"Правописание глаголов с частицей НЕ" 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Нагорная Лилия Анатольевна

Технологическая карта разработа в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nagornaya_l.a._konkurs_razrabotok.pptx1.22 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№7» « Правописание частицы НЕ с глаголами» Методическая разработка урока 2 класс УМК «Школа России» Составила: Нагорная Л.А., учитель начальных классов 2013 год

Слайд 2

Цели урока Образовательная: формировать навык раздельного написания глаголов с частицей НЕ; познакомить с глаголами исключениями. Развивающая: способствовать развитию речи, мышления, вни - мания, наблюдательности, устойчивой мотивации к процессу обучения. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к книге, чувство взаимопомощи, поддержки, учить детей сотрудничать. Здоровьесберегающая : способствовать сохранению здоровья ребёнка через проведение физкультурной паузы, соблюдение правильной посадки.

Слайд 3

Познавательные: обучающиеся научатся правильно писать частицу НЕ с глаголами. Коммуникативные: научатся работать в парах, формулировать свою точку зрения, строить сообщения в устной и письменной форме. Личностные: развивать эмоционально – волевую сферу , о ценивать собственную деятельность. Планируемые результаты

Слайд 4

Тип урока: изучение нового материала. Вид урока : урок-путешествие Применяемые технология : деятельностная Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор. Структура урока Организационный (мотивационный) этап.(3 мин.) Этап актуализации знаний. (4 мин.) Самоопределение к деятельности. (3 мин.) Этап изучения нового материала. (8 мин.) Физкультминутка. (2 мин.) Этап применение новых знаний. (7 мин.) Этап закрепления новых знаний. (6 мин.) Домашнее задание (2 мин.) Подведение итога. (2 мин.) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке(3 мин.)

Слайд 5

Фронтальная; Парная; Индивидуальная. Методы обучения: Словесный, наглядный, практический; Беседа, самостоятельная работа; Объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый . Формы организации учебно-познавательной деятельности:

Слайд 6

Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД Учитель приветствует учеников и объявляет о начале урока. Прозвенел звонок для нас. Все вошли тихонько в класс. Встали все у парт красиво Поздоровались учтиво . Сегодня у нас с вами необычный урок. У нас гость и он приглашает нас в гости к своим друзьям. А кто он вы узнаете, отгадав мою загадку: У отца был мальчик странный, Необычный – деревянный, Но любил папаша сына. Что за странный Человечек деревянный На воде и под водой Ищет ключик золотой? Всюду нос суёт он длинный, Кто же это? Ученики ровно встают у парт и молчанием приветствуют друг друга. Обучающиеся отгадывают загадку : в гости пришёл Буратино Оформляют свои мысли в устной форме; осуществляют анализ, делают обобщение. (коммуникативные, познавательные ) Формируют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (личностные) 1 . Организационный момент (3 мин.) Цель: подготовить обучающихся к работе на уроке, создать необходимые условия для их включения в учебную деятельность Форма работы: фронтальная Метод познавательной деятельности: словесный, частично-поисковый

Слайд 7

Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД -Из какой сказки пришёл к нам Буратино? Кто автор этого произведения? Кто же друзья Буратино? Как вы думаете куда мы сегодня идём в гости? -Давайте вспомним как нужно вести себя в гостях? -Я думаю, что мы с вами сегодня будем самыми любознательными, внимательными и воспитанными гостями. Обучающиеся отвечают на вопросы учителя: Буратино герой сказки «Золотой ключик», которую написал А. Толстой. В гости мы идём в театр, т.к. там живут друзья Буратино: Пьеро, Мальвина , Артемон … Также обучающиеся проговаривают правила поведения в гостях. Совместно договариваются о правилах поведения в гостях. (коммуникативные)

Слайд 8

Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД -Вот мы и пришли в Театр частей речи. Как вы думаете, кто актёры этого театра? -Какие части речи вы знаете? Давайте заглянем за кулисы... Вот идёт озадаченный актер, прислушайтесь, он что-то бормочет. «Кто? Что? Кто? Что?» Какая это часть речи и какую роль в предложении играет? Обучающиеся вспоминают части речи : имя существительное, глагол, имя прилагательное, предлог –Ребята определяют, что озадаченный актёр –это и мя существительное, в предложении играет роль подлежащего.. Приводят примеры имени существительного. Строят речевое высказывание в устной форме , осуществляют подведение под понятие на основе распознавания объектов (познавательные) 2. Актуализация знаний обучающихся ( 4 мин.) Форма работы: фронтальная Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый Цель: организовать актуализацию полученных знаний

Слайд 9

Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД - А вот Буратино успокаивает какого-то актера. Он говорит: «Что делать? Что сделать?». Он тоже играет главную роль в предложении. Какую? -Расскажите всё, что вы знаете о глаголе? Обучающиеся отвечают на вопрос учителя: - Это глагол, в предложении – сказуемое. Глаголы обозначают действие предмета; отвечают на вопросы что делать? что сделать?; изменяются по числам; в предложении связаны с именем существительным. Приводят примеры глаголов. Строят речевое высказывание в устной форме , осуществляют подведение под понятие на основе распознавания объектов (познавательные)

Слайд 10

Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД -Актеру Сказуемому дали текст спектакля. Нам необходимо определить слова, которые принадлежат ему: на, любил, прекрасный, весна, праздник счастливая, она, читал, под, хорошее -Придайте словам отрицательный смысл. -Что помогло глаголу получить отрицательный смысл? -Ребята, а какой частью речи является это маленькое слово не ? Учитель объясняет, что НЕ- это частица. Обучающиеся определяют слова актёра Сказуемого : любил, читал. Доказывают правильность своего выбора. Образуют глаголы- отрицания: не любил, не читал. Выясняют что глаголу помогло получить отрицательный смысл слово «НЕ». Оформляют свои мысли в устной форме; осуществляют анализируют, обобщают. (коммуникативные) Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. (регулятивные) 3. Самоопределение к деятельности. ( 3 мин.) Форма работы : фронтальная Методы: поисковый, словесный Цель: сформулировать образовательную цель урока

Слайд 11

Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД -Ребята, Буратино хотел записать эти слова, но не знает, как написать частицу НЕ с глаголом? Можете ли вы ему помочь? -Вы можете сразу сказать, как пишется частица НЕ с глаголами? -Как вы думаете, есть ли в русском языке такое правило - правописание частицы НЕ с глаголами? -Так какая же тема нашего урока? Чему мы должны научиться сегодня на уроке? Наша экскурсия по театру продолжается. Буратино предлагает вам посмотреть грамматическую сказку. А значит, мы с вами оказались в зрительном зале. Сядьте поудобнее. -Просмотрев сказку, ответьте на вопрос, какие глаголы с НЕ запомнили ? Ребята предполагают как правильно записать глаголы с частицей Не. Мнения расходятся. Определяют тему урока: «Правописание частицы не с глаголами», ставят цели урока: познакомиться с правилом написания частицы Не с глаголами Дети инсценируют сказку о гордой частице Не и Глаголе «Сила любви»

Слайд 12

Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД -В театре есть библиотека. Заглянул туда Буратино, нашёл пословицы, а прочитать не может. Начало от одной пословицы, а окончание от другой. Помогите восстановить пословицы. У вас на партах лежат карточки с заданием: соедините пословицы стрелками. Обучающиеся работают в парах: составляют пословицы, проверяют выполнение задания по образцу, оценивают свою работу. Проверка. Кто (не) работает, тот (не) ест. С ложью правда (не) дружит. Лень добра (не) делает. Учитывают разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (коммуникативные) 5 . Изучение нового материала. ( 8 мин.) Форма работы : фронтальная, парная Методы: поисковый Цель: познакомить с правилом правописания частицы Не с глаголами; познакомить с глаголами - исключениями

Слайд 13

Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД -Ребята, посмотрите внимательно, в отрицательном значении как будем писать частицу НЕ с глаголами? -Выпишите глаголы с частицей НЕ в тетрадь. Проверка. -Какие глаголы вы выписали? -Давайте сравним наши ответы с правилом в учебнике. Сравнение с правилом в учебнике на с.9 (внизу). -Какое новое правило о правописание глаголов вы узнали? -Давайте сделаем вывод хором, как пишутся глаголы с частицей НЕ ? Обучающиеся вспоминают правило о написании имени существительного с предлогом и по аналогии проверяют написание частицы НЕ с глаголом. Делают вывод, что частица Не с глаголом пишется раздельно. К доске выходят записывать ученики по цепочке, с комментированием. Читают правило в учебнике о правописании частицы Не с глаголом. Оформляют свои мысли в устной форме; осуществляют анализ, синтез, обобщение. (коммуникативные) Добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке.(познавательные)

Слайд 14

Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД - Какие глаголы с НЕ запомнили? -Посмотрите на экран: не люблю, не верю, не подходила, не может, ненавидеть, негодовать. -Что вы заметили? -Ребята, как же пишется НЕ в этих глаголах? -Давайте уберём НЕ и попробуем прочитать. -Глаголы ненавидеть, негодовать являются словами-исключениями. Сказка Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Не постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она – «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул печально Глагол и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую!», «Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался с ней рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без нее не может. Обучающиеся заметили, что глаголы НЕНАВИДЕДЕТЬ, НЕГОДОВАТЬ пишутся слитно с частицей НЕ, т. К. не употребляются без НЕ.

Слайд 15

Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД -Объясните значение слова ненавидеть. Негодовать. -Давайте заглянем в словарь Ожегова. Ненавидеть – питать ненависть к кому-нибудь или к чему-нибудь. Негодовать – значит возмущаться, быть недовольным. -Давайте хором повторим, какие глаголы с НЕ пишутся слитно. -Запишите их, запомните. -Как написали НЕ с глаголами? Почему? Обучающиеся работают в парах: находят в толковом словаре значения слов ненавидеть, негодовать. Записывают слова в тетрадь и делают вывод о том, что эти глаголы с частицей Не пишутся слитно, т.к. не употребляются без НЕ. Учатся принимать и сохранять учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную (регулятивные) Осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием литературы (познавательные)

Слайд 16

Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД Учитель предлагает выполнить под музыку движения, которые изображают герои презентации Обучающиеся выполняют движения соответствующие содержанию мультимедийной презентации. Развивают физические качества и получают навыки здорового образа жизни. (личностные) 5. Анимационная физкультминутка. (2 мин.) Форма работы: фронтальная Методы: репродуктивный Цель: сохранение здоровья ребенка, создание благоприятного психологического климата

Слайд 17

Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД Обучающимся предлагается сыграть роль упрямой частицы. -Совсем заупрямилась частица. Стала отвечать на вопросы глагола: «Слезь со стула!», «Упадёшь, Решишь, Молчишь?» -Проверьте работу соседа по парте. Оцените. Обучающиеся образуют и записывают в тетрадь глаголы с отрицательным значением: не слезу, не упаду, не решу, не молчу. Проверяют по образцу работы и оценивают друг друга. Умение контролировать и осуществлять взаимный контроль (коммуникативные), произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения учебной задачи (познавательные) 6. Применение новых знаний. (7 мин.) Форма работы: фронтальная, индивидуальная Методы: репродуктивный, частично-поисковый Цели этапа: установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести их коррекцию.

Слайд 18

Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД -Ребята, Буратино предлагает нам выполнить ещё одно задание.(на карточках) Вставь в текст частицу не так, чтобы некоторые глаголы имели отрицательный смысл: … Береги книгу! …бери её грязными руками и …клади на грязный стол. Если ты …взял книгу в библиотеке, то …забудь вернуть её в срок. Буратино собирается в школу. Придумайте для него советы по правилам поведения в школе. Выборочно учителем оцениваются работы обучающихся. Обучающиеся выбирают карточку и выполняют задание. 2 человека работают у доски. По окончании работы дети проверяют и оценивают работы одноклассников.. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. (регулятивные) Оформляют свои мысли в письменной форме. (коммуникативные) способность к взаимооценке . (регулятивные) 7 . Закрепление новых знаний. (7 мин.) Форма работы : индивидуальная Методы : частично-поисковый Цель: обеспечить закрепление знаний обучающимися через нестандартные задания

Слайд 19

Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД Учитель проводит инструктаж по выполнению домашнего задания ( по выбору) 1.) С. 10, упр.32. 2.) Подобрать загадки, в которых встречаются глаголы с частицей НЕ., записать в тетрадь. Записывают задание в дневник. 8. Домашнее задание . (2 мин.) Форма работы: фронтальная Методы: репродуктивный

Слайд 20

Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД Учитель задаёт обучающимся вопросы -О правописании какой части речи мы сегодня говорили? -Как пишется глагол с частицей Не? -Какие глаголы-исключения вы запомнили? -Почему эти глаголы пишутся слитно с частицей Не? Учитель оценивает работу обучающихся. Обучающиеся дают полные аргументированные ответы. -Глаголы пишутся с чатице Не раздельно. Кроме глаголов НЕГОДУЮ НЕНАВИЖУ-эти глаголы без НЕ не употребляются. Осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение. (познавательные) Оформляют свои мысли в устной форме. (коммуникативные) 9. Подведение итогов урока.(3 мин.) Форма работы : фронтальная Методы: репродуктивный Цель: подвести итог урока, выявить качественную оценку работы класса

Слайд 21

Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД - Экскурсия по театру завершается и нам с вами пора возвращаться домой. С каким настроением вы покидаете этот гостеприимный дом? Обоснуйте ответ. В чём были трудности на уро - ке ? Какое задания вам показалось ин тересным и его выполнение не вызва ло у вас затруднений? По окончании спектакля актёров благодарят-дарят цветы. Давайте и мы отблагодарим актёров: соберём букет цветов. Выберите цветок того цвета, который соответствует вашему настроению. В завершении Буратино даёт вам совет: «Запомните, мои друзья, волшебная частица НЕ, отрицая плохое, недостойное человека действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе». На этом урок закончен . Обучающиеся рефлексируют свою деятельность, эмоциональное состояние, собираю букет цветов. Знают основные моральные нормы и ориентацию на их выполнение. (личностные) (познавательные) Оформляют свои мысли в устной форме. (коммуникативные) 10. Рефлексия.(3 мин.) Форма работы : фронтальная Методы: репродуктивный Цель: инициировать рефлексию обучающихся по вопросу эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей НЕ

Методические разработки уроков и сценарии школьных праздников...

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»  Пояснительная запискаДанный урок относит...

русский язык,4 класс(умк "Школа 2100").Роль глаголов в предложении,в речи.Правописание глаголов с частицей НЕ.

русский язык,4 класс(умк "Школа 2100").Роль глаголов в предложении,в речи.Правописание глаголов с частицей НЕ.На уроке проводится работа в парах,прослушивается аудиозапись(Есенин."С добрым утром!"),ис...

«Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не»

"Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не"...

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»...

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе По теме « Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не».

Урок направлен на углубление  знаний учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, роль в предложении, положительный и отрицательный смысл глаголов)....