Обучение грамоте
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Урок в 1 классе. "Школа 2100"
Обучение грамоте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote_i_pismodocx.docx | 17.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ И ПИСЬМО.
Урок № 95.
Тема: Буква ь (мягкий знак). Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме.
Цели:
Образовательная: познакомить с буквой «мягкий знак», с особенностью этой буквы; учить читать слова с «ь», правильно писать «ь», знакомить со значение новых слов.
Развивающая: развивать внимание, зрительно-слуховую память, мелкую моторику рук при письме, образное мышление.
Воспитывающая: воспитание бережного отношения к культурным наследиям своего Отечества, историческим памятникам, событиям и героическому прошлому, воспитание чувства патриотизма и гордости за свою Родину.
Валеологическая: следить за правильной осанкой при письме, чтении.
Оборудование: для учащихся: учебник – Букварь, пропись № 5, индивидуальные карточки с буквами, звездочки для оценивания.
Для учителя: учебник «Букварь», схема – таблица про «ь».
.
Оформление: презентация «Московский Кремль и другие памятники Москвы», песни о Москве, книги о Москве, Родине.
Ход урока
1. Организационный момент.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Почувствуйте поддержку своих друзей, их хорошее отношение к вам.
2. Актуализация знаний.
Живет в нашем букваре известный фокусник. Как зовут его, знаете? Догадайтесь!
Мягкий голос, мягкий шаг
Это буква …(мягкий знак) (рисунок буквы-фокусника)
- Хотите узнать, почему он себя называет фокусником? (да)
Для этого нужно открыть «Букварь» и поработать, хотите? (да)
3. Открытие новых знаний.
- Работа по «Букварю» стр. 154
- Попробуем прочитать буквосочетания.(чтение по цепочке)
- Что вы заметили? (пауза) - Какой звук обозначает наш фокусник? (никакой)
- А что обозначает? (обозначает мягкость согласного звука, который стоит перед ним)
- Я попрошу вас это запомнить!
- Мягкий знак – настоящий фокусник! И мы ещё не все узнали, хотите ещё узнать?
- Попробуем прочитать слова 1 столбика. (просто читают, выборочно)
Мол – моль
Угол – уголь
Был – быль
- Какие фокусы заметили? (во 2 слове появился «ь», согласный на конце слова стал мягкий)
- А изменился ли смысл слова? (да!)
- Кто желает прочитать слова и объяснить смысл слов. (выборочно по 2 слова)
МОЛ – сооружение в виде стенки в порту или у входа в порт для защиты судов от морских волн.
МОЛЬ – мелкая бабочка, гусеница, которой является вредителем шерстяных вещей, хлебных зерен и растений.
УГОЛ – часть комнаты, сдаваемая внаем; место, где живут; фигура из геометрии.
УГОЛЬ – ископаемое, твердое горючее вещество.
БЫЛ – глагол, значит находился
БЫЛЬ – то, что было.
- Так, изменился смысл слова? (да) Значит какой фокус совершает «ь»?
-Самостоятельно прочитайте 2 пары слов.
-Кто сможет прочитать и объяснить значения слов?
ПЫЛ (жар) – ПЫЛЬ (микробы)
КОН (место, куда в игре надо попасть бросаемым предметом, или куда кладется ставка)
КОНЬ – животное.
-Прочитайте слова второго столбика (3+2) (гусь, лень, олень, лань, лось)
-Какое слово для вас непонятно? (лань-животное из семейства оленей, дикая коза)
-Подумайте, какое слово лишнее? (лень)
-Что такое лень? (ответы детей)
-Вспомните пословицу про лень? (Труд кормит, лень портит)
- Вернемся к нашему фокуснику: что вы узнали о «ь»?
МЯГКИЙ ЗНАК – 1.не обозначает никакого звука.
2. обозначает мягкость согласных, стоящих перед ним
3. меняет смысл слова.
- Молодцы!
ФИЗМИНУТКА
- Работа в прописи.
- Как вы думаете писать «ь» трудно или легко?
- Попробуем его написать? Открыли прописи на стр.35
- Следим за посадкой, проверим наклон тетради.
- Внимательно рассмотрите букву и ответьте на вопрос: - на какую букву он похож?
- Я рисую мягкий знак нежной капелькой – вот так!(показ на доске, дети обводят в воздухе, пишут 1 строчку)
- Очень красиво написали, молодцы! Закроем прописи, продолжим на следующем уроке
.
- Работа по «Букварю» стр. 154
- Прошу вас прочитать слова 3 столбика (3+2) (индивидуально с Непомнящих, Плехановым)
- Кто сможет повторить эти слова?
- Кто сможет объяснить значение слов?
- Сейчас посмотрим слайды и прочитаем слова. (показ 3 слайдов)
- По ключевым словам сделайте предположение, о чем будем читать дальше? (о Москве)
- Работа над текстом
- Вспомните правила посадки при чтении!
- Послушаем рассказ в исполнении Малофеевой Анжелики. (первичное чтение)
- Понравился рассказ?
- Где находится Кремль? (в Москве)
- А сейчас будем читать по абзацам. Сколько абзацев? (5)
1 абзац читает…(Е.Д.)
- Куда приходят люди на экскурсию?(Моск.Кремль, показ слайда)
2 абзац читает…(Б.А.)
- Что такое Кремль? (исторический музей)
- Из чего были сделаны стены Кремля раньше? (из дубовых бревен)
- Как называли Москву раньше? (белокаменной)
- Почему? (показ слайда)
3 абзац читает…(М.Д.)
- Сколько башен имеет Кремль? (20)
- Какая башня самая старая? (Тайницкая)
- От какого слова произошло название этой башни? (тайна) Эта башня имела тайник – колодец. Этот тайник и дал название башне.
-Посмотрите на экран. Перед вами Спасская башня.
- Что находится на ней? (часы)
- Что ещё есть в Москве? (царь-пушка, царь-колокол)
Рассказ: Жили-были в Москве пушечных дел мастера. Пушкам давали имена по тому зверю, который украшал её: «Лев», «Орел»… Андрей Чохов отливалсамые хорошие орудия. Вместе с другими мастерами он отлил пушку, какой свет не видывал. Она была очень тяжелой, стреляла каменной картечью. Поставили её на возвышение для защиты Спасских ворот от крымского хана и его орды. Но хан не дошел до Москвы, чоховскую пушку за красоту, за величину прозвали Царь-пушкой. И стоит она в Кремле как памятник мастерству, а не войне.
4 абзац читает…(М.В.)
- Что означает слово «Красная»? (показ слайда)
- Где находится Красная площадь: в Кремле или у стен Кремля?
5 абзац читает…(М.Н)
--Почему Кремль и Красная площадь для нас дороги? (наша история)
Это памятники истории и мы должны их охранять и знать! Я желаю, чтобы вы когда-нибудь побывали в столице нашей Родины и воочию увидели всю красоту Москвы.
4. Итог урока.
- Что интересного узнали на уроке?
- Что нового узнали?
- Что узнали про новую букву?
5. Оценивание.
Я благодарю вас за работу, мне понравилось как работали (перечислить тех, кто хорошо работал)
Какое настроение? Покажите свое настроение салютом!
Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи.
Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи...
Комбинированный урок письма и обучения грамоте по теме «Звуки [д, д,] и буквы Д д», 1 класс.(Пронина О.В. "Мои волшебные пальчики» (прописи), Букварь, Бунеев Р.Н. (учебник по обучению грамоте)).
Урок построен в технологии деятельностного метода....
Тематическое планирование по обучению грамоте (грамота) - 4 ч. в неделю, авторы Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. 1 класс. УМК «Перспектива».
Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманист...
Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс
Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...
Конспект урока в 1 классе. Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).
Конспект урока в 1классе.Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).Тема: «Знакомство с буквой С, с.Письмо строчной...