Слайд 11

в Анненский лес расти березы сосны осины

Слайд 12

Переход Окончание

Слайд 13

Л. Ф. Попкова «Осень». Ходит ветер в мокрой хвое По верхушкам старых сосен, Мелкий дождик землю моет, А с дождем приходит осень. Да, в лесу в такую пору Очень грустно и уныло. Летом здесь по косогорью, Сколько красных ягод было! Были птицы, были трели, Тень берез и запах мяты. В лес войдешь, как в колыбели Сразу чувствуешь себя ты. А сейчас на мокрой хвое Задержалась неба просинь, Стали дни короче вдвое – Значит, к нам приходит осень.

Слайд 15

Переход Основа

Слайд 16

Переход ?

Слайд 17

Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она. И при помощи приставки Образуются слова. Приставк а

Слайд 18

2 способ – при помощи приставки Ход Пере, в, при, у, об .

Слайд 19

Пиши правильно! О : о, по, до, под, подо, от, ото, об, обо, во А : на, за Е : пере, пре И : при У, в, вы, с

Слайд 20

Выдели приставку: Принес, назвал, пошел, осмотрел, пропис ал. Замените приставку так, чтобы значение слова стало противоположным по смыслу. Вышел - … восход - … прибежал - … открыть - …

Слайд 21

Итог урока Что нового узнали на уроке?

Слайд 22

Домашнее задание упр 35 с 102, правило с 101


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Урок русского языка. 2 класс УМК «Начальная школа 21 века» Тип урока: урок развивающего контроля. Тема: Работа над ошибками.

 После диктанта проводилась работа над ошибками. Обучающиеся закрепили орфограммы: (безударная гласная в корне, проверяемая ударением, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые сог...

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...