Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме:
    Обучение грамоте

    Емельянова Ольга Владимировна

    Урок в 1 классе. "Школа 2100"

    Обучение грамоте

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obuchenie_gramote_i_pismodocx.docx17.81 КБ

    Предварительный просмотр:

                                ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ И ПИСЬМО.

    Урок № 95.

    Тема:   Буква  ь (мягкий знак).  Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме.

     

    Цели:

    Образовательная: познакомить с буквой «мягкий знак», с особенностью этой буквы; учить читать слова с «ь», правильно писать «ь», знакомить со значение новых слов.

    Развивающая: развивать внимание, зрительно-слуховую память, мелкую моторику рук при письме, образное мышление.

    Воспитывающая: воспитание бережного отношения к культурным наследиям своего Отечества, историческим памятникам, событиям и героическому прошлому, воспитание чувства патриотизма и гордости за свою Родину.

    Валеологическая: следить за правильной осанкой при письме, чтении.

    Оборудование: для учащихся: учебник – Букварь, пропись № 5, индивидуальные карточки с буквами, звездочки для оценивания.

    Для учителя: учебник «Букварь», схема – таблица про «ь».

    .

    Оформление: презентация «Московский Кремль и другие памятники Москвы», песни о Москве, книги о Москве, Родине.

    Ход урока

       1. Организационный момент.

    Дружно за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся!

    Почувствуйте поддержку своих друзей, их хорошее отношение к вам.

        2. Актуализация знаний.

    Живет в нашем букваре известный фокусник. Как зовут его,  знаете? Догадайтесь!

                                             Мягкий голос, мягкий шаг

                                             Это буква …(мягкий знак) (рисунок буквы-фокусника)

    - Хотите узнать, почему он себя называет фокусником? (да)

    Для этого нужно открыть «Букварь» и поработать, хотите? (да)

         3. Открытие новых знаний.

    1. Работа по «Букварю» стр. 154

    - Попробуем прочитать буквосочетания.(чтение по цепочке)

    - Что вы заметили? (пауза) - Какой звук обозначает наш фокусник? (никакой)

    - А что обозначает? (обозначает мягкость согласного звука, который стоит перед ним)

    - Я попрошу вас это запомнить!

    - Мягкий знак – настоящий фокусник! И мы ещё не все узнали, хотите ещё узнать?

    1. Попробуем прочитать слова 1 столбика. (просто читают, выборочно)

    Мол – моль

    Угол – уголь

    Был – быль

    - Какие фокусы заметили? (во 2 слове появился «ь», согласный на конце слова стал мягкий)

    - А изменился ли смысл слова? (да!)

    - Кто желает прочитать слова и объяснить смысл слов. (выборочно по 2 слова)

    МОЛ – сооружение в виде стенки в порту или у входа в порт для защиты судов от морских волн.

    МОЛЬ – мелкая бабочка, гусеница, которой является вредителем шерстяных вещей, хлебных зерен и растений.

    УГОЛ – часть комнаты, сдаваемая внаем; место, где живут; фигура из геометрии.

    УГОЛЬ – ископаемое, твердое горючее вещество.

    БЫЛ – глагол, значит находился

    БЫЛЬ – то, что было.

    - Так, изменился смысл слова? (да) Значит какой фокус совершает «ь»?

    -Самостоятельно прочитайте 2 пары слов.

    -Кто сможет прочитать и объяснить значения слов?

    ПЫЛ (жар) – ПЫЛЬ (микробы)

    КОН (место, куда в игре надо попасть бросаемым предметом, или куда кладется ставка)

    КОНЬ – животное.

    -Прочитайте слова второго столбика (3+2) (гусь, лень, олень, лань, лось)

    -Какое слово для вас непонятно? (лань-животное из семейства оленей, дикая коза)

    -Подумайте, какое слово лишнее? (лень)

    -Что такое лень? (ответы детей)

    -Вспомните пословицу про лень? (Труд кормит, лень портит)

    - Вернемся к нашему фокуснику: что вы узнали о «ь»?

    МЯГКИЙ ЗНАК – 1.не обозначает никакого звука.

                                    2. обозначает мягкость согласных, стоящих перед ним

                                    3. меняет смысл слова.

    - Молодцы!

    ФИЗМИНУТКА

    1. Работа в прописи.

    - Как вы думаете писать «ь» трудно или легко?

    - Попробуем его написать? Открыли прописи на стр.35

    - Следим за посадкой, проверим наклон тетради.

    - Внимательно рассмотрите букву и ответьте на вопрос: - на какую букву он похож?

    - Я рисую мягкий знак нежной капелькой – вот так!(показ на доске, дети обводят в воздухе, пишут 1 строчку)

    - Очень красиво написали, молодцы! Закроем прописи, продолжим на следующем уроке

    .

    1. Работа по «Букварю» стр. 154

    - Прошу вас прочитать слова 3 столбика (3+2) (индивидуально с Непомнящих, Плехановым)

    - Кто сможет повторить эти слова?

    - Кто сможет объяснить значение слов?

    - Сейчас посмотрим слайды и прочитаем слова. (показ 3 слайдов)

    - По ключевым словам сделайте предположение, о чем будем читать дальше? (о Москве)

    1. Работа над текстом

    - Вспомните правила посадки при чтении!

    - Послушаем рассказ в исполнении Малофеевой Анжелики. (первичное чтение)

    - Понравился рассказ?

    - Где находится Кремль? (в Москве)

    - А сейчас будем читать по абзацам. Сколько абзацев? (5)

    1 абзац читает…(Е.Д.)

    - Куда приходят люди на экскурсию?(Моск.Кремль, показ слайда)

    2 абзац читает…(Б.А.)

    - Что такое Кремль? (исторический музей)

    - Из чего были сделаны стены Кремля раньше? (из дубовых бревен)

    - Как называли Москву раньше? (белокаменной)

    - Почему? (показ слайда)

    3 абзац читает…(М.Д.)

    - Сколько башен имеет Кремль? (20)

    - Какая башня самая старая? (Тайницкая)

    - От какого слова произошло название этой башни? (тайна) Эта башня имела тайник – колодец. Этот тайник и дал название башне.

    -Посмотрите на экран. Перед вами Спасская башня.

    - Что находится на ней? (часы)

    - Что ещё есть в Москве? (царь-пушка, царь-колокол)

    Рассказ: Жили-были в Москве пушечных дел мастера. Пушкам давали имена по тому зверю, который украшал её: «Лев», «Орел»… Андрей Чохов отливалсамые хорошие орудия. Вместе с другими мастерами он отлил пушку, какой свет не видывал. Она была очень тяжелой, стреляла каменной картечью. Поставили её на возвышение для защиты Спасских ворот от крымского хана и его орды. Но хан не дошел до Москвы, чоховскую пушку за красоту, за величину прозвали Царь-пушкой. И стоит она в Кремле как памятник мастерству, а не войне.

    4 абзац читает…(М.В.)

    - Что означает слово «Красная»? (показ слайда)

    - Где находится Красная площадь: в Кремле или у стен Кремля?

    5 абзац читает…(М.Н)

    --Почему Кремль и Красная площадь для нас дороги? (наша история)

    Это памятники истории и мы должны их охранять и знать! Я желаю, чтобы вы когда-нибудь побывали в столице нашей Родины и воочию увидели всю красоту Москвы.

    4. Итог урока.

    - Что интересного узнали на уроке?

    - Что нового узнали?

    - Что узнали про новую букву?

    5. Оценивание.

    Я благодарю вас за работу, мне понравилось как работали (перечислить тех, кто хорошо работал)

    Какое настроение? Покажите свое настроение салютом!

    Урок окончен.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

    Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

    Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи.

    Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи...

    Тематическое планирование по обучению грамоте (грамота) - 4 ч. в неделю, авторы Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. 1 класс. УМК «Перспектива».

            Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманист...

    Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

    Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

    Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)

    Рабочая программа по обучению грамоте для  1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...

    Конспект урока в 1 классе. Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).

                   Конспект урока в 1классе.Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).Тема: «Знакомство с буквой С, с.Письмо строчной...