урок русского языка "Орфограммы в корнях слов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Цели:

            Продолжить формировать умение  видеть орфограммы в корнях слов,

            подбирать проверочные слова и формы слов, доказывающих наличие орфограммы.

            Развивать коммуникативные способности, умения сверять действия с результатом и исправлять ошибки;

            оценивать личный вклад в совместную учебную деятельность.

            Прививать позитивное отношение к предмету.

Задачи урока:

-отрабатывать орфографический навык;

-учить обосновывать свой ответ;

-учить выделять главное, делать выводы;

-развивать речь учащихся;

-совершенствовать умение наблюдать и сравнивать;

-развивать умение работать с различными источниками информации на уроке;

-воспитывать культуру устной и письменной речи;

-воспитывать уважение к одноклассникам и педагогу.

Урок русского яыка в 4 классе по программе "Перспективная начальная школа"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orfogrammy_v_kornyah_slov.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

                Открытый урок русского языка в 4 «2» классе

Учитель начальных классов Курнышова Елена Алексеевна

Тема: «Орфограммы в корнях слов»

Цели:

  1. Продолжить формировать умение  видеть орфограммы в корнях слов, подбирать проверочные слова и формы слов, доказывающих наличие орфограммы.
  2. Развивать коммуникативные способности, умения сверять действия с результатом и исправлять ошибки; оценивать личный вклад в совместную учебную деятельность.
  3. Прививать позитивное отношение к предмету.

Задачи урока:

-отрабатывать орфографический навык;

-учить обосновывать свой ответ;

-учить выделять главное, делать выводы;

-развивать речь учащихся;

-совершенствовать умение наблюдать и сравнивать;

-развивать умение работать с различными источниками информации на уроке;

-воспитывать культуру устной и письменной речи;

-воспитывать уважение к одноклассникам и педагогу.

Оборудование: учебник «Русский язык 4 класс», ч.3, словари, печатная тетрадь№2.

1.Оргмомент 

Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Давайте будем друг другу дарить улыбку и радость.  Садитесь.

Руки? На месте.

Ноги? На месте.

Локти? У края.

Спина? Прямая.

Открыли тетради, запишем дату и классная работа, только вспомним о положении тетради и о посадке при письме.

Начинаем наш урок с орфографической разминки, которая поможет узнать, что нас ждёт сегодня на уроке.

- На экране слова:  учитель, ущелье, мощь, праздник, побежал, пробежка, гореть.

- Найдите и запишите слово с…

1.С буквой непроизносимого согласного в корне слова (праздник)

2.С буквой безударного гласного в корне слова, проверяемым ударением (побежал)

3.Мягким знаком после шипящего (мощь)

4.С буквой парного согласного в корне слова (пробежка)

5 Разделительным мягким знаком (ущелье)

6. С буквой безударного гласного в корне слова, непроверяемого ударением (гореть)

 - Какое слово осталось?
Остается слово
 УЧИТЕЛЬ

- Сейчас вы проверяли свою орфографическую зоркость – умение обнаруживать орфограмму в слове. Чтобы правильно написать слово с орфограммой, нужно хорошо знать правила русского языка. А слово, которое осталось на доске – не случайно. Сегодня каждый из вас выступит в роли учителя. Будет оценивать не только работу свою, но и своих одноклассников.

Наша орфографическая  разминка связана с темой урока. Прочитайте её. (на доске записана тема урока)

 2. Ребята, а для чего вы должны знать орфограммы
-
 Чтобы грамотно писать, орфограммы нужно знать. Это выражение и будет девизом нашего урока. Вы согласны?

Чему мы должны научиться при изучении этой темы?

1. Уметь находить орфограммы в словах

2. Уметь подбирать разные способы проверки

3. Определять место орфограммы в слове

-Вы согласны?

3. Чем мы можем воспользоваться, чтобы этому научиться? Начнём с того, что откроем учебники на стр.66, прочитайте вопрос Евдокии Васильевны. Как вам могут пригодиться эти знания, при изучении данной темы? ( вспоминать родственные слова, для того чтобы подбирать способы проверки)

Посмотрите на упр 59, потом мы определим, как оно нам помогло достигнуть цели нашего урока.

     - Прочитайте первую часть задания, мы выполним её по вариантам

   Самостоятельная работа.

     Выписать слова, в которых корень:

           1    -\-       -  с корнем- крик-;

           2   -\-        -  с корнем- лет-;

           3  -\-        -  с корнем- лес-;

           4   -\-        - с корнем- зл-;

Коллективная проверка. (Оценивание) Оцените свою работу.

- Могут ли родственные слова быть словами разных частей речи?

 - Как пишется корень в родственных словах? Вам эти знания помогут в умении грамотно писать слова.

- Какие орфограммы встретились в корне слова? (таблицы на доску)

                      Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

                      Непроизносимая согласная в корне слова.

                      Парная согласная в корне слова.

                      Беглая гласная в корне.

Вернёмся ко 2 части задания: А сейчас все вместе выпишем слова с корнем –бег.

Разбор по составу бегать, бег, бегун. Самопроверка по Словообразовательному словарю.

Физминутка для глаз.

4. Сегодня мы работаем с орфограммами, которые находятся где?

А сейчас посмотрите на упр.60, перед нами возникла проблема (2 часть задания к упр). Ученик читает проблему, дети объясняют. Ученики записывают слова, рядом с каждым словом пишут проверочное слово или форму слова, доказывающее наличие этой орфограммы.

Теперь мы подведём итог нашей работы – все эти орфограммы находятся в корне слова и как можно их проверить? (2 способами) 1 способ – подбор родственных слов; 2 способ – подбор формы слова. Оцените свою работу карточками.

Посмотрите на тему урока, помните, чему мы должны были научиться. Как вы думаете, всё мы это сделали? Оцените себя

5. Молодцы! Вы хорошо оценили себя, сейчас ваши знания пригодятся вам в игре, которую я вам приготовила. Игра называется «Здесь ошибки отыщите, в чём причина их, скажите?». Работать будем по группам. Каждая группа получает карточку с отрывком из стихотворения. Вы должны отыскать ошибки, исправить их и рассказать, какую орфограмму вам надо было вспомнить: 2 мин – колокольчик. И один ученик от группы, будет в роли учителя, выходит и рассказывает орфограмму.

1.«Здесь ошибки отыщите, в чём причина их, скажите?» (безударная гласная, непроверяемая ударением в корне слова)

Ай, бай, бай,
Ты, сабачка, не лай.
Ты, карова, не мычи,
Ты, питух, не кричи.

2.Здесь ошибки отыщите, в чём причина их, скажите? (Парные звонкие и глухие согласные в корне слова)

Код ловил мышей и крыз,
Кролик лист капустный грыс.

3.Здесь ошибки отыщите, в чем причина их, скажите? (Безударная гласная, проверяемая ударением)

Я в тетрадь слава писала,
Удореньем провиряла.

4. Здесь ошибки отыщите, в чём причина их, скажите? (Парные звонкие и глухие согласные в корне слова)

Деревянная дорога, 
Вверх идёт она отлого,
 
Что ни шаг — То овраг.

5. Здесь ошибки отыщите, в чём причина их, скажите? (Непроизносимые согласные в корне слова)

День рожденья - день чудесный,
Радостный, веселый.
Мы желаем на "отлично"
Всем учиться в школе!

6. Дополнительно:

Исправьте ошибки в письме.

– Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша –  в городе. Однажды написал Ваня сестре письмо следующего содержания:

«Здравствуй, Маша!

В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будет рыбу ловить рано утром.

Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса».

– Послушайте, что ответила ему Маша.

«Ваня, здравствуй!

Посылаю тебе твое письмо обратно. Прочти его сам повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов.

Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг?

И почему поворачиваешься с бачка на бачок. Где там, на речке, бачки?

Еще ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих черных?

Ты писал, что Миша будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним не ходил?

И еще сообщи, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лиса?

Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться в десятом классе, и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?»

– Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял. Давайте, ребята, поможем Ване разобраться, в чем же его ошибки.

(Учащиеся выписывают слова, в которых допущены ошибки, и подбирают проверочные слова.)

7. Оценивание

8. Понравился ли вам урок?

    А как вы думаете, эти знания пригодятся вам в дальнейшем?

– Благодарю вас, за активную работу на уроке. Сегодня вам на помощь не раз приходили ваши знания и смекалка. Вы доказали, что из вас получатся чудесные учителя!!!

9. Домашнее задание (1 минута)

из «Обратного словарика» выписать по пять слов на каждую орфограмму.        

             

Алгоритм

  1. Установи, в какой части слова находится орфограмма.
  2. Если орфограмма в корне, определи, какая это буква – гласная или согласная.
  3. Если буква согласная, определи, какая она – проверяемая, непроверяемая или непроизносимая – и выбери правило.
  4. Если буква гласная, определи, какая она – проверяемая, непроверяемая или чередующаяся – примени правило.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока+презентация урока русского языка 3 класс "Слова с глухими и звонкими согласными в корне"

Урок проводится в форме путешествия. На уроке формируется умение подбирать проверочные слова, сравнивать написание корня в проверочном и проверяемом словах, развивать речь, расширять словарный запас. ...

Проект урока" Парные согласные в корне слова" Презентация к уроку" Парные согласные в корне слова"

Проект урока разработан в виде технологической карты . На каждом этапе урока указаны формируемые УУД....

Урок русского языка во 2 классе с использованием здоровьесберегающих приёмов. Тема урока – «Безударные гласные в корне слова»

Цели урока:Ø  отработка умений находить безударные гласные в корне слова, подбирать проверочные слова;Ø  развитие орфографической зоркости, наблюдательности и мышления;Ø  воспитание инт...

урок русского языка по теме "Слова с безударной гласной в корне слова" 3 класс по системе Л.Занкова

урок русского языка по теме "Слова с безударной гласной в корне слова" 3 класс по системе Л.Занкова с презентацией...

Урок русского языка "Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 3 класс

Урок русского языка "Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 3 класс...

Конспект урока русского языка во 2 классе Тема урока: «Безударная гласная в корне слова»

Тема урока. Безударная гласная в корне слова.Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.Планируемые результаты:Предметные : использование новых знаний в практической деятельности....

Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс).

Цели деятельности учителя: обобщение знаний об образовании сложных слов, правильном употреблении приставок НА- и О- в словах надеть, надевать; одеть, одевать, правописании приставок и предлогов.Планир...